Введение
Глава I. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ: СМЫСЛ ПОНЯТИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ.
1.1. Место и роль управленческой культуры руководителя образовательной организации в современных условиях 9
1.2. Культура управления и эффективность деятельности образовательной организации 23
1.3. Выводы по первой главе 37
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1. Проектирование и реализация модели рефлексивно-управленческой
деятельности руководителя образовательной организации 40
2.2. Проверка эффективности модели рефлексивно-управленческой
деятельности руководителя образовательной организации 54
2.3. Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Социально-экономические и политические реформы последних десятилетий в стране привели к тому, что смысл и содержание управленческой деятельности в сфере образования радикально изменились. Задачи и функции управленческих кадров значительно расширились и усложнились. Руководители образовательных организаций столкнулись с проблемами, с которыми не сталкивались прежде.
Изменения не обошли стороной средние образовательные школы (СОШ). Их руководителям (директорам, заместителям директоров) приходится решать новые задачи, искать новые методы и формы работы с педагогическим коллективом, с учащимися и родителями, с общественными организациями, с внешней средой.
Особенности финансирования современной школы и необходимость сделать свою образовательную организацию привлекательной для внешней среды обусловили развитие системы дополнительных образовательных услуг, которая коренным образом отличается от системы прежней кружковой работы.
Отказ от идеологического контекста, прежде определявшего все сферы жизни советского человека, привел к образованию воспитательных и управленческих лакун, которые до сих пор остаются ничем не заполненными. В этой ситуации на первый план выходит культура управления, корпоративная культура организации, которые призваны заполнить вакуум и заменить идеологические механизмы управления образовательными организациями.
Образовательный уровень педагогов современной школы в целом стал значительно выше. Сегодня практически все учителя имеют высшее образование, а порой и не одно. Распространенным явлением становится обучение в магистратуре и аспирантуре, получение магистерской или кандидатской степени как формы повышения квалификации. Все это создает дополнительные трудности для руководства школ. Авторитарные методы управления не всегда оказываются эффективными, поэтому требования к управленческой культуре постоянно повышаются.
Все это определило актуальность данного исследования. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в условиях модернизации процесса управления образованием, расширения самостоятельности образовательных организаций повышаются требования к профессиональной компетентности и управленческой культуре руководителей образовательных организаций.
В настоящее время имеет место противоречие между изменившимися требованиями к развитию образования и недостаточной готовностью большинства руководителей к управлению в условиях перемен в данной области. Это приводит к необходимости повышения профессионализма и управленческой культуры руководителей образовательных организаций.
Основными моментами, требующими пристального внимания и корректировки, в системе управления образовательными организациями и управленческой культуре руководителей на сегодняшний день является следующее:
- недостаточное владение теорией и практикой инновационной деятельности;
- слабое знакомство с современными теориями управления и формирования управленческой культуры;
- неумение быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и решать слабо структурированные задачи;
- недостаточное развитие навыков профессионального компетентностного анализа собственного опыта и опыта коллег.
Таким образом, назрела необходимость создания соответствующей системы обучения управленческих кадров, обеспечивающей возможность углубления профессиональной компетентности и культуры управления.
В последние годы формируется культурологический подход к оценке и 4
анализу деятельности руководителя образовательной организация.
Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных организаций посвящены исследования российских педагогов (Н.В, Кузьмина, Я.В. Олейникова, И.П. Раченко, В.А. Сластенин, Л.Б. Соколова, Л.И.Фишман, Р.Х.Шакуров и др.).
К изучению личности руководителя образовательной организация постоянно обращается психологическая наука (Е.Е.Ведров, А.Г.Ковалев, И.С.Ладенко, В.Я.Ляудис, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, Е.И.Степанова, Г.П. Щедровицкий и др.), рассматривая личностные характеристики, влияющие на исполнение его социальной роли. Вместе с тем в последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления педагогическими системами, его сущность раскрыты в работах В.И.Зверевой, Ю.А. Конаржевского, В.С.Лазарева, М.Г.Макарова, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Интерес к личности руководителя, к его профессиональным качествам как предпосылкам эффективного управления отмечается в исследованиях, проводимых за рубежом. В работах М.Альберта, И. Анскоффа, Арджириса, М.Вудкока, Г.Зиммель, М.Мескона, Р.Марра, У.Самнера, Д.Смаша, Д.Френсиса, Ф.Хесри, Ли Якокка определяется набор свойств личности, которыми должен обладать успешный менеджер.
На страницах российских научно-педагогических журналов постоянно обсуждается проблема эффективного управления общеобразовательным организациям, публикуются материалы, отражающие положительный опыт. Это свидетельствует об актуальности проблемы эффективного руководства педагогическими системами, и о том, значении, которое приобретает в последнее время управленческая культура для успешного осуществления руководителем своих функций.
Однако анализ литературы, показывает, что в педагогической науке нет общепринятого понятия «управленческая культура руководителя», 5
недостаточно разработаны критерии эффективного управления, не определены педагогические условия формирования управленческой культуры руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации.
Цель исследования - проектирование и реализация модели рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектирование и реализация модели рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации обеспечит повышение эффективности подготовки специалистов, если будут:
- определены концептуальные основы модели управления образовательным процессом;
- разработана модель рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
- использована система критериев и показателей оценки эффективности модели.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития управленческой культуры руководителей образовательных организаций;
2. Определить теоретико-методологические основы развития
управленческой культуры руководителей образовательных организаций;
3. На основе концептуальных основ разработать модель рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку
эффективности модели рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации.
При проведении исследования использовались следующие методы работы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение полученных в ходе изучения данных;
2. Анкетирование с целью выявления рефлексивного компонента управленческой культуры руководителей образовательных организаций; анкетирование «Руководитель глазами подчиненных», «Психологический климат трудового коллектива»;
3. Методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева;
4. Количественно качественный анализ;
5. Организация формирующей работы по развитию управленческой культуры руководителей образовательных организаций.
Новизна данного исследования заключается в том, что мы не только связали процесс формирования и развития управленческой культуры с системой повышения квалификации руководящих работников школ, но и представили собственные рекомендации по организации этого процесса
База исследования. Исследование проводилось в г. Магнитогорске Челябинской области. Базой для проведения исследования стали МОУ СОШ Правобережного района г. Магнитогорска.
В исследовании принимали участие 18 человек (заместители директоров МОУ СОШ) в возрасте 29-55 лет в январе - мае 2019 года.
Привлечение к участию в исследовании именно заместителей, а не директоров СШ было обусловлено следующими причинами:
- первое лицо образовательной организации во многом выполняет представительские функции и решает стратегические задачи, нацеленные на достижение наиболее значимых долговременных целей;
- деятельность заместителей директоров школ по учебно-воспитательной и воспитательной работе направлена на решение тактических, ежедневных, рутинных задач управления;
- заместители директоров школ находятся в более тесном и непосредственном контакте с педагогическим коллективом и учащимися школы, а зачастую и с родителями.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и уточнении основных теоретических положений и концептуальных подходов к построению модели эффективного руководителя образовательной организация.
Практическая значимость заключается в возможности использования ее материалов специалистами в области образования, менеджеров по качеству образования, руководителями образовательных организаций.
Структура исследования: работа состоит из введения; основной части, включающей в себя две главы, посвященные соответственно теоретическим аспектам и практическому эксперименту по заявленной проблеме исследования; заключения и списка литературы.
В «Законе об образовании» РФ была поставлена задача оптимизации сети образовательных организаций. При этом оптимизация рассматривалась как важный инструмент повышения социально-экономической эффективности образовательной системы региона, а также образовательной системы в целом. Она направлена на обеспечение повышения качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных организаций на основе их концентрации и кооперации.
Особое значение в структуре образовательных организаций имеет средняя школа как основное звено педагогического процесса в целом.
Анализ теории и практики управления средним общеобразовательным организациям, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные особенности управленческой культуры руководителей образовательной организация, позволили обозначить современные требования, предъявляемые к их деятельности:
- постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по методологическому, педагогическому, нравственному, организационному обеспечению образовательной процесса;
- нацеленность на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса исследовательской деятельности, теоретическому накопленного опыта;
- потребность к востребованию передовых управленческих и педагогических идей и находок;
- принятие управленческих решений с учетом мнений членов педагогического коллектива (педагоги, обучающиеся, родители, общественность), специфики складывающейся ситуации в условиях предоставления школе большей самостоятельности и прав;
- умелое использование мотивации членов педагогического коллектива к качественной работе, ориентации на гуманизацию всех сторон жизни образовательной организация;
- широкое использование интеллектуального, нравственного, организационного потенциала общественных институтов в едином совместном воспитательном процессе;
- гибкость мышления, выражающаяся в умении видеть альтернативные пути решения сложных и противоречивых проблем и в стремлении преодолевать сложившиеся стереотипы; критичность мышления, рефлексивное осмысление жизненного и профессионального опыта.
В.А. Сластенин утверждает, что управленческая культура позволяет руководителю адекватными средствами в оптимальный промежуток времени достигать поставленных перед педагогическим коллективом целей
Однако анализ литературы, показывает, что в педагогической науке нет общепринятого понятия «управленческая культура руководителя», не разработаны критерии эффективного управления, не определены педагогические условия формирования управленческой культуры руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации.
Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организована и проведена экспериментальная работа.
Целью экспериментальной работы было изучение уровня управленческой культуры у руководителей СОШ, и разработка системы целенаправленного формирования управленческой культуры у руководителей образовательных организаций.
На первом этапе экспериментальной работы решались следующие задачи: сбор и анализ информации об уровне управленческой культуры руководителей (заместителей директоров) общеобразовательных школ, определялись признаки для диагностирования уровня сформированности компонентов управленческой культуры до их включения в процесс формирующего эксперимента.
Результаты исследования показали, что только трое (из 18) заместителей директоров общеобразовательных школ соответствуют высокому уровню управленческой культуры по всем показателям: они мобильны, имеют высокий уровень рефлексии, обладают творческим потенциалом, правильно используют стиль руководства, умеют перестраиваться, правильно принимать управленческие решения, имеет высокую профессиональную подготовку, легко обучаемы.
67 % заместителей директоров имеют средний уровень управленческой культуры. Для них характерна несформированность одного или нескольких компонентов управленческой культуры: неумение руководителей правильно принимать управленческие решения, строить свои отношения с подчиненными, быстро перестраиваться, принимать на себя ответственность за принятые решения. 17% руководителей недостаточно владеют управленческой культурой.
Таким образом, результаты подтвердили необходимость разработки модели системы повышения квалификации, направленной на развитие рефлексивного компонента в структуре управленческой культуры руководителя образовательной организация, за счет которого руководитель в различных условиях среди нескольких вариантов может находить наиболее эффективное решение.
В связи с этим была организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития СОШ; создание творческих и проблемных групп в коллективе, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий руководства образовательным организациям, управление конфликтами в коллективе; привлечение к работе организация представителей науки и передовой практики.
Все это подтверждает нашу гипотезу о том, что проектирование и реализация модели рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации обеспечит повышение эффективности подготовки специалистов, если будут:
- определены концептуальные основы модели управления образовательным процессом;
- разработана модель рефлексивно-управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
- использована система критериев и показателей оценки эффективности модели.
1. Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание - путь профессионального становления учителя. - Самара: СИПКРО, 2004. - 60 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.- 246 с.
3. Артубалевская В.В. Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации. Автореферат канд. дисс. - СПб., 2003. - 21с.
4. Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление. - М.: Высшая школа, 2001. -187 с.
5. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования. - М.: Наука, 2006. - 84 с.
6. Беляева В.В., Борисов Ю.В. Теория образования. Томск: ТГПУ, 2000. - 146 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - Л.: Лениздат, 1992.- 400 с.
8. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки и самооценки управления учебным заведением, - Н.Новгород: ВИПИ, 2007.- 212 с.
9. Вазина К.Я., Петров Ю.Н. Педагогический менеджмент. - М.:
Педагогика, 2009. - 384 с.
10. Васильев Ю.К. Педагогическое управление в школе, методология, теория, практика. - М: Педагогика, 2008. -196 с.
11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Перевод. с англ - М.: Дело, 1999. - 320 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
13. Казарин Л.С. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя / Педагогика. -2003. - № 5. - С.53-57.
14. Кларин Н.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. - М.: Арена, 2004.- 222 с.
15. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука, 1999.-271 с.
16. Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. - М.: Педагогика, 2007. - 348 с.
17. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1997. - 289 с.
18. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.. Высшая школа, 1999. - 145 с.
19. Ладенко И.С., Поляков В.Г. Методология рефлексивного управления. - Новосибирск: МГУ, 2008. - 133 с.
20. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. В.С.Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 2005. -158 с.
21. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
22. Ли Якокка. Карьера менеджера / Общ. ред. С.К. Медведкова - М.: Прогресс, 2001.- 143 с.
23. Макаров М.Г. Технология и эффективность социального управления. - М.: Прогресс, 2002. - 268 с.
24. Матрос Д.Ш. Имитационное моделирование в управлении школой / Под редакцией М.М. Поташника.- М.: Педагогика, 1999. - 186 с.
25. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Шамовой Т.И. - М.: Просвещение, 1999. - 238 с.
26. Моделирование содержания образования руководящих кадров общеобразовательных школ в системе повышения квалификации / Под ред.
Тонконогой Е.Н. - Псков: Наука, 2006. - 334 с.
27. Москвичев С.Г. Использование фактора мотивации в управлении. - Киев: Ника-Центр, 2009. - 362 с.
28. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М.: Сентябрь, 2009. -176 с.
29. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и
тенденции // Материалы научно-практической конференции. - СПб: Знание,
2006. - 168 с.
30. Никитин А. Э. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. - М.: РИПКРО, 1995. - 75 с.
31. Новое педагогическое мышление / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1999. - 280 с.
32. Новые ценности образования / Под ред. П.С. Крыловой. - М.:
Инноватор, 2005.- 153 с.
33. Олейникова Я.В. Культура поведения как фактор профессиональной успешности // Парадигма. - 2008. - №1. - С.23-26.
34. Орлов А.А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности // Педагогика. - 2006. - №4. - С.72-79.
35. Организационное поведение: практикум / Сост. С.Д. Резник, И.А. Игошина - М.: Инфра, 2010. - 256 с.
36. Панасюк А.К. Управленческое общение. - М.: Прогресс, 1999. - 284 с.
37. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Просвещение, 1989. 286 с.
38. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Прогресс, 1996. - 434 с.
39. Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М.: Новая школа, 2005.¬456 с.
40. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496 с.
41. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Н.Е. Педагогика. -
86
М.: Школа-пресс, 2003. - 512 с.
42. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
43. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности. Оренбург: ОГПИ, 1999. - 120 с.
44. Станкин М.И. Психология общения. - М.: Новая школа. 2006. - 364 с.
45. Слабодян В. Можете ли вы стать сильным менеджером // Кредо. 1999, №4. С.4-19.
46. Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом. - М.: Политиздат, 1992. -198 с.
47. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М.: Новая школа,
2007. - 229 с.
48. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / Под ред. Марра Р. - М:Контролинг, 1997. - 267 с.
49. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева В.С.- М: Центр соц. и экономических исследований, 2007. - 336 с.
50. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я.Кибанова - М.: ИНФА-М, 1997. - 512 с.
51. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М.М.Поташника. - М: Новая школа, 1999.- 64 с.
52. Чуракова Р.Г. Моделирование психологических ситуаций в ролевых играх. - М: Прогресс, 1991. -187 с.
53. Шамова Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. - М: Педагогика, 1992. - 312 с.
54. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. - М.: Знание, 1979. - 239 с.
55. Шубин Н.А. Внутришкольный контроль.- М.: Просвещение, 1997. -
214 с.
56. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М: Педагогический поиск, 1997. - 78 с.
57. Юсупов Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности, методическое руководство. - Казань: КГУ, 2004. - 96 с.
58. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. - Самара: ПСГА, 2005. - 329 с.