ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА»
НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ . 12
1.1 «Еврейский вопрос» и антисемитизм: истоки формирования и основные
положения 12
1.2 Идеологическая доктрина и мероприятия нацистской партии в
Германии в отношении евреев в конце 30-х годов XX века 17
1.3 Невооруженное сопротивление евреев в начальный период Второй
мировой войны 26
ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ И
ПОЛИТИКА СТРАН АНТИГИТЛИРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА 39
2.1 Участие евреев в вооруженных сопротивлениях 39
2.2 Рост сионизма и политика стран антигитлеровской коалиции 48
ГЛАВА 3. ПОСЛЕВОЕННОЕ РЕШЕНИЕ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» 55
3.1 Нюренбергский трибунал - суд человечества 55
3.2 Решение о переселении и образование государства Израиль 64
ГЛАВА4. МЕТОДИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ ХОЛОКОСТА В ШКОЛЕ 76
4.1. Нормативная и методическая база по преподаванию истории в школе 76
4.2 Практический опыт образования по теме Холокоста в современной России: проблемы и достижения 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ
Еврейский вопрос - один из сложных и противоречивых аспектов современности. На протяжении ни одного столетия еврейская проблема сохраняет остроту и порождает многочисленные социальные, политические, военные и международные коллизии.
В XX веке еврейский вопрос приобрел наибольшую остроту в годы Второй мировой войны. Идеология фашистского режима была направлена на уничтожение еврейского населения, вошедшим в историю как Холокост. Более шести семидесятилетий взрослые умные люди - историки и философы - пытаются осмыслить страшную трагедию, постигшую европейское еврейство в середине просвещенного ХХ века. Изучено и опубликовано колоссальное количество документов, восстановлены почти все события, написаны научные труды, воспоминания, созданы произведения искусства. Но так и нет вразумительного ответа на самые простые, казалось бы, вопросы. Как в сердце цивилизованной Европы могла возникнуть непостижимая идея ликвидации людей по национальному признаку? Почему, находясь в состоянии войны, Германия прилагала такие усилия, стараясь обнаружить всех, в ком есть хоть капля еврейской крови, только затем, чтобы убить их? Как могло случиться, что огромная масса еврейского населения оказалась «пассивной» жертвой нацистов?
Геноцид, и это один из самых, пожалуй, главных уроков Холокоста, никогда не ограничивается трагедией народа, против которого он направлен. Узаконенное в массовом сознании убийство - страшный симптом для всего человечества, симптом, свидетельствующий о начале самоистребления цивилизации. Именно поэтому так важно для всех, не только для евреев, не забывать одну из самых страшных трагедий ХХ века. Не забывать и рассказывать о ней детям.
Наверное, поэтому во всем мире в программы школьного обучения так или иначе включена тема изучения Холокоста.
С учетом выше обозначенного исследование еврейского вопроса в 1939-1948 гг., а также методические и практической опыт преподавания данной тематике в школе является актуальным и научно значимым. Историография. Изучению проблем «еврейского вопроса» посвящено значительное число исследований. Вследствие их большого числа акцентируем внимание только на некоторых из них.
Одним из сравнительно молодых направлений в российской историографии является изучение Холокоста на оккупированных советских территориях во время Великой Отечественной войны
В советской исторической науке 1960 - 1980-х гг. тема гибели евреев на оккупированной советской территории освещалась фрагментарно, оказавшись "закрытой в первую очередь для официальной академической историографии, присутствуя (в лучшем случае) на её периферии - в виде перечислительного ряда жертв нацизма". Советские историки стремились показать, что нацистское руководство осуществляло на захваченной территории СССР единую оккупационную политику, не разделяя население по национальной принадлежности. В большинстве работ вопросы уничтожения евреев нацистами не выделялись в самостоятельную проблему, и лишь упоминались в трудах по истории немецкой оккупации ряда советских регионов.
Изучение Холокоста в СССР находилось под постоянным воздействием международной ситуации, и публикация материалов о гибели евреев в годы Великой Отечественной войны порой зависела от очередных поворотов советской внешней политики. Так, злодеяния, совершённые румынскими войсками на оккупированной территории Молдавии и Южной Украины, уже в конце войны стали замалчиваться из опасений нанести "ущерб" советско-румынской дружбе. Лишь возобновление в середине 1960¬х гг. румынской историографией попыток обосновать "права" Румынии на Бессарабию вызвало необходимость дать им идеологический отпор. Это позволило И. И. Левиту и другим исследователям раскрыть оккупационную политику румынских войск, показать их роль в истреблении евреев на территории Молдавии.
Начавшаяся в конце 1960-х гг. антисионистская кампания ухудшила условия для изучения Холокоста. Одним из её важнейших постулатов стало объяснение массовой гибели евреев Европы сговором сионистов с нацистами, а также обвинение сионистов в значительном преувеличении числа евреев, уничтоженных нацистами. В то же время именно в работах, критиковавших сионизм, стало впервые употребляться само понятие Холокост (точнее, "Холокауст", в связи с одноимённым американским фильмом). Приводились в них и фрагментарные сведения об уничтожении евреев на оккупированной советской территории.
Своеобразным итогом развития советской историографии к началу перестройки стало издание энциклопедии по истории Великой Отечественной войны. В ней отсутствовала специальная статья о Холокосте, однако приводилась информация о наиболее крупных гетто на оккупированной советской территории, уничтожении евреев в больших городах и лагерях смерти, общем количестве жертв. Появление этих сведений можно расценивать как фактическое признание темы Холокоста в СССР на завершающем этапе развития советской историографии. Кардинальные изменения в изучении рассматриваемой проблемы произошли на рубеже 1980 - 1990-х гг., что было связано с общими переменами в жизни страны, ослаблением цензурного контроля над развитием историографии, развитием международного сотрудничества, расширением доступа исследователей к архивным документам. Уже в начале 1990-х гг. вышел ряд публикаций, в основном публицистического или научно-популярного характера, о массовом уничтожении евреев в отдельных городах и регионах страны.
Несмотря на открытие архивов, в России пока вышло не так много специальных публикаций документов, посвященных Холокосту. Первый такой сборник об уничтожении евреев на советской оккупированной территории был издан на русском языке в Иерусалиме в 1992 г. В основном в нем представлены документы о Холокосте в Прибалтике, Транснистрии и Украине. Ф. Д. Свердлов подготовил сборник документов на основе фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации .
Собранные К. Н. Плоткиным воспоминания, показания свидетелей, советские и немецкие документы о гибели евреев в Ленинградской области позволили считать её территорию, частично оккупированную противником, "северной границей Холокоста . Сведения об уничтожении еврейского населения приводятся также в документальных сборниках, посвященных истории ЕАК, оккупации различных регионов СССР. Уже в 1990-е гг. завершилась 8-томная публикация материалов Нюрнбергского процесса, начатая в последние годы существования СССР. Подготовленный фондом "Историческая память" сборник документов рассказывает об участии латышских коллаборационистов в уничтожении евреев в Белоруссии . В последние годы широко публикуются источники личного происхождения о гибели евреев, воспоминания и письма участников и очевидцев указанных событий.
Представленная работа содержит и педагогическую составляющую, вследствие чего при ее написании использовались публикации педагогической и методической направленности, а именно следующих авторов: Баранова П.А., Бондаренко С.М., Борзовой Л.П., Васяевой С.Н., Венцевой В.О., Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Гольденберга М.Л., Гончаровой А.И., Ивановой А.Ф., Коротаевой Е.В., Лазуковой Н.Н., Потехиной Т.Д., Ротерштейна В.М., Шкель В.Ф., Ярома О.В. и др.
Несомненно, исследование изучаемой проблематики будет продолжаться. Анализ уже накопленного опыта и знаний, новые мировоззренческие позиции по данной проблеме позволят в ближайшем будущем сформировать иные подходы и теории.
Целью данной работы является попытка рассмотреть основные аспекты «еврейского вопроса» в 1939-1948 гг., а также методический и практической опыт преподавания данной тематики в школе.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть истоки формирования и основные положения «еврейского вопроса» и антисемитизма;
- выделить основные моменты идеологической доктрины и обозначить основные мероприятия нацистской партии в Германии в отношении евреев в конце 30-х годов XX века;
- проследить различные варианты невооруженное сопротивления евреев в начальный период войны;
- рассмотреть участие и роль евреев в вооруженных сопротивлениях;
- охарактеризовать рост сионизма и политику стран антигитлеровской коалиции;
- выделить основные моменты Нюрнбергского трибунала;
- всестороннее рассмотреть процесс принятия решения о переселении евреев и образовании государства Израиль;
- выделить основные аспекты нормативной и методической базы по преподаванию истории в школе;
- проанализировать практический опыт образования по теме Холокоста в
РФ.
Объектом данной работы являются основные аспекты «еврейского вопроса» в годы Второй мировой войны и годы послевоенного урегулирования (1939-1948 гг.), а также методические приемы и средства преподавания данной тематики в школьной программе.
Предмет исследования - события, явления, процессы, методический и практический опыт рассмотрения основных аспектов «еврейского вопроса» в 1939-1948 гг., в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывают 1939 - 1948 гг., поскольку именно в этот исторический период «еврейский вопрос» приобрел наибольшую остроту и потребовал кардинальных мер.
Источниковая база исследования представлена письменными опубликованными источниками.
Первую группу источников составляют материалы, постановления, стенограммы, фиксирующие положение еврейского вопроса в годы Второй мировой войны. Именно данные документы позволяют проследить ситуацию с еврейским населением и отношение к этому вопросу стран антигитлеровской коалиции .
Вторую группу источников составляют воспоминания, мемуары, письма, записки по теме Холокоста. Эти материалы позволяют проследит и прочувствовать все страдания и муки, которые прошли евреи в годы Великой Отечественной войны.
Важным источниковым материалом являются материалы Нюренбергского процесса. Воспоминания, выступления, комментарии участников и очевидцев событий позволяет рассмотреть дискуссии, разногласия и отношения стран антигитлеровской коалиции к проведению трибунала и решению еврейского вопроса.
В данной работе рассматривалась нормативная база по преподаванию истории в школе. Ее также следует отнести к источникам в рамках нашей тематики.
Следует отметить, что выше обозначенные источники следует применять только комплексно, что обеспечит объективное и всестороннее изучение еврейского вопроса в 1939-1948 гг.
Методологические принципы. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, таких как: принцип историзма, конкретно-исторический подход к анализу явлений прошлого, научная объективность, требующая учета максимально возможного количества фактов и факторов при анализе исследуемого явления, дедукция, синтез, сравнительно-исторический, системный и историко-хронологический и другие методы научного исследования.
Научная новизна заключается по нашему представлению в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа основных аспектов еврейского вопроса в 1939-1948 гг.
Использование современных мировоззренческих, политических концепций позволило по-новому взглянуть на вопросы и варианты решения еврейского вопросы по итогам Второй мировой войны.
В нашей работе затронут ряд и дискуссионных проблем и проанализировано их различное историографическое толкование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов по специальности «История», «Международные отношения», «Учитель истории» в рамках таких учебных дисциплин «История Новейшего времени», «Политология», «История России XX век», «Международные отношения» и других.
Структура работы. Объект и цель нашей работы определили ее структуру. Она написана по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы, и приложения.
Еврейский вопрос берет свои истоки с глубины веков. В XIX веке сформировалось течение сионизм, которое было призвано решить «еврейский вопрос».
Созданная в 1920 г. нацистская партия, чья доктрина и пропаганда формировались на принципах национализма, расизма, антисемитизма и популистского социализма, уделяла огромное внимание и еврейскому вопросу.
Антисемитизм НСДАП носил весьма специфический характер. В первую очередь, он был расовым. Кроме того, нацисты с самого начала плотно увязывали «красную опасность» (большевистскую революцию в России и попытки адептов радикального марксизма распространить идеи всемирной диктатуры пролетариата) с деятельностью евреев.
Таким образом, с приходом в сентябре 1933 года к власти в Германии Национал-социалистической рабочей партии во главе с А. Гитлером для еврейского населения Германии, чуть позже - Восточной Европы и всех оккупированных немцами стран, а затем и СССР, начался один из самых мрачных периодов истории.
В ответ на политику Германии в отношении еврейского населения начинается активная борьба последний. Борьба евреев с нацизмом выражала не только желание и необходимость противостоять врагу, решившему уничтожить еврейский народ, но также косвенным образом содействовала спасению многих евреев. Они (евреи) входили в состав регулярных формирований союзников, участвовали в деятельности партизанских отрядов, движений сопротивления и других подпольных антинацистских организаций.
Сопротивление евреев проявлялось как в физической (в том числе вооруженной) форме, так и моральной. Оно подразумевало как активные, так и пассивные действия (или бездействие). В свою очередь, эти формы сопротивления можно подразделить на коллективные и индивидуальные.
К середине 40-х годов у "ишува" в Палестине практически было создано все, чтобы провозгласить свое государство: организационная структура, армия, полиция и другие атрибуты власти плюс неограниченные финансовые вливания со стороны крупнейших еврейских банков и корпораций мира, наконец, громадное значение имела активная поддержка практически во всех крупнейших странах Европы и в США идей сионистов со стороны средств массовой информации.
Кроме того, следует отметить, что после Второй мировой войны и освобождения Красной Армией и союзниками узников нацистских концлагерей в Европе и угнанных в рабство людей, возникла проблема так называемых «перемещенных лиц». Естественно, большая часть евреев - жертв фашизма, хотела бы переселиться из разрушенной Европы в Соединенные Штаты. Однако администрация США всячески препятствовала этому из-за позиции важнейших сионистских организаций, которые видели уникальную возможность пополнить евреями территорию Палестины. Желающих переселиться в Палестину среди европейских евреев практически не было. Они делали все возможное, чтобы уклониться от выезда из пусть временно разрушенной, но привычной и комфортной Европы, либо желали эмигрировать в США. Но не на Ближний Восток, тем более, что там происходили постоянные стычки между арабами и евреями. Поэтому руководители сионистских организаций требовали от администрации США препятствовать въезду евреев в страну и направить поток переселенцев в Палестину.
В 1948 г. по резолюции ООН было создано государство Израиль.
Уже к 1949 году на Ближнем Востоке в районе Палестины появились все те предпосылки, что до сих пор делают этот регион мира одним из опаснейших очагов постоянной напряженности.
Изучение «еврейского вопроса» происходит и в школе. В России накоплен интереснейший опыт преподавания темы Холокоста в контексте истории Второй мировой войны. Целый ряд этих учебных программ осуществляется на средства грантов от международных организаций, таких как Совет Европы, Конференция по материальным претензиям евреев к Германии, Целевая группа по международному сотрудничеству по вопросам образования, памяти и исследованию Холокоста, равно как и местных спонсоров.
Таким, образом, следует отметить, что проблематика «еврейского вопроса» обширна и многогранна. Еще до конца не изучена. Очевидно, что в ближайшее время появятся новые подходы и решения данной темы.
1. NewYorkTimes. 1945. May3, 17
2. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. М., 1996
3. Дыскин Е. Солдатский долг. Книга живых. Воспоминания евреев- фронтовиков, узников гетто и концлагерей, бойцов партизанских отрядов, жителей блокадного Ленинграда. Кн. первая. СПб., 1995
4. Еврейский антифашистский комитет в СССР в 1941 - 1948:
документированная история. М., 1996.
5. Записка министра иностранных дел СССР В. М. Молотова председателю Совета министров СССР И. В. Сталину о проекте директив советской делегации на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине // Архив внешней политики Российской Федерации Ф. 06. Оп. 10. П. 15. Д. 160. Л. 4 - 7.
6. Из воспоминаний Эдвина Ландау. MonikaRicharz: BurgeraufWiderruf. LebenszeugnissedeutscherJuden 1780-1945, Munchen: C.H. Beck 1989, S. 385-386
7. Из воспоминания Элизабет Фройнд. Monika Richarz: Burger auf Widerruf. LebenszeugnissedeutscherJuden 1780-1945, Munchen: C.H. Beck 1989, S. 520.
8. Инструкция об актуальных задачах в Восточных областях. инспекция хозяйственной части «Митте». Главная группа B. Особая группа ББ(и). 31.10.1941. Перевод // Государственный архив РФ. Ф. Р-7021, оп. 148, д. 15, л. 27-29.
9. Историко-культурный стандарт (разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.- 1334. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС) - [Электронный ресурс] - http://old.prosv.ru/info.aspx7ob no=45293
10. Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1942 - 1944: Сборник документов. М., 2009.
11. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1 - 8. М., 1987 - 1999.
12. Советско-израильские отношения // Сборник документов: в 2 томах. Том 1 (1941 - 1953). МИД РФ, МИД Израиля. М.: Международные отношения, 2000.
13. Тамаркин В. Л. Это было не во сне. Воспоминания. М.; Иерусалим, 2002
Литература
1. «Расскажу вам о войне...» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / кол. авт.: Т. С. Гузенкова (отв. ред.), Д. А. Александров, А. Б. Едемский, В. Д. Кузнечевский, Д. А. Мальцев, В. В. Марьина, П. В. Мультатули, А. А. Ожиганова, О. В. Петровская, Е. С. Роговой, В. Н. Филянова; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2012.
2. Brakel A. Der Holocaust. Judenverfolgung und Volkermord. Augsburg, 2008.
3. Czermak G. Christen gegenJuden: GeschichteeinerVerfolgung, von der
Antikebiszum Holocaust, von 1945 bisheute. Frankfurt-amMain, 1991. S
4. Freedman R. Moscow and Israel. The Ups and Downs of a Fifty-Year Relationship // Israel's First Fifty Years. Gainesville, 2000.
5. Gerhar E.C. t. America's Advocate: Robert H. Jackson. Indianapolis. 1958
6. Krausnick H. Judenverfolgung, in: Anatomie des SS-States. Bd. 2. Olten-Freiburg- im-Breisgau, 1965.
7. Monika Richarz: Burger auf Widerruf. LebenszeugnissedeutscherJuden 1780¬1945, Munchen: C.H. Beck 1989
8. USA. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers, 1942. Vol. I. Washington. 1960
9. Wolfgang Michalka: DeutschenGeschichte 1933 - 1945. DokumentezurInnen - und AuPenpolitik, Frankfurt/Main: Fischer 1993
10. Альтман И. А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941 - 1945 гг. М., 2002.
11. Альтман И. А. Историография и источники о Холокосте на территории СССР // Холокост - Сопротивление - Возрождение. Еврейский народ в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1939 - 1949). М., 2000.
12. Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР Владимир: Калейдоскоп, 1999.
13. Артамошин С.В. Идейные истоки национал-социализма. Брянск, 2002.
14. Васяева С.Н. Нетрадиционные формы уроков //Преподавание истории в школе. 2001. № 6 .
15. Великая Отечественная война. 1941 - 1945: энциклопедия. М., 1985.
16. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1. М. 1946.
17. Волобуев, О. В., Данилов, А. А., Загладин, Н. В., Козленко, С. И. и др. Тема Холокоста в школьных и вузовских учебниках: И. А. Альтман. - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2010
18. Волобуев, О.В. История России: начало ХХ - начало ХХ1 в. 10 кл.: Учебник. - М.: Дрофа, 2015. - 367 с.
19. Всеобщая история. 11 класс: Учебник [Текст]/А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
20. Всеобщая история. 9 класс: Учебник [Текст]/О.С. Сороко-Цюпа, А.О. СорокоЦюпа. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
21. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к изучению курса «История Холокоста и современность» //Методист. - 2011. - С. 12-18.
22. Уроки Холокоста и нарушение прав человека в современной России: педагогический аспект: Учебно-методическое пособие /Сост. Н.В. Анисина, З.И. Мороз, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана. - М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2014. - 148 с.
23. Вяземский Е.Е. Семинар для российских преподавателей по проблеме холокоста// Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 2.
24. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. 352 с.
25. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2000. 765 с.
26. Действующее международное право (Избр. документы) / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. С. 233.
27. Дубнов С.М. История евреев в Европе от начала их поселения до конца XVIII века. Т. II. Позднее средневековье до изгнания из Испании (XIII-XV век). М., 2003. С. 132-134; 223-233.
28. Дюков А. Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса»: Монография. - М.: REGNUM, 2008. - 152 с.
29. Дюринг Е. Еврейский вопрос. М., 1999.
30. Евреи в современном мире. история евреев в новое и новейшее время: антология документов. Т. II. М.; Иерусалим, 2006. С. 94-95.
31. Еврейское сопротивление нацизму на территорииБеларуси в годы Великой Отечественной войны 1941-1944 гг. / сост. К.И. Козак; под ред. В.Ф. Блакирева, К.И. Козака. - Минск: И.П. Логвинов, 2011. - 172 с.
32. Елисаветский С. Я. Бердичевская трагедия. Киев, 1991
33. Ермаков Е.А. Семинар «Преподавание истории Холокоста» для российских учителей в парижском мемориале «Шоа»// Ярославский педагогический вестник - 2014 - № 3 - Том I (Гуманитарные науки). С. 264-268
34. Жуков Д.А. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях
РСФСР, 1941-1944 гг. / Д.А. Жуков, И.И. Ковтун. — М.: Центр «Холокост»; Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 351 с.
35.Звягельская И. Д., Карасова Т. А., Федорченко А. В. Государство Израиль. М., 2005. С. 146 - 147.
36. Историческая память. Противодействие отрицанию Холокоста. Материалы 5¬й международной конференции "Уроки Холокоста и современная Россия" (к 70-летию "Хрустальной ночи"). Калининград, 16 - 18 ноября 2008 г. М., 2010. С. 78.
37. История России. 11 класс: Учебник [Текст]/В.А. Шестаков. - М.:
Просвещение, 2014. - 399 с.
38. История России. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. - Ч. 2. [Текст]/Под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
39. История России. 11 класс. XX-начало XXI в. (серия «Академический школьный учебник»): Учебник [Текст]/Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Просвещение, 2011. - 302 с.
40. История России. 11 класс. XX-начало XXI в.: Учебник [Текст]/А.Ф. Киселев,
B. П. Попов. - М.: Дрофа, 2009. - 318 с.
41. История России. 11 класс: Учебник [Текст]/В.С. Измозик, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 384 с.
42. История России. 1900-1945. 11 класс: Учебник [Текст]/Под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. - М.: Просвещение, 2009. - 447 с.
43. История России. 11 класс. XX-начало XXI в.: Учебник [Текст]/Н.В. Загладин,
C. И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. - М.: Русское слово, 2010. - 480 с.
44. История России. 11 класс: Учебник [Текст]/А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 2014. - 384 с.
45. История России. 11 класс: Учебник [Текст]/В.С. Измозик, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.
46. История России. 9 класс. XX-начало XXI в.: Учебник [Текст]/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2011. - 382 с.
47. История России. 9 класс. XX-начало XXI в.: Учебник [Текст]/А.Ф. Киселев, В.П. Попов. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с
48. История России. 9 класс. XX-начало XXI в.: Учебник [Текст]/Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, В.А. Клоков, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. - М.: Баласс, 2010. - 384 с.
49. Monika Richarz: Burger auf Widerruf. LebenszeugnissedeutscherJuden 1780¬1945, Munchen: C.H. Beck 1989
50. Карасова Т.А. Эволюция основных идейно-политических установок
сионизма в Израиле// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2010. № 6. С. 70-79
51. Корнеев Л. А. Сущность сионизма. Киев, 1982.
52. Куповецкий М. Людские потери еврейского населения в послевоенных границах СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Еврейского университета в Москве. 1995. N2 (9). С. 145.
53. Ланцов, С. А. Террор и террористы. Словарь. / С. А. Ланцов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 187 с
54. Лебедева Н. С. Подготовка Нюрнбергского процесса. М., 1975. С. 21.
55. Левит И. Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР: истоки,
планы, реализация (1. IX. 1939 - 19. XI. 1942). Кишинёв, 1981.
Й. Третий рейх: символы злодейства. история нацизма в
Германии, 1933-1945. М., 2010.
57. Лозинский С.Г. Социальные корни антисемитизма в средние века и в Новое время. М.- Ленинград, 1929.
58. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 -
1945 гг. Кишинёв, 1970
59. Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 10: Сборник [Текст] / Составители: Д. В. Прокудин, М. В. Гилева; под ред. И. А. Альтмана. - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2013. - 112 с.
60. Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Новосибирск, 2001
61.Очерк истории еврейского народа. Тель-авив, 1990. № 2 (29).
62. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая
политическая традиция и нацизм. СПб., 1997.
63. Плоткин К. Холокост: У стен Ленинграда. СПб., 2005.
64. Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. М., 1983.
65. Поляков Л. История антисемитизма. Т. 1 Эпоха веры, т. 2 Эпоха знаний: Перевод с французского. Москва: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1997
66. Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха веры. М., 2008.
67. Рагинский М. Ю. Нюрнберг перед судом истории. Воспоминания участника Нюрнбергского процесса. М. 1986. С. 4 - 5.
68. Ротерштейн В.М. Различные формы уроков по истории в старших классах //Преподавание истории в школе. 1988. №4.С. 34-56
69. Советский Союз на международных конференциях периода Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. 4. М.,1984. С. 169-170.
70. Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942 - январь 1943). Ставрополь, 2000
71. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная война в документах и исследованиях. Ставрополь, 2005
72. Стрижов Ю. СССР и создание Государства Израиль // Международная жизнь. 1995. N11 - 12. С. 94.
73. Судоплатов П. А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1996. С. 349.
74. Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Петербург, 1922. С. 276.
75. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941 - 1944).
Иерусалим, 1992.
76. Фонд Холокост [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.holocf.ru/
77. Формула скорби. СПб., 1991
78. Холокост на территории СССР. Энциклопедия. М., 2010. С. 358 - 365
79. Холокост на территории СССР: Энциклопедия [Текст] / гл. ред. И. А. Альтман. 2-е изд., испр, и доп. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Научно-просветительный Центр «Холокост», 2011. - 1143 с.
80. Холокост: Энциклопедия [Текст] / ред. У. Лакер, соред. Ю. Т. Баумель. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 808 с.
81. Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие - Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.
82. Яд Вашем. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp
83. Янссен Й. «Большевизм» как образ врага в учебной литературе рейхсвера и вермахта 1933-1945. Развитие и противоречие// Россия и Германия в XX в. т.
1. : обольщение властью. Русские и немцы в Первой и Второй мировых войнах. М., 2010. С. 278
84. Ярома О.В. Использование творческих заданий в развитии информационно- аналитических умений учащихся //Пермский педагогический журнал. 2013. №4. С. 15-21