ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Организация формирования коммуникативных
универсальных учебных действий 8
1.2. Организация деятельности педагога-хореографа по
формированию коммуникативных УУД 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Комплексная программа формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на занятиях по хореографии
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 38
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Организация формирования коммуникативных
универсальных учебных действий 8
1.2. Организация деятельности педагога-хореографа по
формированию коммуникативных УУД 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Комплексная программа формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на занятиях по хореографии
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 38
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Профессия педагога-хореографа относится к типу «Человек-человек», поэтому важной задачей является умение педагога организовать взаимодействие между обучающимися, изучать личностные особенности и учитывать их в профессиональной деятельности. Танцевальная деятельность как сфера человеческого сознания в которой происходит отражение действительности в форме идейно-художественных образов. Танцевальный язык, которым владеет педагог-хореограф, способствует восприятию многомерности и альтернативности продукта деятельности. (Маркина Л.В., 2007) Хореография позволяет расшифровать художественный смысл движение и перевести на язык человеческих взаимоотношений, общения и смысла. В образовательном процессе педагоги-хореографы организуют эмоциональное общение и значит формирование коммуникативных качеств личности обучающихся.
Формирование коммуникативных универсальных действий, обучающихся является компонентом Федерального государственного образовательного стандарта. Многие исследователи отмечают, что формирование коммуникативных УУД наиболее эффективно в совместной деятельности. К технологии совместной деятельности относится и хореография.
В процессе формирования коммуникативных УУД в танцевальной деятельности идет процесс духовно-нравственного развития, освоения социальных ситуаций и ролей. При диагностике уровня сформированности коммуникативных УУД установлены связи между степенью успешности обучающегося и его ролью в группе, танцевальной роли. Дети могут выполнять активные и пассивные роли, например, уровню активности участия, по степени ответственности работы.
В доступной литературе достаточно разработаны теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий, но недостаточно конкретных методических материалов для педагогов.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных универсальных действий во внеурочной деятельности и отсутствии разнообразных программ по хореографии, которые этому способствуют.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по хореографии для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы педагога-хореографа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
2. Подобрать и аппробировать методики диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников;
3. Разработать программу программа внеурочной деятельности по хореографии для формирования коммуникативных УУД младших школьников, реализовать эту программу на исследуемой группе;
4. Проверить гипотезу исследования, проведя диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД по итогам реализации программы по хореографии.
Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если использовать в образовательной среде программу по хореографии.
Объект исследования: деятельность педагога -хореографа по формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Методологической основой
Г.И. Щукина, В.М. Кротов, А.Ц. Пуни, Ю.К. Бабанский разрабатывали содержание терминов «умение и «навыки», устанавливали взаимозависимости в формировании, определяли и умение и навык как способы действий. Г.И. Щукина уточнила определение умения и навыка, определив умение как операцию интеллектуального свойства, а навык как стереотипное автоматизированное действие.
А.В. Хуторской, Н.Л. Галеева, Ю.В Громыко, Е.В Гутина. С.Г. Воровщиков Ю.К. Бабанский, Э.М. Браверман, М.Ю. Демидова, М.В. Зуева, Б.В. Иванова, Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинская, Л.М. Перминова, Г.К. Селевко, А.В. Усова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина разрабатывали представления об универсальных учебных действиях и теоретико-методологические подходы к понятию метапредметности.
Проблемами теории и практики организации творческой деятельности педагога-хореографа занимались И.Г. Есаулова, Ю.И. Громова, Л.Д. Ивлева, С.Ю. Степанова, Г.Ф. Похмелкина. Системный подход в вопросах обучения хореографии осветили Н.И. Щуров, И.П. Волков, В.В. Васлов, Д. Зейфферт, Н.В. Кузьмин, Л.Д. Ивлева, О.Н. Янковская, Т.В. Пуртова.
Практическая значимость Разработанная программа по хореографии не требует специального оборудования, укладывается в САНПИН для образовательных учреждений и может быть использована в образовательных учреждениях для младших школьников с целью формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
База исследования.
Экспериментальная работа организована на базе МБОУ "СОШ № 19 города Челябинска.
При написании работы нами было организовано исследование по теме диссертации.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1) в декабрь 2016 г. - май 2017 г. проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, уточнены основные понятия,
сформулированы положения исследования, составлена методика проведения опытно-экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий. Проведен констатирующий эксперимент. Составлена группа младших школьников, из которой сформированы контрольная и исследуемая группы обучающихся. В группу вошли 50 человек по гендерному типу 24 мальчиков и 26 девочек.
2) в сентябре - ноябре 2017 г. было спроектировано содержание формирующего этапа работы, а также разработана программа внеурочной деятельности по хореографии для формирования коммуникативных УУД младших школьников. Программа апробирована в МБОУ СОШ № 19 г Челябинска" с октября 2017 г. - май 2018 г. в рамках формирующего этапа эксперимента. Сформирована контрольная группа в составе 20 человек (8 мальчиков и 12 девочек) и исследуемая группа в составе 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек).
3) на третьем оценили уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников по итогам реализации программы внеурочной деятельности по хореографии.
4) на четвертом этапе проводились обработка и анализ собственных результатов исследования, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
После диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников была определена контрольная и исследуемая группы. В контрольную и исследуемую группу вошли обучающиеся, которые имели однородные показатели по уровню сформированности коммуникативных УУД. В нашем исследовании для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД мы применяли две методики: «Рукавички». (Г.А. Цукерман и др., 1992), «Цветовая проективная социометрия» представляет собой упрощенный вариант методики Дж. Морено. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификация социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 54 источника. Работа изложена на 76 страницах, содержит 13 таблиц и 13 рисунков.
Формирование коммуникативных универсальных действий, обучающихся является компонентом Федерального государственного образовательного стандарта. Многие исследователи отмечают, что формирование коммуникативных УУД наиболее эффективно в совместной деятельности. К технологии совместной деятельности относится и хореография.
В процессе формирования коммуникативных УУД в танцевальной деятельности идет процесс духовно-нравственного развития, освоения социальных ситуаций и ролей. При диагностике уровня сформированности коммуникативных УУД установлены связи между степенью успешности обучающегося и его ролью в группе, танцевальной роли. Дети могут выполнять активные и пассивные роли, например, уровню активности участия, по степени ответственности работы.
В доступной литературе достаточно разработаны теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий, но недостаточно конкретных методических материалов для педагогов.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных универсальных действий во внеурочной деятельности и отсутствии разнообразных программ по хореографии, которые этому способствуют.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по хореографии для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы педагога-хореографа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
2. Подобрать и аппробировать методики диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников;
3. Разработать программу программа внеурочной деятельности по хореографии для формирования коммуникативных УУД младших школьников, реализовать эту программу на исследуемой группе;
4. Проверить гипотезу исследования, проведя диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД по итогам реализации программы по хореографии.
Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если использовать в образовательной среде программу по хореографии.
Объект исследования: деятельность педагога -хореографа по формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Методологической основой
Г.И. Щукина, В.М. Кротов, А.Ц. Пуни, Ю.К. Бабанский разрабатывали содержание терминов «умение и «навыки», устанавливали взаимозависимости в формировании, определяли и умение и навык как способы действий. Г.И. Щукина уточнила определение умения и навыка, определив умение как операцию интеллектуального свойства, а навык как стереотипное автоматизированное действие.
А.В. Хуторской, Н.Л. Галеева, Ю.В Громыко, Е.В Гутина. С.Г. Воровщиков Ю.К. Бабанский, Э.М. Браверман, М.Ю. Демидова, М.В. Зуева, Б.В. Иванова, Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинская, Л.М. Перминова, Г.К. Селевко, А.В. Усова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина разрабатывали представления об универсальных учебных действиях и теоретико-методологические подходы к понятию метапредметности.
Проблемами теории и практики организации творческой деятельности педагога-хореографа занимались И.Г. Есаулова, Ю.И. Громова, Л.Д. Ивлева, С.Ю. Степанова, Г.Ф. Похмелкина. Системный подход в вопросах обучения хореографии осветили Н.И. Щуров, И.П. Волков, В.В. Васлов, Д. Зейфферт, Н.В. Кузьмин, Л.Д. Ивлева, О.Н. Янковская, Т.В. Пуртова.
Практическая значимость Разработанная программа по хореографии не требует специального оборудования, укладывается в САНПИН для образовательных учреждений и может быть использована в образовательных учреждениях для младших школьников с целью формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
База исследования.
Экспериментальная работа организована на базе МБОУ "СОШ № 19 города Челябинска.
При написании работы нами было организовано исследование по теме диссертации.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1) в декабрь 2016 г. - май 2017 г. проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, уточнены основные понятия,
сформулированы положения исследования, составлена методика проведения опытно-экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий. Проведен констатирующий эксперимент. Составлена группа младших школьников, из которой сформированы контрольная и исследуемая группы обучающихся. В группу вошли 50 человек по гендерному типу 24 мальчиков и 26 девочек.
2) в сентябре - ноябре 2017 г. было спроектировано содержание формирующего этапа работы, а также разработана программа внеурочной деятельности по хореографии для формирования коммуникативных УУД младших школьников. Программа апробирована в МБОУ СОШ № 19 г Челябинска" с октября 2017 г. - май 2018 г. в рамках формирующего этапа эксперимента. Сформирована контрольная группа в составе 20 человек (8 мальчиков и 12 девочек) и исследуемая группа в составе 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек).
3) на третьем оценили уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников по итогам реализации программы внеурочной деятельности по хореографии.
4) на четвертом этапе проводились обработка и анализ собственных результатов исследования, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
После диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников была определена контрольная и исследуемая группы. В контрольную и исследуемую группу вошли обучающиеся, которые имели однородные показатели по уровню сформированности коммуникативных УУД. В нашем исследовании для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД мы применяли две методики: «Рукавички». (Г.А. Цукерман и др., 1992), «Цветовая проективная социометрия» представляет собой упрощенный вариант методики Дж. Морено. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификация социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 54 источника. Работа изложена на 76 страницах, содержит 13 таблиц и 13 рисунков.
В ФГОС коммуникативные универсальные учебные действия учащихся подразделяются на три базовых вида: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели); коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям).
Формирование коммуникативных УУД рассматривают в контексте обобщающего понятия коммуникативной культуры. Коммуникативная культура способствует успешной социализации, которая проявляется в формировании адекватного ситуации поведения при вебальном и невербальном анализе, а также умению сотрудничать, работать в группе и коллективе.
Источником происхождения коммуникативных УУД является многоаспектность коммуникации.
Диагностика коммуникативных УУД характеризуется дефицитом приемов форм и методов. Один из методов диагностики - это решение метапредметной задачи. Степень вовлеченности в решение задачи и характеризует уровень сформированности коммуникативных УУД. Часто для диагностики используется метод наблюдения в процессе деятельности, метод портфолио, анализ рефлексивных тестов.
Отличительной особенностью занятия хореографией является организация этого процесса в творческом коллективе, в котором всегда обучают взаимодействию. Это, определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Для успешного формирования коммуникативных УУД возможно использование социальных танцев, которые имеют коммуникативную функцию - танец провоцирует участников на общение, которого не хватает в повседневной жизни. Помимо коммуникативной, социальные танцы включают в себя эмоциональную, социализирующую, рекреационную, психотерапевтическую и информативную функции, которые в общей сложности определяют возможности данной танцевальной хореографии в совершенствовании и развитии коммуникативной сферы личности. Социальный танец способствует формированию диалога.
В процессе исследования определены цели, задачи и этапы работы. Была определена контрольная и исследуемая группы. В контрольную и исследуемую группу вошли обучающиеся, которые имели однородные показатели по уровню сформированности коммуникативных УУД. В нашем исследовании для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД мы применяли две методики: «Рукавички». (Г.А. Цукерман и др., 1992), «Цветовая проективная социометрия» представляет собой упрощенный вариант методики Дж. Морено. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификация социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.)
На формирующем этап эксперимента разработана программа сформировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников с использованием возможностей образовательной среды по хореографии во внеурочной деятельности. Отличие нашей программы от предложенных ранее заключается в том, что предлагаем комплексный подход к решению проблемы формирования коммуникативных УУД младших школьников. Комплексный подход предусматривает проектирование педагогических систем с многоаспектным контекстом деятельности.
В комплексной программе учитывали следующие аспекты: оценка уровня сформированности коммуникативных УУД, получений знаний о роли танцевального искусства в жизни человека и развитии культуры социума, бытовой танец, сюжетно-ролевой танец, социальные танцы.
В процессе реализации программы буду сформированы коммуникативные универсальные действия - согласование усилий в процессе сотрудничества (кооперация), умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, а также диагностированы особенности межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
Среднее значение сформированности коммуникативных УУД в контрольной и в исследуемой группах составило в среднем около 30%, при чем и в контрольной группе, и в основной группе примерно одинаковое количество обучающихся находилось на высоком и среднем уровне сформированности коммуникативных УУД.
По результатам анализа коммуникативного УУД по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся в результате реализации программы особое развитие получило умение договариваться и принимать общее решение в процессе деятельности. Но дети не всегда готовы к взаимопомощи, продолжают ссориться во время выполнения заданий.
Исследуемая и контрольная группы детей в основном настроены на общение со сверстниками, но отношения складываются разные.
В отношениях с окружающими некоторые дети испытывают беспокойство и тревогу. Но можно сделать вывод, что дети предъявляют высокую требовательность к людям и имеют завышенную самооценку.
По итогам реализации программы по хореографии в основной группе сложился коллектив, и дети научились свободнее общаться друг с другом, быть терпимее, уменьшилась беспокойство и тревога по поводу непонимания.
Исследуемая группы детей в основном настроены на общение со сверстниками, но отношения складываются разные. Обучающиеся узнали друг друга и стали менее равнодушны. Не стало детей, которые игнорируют сверстников.
Формирование коммуникативных УУД рассматривают в контексте обобщающего понятия коммуникативной культуры. Коммуникативная культура способствует успешной социализации, которая проявляется в формировании адекватного ситуации поведения при вебальном и невербальном анализе, а также умению сотрудничать, работать в группе и коллективе.
Источником происхождения коммуникативных УУД является многоаспектность коммуникации.
Диагностика коммуникативных УУД характеризуется дефицитом приемов форм и методов. Один из методов диагностики - это решение метапредметной задачи. Степень вовлеченности в решение задачи и характеризует уровень сформированности коммуникативных УУД. Часто для диагностики используется метод наблюдения в процессе деятельности, метод портфолио, анализ рефлексивных тестов.
Отличительной особенностью занятия хореографией является организация этого процесса в творческом коллективе, в котором всегда обучают взаимодействию. Это, определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Для успешного формирования коммуникативных УУД возможно использование социальных танцев, которые имеют коммуникативную функцию - танец провоцирует участников на общение, которого не хватает в повседневной жизни. Помимо коммуникативной, социальные танцы включают в себя эмоциональную, социализирующую, рекреационную, психотерапевтическую и информативную функции, которые в общей сложности определяют возможности данной танцевальной хореографии в совершенствовании и развитии коммуникативной сферы личности. Социальный танец способствует формированию диалога.
В процессе исследования определены цели, задачи и этапы работы. Была определена контрольная и исследуемая группы. В контрольную и исследуемую группу вошли обучающиеся, которые имели однородные показатели по уровню сформированности коммуникативных УУД. В нашем исследовании для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД мы применяли две методики: «Рукавички». (Г.А. Цукерман и др., 1992), «Цветовая проективная социометрия» представляет собой упрощенный вариант методики Дж. Морено. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификация социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.)
На формирующем этап эксперимента разработана программа сформировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников с использованием возможностей образовательной среды по хореографии во внеурочной деятельности. Отличие нашей программы от предложенных ранее заключается в том, что предлагаем комплексный подход к решению проблемы формирования коммуникативных УУД младших школьников. Комплексный подход предусматривает проектирование педагогических систем с многоаспектным контекстом деятельности.
В комплексной программе учитывали следующие аспекты: оценка уровня сформированности коммуникативных УУД, получений знаний о роли танцевального искусства в жизни человека и развитии культуры социума, бытовой танец, сюжетно-ролевой танец, социальные танцы.
В процессе реализации программы буду сформированы коммуникативные универсальные действия - согласование усилий в процессе сотрудничества (кооперация), умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, а также диагностированы особенности межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
Среднее значение сформированности коммуникативных УУД в контрольной и в исследуемой группах составило в среднем около 30%, при чем и в контрольной группе, и в основной группе примерно одинаковое количество обучающихся находилось на высоком и среднем уровне сформированности коммуникативных УУД.
По результатам анализа коммуникативного УУД по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся в результате реализации программы особое развитие получило умение договариваться и принимать общее решение в процессе деятельности. Но дети не всегда готовы к взаимопомощи, продолжают ссориться во время выполнения заданий.
Исследуемая и контрольная группы детей в основном настроены на общение со сверстниками, но отношения складываются разные.
В отношениях с окружающими некоторые дети испытывают беспокойство и тревогу. Но можно сделать вывод, что дети предъявляют высокую требовательность к людям и имеют завышенную самооценку.
По итогам реализации программы по хореографии в основной группе сложился коллектив, и дети научились свободнее общаться друг с другом, быть терпимее, уменьшилась беспокойство и тревога по поводу непонимания.
Исследуемая группы детей в основном настроены на общение со сверстниками, но отношения складываются разные. Обучающиеся узнали друг друга и стали менее равнодушны. Не стало детей, которые игнорируют сверстников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «KAZAN»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



