Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
психолого-педагогического сопровождения исследовательской 12
деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Модель психолого-педагогического сопровождения 25
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические условия реализации модели
психолого-педагогического сопровождения исследовательской 33
деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации условий психолого-педагогического сопровождения
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности 50
2.2 Основные направления работы по реализации модели
психолого-педагогического сопровождения исследовательской 63
деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий ее эффективного функционирования
2.3 Анализ результатов исследования 73
Выводы по 2 главе 84
Заключение 85
Библиографический список 90
Приложение 97
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что различные формы исследовательской деятельности интенсивно внедряются в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Современное общество нуждается в активной и самостоятельной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для развития исследовательской деятельности дошкольников в дошкольных образовательных организациях.
Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской деятельности и активности дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева) [46,23]. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской деятельности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей:
- развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко) [45, 24];
- становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
- развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);
- расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева);
- становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель).
Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской деятельности.
Актуальность работы на научно-методическом уровне определяется тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность вопроса психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе положения личностно-ориентированного подхода.
К настоящему времени накоплен определенный фонд знаний по проблеме психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- теорию деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности, изложили в своих работах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [35];
- отдельные аспекты детского экспериментирования и исследовательской деятельности получили отражение в работах таких ученых как Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, И.Э. Куликовская, Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева [47, 55];
- возможности организации исследовательской деятельности в детском саду изучали О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;
- проблемы психолого-педагогического сопровождения дошкольников изучены такими учеными как Э.М. Александровская, Е.И. Казакова, С.А. Козлова, О.О. Монгуш, Н.Г. Осухова, С.В. Тарасов, Л.М. Шипицына.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что вопросы психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в литературе исследованы довольно широко. Однако теория и методика требуют неоднократного доказательства и подтверждения на практике. Вместе с тем в практике работы дошкольных образовательных организациях возможности организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста недостаточно используются в воспитательно-образовательном процессе, не уделяется достаточно внимания разработке условий организации психолого-педагогического сопровождения данной деятельности детей.
В настоящее время существуют противоречия между актуализирующими потребностями в психолого-педагогическом сопровождении исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста как условия дальнейшего роста его исследовательской активности в окружающем мире и недостаточной теоретической и практической разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какова модель психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая эффективное развитие исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности ребенка и выявления психолого-педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
На основе изложенного мы сформулировали тему нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность внедрения педагогических условий организации процесса психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс психолого-педагогического сопровождения
исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия психолого-педагогического
сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективней, если реализовать следующие условия:
- на основе личностно-деятельностного, гносеологического и аксиологического подходов разработана структурно-функциональная модель по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- в рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели, включающий:
а) обеспечение взаимодействия с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи;
б) формирование у детей мотивации к познанию окружающего мира через решение проблемных ситуаций;
в) развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Выявить эффективные психолого-педагогические условия сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Спроектировать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Внедрить условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методическое пособие с исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста, построенной на опытах и экспериментах.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
- эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование);
- методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Методологическая основа исследования:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.) [35], который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
- основы теории коммуникации (Р.О. Якобсон, М.А. Василик, А.П. Панфилова, И.А. Зимняя, М.С. Каган), учения о коммуникативном образовании (О.Ю.Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.);
- положения аксиологического подхода (Т.И. Бабаева, М. Вебер, С.З. Гончаров, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Л.В. Вершинина, С.А. Смирнова и др.) в центре которого лежит удовлетворение потребностей человека;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M. Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук [60], и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.
Наша исследовательская работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 34 «Золотой ключик» города Копейска. С целью реализации нашей работы были выделены 2 группы детей (по 20 человек в каждой группе) старшего дошкольного возраста.
Исследование состоит из нескольких этапов.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 г.) - аналитико-теоретический. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, методическая литература, нормативная документация по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его этапы и задачи. Определены критерии и уровни исследовательской деятельности.
Второй этап (январь 2017г. - январь 2018 г.) - опытно-экспериментальный. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось работа по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальный этап в свою очередь делится еще на три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.
Третий этап (февраль - май 2018 г.) - итогово-аналитический. Он посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформлению результатов исследования.
Новизна исследования состоит в том, что:
1. Спроектирована и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявлены эффективные психолого-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделены критерии развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
Рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Изучено понятие «исследование» и «исследовательская деятельность». Исследование с разных точек зрения рассматривается как процесс сбора или получения новой информации. Исследовательская деятельность рассматривается как специфическое отношение личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности.
Даны определения «Психолого-педагогическое сопровождение», «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Практическая значимость исследования состоит в:
- разработке методического пособия исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, основанной на опытах и экспериментах;
- разработанные комплекс упражнений, тематическое планирование исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста будут полезны воспитателям при организации совместной деятельности с детьми.
Личное участие соискателя обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением исследовательских методов, подтверждением гипотезы исследования количественным и качественным анализом полученных данных. Данные исследования были опубликованы в статье:
1. Горшунова И.В., Иванова И.Ю. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста как современная проблема // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3-4 апреля 2018 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 7. Образование. Педагогика. Психология. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018
Методическое пособие, содержащие теоретический и практический материал по организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (опыты и эксперименты), представлены в пособие:
1. Горшунова И.В., Погребицкая Ю.А./ Исследовательская деятельность дошкольников (опыты и эксперименты): методическое пособие [Текст]: в 2 ч./ авт.-сост. И.В. Горшунова, Ю.А. Погребицкая. - Ч.2. - Челябинск: Издательство «Титул», 2016. - 84 с [18].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследовательская деятельность старших дошкольников нами понимается как активность ребенка, которая имеет целенаправленность на изучение объектов и явлений, их взаимосвязей.
2. Психолого-педагогическое сопровождению детей дошкольного возраста понимается нами как создание психолого-педагогических условий для детей дошкольного возраста, которые направлены на возможность детей к проявлению инициативности и самостоятельности в том или ином виде деятельности.
3. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей - специально организованные психолого-педагогические условия, при помощи которых дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно исследовать окружающие объекты и явления.
4. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста происходит в рамках специально разработанной на основе аксиологического, личностно-деятельностного и гносеологического подходов структурно-функциональной модели.
Структура магистерской работы: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, библиографический список из 67 источников, приложение.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, современное дошкольное образование ориентировано на организацию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность поднятой в данном исследовании проблемы определяется содержанием, представленным в нормативных документах дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как одно из значимых направлений в процессе развития самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. В свою очередь, практика направляет на необходимость разработки педагогических организационных условий исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации.
При изучении психолого-педагогической литературы сделан вывод, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать), любознательности; формируются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и т.д.
Нами было дано следующее понятие исследовательской деятельности старших дошкольников: это такая активность ребенка, которая имеет целенаправленность на изучение объектов и явлений, их взаимосвязей.
Мы пришли к выводу, что педагогическое сопровождение направлено на помощь нуждающимся в ней, ее направленность это преодоление конкретных проблем ребенка, которые реализуется педагогами в проблемной ситуации. Таким образом, мы даем следующее определение психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста: это создание психолого-педагогических условий для детей дошкольного возраста, которые направлены на возможность детей к проявлению инициативности и самостоятельности в том или ином виде деятельности.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей - специально организованные психолого-педагогические условия, при помощи которых дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно исследовать окружающие объекты и явления.
Нами были проведены контрольная и итоговая диагностики детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовали по 20 детей из экспериментальной и контрольной групп.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 34 «Золотой ключик» города Копейска.
На итоговом этапе, мы получили результаты диагностик, исходя из которых, подтвердилась эффективность выбранных нами условий. По методике «Сахар» в экспериментальной группе 40% (8 детей) дали полный ответ с аргументацией. Правильный ответ без аргументации соотносится с 25% (5 детьми). Ответили с ошибкой 10% детей, и отсутствие ответа соответствует 25 %. Таким образом, после эксперимента, высокий уровень активности вырос на 30% (с 10% до 40%), средний уровень снизился на 5% (с 40% до 35%), и низкий уровень понизился на 15% (с 10% до 25%).
В контрольной группе 10% (2 ребенка) дали полный ответ с аргументацией, 20% (4 ребенка) дали ответ без аргументации. В контрольной группе 30% (6 детей) ответили с ошибкой. Из всех детей - 40% (8 детей) не дали никакого ответа.
В ходе исследования методики «Древо желаний» экспериментальной группы 55% (11) детей показали высокий уровень познавательной потребности, 30% (6) детей - средний уровень и 15% (3) - имеют низкий уровень познавательной потребности. Таким образом, после эксперимента, высокий уровень познавательной потребности вырос на 40% (с 15% до 55%), средний уровень снизился на 10% (с 40% до 30%), и низкий уровень снизился на 30% (с 45% до 15%).
В ходе исследования контрольной группы 20% (4) детей показали высокий уровень познавательной потребности, 30% (6) детей - средний уровень и 50% (10) - имеют низкий уровень познавательной потребности. Высокий уровень в контрольной группе остался неизменным (по 20%), средний уровень понизился на 5% (с 35% до 30%), и низкий уровень возрос на 5% (с 45% до 50%).
Исходя из результатов методики «Кораблекрушение» в экспериментальной группе видно, что высоким уровнем умений экспериментирования обладают 60% (12 детей), средним уровнем обладают 35% (7 детей), и низким уровнем 5% (1 ребенок). После эксперимента высокий уровень возрос на 40% (с 20% до 60%), средний уровень снизился на 5% (с 40% до 35%), и низкий уровень снизился на 35% (с 40% до 5%).
Высокий уровень в контрольной группе остался неизменным (по 20%), средний уровень понизился на 5% (с 35% до 30%), и низкий уровень возрос на 5% (с 45% до 50%). Высоким уровнем умений экспериментирования обладают 25% (5 детей), средним уровнем обладают 45% (9 детей), и низким уровнем обладают по 30% (6 детей). высокий уровень в контрольной группе возрос на 5% (с 20% до 25%), средний уровень умения экспериментировать вырос на 5% (с 40% до 45%), и низкий уровень снизился на 10% (с 40% до 30%).
В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, нами были выявлены эффективные психолого-педагогические условия для психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- на основе личностно-деятельностного, гносеологического и аксиологического подходов разработана структурно-функциональная модель по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- в рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели, включающий:
а) обеспечение взаимодействия с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи;
б) формирование у детей мотивации к познанию окружающего мира через решение проблемных ситуаций;
в) развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.
Решая вторую задачу, мы спроектировали модель психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методологической основой нашей модели является личностно-деятельностный, гносеологический и аксиологический подходы.
В структуре спроектированной модели методики психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста мы выделили следующие блоки:
- мотивационно-целевой блок;
- процессуальный блок;
- оценочно-результативный блок.
Все блоки модели выполняет определенную функцию: развивающую, деятельностную, регулятивную.
Решая третью задачу, нами были внедрены условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста организованное при помощи проблемных ситуаций, опытно-экспериментальной деятельности и работы с родителями, прошло эффективнее.
Решая четвертую задачу, мы разработали методическое пособие с исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста, построенной на опытах и экспериментах.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Т.А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 11-16.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение дошкольников [Текст]: учебное пособие / Э.М. Александровская; под ред.
Э.М. Кокуриной, Н.К. Куренковой. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
3. Басина, Т. А. Технология работы психолога с педагогами в рамках личностно-ориентированной модели сопровождения / Т. А. Басина // Традиции и инновации в системе начального образования. - Череповец, 2009. - С. 89 - 91.
4. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 13-18.
5. Божович, Л.И. Психологическое развитие дошкольника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Академия, 2013. - 218 с.
7. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
8. Власова, Т. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Т.В. Власова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 45¬47.
9. Воробьева, Н.А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности [Текст] / Н.А. Воробьева, В. А. Зебзеева // Науч.-исслед. публикации. - 2014. - № 8 (12). - С. 156-160.
10. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Вегнер. - М.: Просвещение, 1998 . - 221 с. 71
11. Венгер, Л.А. «Развитие+». Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст [Текст]: программно-методическое пособие. Проект. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова - М.: Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
12. Веракса, Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников [Текст] /Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 123 с.
13. Власова, Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ [Текст] / Н.Г. Власова // Информационно-методический и научно - педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 24-36.
14. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Детство, 2014. - 245 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2011. - 224 с.
16. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник и практикум / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - М.: Юрайт,
2016. - 284 с.
17. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2012. - 317 с.
18. Горшунова И.В., Погребицкая Ю.А./ Исследовательская деятельность дошкольников (опыты и эксперименты): методическое пособие [Текст]: в 2 ч./ авт.-сост. И.В. Горшунова, Ю.А. Погребицкая. - Ч.2. - Челябинск: Издательство «Титул», 2016. - 84 с.
19. Давидчук, О.В. Развитие познавательной активности у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / О.В.
Давидчук // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 50-51. 72
20. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 41-48.
21. Должикова - Басина, Т. А. Модели психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе / Т. А. Должикова - Басина // Модернизация начального общего образования. - Вологда, 2006. - С. 318 - 325.
22. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 124 с.
23. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром [Текст]: монография / О.В. Дыбина. - М.:
Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
24. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольника. [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2012. - 128 с.
25. Зак, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет [Текст] / А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2013. - 104 с.
26. Запорожец, А.В. Детская психология [Текст] / А.В. Запорожец / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2010. - 278 с.
27. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, А.И. Леонтьева. - М.: Профи- Пресс, 2013. - 114 с.
28. Зыкова, О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой [Текст] / О.А. Зыкова. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013. - 113 с.
29. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 224 с.
30. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника [Текст] / Е.Л. Карпичева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №4. - С. 28-31.
31. Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / Л.М. Кларина. - М.: Познание, 2010. - 119с.
32. Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательство центр МарТ, 2005. - 448с. 34.
33. Коломийченко, Л. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: дис. д-ра пед.наук / Л. В. Коломийченко. - Челябинск, 2008. - 209 с.
34. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 267 с.
36. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
37. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. - СПб.: Детство-пресс, 2012. - 156 с.
38. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О.О. Монгуш// Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки- Веди, 2015. - С. 59-62.
39. Монтессори, М. Как развивать внутренний потенциал человека [Текст] / М. Монтессори. - М.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2013. - 124 с.
40. Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста // Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.С. Мухина; под ред. А.В. Петровского. - М.: Наука, 2003. - 199 с.
41. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Академия, 2009. - 324 с.
42. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2009. - 944 с. 74
43. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст] / авт.-сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 320 с.
44. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2013. - 274 с.
45. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дисс. докт. псих. наук [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М., 2011. - 350 с.
46. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М .: Российское психологическое общество, 2014. - 85 с.
47. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания,
помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.:
Российское психологическое общество, 2014. - 266 с.
48. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. [Текст] / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 29-34.
49. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)//http://www.consultant.ru/.
50. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка [Текст] / под ред. С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2012. - 122с.
51. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка [Текст]: сборник статей / отв. ред. О.М. Вербианова, О.В. Груздева. - Красноярск: КГПУ, 2015. - 340 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] - Т.1./ С.Л. Рубинщтейн. - М.: Педагогика, 1989. - 366 с. 75
53. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. - СПб.: Детство Пресс, 2014. - 272 с.
54. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2007. - 32 с
55. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №
4. - С.10.
56. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
57. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 208 с.
58. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника [Текст] / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 68-71.
59. Смирнова, П.В. Обучение навыкам экспериментирования как основа развития исследовательских способностей дошкольников [Текст] / П.В. Смирнова // Детский сад от А до Я. - 2012. - №2 . - С. 126-131.
60. Трубайчук, Л. В. Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы: сб. материалов XIII международной науч. - практич. конференции. - Челябинск: Цицеро, 2015.- 436 с.
61. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 128 с.
62. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.
63. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/76
64. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира [Текст] / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика. - 2012. - №10. - С. 12-16.
65. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] / Л. М.Шипицына, В.П. Казакова, М.А. Жданова. - М.: Владос, 2003. - 211 с.
66. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
67. Яковлев, Е. В., Яковлева, Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с