Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №81156

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы обогащения словарного запаса детей с ОНР III уровня 6
1.1. Понятие «словарный запас» в психолого-педагогической литературе..6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 11
1.3. Особенности овладения словарным запасом дошкольниками с ОНР III
уровня 15
1.4. Характеристика работы учителя-логопеда по обогащению словарного
запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 18
Выводы по I главе 26
Глава 2.Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.1. Организация, методика и результаты исследования уровня
сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.2. Содержание логопедической работы по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня 38
2.3. Результаты экспериментальной работы 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение


Словарный запас является одним из критериев оценивания интеллектуального и речевого развития человека. Развитие словарного запаса в онтогенезе представляет собой органичный последовательный процесс, обуславливающий расширение знаний, познания и кругозора ребёнка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря нарушает полноценное общение, а так же влияет и на общее развитие ребенка. К старшему дошкольному возрасту словарь ребёнка достигает от 2200 до 4000 слов. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, О.Е. Грибовой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной, Т.В. Тумановой, В.И. Яшиной и др.
Обогащение словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления. Формирование словарного запаса - процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции учащихся, требующий волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарным запасом, они познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия. Формирующиеся с помощью слов обобщения закрепляются за ними.
Общее недоразвитие речи предполагает недоразвитие всех сторон речи: звукопроизносительной, грамматической, лексической. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.
Недочёты в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нарушают процесс овладения языком и усвоения грамматических закономерностей, что влечет за собой ограниченность представлений, понятий, и приводит к замедлению темпов познавательного развития.
Таким образом, актуальность проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, важность данных знаний для учителя-логопеда послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Логопедическая работа по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы и доказать эффективность логопедической работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности логопедической работы по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать состояние словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить содержание логопедической работы по обогащению словарного запаса старших дошкольников; составить комплекс дидактических игр и упражнений по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и экспериментально проверить его эффективность.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №2 с. Долгодеревенское, Челябинская область; в исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


О несовершенствах словарного запаса писали О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др. Они указывали на то, что формирование словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня, в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, не происходит спонтанно, а требует целенаправленной систематической логопедической работы. В связи с тем, что общее недоразвитие речи корригируются преимущественно в старшем дошкольном возрасте, целесообразно использовать игровые методы и приёмы. Вследствие этого нами был разработан комплекс игровых упражнений, способствующих обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возраста на занятиях учителя-логопеда.
Проведённая экспериментальная работа показала, что осуществление логопедической работы с применением составленного нами комплекса дидактических игр и упражнений обеспечивает эффективность работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты контрольного среза, в сравнении с первично проведённым срезом, свидетельствуют об успешности проведённого педагогического эксперимента, так как было отмечено улучшение показателей сформированности лексики у дошкольников.
Таким образом, апробированный нами в ходе экспериментальной работы комплекс дидактических игр и упражнений является эффективным и может быть рекомендован для работы логопедов по обогащению словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня.



1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З.Е. Агранович. — СПб. : Детство- Пресс,2001. — 218с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей : методич. пособие для воспитателей [Текст] / А.Г. Арушанова. —2-е изд. испр. и доп. — М. : «Мозаика - Синтез»,2004. — 296с.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.И. Баева // Логопед. — 2004. — №2. — 43с.
4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] /
Г.А. Быстрова. — СПб. : КАРО, 2002г. — 96с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А.Н. Гвоздев. — М. : Изд-во Детство-Пресс, 2007. — 472 с.
6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа [Текст] / В.В. Гербова. — М. : Мозаика-Синтез, 2018. — 144 с.
7. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. — М. : Лабиринт, 2008 — 320 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников : пособие для логопедов [Текст] — М. : Национальный книжный центр, 2015 — 176с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — 2-е изд. перераб. — М. : КнигоМир, 2011. — 320с.
10. Запорожец, А.В. Истоки: базисная программа развития ребенка- дошкольника [Текст] — М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001 г. — 304с.
11. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография [Текст] — СПб. : КАРО, 2006. — 240с.
12. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. — 2004. — №1. — 26с.
13. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений [Текст] / под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд. — М. : изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680с.
14. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. — М. : Эксмо, 2017. - 608 с.
15. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи [Текст] / И.С. Лопухина. — СПб. : КАРО ; Дельта+, 2004. — 336с.
16. Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова [Текст] / И.С. Лопухина. - СПб. : Корона-Принт, 2018. - 144 с.
17. Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / П.Н. Лосев. — М. : Сфера, 2005. — 112с.
18. Майорова, А.С. Учись правильно говорить [Текст] / А.С. Майорова. — М. : Изд-во ЗАО Центрполиграф, 2003. — 111с.
19. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб. : Детство-Пресс, 2004. — 120с.
20. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб. : Детство-Пресс, 2005. — 528 с.
21. Новиковская, О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / О.А. Новиковская. — СПб. : Детство-Пресс, 2002. — 48с.
22. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст] / Л.Г. Парамонова
— 4-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 416 с.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева.
— Ростов-на-Дону : «Феникс», 2003. — 448с.
24. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2015. — 287 с.
25. Правдина, О.В. Логопедия: учеб.пособие для студ. деф. фак-ов пед. ин-ов [Текст]. — Челябинск, 1998. — 192 с.
26. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка : комплект рабочих материалов [Текст]. / под ред. М.М. Семаго. — М. : АРКТИ, 2001. — 136 с.
27. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 144с.
28. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия [Текст] / Н.А. Седых. — М. : «Издательство АСТ» ; Донецк : «Сталкер», 2004. — 279с.
29. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст]. / Л.С. Сековец. — М. : АРКТИ, 2006. — 368 с.
30. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]. /
В.И. Селивёрстов. — М. : Академический проект, 2017. . — 399 с.
31. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: пособие для логопедов и воспитателей [Текст].
— М. : «Мозаика-Синтез», 2006. — 56с.
32. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками [Текст]. — М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2002. — 104с.
33. Фесюкова, Л.Б. От трёх до семи: книга для пап, мам, дедушек и бабушек (Развиваем красивую устную речь ребёнка.) [Текст] /Л.Б. Фесюкова. — М. : Изд-во АСТ, 2000. — 448с.
34. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи . — М. :
Просвещение, 2009. — С. 49-83.
35. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопедия. — 2006. — № 2. — С. 57-68.
36. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие с илл. [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. — М. : Литур, 2001. — 80с.
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практ. пособие [Текст] / Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина. — 4-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 225с.
38. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студ. пед. вузов и род. [Текст]. — СПб. : КАРО, 2004. — 272с.
39. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] / С.Н. Шаховская, под ред. Л.Б. Халиловой. — М. : Экономика, 2010. — 240 с.
40. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]. / Д.Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1989. — 380с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ