Введение 3
Глава I. Организация образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков
1.1. Феномен дивергентного мышления в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Особенности формирования дивергентного мышления старших
подростков 19
1.3. Модель организации образовательного процесса в МАОУ СОШ по
формированию дивергентного мышления старших подростков 24
Глава II. Организация исследования дивергентного мышления старших
подростков
2.1. Этапы, методы, методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 38
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование по формированию дивергентного мышления старших подростков
3.1. Психолого-педагогическая программа формирования дивергентного
мышления старших подростков 45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
3.3. Рекомендации для учителей и родителей по формированию
дивергентного мышления старших подростков 57
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение
Современная наука достаточно высоко оценивает значимость психологии мышления и психологии творчества. Формирование творческого мышления и выявление творческих способностей, в процессе обучения в общеобразовательном учреждении, приобретает все большую актуальность в современном мире.
Непрерывные изменения затрагивают все сферы человеческой жизни и деятельности, все стремительно меняется. Человек вынужден реагировать на преобразования адекватно и своевременно, для этого ему необходимо активизировать свой творческий потенциал, свои внутренние ресурсы. Невозможно представить это без серьезных изменений в сфере образования.
Традиционные требования к организации школьного обучения обращены, прежде всего, к развитию логического конвергентного мышления. Поиск инновационных, содержательных, технологических и методических требований к организации образовательного процесса, к подходам по развитию творческого мышления учащихся является актуальной проблемой современного образования.
Особую важность, приобретающую все большую актуальность и определяющую успешность творческой деятельности, составляет формирование дивергентного мышления старших подростков в общеобразовательных учреждениях.
Невозможно исследовать эту проблему не обращаясь к самому понятию дивергентного мышления и анализу его показателей и функций в условиях современного образовательного учреждения.
Дивергентное мышление - это расходящееся мышление, мышление в различных направлениях, которое предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Оно рассматривается как сложный многоплановый процесс, включающий в себя разные параметры психического отражения приема и переработки информации [24; с.134].
Принято считать, что одним из основных критериев дивергентного мышления является креативность, выступающая как активность в порождении новых вопросов и проблем, и которая становится фактором творческого развития.
В исследованиях креативности E. Торренса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера подчеркивается, что целью поискового дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности, которые формируют мыслительные навыки более высокого уровня. Кроме этого, дивергентность активизирует способность строить гипотезы, оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать полученный материал.
Решение креативных задач, как один из методов современной образовательной системы, способствует более эффективному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности каждого ребенка.
Однако, по мнению А.М. Матюшкина и В. Н. Келасьева, полноценное составление и решение креативных задач на практике используется, в основном, с одаренными детьми, а не с теми, у кого возникают задержки в развитии творческих способностей и креативности [36, с.167].
Как показывает анализ педагогического опыта, разработка и внедрение креативных задач в практику образовательных учреждений не носят системного характера.
В изменившихся условиях прежние средства формирования мышления не являются оптимальными, адекватными ориентации на личность и индивидуальность ученика как на субъект учебной деятельности. В настоящее время определились следующие противоречия:
- между необходимостью формирования дивергентного мышления старших подростков в общеобразовательном учреждении и недостаточной разработанностью различных методических и дидактических аспектов этого процесса, в том числе отсутствием программы креативных задач для формирования дивергентного мышления.
- между необходимостью целенаправленной и системной организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков и отсутствием эффективной модели организации данного процесса в общеобразовательном учреждении.
Обозначенное выше подчеркивает актуальность проблемы, а ее недостаточная разработанность обуславливает выбор темы нашего исследования "Организация образовательного процесса в МАОУ СОШ по формированию дивергентного мышления старших подростков".
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации образовательного процесса в МАОУ СОШ по формированию дивергентного мышления старших подростков.
Объект исследования: дивергентное мышление старших подростков.
Предмет исследования: организация образовательного процесса в МАОУ СОШ по формированию дивергентного мышления старших подростков
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения.
Организация образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков будет более эффективной, если:
- выявить особенности дивергентного мышления старших подростков;
- сконструировать модель организации образовательного процесса в МАОУ СОШ по формированию дивергентного мышления старших подростков;
- разработать и реализовать программу формирования дивергентного мышления старших подростков;
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности дивергентного мышления старших подростков;
3. Разработать модель организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков;
4. Определить этапы, методы и методики исследования;
5. Составить выборку исследования и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогическую программу формирования дивергентного мышления старших подростков;
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента;
8. Составить рекомендации по формированию дивергентного мышления старших подростков для учителей и родителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
Общенаучная методология представлена теориями развития мышления А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, развития мышления подростков В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызиной, теорией развивающего обучения В.В Давыдова, Л.В. Занкова. Также в исследовании использовались следующие подходы: 1)личностный А.Н. Леонтьева, в соответствии с которым диагностика дивергентного мышления учащихся на индивидуальном уровне помогает выявить личностные особенности каждого обучаемого, ставить задачи по формированию дивергентного мышления, исходя из личностного развития учащихся; 2) деятельностный С.Л. Рубинштейна, согласно которому дивергентное мышление учащихся исследуется через систему задач, процесс решения которых является элементом их умственной деятельности.
Идеи и научно-методическая основа организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления имеются в работах А.М. Матюшкина [36], Е.П. Ильина [24], Дж. Гилфорда [16], возрастные особенности формирования креативности и дивергентного мышления представлены в работах Б.И. Банзелюка [8], E.E. Туник [41], Б.П. Ильина [24], исследования креативности и дивергентного мышления представлены в работах E. Торренса [67], К. Тейлора [31], Г. Грубера [28].
Методы исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов и литературы по теме исследования, применение методик (Экспресс- метод Д. Джонсона, диагностика уровня развития дивергентного мышления Ф. Вильямса, тест творческого мышления П. Торренса), констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
База исследования: исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 67 и на базе МОУ Вознесенская ООШ, в нем принимали участие 32 подростка, в возрасте от 14 до 17 лет, 16 мальчиков и 16 девочек.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
1 Этап. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме диссертационного исследования; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике; генерирование основных идей исследования.
2 Этап. Разработка и реализация программы креативных задач для формирования дивергентного мышления старших подростков.
3 Этап. Анализ и описание результатов исследования, оформление диссертационного исследования, разработка рекомендаций по организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления для учителей и родителей.
Научная новизна исследования:
1) разработано дерево целей (модель исследования);
2) на основе классификации креативных задач дивергентного типа, разработана программа креативных задач для формирования дивергентного мышления старших подростков;
3) определена теоретико-методологическая основа построения модели организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления;
4) разработана модель организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков;
5) разработаны рекомендации по формированию дивергентного мышления старших подростков для учителей и родителей;
Теоретическая значимость исследования:
1) выявлены существенные характеристики дивергентного мышления, показано его отличие от мышления креативного, дана характеристика его уровней;
2) уточнены и конкретизированы понятия: дивергентное мышление, креативность, характеристики дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, креативная задача дивергентного типа;
3) обоснованы критерии и уровни сформированности дивергентного мышления старших подростков;
4) выявлена и обоснована эффективность программы креативных задач для
формирования дивергентного мышления старших подростков в общеобразовательном учреждении;
5) теоретически обосновано и экспериментально доказано положение о том, что организация образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков становится более эффективной при реализации психолого-педагогической программы формирования дивергентного мышления старших подростков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психолого-педагогической программы формирования дивергентного мышления старших подростков. Материалы опытно-экспериментального исследования могут применяться в повседневной педагогической практике учителями-предметниками и педагогом-психологом, при создании и разработке учебных пособий, учебных программ и программ внеурочной деятельности.
Также практическая значимость определяется разработкой и внедрением модели организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков.
Феномен «дивергентное мышление» в широком смысле отражает способность к видению альтернатив, множества путей решения одной и той же проблемы и актуальность формирования такой способности вряд ли требует развернутой системы доказательств.
Дивергентность - есть особое качество мышления, характеризующееся гибкостью, беглостью, оригинальностью и точностью, позволяющее видеть несколько путей и способов решения проблемы. Дивергентное мышление тесно связано с креативностью и творческим мышление, это синонимичные понятия, которые часто используются как рядоположенные категории.
В работе были проанализированы взгляды на феномен дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, определена сущность основных показателей дивергентного мышления, таких как беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
Были выявлены возрастные особенности формирования дивергентного мышления старших подростков, а также обозначено, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования дивергентного мышления. Разработана и теоретически обоснована модель организации образовательного процесса по формированию дивергентного мышления старших подростков, которая опирается на основные общепедагогические и методологические принципы современной системы образования и включает в себя целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный блоки.
В работе раскрыты теоретические аспекты формирования дивергентного мышления старших подростков, также нами были обозначены условия для повышения эффективности и результативности по формированию дивергентного мышления старших подростков в общеобразовательном учреждении, посредством реализации модели организации образовательного процесса и реализации программы креативных задач на практике.
Для диагностики уровня сформированности дивергентного мышления были использованы следующие методики: диагностика уровня развития дивергентного мышления Ф. Вильямса, теста творческого мышления Е. Торренса, экспресс- метод Д. Джонсона. В исследовании принимали участие 32 подростка, в возрасте от 14 до 17 лет, 16 девочек и 16 мальчиков.
Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, дана характеристика выборки и проанализированы результаты исследования. Анализируя результаты исследования, следует отметить, что наиболее сформированные показатели дивергентного мышления у участников эксперимента - оригинальность и разработанность, а такие показатели как беглость и гибкость мышления развиты недостаточно. Результаты распределились следующим образом: беглость -11%, гибкость - 8%, оригинальность - 28%, разработанность - 26%, название (уровень сформированности вербального мышления) - 27%.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами была сформирована группа для формирующего эксперимента, в которую вошли 16 испытуемых из МОУ Вознесенской ООШ, набравшие минимальной количество баллов по уровню дивергентного мышления. Была сформирована
экспериментальная группа для проведения формирующего эксперимента и реализации на практике психолого-педагогической программы формирования дивергентного мышления старших подростков. Предложенная программа креативных задач представляет собой вариант интерпретации эффективных методов и приемов для формирования дивергентного мышления при педагогическом взаимодействии учителя и педагога - психолога со старшими подростками. Она является ориентиром при построении иных методик и технологий, применяемых в системе дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы креативных задач для формирования дивергентного мышления. Его результаты подтвердили гипотезу, что формирование дивергентного мышление у старших подростков становится более эффективным при реализации программы креативных задач. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, проведенной по итогам эксперимента, направленного на развитие дивергентного мышления.
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что уровень развития дивергентного мышления оказался выше у учащихся экспериментальной группы, что подтверждает нашу основную гипотезу. Достоверность результатов подтверждена методами математической статистики, Q- критерием Розембаума. На основе полученных результатов подготовлены психолого-педагогические рекомендации по формированию дивергентного мышления для учителей и родителей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Положения гипотезы подтвердились.
1. Аверина И. C. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 2009.№ 6.С. 134-139.
2. Агабабян A. P., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения: Материалы научно-практической конференции.2007. № 5. С. 98-99.
3. Aйзeнк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта: Битва за разум. Из-во: «Эксмо- Пресс», 2012.352с.
4. Aлeкceeв Н. Г., Юдин Э. Г. O психологических методах изучения творчества// Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Эксмо. 2010. №8. C. 151-203.
5. Aниcимoвa A. Ю. Ocoбeннocти соотношения интеллектуальных и творческих способностей // Ананьевские чтения: Материалы научно¬практической конференции. Cn6.2009. C. 431-432.
6. Бабаева Ю. Д. Динамический подход к идентификации одаренности: учебное пособие. Из-во: Москва, 2009. 136 с.
7. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. C., Марютина Т. М. Психология детской одаренности. Из-во: Москва, 2010. 208 с.
8. Банзелюк, E. И. Диагностические показатели креативности и их динамика// Материалы IV Всероссийского съезда Poc^^^ro психологического общества. 2009. C. 80-81.
9. Банзелюк, E. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 11-15 лет // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 55-60.
10. Барышева Т. A., Жигалов Ю. A. Психолого-педагогические основы развития креативности. ОТб., 2012.186 с.
11. Барышева Т. A. Креативность. Диагностика и развитие. ОПб.: Изд-во PEHY им. A. И. Герцена, 2004. 206 с.
12. Белова E. C. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П.Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. C. 21-40.
13. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: к.н. для учителя. - 4-е изд. Просвещение, 2008. 345с.
14. Выготский JI. C. Мышление и речь Текст. / Л. C. Выготский. М. : Лабиринт, 1996.-414 с.
15. Выготский Л. C. Психология.М. : Апрель пресс : ЭКСМО-пресс, 2000. 1006 с.
16. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. Под ред. A. М. Матюшкина. М.: Гардарики, 2005. С. 37-45
17. Груздова И.П., Кузнецова С.Н., Котова E.A., Романова Т.С. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада. Развитие творческих способностей дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2010.390 с.
18. Долгова, В. И. Peглaмeнт аттестационных материалов / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, Н. В. Крыжановская. Челябинск: ЧГПУ, 2013. 128 с.
19. Долгова, В. И. Cиcтeмныe инновационные технологии целеполагания //[Текст]/ В. И. Долгова, // XXXV International Research and Practice Conference “Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation»: сб.труд. Международной виртуальной Интернет- конференции (Лондон, 05 - 12 ноября 2012). - Лондон, Великобритания, 2012. C. 41-45. Электронный доступ URI: http://gisap.eu/ru/node/16023
20. Долгова В. И., Шумакова O. A. Психолого - педагогические основы гармонизации детско - родительских отношений: монография. - Челябинск: ATOKCO, 2010. 112 с.
21. Иванов A.H. Дивергентные задачи для младших школьников // Этнодидактика народов POCCHH:деятельностно-компетентностный подход к обучению. Материалы V Международной научно-практической конференции. Нижнекамск: Изд-во: НМИ, 2009. C. 269-270.
22. Иванов A. Н. Проблема диагностики и развития дивергентного мышления младших школьников. // Ученые записки МГПУ. Психологические науки: сборник научных статей / под. ред. И. A. ^нкевич, A. A. Cepгeeвoй. Мурманск: МГПУ, 2009. № 7. C. 173-179.
23. Иванов A. Н. Задачи конвергентные и дивергентные // Начальная школа: до и после. 2007. № 7. C. 68—73
24. Ильин E. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Из-во: «Питер». 2011. 456 с.
25. Ильясов Д. Ф. Теория управления образованием.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.343 с.
26. Кабаченко, Т. C. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.
27. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Cхeмы и комментарии. М.: Юрайт, 2012. 368 с.
28. Кулюткин Ю. Н. Paзвитиe творческого мышления школьников. ОПб.: Питер, 2012. 138 с.
29. Менчинская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр. М.: Педагогическое общество России, 2009. 224 с.
30. Ленкова A. A. Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования// ^бирский педагогический журнал. 2010. № 11.
C. 250-255.
31. Ленкова A. A. Дивергентный характер мыслительной деятельности творчески одаренного младшего школьник // ^бирский педагогический журнал. 2011. № 4. C. 197-202.
32. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
33. Лихолетов В. В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании Текст.: дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08 / В. В. Лихолетов. Челябинск, 2002. 432 с.
34. Майданник И. A. Дивергентное мышление: теория и практика Текст.: монография. Огаврополь : [ИДНК], 2006. 228 с.
35. Майданник И. A. Развитие дивергентного мышления у
старших дошкольников в процессе креативных игр Текст.: дис. . канд. психолог, наук : 19.00.07 / И. A. Майданник. Ставрополь, 1997. 165 с.
36. Матюшкин A. М. Психология мышления. Из-во: «Книжный дом», 2009. 190 с.
37. Пономарев Я. A. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука. 1998. №7.С.54-57.
38. Парамонова Л. A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.: Aкaдeмия, 2012. 192 с.
39. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
40. Троян A. Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. М.: ТЦ Cфepa, 2015. 160 с.
41. Туник E. E. Oпpocник креативности Д. Джонсона. ОТА: ППб УПМ, 2009. 89с.
42. Туник E. E. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 2007. 97с.
43. Фоменко В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. POCTOBн/Д, 1998. 40 с.
44. Фоменко В.Т. Исходные логически структуры процесса обучения. Ростов н/Д, 1994.345 с.
45. Халифаева O.A. Психологические условия развития креативности в подростковом возрасте. Из-во: «Oбpaзовaниe», 2010. 132 с.
46. Холодная, М. A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб, 2002. 237 с.
47. Холодная М. A. Перспективы исследований в области психологии способностей //Психологический журнал. 2007.№ 1. C. 28-37.
48. Холодная М. A. Теоретические представления Л. М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследования креативности // Психологический журнал. 2008. № 5. C. 21-31.
49. Холодная МА Психология интеллекта. М., 2002. 272 с.
50. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации
педагогических кадров советской общеобразовательной школы. М., 1986. 186 с.
51. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. // Психологическая наука и образование, 2010. №4. C.77- 90.
52. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития/ // Культурно-историческая психология, 2006. №4. C.61-73.
53. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. Н. И Чуприкова. М., 1995. 190 с.
54. Шавырина Г.В. Исследование обобщений при решении
пространственно-комбинаторных задач в процессе профессионально¬
технического обучения // Новые исследования.1989. № 1. C. 45 -53
55. Шадриков В. Д. Способности человека. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.402 с. C. 24-38.
56. Щукина Г.И. Aктивизaция познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
57. Щуркова H.E. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособ. для вузов по спец. /Юоциальная педагогика», «Педагогика» Текст. / H.E. Щуркова. ОПб.: Питер, 2005. 366 с.
58. Энциклопедический словарь. ^временная версия. /под ред. O.A. Брокгауза, H.A. Эфрона. М.: Эксмо, 2007. 672 с.
59. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 386 с.
60. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин М., 2000. 364 с.
61. Юнг, К. Г. Aнaлитичecкaя психология / К. Г. Юнг ОПб. 2004.
62. Юркевич, B.C. Caмopeгуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1978. Т.7. C. 233 - 249.
63. Яковлев, В. Философия творчества в диалогах Платона. // Вопросы философии. 2003. № 6. C. 142-154.
64. Яблоков, A.B. Дивергенция. // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 8. 897 с.
65. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. 186 с.
66. ййр://еЬз.сзри.ш/хш1ш
67. ййр://е1аг.иг1и.ги
68. ййр: //е11Ьгагу.ги/аи1йогз. азр
69. ййр://1ргЬоокз.ги/
70. ййр://Ьоок7.ги