ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности образовательной организации реализующей программы дополнительного образования детей 7
1.1. Понятие образовательной организации дополнительного образования.. 7
1.2. Правовое регулирования деятельности образовательной организации дополнительного образования детей 18
Глава 2.Исторические особенности правового регулирования деятельности организаций дополнительного образования детей 28
2.1. Становление системы дополнительного образования в России: от внешкольных учреждений к системе дополнительного образования детей 28
2.2. Исторические аспекты регулирования деятельности организаций
дополнительного образования 46
2.3. Современная деятельность организации дополнительного образования
детей 52
Глава 3. Перспективы развития дополнительного образования детей в России
55
3.1. Перспективы развития организаций, осуществляющих деятельность по
реализации программ дополнительного образования детей 55
3.2. Направления развития деятельности организаций дополнительного
образования детей 60
3.3. Повышение статуса системы дополнительного образования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Приложение 1
Социально-экономические преобразования в России за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. В последние годы реформаторские тенденции очень заметны в системе дополнительного образования детей, так как здесь стоит задача создать новую систему образования детей, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. С приятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной тоталитарной системы к системе вариативной, гуманистической, демократической.
В поиск путей совершенствования системы дополнительного образования детей включились ведущие учёные и педагоги страны. В последние годы активно занимались изучением отдельных проблем дополнительного образования детей В.В. Белова, В.А. Березина, Р.У. Богданова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных. Осмысление ценности дополнительного образования детей с точки зрения психологии проведено В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым. А.Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России. Для развития и становления системы дополнительного образования необходимы новые подходы, направленные на личностное развитие ребёнка и его воспитание специфическими средствами, методами, присущими прикладному, художественному, эстетическому и другим видам творчества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза.
Ведь нельзя слепо перенести формы, методы, технологии учебной, административной, методической деятельности из школ в учреждения дополнительного образования детей. Это можно осуществить, если изменить процесс функционирования учреждения дополнительного образования как образовательного учреждения.
Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.
Цель работы: исследование проблем правового регулирования деятельности образовательной организации, реализующей дополнительное образования детей на современном этапе, формирование предложений по совершенствованию законодательной базы, и разработка практических рекомендаций для повышения статуса образовательной организации дополнительного образования детей.
Цель работы определила задачи исследования:
1. Сформулировать исторические аспекты становления системы дополнительного образования в России.
2. Обобщить нормативно-правовую основу функционирования организации дополнительного образования детей.
3. Выявить проблемные зоны функционирования посредством анализа нормативно-правовой базы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования.
4. Определить проблемы управления организацией дополнительно образования детей.
5. Обосновать необходимость внесения некоторых изменений в законодательную базу РФ.
6. Проанализировать проблему низкой востребованности
дополнительного образования детей и предложить способы решения данной проблемы.
Объект исследования: правовое регулирование деятельности образовательной организации реализующей программы дополнительного образования.
Предмет исследования: дополнительное образование детей в современном законодательстве.
Гипотеза исследования:
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование дополнительного образования детей, позволит определить общее состояние регулирования данного вопроса, выявить проблемные зоны, а также предложить возможные пути совершенствования образования с учетом возможностей современного законодательства.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе используются следующие методы:
• общенаучные методы познания (анализ и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы, метод сравнения, аргументация и логика);
• специальные методы (исторический, формально-юридический,
системно-правовой, нормативно-логический, метод сравнительного правоведения, системного анализа) в их различном сочетании.
В ходе исследования изучен значительный объём нормативной, общетеоретической и специальной литературы, связанной с предметом исследования.
Научная новизна исследования - проведен комплексный анализ правового регулирования деятельности образовательной организации дополнительного образования детей, представлены возможные модели взаимодействия при реализации образовательных программ, являющейся аспектом современного законодательства.
Практическая значимость исследования - сформулированы рекомендации по форме реализации дополнительных образовательных программ, предложены модели взаимодействия, направленные на повышение статуса дополнительного образования и системы образования в целом.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления
Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
В результате изучения проблем и перспектив развития системы дополнительного образования детей были рассмотрены понятие, структура системы дополнительного образования детей, определено нормативно-правовое обеспечение функционирования системы дополнительного образования детей, а также рассмотрены проблемы современного состояния системы дополнительного образования детей.
Результатом поставленных задач в системе дополнительного образования детей являются следующие показатели:
• доступность дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• качество, эффективность дополнительного образования детей за счет
совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработка инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;
• современная инфраструктура системы дополнительного образования детей, удовлетворительная материально-технической база, сформированные экономические отношения;
• профессионализм педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, эффективное управление системой дополнительного образования.
Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Подводя итог вышесказанному можно добавить, что дополнительное образование детей должно выстраиваться на образовательных программах, способных удовлетворить на высоком профессиональном уровне потребность в получении образования по направлению, которая наилучшим образом покрывает эту потребность. При реализации таких программ необходимо учитывать различия этих потребностей у разных учащихся. Таким образом, согласно статьи 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процессы стандартизации услуг в дополнительном образовании должны быть связаны, прежде всего, с условиями предоставления этих услуг, а также должны касаться структуры и содержания образовательных программ дополнительного образования детей в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // Режим доступаwww.consultant.ru
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Режим доступаwww.consultant.ru
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Режим доступаwww.consultant.ru
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) [Электронный ресурс] // Режим доступа www.consultant.ru
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] // Режим доступаwww.garant.ru
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] // Режим доступаwww.consultant.ru
7. Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 года №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа www.consultant.ru
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Режим доступа www.rg.ru
9. Официальный сайт Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа www.минобрнауки.рф
10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 37. Ст. 4983.
11. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.06.2016) О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
13. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 02.06.2016) О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
14. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Об
утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации
Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 18. Ст. 2745.
15. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об
образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150 (утратил силу).
16. Постановление Совмина РСФСР от 04.10.1957 № 1099 «О мерах
улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности» // Собрание постановлений РСФСР. 1957. № 5. Ст. 38.
17. Постановление Совмина СССР от 02.09.1982 № 816 «О порядке
создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений» // Собрание постановлений СССР. 1982. № 25. Ст. 130.
II. Литература
18. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития/ В.И. Андреев. - Казань:Изд-во Казанского университета, 1996 - 565 с.
19. Андреева В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 328 с.
20. Антипова Н.Ю. Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2005. С. 218-223.
21. Балясная Л.К. Внешкольные учреждения. М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
22. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 238 с.
23. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. М.: Инфра, 2008. - 132 с.
24. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения// Воспитание школьников, 2006. - №3-4.
25. Бруднов А.А. Развитие дополнительного образование детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников, 2005. - №2.
26. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. М.: Сентябрь, 2004. - 146 с.
27. Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей//
Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. Т. 4. С. 435.
28. Воронкова М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся. М., 2001. - 157 с.
29. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
- М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.
30. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
31. Голованов В.П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе// Воспитание школьников. - 2010. - №8. - С. 57-62.
32. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 349 с.,
33. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей // учебник для студентов пед. колледжа. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 349 с.
34. Коваль М.Б. Педагогика Внешкольного учреждения. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1993. - 62 с.
35. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений. М.: Просвещение, 1991.
36. Кочетков А.И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя. Мн.: Народ асвета, 1990. - 174 с.
37. Крупская Н. К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948. - С. 340-359.
38. Куприянов Б. В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. - Кострома, 2009. - 424 с.
39. Лебедев Ю.Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
40. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. С. 401.
41. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1918. - 228 с.
42. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. М.: Петроград: Госиздат, 1923. - 138 с.
43. Николаева Л.М. Воспитательная работа с учащимися вне школы. М.:Педагогика, 1981. - 144 с.
44. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. - С. 31-35.
45. Сальцева С.В. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития. М., 1997. - 135 с.
46. Серополко С. О. Внешкольное образование: сб. статей. М., 1912.
47. Чарнолуский В. И. Основные вопросы внешкольного образования в России. - СПб.: Знание, 1909. - 90 с.
48. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М., 1964. Т.2. С. 406.