ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ В
ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность универсальных учебных действий, формы и методы контроля
универсальных учебных действий 6
1.2 Общая характеристика понятия «тест», виды тестов на уроках в
начальной школе 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ С ЦЕЛЬЮ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых методик 33
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ С ЦЕЛЬЮ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.3 Методические рекомендации для учителей по конструированию тестов 47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На сегодняшний день Федеральный Государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования предъявляет ряд определенных требований к проверке результатов обучения, а также определяет применение различных форм контроля, следовательно, что дает возможность установить готовность младших школьников к восприятию нового материала, проверить уровень сформированности представлений и понятий, а также выявить перспективу дальнейшего продвижения их в обучении.
В настоящее время контроль знаний, умений и навыков является важным этапом обучения начальной школе, от того как правильно организован контроль знаний младших школьников во многом будет зависеть и сам результат обучения.
В начальной школе одной из главных форм контроля является тестирование. Мы считаем, что именно тестирование позволяет оперативно, а также и эффективно проверить результаты обучения младших школьников.
Применение тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует решению учебных задач по овладению программными универсальными учебными действиями, позволяет ученику адаптироваться и умело использовать свои знания.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использовать тестовые задания на уроках в начальной школе и недостаточным количеством методических материалов для учителей начальных классов по конструированию дидактических тестов.
Проблема исследования: каким может быть содержание методических материалов для учителя по конструированию дидактических тестов.
Цель исследования: изучить теоретические основы проблемы использования тестового контроля знаний как средство оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников для разработки методических материалов для учителей начальных классов по конструирования тестов.
Объект исследования: тестовый контроль в начальной школе.
Предмет исследования: дидактический тест как средство контроля сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО
2. Изучить понятие тестового контроля, его виды и функции в психолого-педагогической литературе
3. Провести диагностику отношения субъектов образовательного процесса к тестовым заданиям на уроках в начальной школе.
4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов, по конструированию дидактических тестов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение)
-эмпирические (анкетирование)
- методы обработки и интерпретации результатов.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ г. Челябинска. В исследовании принимали участие учителя начальных классов в составе 10 человек, а также обучающиеся 4 «А» класса в составе 25 человек.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по составлению тестовых заданий для учителей начальных классов, которые смогут обеспечить контроль сформированности универсальных учебных действий
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций по составлению тестовых заданий, заключения, списка литературы и приложений.
В данной квалификационной работе главной целью является изучение теоретических основ проблемы использования тестового контроля знаний как средство оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников для разработки методических материалов для учителей начальных классов по конструирования тестов.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. В теоретической части нами был проведен анализ универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО. Мы рассмотрели понятие универсальных учебных действий, их виды, а также функции. Нами были рассмотрены формы и методы контроля универсальных учебных действий младших школьников на уроках в начальной школе.
2. В психолого-педагогической литературе нами было более подробно изучено понятие тестового контроля на уроках в начальной школе, были рассмотрены основные функции, которые выполняет тестовый контроль, а также мы изучили основные виды тестового контроля, применяемого на уроках в начальной школе.
3. В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы мы выявили отношение учителей начальных классов к тестовым заданиям, частоту применения на уроках в начальной школе, а также отношение младших школьников к тестовым заданиям, какие эмоции вызывает у них процедура тестирования.
4. Нами разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов, которые будут полезными при самостоятельном конструировании дидактических тестов на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также данных полученных в ходе экспериментального исследования.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний - М.: 1994. - 136 с.
2. Аванесов,В.С. Содержание теста и тестовых заданий / В.С. Аванесов // Педагогические измерения. - 2007. - №4.- С.29-60.
3. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. - М.:Изд-во МГУ, 1998.-184 с
4. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и психологические различия в поведении. - Москва: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. / А.Г. Асмолов. - М., 2008.
б.Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] /А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. - С.25-29.
7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. - 342 с.
8. Бунеева, Е.В. Диагностика метапредметных и личностьных результатов начального образования. Проверочные работы. / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2012.
9. Введенский,Б.А.Энциклопедический словарь / Б.А. Введенский.- Москва: Советская Энциклопедия - 1964. - 736 с.
10. Гладкая, И.В. Оценка образовательных результатов школьника : учебно-методическое пособие / И.В Гладкая, А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2008. -
144 с.
11. Голев, Н.Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и в вузе: учебное пособие - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. - 192 с.
12. Гулюгина,М.О. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008. - 154 с
13. Закон российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266, ст. 11 Федеральный государственный стандарт и федеральные государственные требования
14. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.И. Звонников, М.Б.Мельникова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с
15. Ерко, Н.В. Тестирование как одна из эффективных форм контроля [Электронныйресурс]Режимдоступа:йй:р://1езЙуа1.1 september.ru/artic1es/414757/
16. Ильиных,Л.М. Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС начального общего образования /Л.М. Ильиных, О.С. Нестерова // Начальная школа плюс до и после - 2012 .- № 7-С. 27-30
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
18. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12.
19. Ким, В. Выбор оптимального времени тестирования. /В.Ким // Педагогические измерения. - 2008 - №2 - С.43-50
20. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - Москва: «Интеллект-центр», 2001. - 296 с.
21. Махмутов М. И. Современный урок - М.: Знание, 2005. -164 с.
22. Михайлычев, Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов. /Е. А.Михайлычев // Школьные технологии. - 2001. № 5. - С. 36 - 54
23. Муртазина, З.Д. Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - 2013. - Режим доступа:
http: //nsportal .ra/nachalnaya- shkol a/materialy-mo/2014/01/29/ispolzovanietestirovaniya-v-nachalnoy-shkole-kak-sposob
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
25. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 1998.
26. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. - Москва:Владос, 2008. - 464 с.
27. Разработка тестовых заданий: Методические рекомендации преподавателям / Сост. С.Г.Шеретов. Алматы, КОУ, 2006, 14 с
28. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -С. 282.
29. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 700 с.
30. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2008. - 468 с
31. Тесты: история и теория. Статья 2. Конец XIX века. // Управление школой.
- 1999. - № 14.
32. Титаренко,Н.Применение заданий в тестовой форме в учебном процессе /Н. Титаренко// Педагогические измерения. - 2008.- №3 - С. 103-107
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М., 2010.
34. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы / Авт.-сост. М.О.Гулюгина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 154 с.
35. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2009.142 с.
36. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. - Москва: Логос, 2002. - 432 с.
37. Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения /К.
В. Чурина, Е. К. Зимина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217.
38. Шадрина, Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий. - Воронеж: ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008. - 17 с
39. Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]: http://enc-dic. Com /efremova/T est-108164.html