Методика воспитания выносливости и координационных способностей у гимнасток младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И КООРДИНАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика спортивной гимнастики как сложно-координационного вида спорта
1.2 Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Характеристика этапа начальной подготовки в спортивной гимнастике
1.4 Методы и средства воспитания выносливости и координационных способностей в спортивной гимнастике
1.5 Анализ отношения тренеров к проблеме развития выносливости и координационных способностей в женской спортивной гимнастике на этапе начальной подготовки
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК
2.1 Организация опытно-экспериментальной части исследования
2.2 Комплекс круговой тренировки для выносливости девочек, занимающихся спортивной гимнастикой
2.3 Комплекс упражнений на развитие координационных способностей
2.4 Результаты исследований методики воспитания выносливости и координационной подготовки гимнасток на практике СШОР по спортивной гимнастике
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И КООРДИНАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика спортивной гимнастики как сложно-координационного вида спорта
1.2 Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Характеристика этапа начальной подготовки в спортивной гимнастике
1.4 Методы и средства воспитания выносливости и координационных способностей в спортивной гимнастике
1.5 Анализ отношения тренеров к проблеме развития выносливости и координационных способностей в женской спортивной гимнастике на этапе начальной подготовки
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК
2.1 Организация опытно-экспериментальной части исследования
2.2 Комплекс круговой тренировки для выносливости девочек, занимающихся спортивной гимнастикой
2.3 Комплекс упражнений на развитие координационных способностей
2.4 Результаты исследований методики воспитания выносливости и координационной подготовки гимнасток на практике СШОР по спортивной гимнастике
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Спортивная гимнастика - олимпийский вид спорта, который традиционно имеет много болельщиков, поклонников и многие девочки, начиная заниматься гимнастикой хотят походить, а быть может и превзойти своих кумиров. Программы выступлений с каждым годом становятся все сложнее, повышая требования, как к уровню развития физических способностей, так и уровню технической подготовленности спортсменок-гимнасток, и это характерно как для спорта высших достижений, так и для юных спортсменов.
Главная особенность спортивной гимнастики - разнообразие гимнастических упражнений. Именно это дает возможность развивать все пять физических качеств гимнаста - силу, выносливость, скорость, координацию и гибкость.
Однако при всех своих высочайших требованиях к всесторонней подготовленности спортсменов, спортивная гимнастика классифицируется как сложно-координационный вид спорта с ранней специализацией. В Примерной программе Спортивной гимнастике в качестве основной тенденции современного этапа развития спортивной гимнастики указаны: «непрерывно возрастающие темпы роста сложности упражнений. Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют постоянного совершенствования методов специальной физической подготовки, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям» [69].
О значимости и популярности спортивной гимнастики в нашем регионе говорит тот факт, что в Челябинской области Приказом № 399 от 25 апреля 2018 г. «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы» она определена в качестве базового вида спорта на 2018 - 2022 годы.
В спортивной гимнастике на начальных этапах тренировки много упражнений, предъявляющих требования к разным формам координационных способностей и вестибулярной устойчивости детей, увеличилась сложность и возросли риски соревновательных программ. Однако на современном этапе развития спорта, выносливость является одним из приоритетных физических качеств спортсменов любых специализаций. Высокий уровень развития выносливости обеспечивает возможность для успешного проявления имеющегося потенциала в условиях соревнований. Но в специальной литературе вопросы, связанные с развитием выносливости и методики построения координационной подготовки у девочек на этапе начальной специализации в спортивной гимнастике освещены недостаточно.
Таким образом, существует противоречие, между требованиями к качеству и уровню развития выносливости и координационной подготовленности юных гимнасток и недостаточной теоретической и методической обоснованностью средств и методов тренировок девочек 7-9 лет на этапе начальной подготовки.
Анализ актуальности исследования и существующего противоречия позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в улучшении эффективности координационной подготовки девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой и повышении требований к выносливости гимнасток в условиях острой конкуренции с одной стороны и научно-обоснованной методики ее воспитания с другой.
Однако в научной литературе на фоне большого количества работ, посвященных этой проблематике, вопросы, связанные с развитием выносливости и координационных способностей в сложнокоординационных видах спорта девочек в возрасте от 7 до 9 лет недостаточно изучены, что и обусловливает актуальность данного исследования.
Исходя из своего спортивного опыта, мы стремились изучить методику воспитания выносливости и координационных способностей в спортивной гимнастике для детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику воспитания выносливости и координационных способностей у девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой.
Объект исследования - тренировочный процесс спортивной подготовки гимнасток младшего школьного возраста на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - методика воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза. Процесс воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно при условиях:
а) внедрения комплекса упражнений на развитие специальной выносливости юных гимнасток в заключительной части учебно-тренировочного занятия.
б) подбора наиболее рациональных специальных упражнений, направленных на развитие координационной направленности, в середине учебно-тренировочного занятия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и обобщить практический опыт по организации процесса физической подготовки юных гимнасток.
2. Исследовать психолого-физиологическую характеристику юных гимнасток.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности у гимнасток в учебно-тренировочном процессе.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ СШОР № 4 - спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастке (Челябинск, Свердловский проспект, 84 А/1). В исследовании принимало участие две группы девочек (контрольная и экспериментальная) по 10 человек, в возрастной категории от 7 до 9 лет.
Научная новизна исследования заключается: в экспериментальном обосновании авторской методики воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности у гимнасток на этапе начальной подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки новыми научными знаниями о методике развития специальной выносливости и координационных способностей девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
Практическая значимость исследования выражена в том, что предложенная методика развития выносливости и координационной подготовки гимнасток младшего школьного возраста (на основе применения комплексов модернизированных средств) способствует повышению эффективности тренировки на этапе начальной подготовки.
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе (теоретико-поисковом) - проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) - проводился подбор адекватных методов исследования, опираясь на поставленные задачи. Происходило формирование двух групп - контрольной и экспериментальной. Проведение основного исследования.
На третьем, аналитическом этапе (итогово - результативном) - проводился статистический анализ и математическая обработка результатов исследования. Оформлялась выпускная магистерская диссертация.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, включающей 81 источник, и приложений.
Главная особенность спортивной гимнастики - разнообразие гимнастических упражнений. Именно это дает возможность развивать все пять физических качеств гимнаста - силу, выносливость, скорость, координацию и гибкость.
Однако при всех своих высочайших требованиях к всесторонней подготовленности спортсменов, спортивная гимнастика классифицируется как сложно-координационный вид спорта с ранней специализацией. В Примерной программе Спортивной гимнастике в качестве основной тенденции современного этапа развития спортивной гимнастики указаны: «непрерывно возрастающие темпы роста сложности упражнений. Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют постоянного совершенствования методов специальной физической подготовки, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям» [69].
О значимости и популярности спортивной гимнастики в нашем регионе говорит тот факт, что в Челябинской области Приказом № 399 от 25 апреля 2018 г. «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы» она определена в качестве базового вида спорта на 2018 - 2022 годы.
В спортивной гимнастике на начальных этапах тренировки много упражнений, предъявляющих требования к разным формам координационных способностей и вестибулярной устойчивости детей, увеличилась сложность и возросли риски соревновательных программ. Однако на современном этапе развития спорта, выносливость является одним из приоритетных физических качеств спортсменов любых специализаций. Высокий уровень развития выносливости обеспечивает возможность для успешного проявления имеющегося потенциала в условиях соревнований. Но в специальной литературе вопросы, связанные с развитием выносливости и методики построения координационной подготовки у девочек на этапе начальной специализации в спортивной гимнастике освещены недостаточно.
Таким образом, существует противоречие, между требованиями к качеству и уровню развития выносливости и координационной подготовленности юных гимнасток и недостаточной теоретической и методической обоснованностью средств и методов тренировок девочек 7-9 лет на этапе начальной подготовки.
Анализ актуальности исследования и существующего противоречия позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в улучшении эффективности координационной подготовки девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой и повышении требований к выносливости гимнасток в условиях острой конкуренции с одной стороны и научно-обоснованной методики ее воспитания с другой.
Однако в научной литературе на фоне большого количества работ, посвященных этой проблематике, вопросы, связанные с развитием выносливости и координационных способностей в сложнокоординационных видах спорта девочек в возрасте от 7 до 9 лет недостаточно изучены, что и обусловливает актуальность данного исследования.
Исходя из своего спортивного опыта, мы стремились изучить методику воспитания выносливости и координационных способностей в спортивной гимнастике для детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику воспитания выносливости и координационных способностей у девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой.
Объект исследования - тренировочный процесс спортивной подготовки гимнасток младшего школьного возраста на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - методика воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза. Процесс воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно при условиях:
а) внедрения комплекса упражнений на развитие специальной выносливости юных гимнасток в заключительной части учебно-тренировочного занятия.
б) подбора наиболее рациональных специальных упражнений, направленных на развитие координационной направленности, в середине учебно-тренировочного занятия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и обобщить практический опыт по организации процесса физической подготовки юных гимнасток.
2. Исследовать психолого-физиологическую характеристику юных гимнасток.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности у гимнасток в учебно-тренировочном процессе.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ СШОР № 4 - спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастке (Челябинск, Свердловский проспект, 84 А/1). В исследовании принимало участие две группы девочек (контрольная и экспериментальная) по 10 человек, в возрастной категории от 7 до 9 лет.
Научная новизна исследования заключается: в экспериментальном обосновании авторской методики воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности у гимнасток на этапе начальной подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки новыми научными знаниями о методике развития специальной выносливости и координационных способностей девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
Практическая значимость исследования выражена в том, что предложенная методика развития выносливости и координационной подготовки гимнасток младшего школьного возраста (на основе применения комплексов модернизированных средств) способствует повышению эффективности тренировки на этапе начальной подготовки.
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе (теоретико-поисковом) - проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) - проводился подбор адекватных методов исследования, опираясь на поставленные задачи. Происходило формирование двух групп - контрольной и экспериментальной. Проведение основного исследования.
На третьем, аналитическом этапе (итогово - результативном) - проводился статистический анализ и математическая обработка результатов исследования. Оформлялась выпускная магистерская диссертация.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, включающей 81 источник, и приложений.
Спортивная гимнастика - это олимпийский вид спорта, спецификой которого является выполнение большого объема упражнений, выполняемых на гимнастических снарядах, и для выполнения которых спортсмен должен в совершенстве владеть своим телом и иметь всестороннюю спортивную подготовку. В спортивной гимнастике всегда уделяли и уделяют большую роль развитию координационных способностей. Но, в последнее десятилетие в женской гимнастике, зачастую мы сталкиваемся с явлением высокого тренерского интереса к силовому компоненту в некоторых случаях идущему в ущерб всестороннему развитию других двигательных качеств спортсменок.
Процесс формирования базовых двигательных навыков у юных гимнастов тесно взаимосвязан с развитием физических качеств, которое должно предшествовать обучению сложным двигательным действиям. По мнению тренеров по спортивной гимнастики МБУ СШОР № 4 - спортивная школа олимпийского резерва г. Челябинска, на этапе начальной подготовки наиболее значимым является сила, на втором месте, соответственно координация и способность к ориентированию в пространстве, далее были названы общая выносливость и гибкость. Практика тренировочной работы показывает, что гимнастки с низким уровнем специальной физической подготовленности не могут качественно освоить базовые упражнения, вследствие чего испытывают определенные трудности при выполнении целостных соревновательных комбинаций, особенно при включении в них сложных упражнений.
Суть эксперимента заключалась во внедрении экспериментальной методики с использованием специальных упражнений на бревне, батуте и акробатической дорожке с учетом особенностей данного вида спорта с целью повышение развития координационных способностей. И внедрения комплекса упражнений в учебно-тренировочный процесс, при воспитании выносливости гимнасток 7-9 лет.
В процессе исследования контрольная группа занимались по традиционной методике подготовки, в основу которой, положена комплексная программа школы по спортивной гимнастике. Экспериментальная группа также занималась по традиционной методике подготовки гимнасток с одним отличием: в экспериментальной группе внедрялась методика воспитания выносливости с использованием кругового метода, а в контрольной группе во время тренировки использовались упражнения для воспитания выносливости, по отдельности. В отличие от экспериментальной группы, в которой при воспитании выносливости упражнения выполнялись по круговому методу.
Комплексы упражнений на бревне, батуте и акробатической дорожке были направлены на решение задач согласованности движений в пространстве и во времени; совершенствование статического и динамического равновесия, улучшение координированности ускоренных движений, улучшение быстроты реакций и координационную выносливость, которая в том числе выражается и в стабильности выполнения технических упражнений, девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Средствами координационной подготовки послужили общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие и соревновательные упражнения из программы спортивной гимнастики юношеских разрядов и их элементы.
В ходе представленной работы, мы успешно решили поставленные задачи, раскрыли методы и средства воспитания выносливости и координационной подготовленности гимнасток младшего школьного возраста; на практике проверили эффективность методики воспитания выносливости и координационных способностей у гимнасток младшего школьного возраста в СШОР.
Полученные результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток в учебно-тренировочном процессе, что выражено в достоверном улучшении изучаемых показателей и контрольных тестов.
Процесс формирования базовых двигательных навыков у юных гимнастов тесно взаимосвязан с развитием физических качеств, которое должно предшествовать обучению сложным двигательным действиям. По мнению тренеров по спортивной гимнастики МБУ СШОР № 4 - спортивная школа олимпийского резерва г. Челябинска, на этапе начальной подготовки наиболее значимым является сила, на втором месте, соответственно координация и способность к ориентированию в пространстве, далее были названы общая выносливость и гибкость. Практика тренировочной работы показывает, что гимнастки с низким уровнем специальной физической подготовленности не могут качественно освоить базовые упражнения, вследствие чего испытывают определенные трудности при выполнении целостных соревновательных комбинаций, особенно при включении в них сложных упражнений.
Суть эксперимента заключалась во внедрении экспериментальной методики с использованием специальных упражнений на бревне, батуте и акробатической дорожке с учетом особенностей данного вида спорта с целью повышение развития координационных способностей. И внедрения комплекса упражнений в учебно-тренировочный процесс, при воспитании выносливости гимнасток 7-9 лет.
В процессе исследования контрольная группа занимались по традиционной методике подготовки, в основу которой, положена комплексная программа школы по спортивной гимнастике. Экспериментальная группа также занималась по традиционной методике подготовки гимнасток с одним отличием: в экспериментальной группе внедрялась методика воспитания выносливости с использованием кругового метода, а в контрольной группе во время тренировки использовались упражнения для воспитания выносливости, по отдельности. В отличие от экспериментальной группы, в которой при воспитании выносливости упражнения выполнялись по круговому методу.
Комплексы упражнений на бревне, батуте и акробатической дорожке были направлены на решение задач согласованности движений в пространстве и во времени; совершенствование статического и динамического равновесия, улучшение координированности ускоренных движений, улучшение быстроты реакций и координационную выносливость, которая в том числе выражается и в стабильности выполнения технических упражнений, девочек 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Средствами координационной подготовки послужили общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие и соревновательные упражнения из программы спортивной гимнастики юношеских разрядов и их элементы.
В ходе представленной работы, мы успешно решили поставленные задачи, раскрыли методы и средства воспитания выносливости и координационной подготовленности гимнасток младшего школьного возраста; на практике проверили эффективность методики воспитания выносливости и координационных способностей у гимнасток младшего школьного возраста в СШОР.
Полученные результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики воспитания специальной выносливости и координационной подготовленности гимнасток в учебно-тренировочном процессе, что выражено в достоверном улучшении изучаемых показателей и контрольных тестов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Методика развития гибкости у девочек занимающихся художественной
гимнастикой на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ 16-17 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Развитие гибкости у обучающихся начальной школы с помощью средств гимнастики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



