Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фольклор как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Работа №81135

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Народное творчество как средство эстетического воспитания дошкольников 6
1.1. Понятие народного творчества в русской культуре и
педагогике 6
1.2. Особенности детского фольклора 9
1.3. Место фольклорной хореографии в эстетическом воспитании
дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме «эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора» 29
2.1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по
эстетическому воспитанию дошкольников 29
2.2. Разработка программы эстетического воспитания
дошкольников средствами фольклорной хореографии 35
Заключение 48
Список литературы

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его эстетическому, нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. К сожалению, и в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» преподавание хореографии в детском саду видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета ведутся занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных группах (4, С. 125).
Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Программа «В мире бального танца» Н.П. Цирковой рассчитана только на два года обучения, и начинается с пятилетнего возраста (11, С. 56). Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой предназначена для обучения старшего дошкольного и младшего школьного возраста (23, С.78). Основной недостаток этих программ в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построена практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.
Учебное пособие с программой, примерами упражнений и тематическим планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М., программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной рассчитаны на дошкольников.
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. По данным Минздрава на 90% дети не соответствуют по физическим и психическим показателям здоровья. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке имеются работы, посвящённые изучению особенностей обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. Изучением особенностей обучения детей дошкольного возраста отдельным жанрам хореографического искусства на разных возрастных этапах занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Цель исследования: рассмотреть фольклор как одно из средств эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: эстетическое воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников посредство фольклорной хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть многообразие фольклора в литературе.
2) Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию.
3) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством хореографии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.).
Методы исследования: анализ, синтез.
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование
осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследовательской работы нами была изучена научная сущность эстетического воспитания. Были определены психолого-педагогические основы содержания эстетических представлений. Была рассмотрена классификация методов и приемов эстетического воспитания. Были определены критерии эстетического воспитания. Было определено место искусства в системе эстетического воспитания.
В процессе экспериментальной работы был проведен анализ образовательных программ, используемых в МБДОУ: «Радуга», «От рождения до школы». В процессе анализа программ подробно рассматривался блок, направленный на эстетическое воспитание дошкольников.
В процессе анализа было выявлено, что организация изучения ритмических движений, уроки хореографии представлены в программах недостаточно. Данный факт оказывает влияние на внешнее поведение дошкольников - они остаются скованными, недостаточно свободными в ритмических движениях.
Поэтому была разработана программа по включению занятий по хореографии с использованием фольклорных композиций.
Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь искусство.
Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то, изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.



1. Азбука танцев / Авт.-сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 286 с.
2. Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. - Казань: Познание, 2007. - 184 с.
3. Барышникова, Т.С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. - М.: Книга, 1999. - 265 с.
4. Бондаренко, Л.Н. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / Л.Н. Бондаренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 221 с.
5. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
6. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.
заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
7. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть.1: учеб. пособие / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 236 с.
8. Выготский, Л.С. Диагностика развития: учеб. для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1999. - 376 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб.для вузов / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 354 с.
10. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
11. Детская практическая психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов / М.Ю.Иванова; под ред.Т.Д. Марциновской - М.: Гардарики, 2004. - 267 с.
12. Детский психолог: учеб. пособие / М.Ю.Темщенко; под ред. Е.И. Рогова - Ростов н/Д: Тотем, 1992. - № 2. - 345 с.
13. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2000. - 345 с.
14. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: практ. пособие / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 568 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
16. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: практ. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск: Университэцкае, 1999. - 342 с.
17. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет: практ. пособие / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 160 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1998. - Вып.3. - 342 с.
19. Петрошевский, А.В. Психология: учебник / А.В. Петрошевский. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001 - 512 с.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду: мет. пособие; под ред. М.А. Васильевой. - 3-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208 с.
21. Ребер, А.Г. Большой толковый психологический словарь. Том 1. / Ребер А. (Penguin). - М.: Вече, АСТ, 2000. - 468 с.
22. Фокина, Е.Н. Школьные нагрузки и здоровье ребёнка. Тезисы докладов и сообщений Международного научного симпозиума 11-14 июня 2009 г. - Тюмень: ТюмГу, 2009. - 163 с.
23. Фокина, Е.Н. Влияние эстетического содержания образования на формирование общей культуры личности. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: практ. пособие / Е.Н. Фокина. - Тюмень: ТюмГу, 2009. - 111 с.
24. Фокина, Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры. Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов / Е.Н. Фокина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 154 с.
25. Хризман, Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: учебник / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. - М.: Просвещение,1991 - 234 с.
26. http:ZZrusfolklor.ru/
27. https: ZZru.wiktionary.orgZwikiZ
28. http:ZZfolk.ruZ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ