Фольклор как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Народное творчество как средство эстетического воспитания дошкольников 6
1.1. Понятие народного творчества в русской культуре и
педагогике 6
1.2. Особенности детского фольклора 9
1.3. Место фольклорной хореографии в эстетическом воспитании
дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме «эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора» 29
2.1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по
эстетическому воспитанию дошкольников 29
2.2. Разработка программы эстетического воспитания
дошкольников средствами фольклорной хореографии 35
Заключение 48
Список литературы
Глава 1. Народное творчество как средство эстетического воспитания дошкольников 6
1.1. Понятие народного творчества в русской культуре и
педагогике 6
1.2. Особенности детского фольклора 9
1.3. Место фольклорной хореографии в эстетическом воспитании
дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме «эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора» 29
2.1. Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по
эстетическому воспитанию дошкольников 29
2.2. Разработка программы эстетического воспитания
дошкольников средствами фольклорной хореографии 35
Заключение 48
Список литературы
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его эстетическому, нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. К сожалению, и в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» преподавание хореографии в детском саду видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета ведутся занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных группах (4, С. 125).
Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Программа «В мире бального танца» Н.П. Цирковой рассчитана только на два года обучения, и начинается с пятилетнего возраста (11, С. 56). Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой предназначена для обучения старшего дошкольного и младшего школьного возраста (23, С.78). Основной недостаток этих программ в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построена практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.
Учебное пособие с программой, примерами упражнений и тематическим планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М., программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной рассчитаны на дошкольников.
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. По данным Минздрава на 90% дети не соответствуют по физическим и психическим показателям здоровья. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке имеются работы, посвящённые изучению особенностей обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. Изучением особенностей обучения детей дошкольного возраста отдельным жанрам хореографического искусства на разных возрастных этапах занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Цель исследования: рассмотреть фольклор как одно из средств эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: эстетическое воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников посредство фольклорной хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть многообразие фольклора в литературе.
2) Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию.
3) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством хореографии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.).
Методы исследования: анализ, синтез.
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование
осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад».
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. К сожалению, и в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» преподавание хореографии в детском саду видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета ведутся занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных группах (4, С. 125).
Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Программа «В мире бального танца» Н.П. Цирковой рассчитана только на два года обучения, и начинается с пятилетнего возраста (11, С. 56). Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой предназначена для обучения старшего дошкольного и младшего школьного возраста (23, С.78). Основной недостаток этих программ в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построена практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.
Учебное пособие с программой, примерами упражнений и тематическим планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М., программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной рассчитаны на дошкольников.
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. По данным Минздрава на 90% дети не соответствуют по физическим и психическим показателям здоровья. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке имеются работы, посвящённые изучению особенностей обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии. Изучением особенностей обучения детей дошкольного возраста отдельным жанрам хореографического искусства на разных возрастных этапах занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Цель исследования: рассмотреть фольклор как одно из средств эстетического воспитания дошкольников
Объект исследования: эстетическое воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников посредство фольклорной хореографии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть многообразие фольклора в литературе.
2) Провести теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста по эстетическому воспитанию.
3) Провести эмпирическое исследование уровня сформированности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством хореографии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер, и др.).
Методы исследования: анализ, синтез.
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование
осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад».
В ходе исследовательской работы нами была изучена научная сущность эстетического воспитания. Были определены психолого-педагогические основы содержания эстетических представлений. Была рассмотрена классификация методов и приемов эстетического воспитания. Были определены критерии эстетического воспитания. Было определено место искусства в системе эстетического воспитания.
В процессе экспериментальной работы был проведен анализ образовательных программ, используемых в МБДОУ: «Радуга», «От рождения до школы». В процессе анализа программ подробно рассматривался блок, направленный на эстетическое воспитание дошкольников.
В процессе анализа было выявлено, что организация изучения ритмических движений, уроки хореографии представлены в программах недостаточно. Данный факт оказывает влияние на внешнее поведение дошкольников - они остаются скованными, недостаточно свободными в ритмических движениях.
Поэтому была разработана программа по включению занятий по хореографии с использованием фольклорных композиций.
Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь искусство.
Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то, изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
В процессе экспериментальной работы был проведен анализ образовательных программ, используемых в МБДОУ: «Радуга», «От рождения до школы». В процессе анализа программ подробно рассматривался блок, направленный на эстетическое воспитание дошкольников.
В процессе анализа было выявлено, что организация изучения ритмических движений, уроки хореографии представлены в программах недостаточно. Данный факт оказывает влияние на внешнее поведение дошкольников - они остаются скованными, недостаточно свободными в ритмических движениях.
Поэтому была разработана программа по включению занятий по хореографии с использованием фольклорных композиций.
Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь искусство.
Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то, изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
Подобные работы
- Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-продуктивной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018



