Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 6
1.1. Понятие здоровый образ жизни в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Здоровое питание как один из компонентов здорового образа
жизни 12
1.3. Формы деятельности учителя, направленные на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 32
2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 32
2.2. Программа внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников мотивации к здоровому образу жизни 38
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 62
Одной из главных задач современной начальной школы в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения является формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. До настоящего времени эта задача решалась по средствам уроков физкультуры или посещение детьми различных спортивных секций, организации спортивных мероприятий. При таком подходе младшие школьники не всегда осознают ценность и важность здорового образа жизни.
Возраст младшего школьника- один из самых важных периодов становления личности в жизни человека. Доказано, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых людей формируются в младшем школьном возрасте. Исходя из этого целесообразно говорить о том, что воспитание в образовательном учреждении стоит направить на формирование уровня здоровья ребенка и основу физической культуры будущего взрослого человека. Представления и понятия, которые должны быть сформированы у детей младшего школьного возраста, расширяющие знания ребят о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни являются значительным фактором развития у них мотивации к здоровому образу жизни.
В современном мире ребенок подвержен нервным стрессам, отрицательным эмоциям, физическим и умственным перегрузкам. В ходе учебы, работы на улице и дома у ребенка может возникнуть перенапряжение и переутомление. Из-за отсутствия навыка познавать себя, определять свои потребности и желания, ученику сложно выбрать оптимальную линию поведения, которая могла бы помочь ему достичь состояния душевного покоя, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Организация образовательной деятельности в школе и внедрение родителей в ход образовательного процесса играют огромную роль в решении этих проблем.
Вопросы формирования здорового ребенка интересовали таких ученых как: Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г.К. Зайцев, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. Все они придерживались мнения о том, что для сохранения и развития здоровья ребенка решающую роль необходимо отдать правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако в современной школе ребенок подвергается сверхнагрузкам, в семье не обращают необходимого внимания на вопросы формирования здорового образа жизни, а временами и вовсе не имеют представления, как должна быть организована жизнь ребенка для сохранения и улучшения его здоровья.
Исходя из обозначенных трудностей, я выбрала тему моего исследования: «Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни».
Объектом исследования является процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Предметом исследования является формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников в деятельности педагога.
Цель нашего исследования: изучить теоретические аспекты проблемы деятельности педагога по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников для разработки программы внеурочной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучение и анализ теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
2. Рассмотрение форм деятельности учителя, направленных на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
3. Разработка программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
1. Методы исследования:
■ Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
■ Анкетирование, тестирование учеников с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни и
питанию.
На сегодняшний день сложилось мнение, что в современном образовательном учреждении учебно- воспитательный процесс должен состоять из двух основных направлений организационно- педагогической деятельности по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Первое направление основано на создании благоприятного внутреннего микроклимата- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), что достигается по средствам совместной деятельности и межличностного общения учащихся и педагогов в ходе образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Зверев, А.В. Мудрик и др.)
Второе направление основано на обеспечении позитивных социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей), которые благоприятно скажутся на саморазвитии и самовоспитании учеников путем механизмов самопознания, рефлексии, целеполагания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Давыденко, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.) [2, 27].
Позитивно формировать мотивацию к здоровому образу жизни младших школьников можно, основываясь на знаниях о реальном образе жизни учащихся определенного пола, возраста, в связи с чем нужно непрерывно осуществлять контроль состояния здоровья, уровня физического развития, наличие различных факторов риска возникновения заболеваний у детей.
На повышение функциональных резервов организма и профилактику многих заболеваний позитивно влияет введение разработанных моделей и программ, видов отдыха и досуга, которые обеспечивают здоровый и активный отдых, наличие физкультурно- спортивных, туристических площадок для всех учеников общеобразовательного учреждения. Все это обеспечит естественную биологическую потребность детей в движении и физическом развитии. [37].
Эффективность контроля состояния здорового образа жизни у младших школьников гарантирует системный подход к организации учебной деятельности, непрерывному контролю и планированию мероприятий, которые способствуют всестороннему развитию здорового индивида.
В настоящее время вопрос воспитания подрастающего поколения имеет особенно важное значение для общества. Классное руководство - традиционное школьное явление, которое осуществляется в общей системе учебно-воспитательного пространства школы. Работа классного руководителя один из самых важных факторов в ходе воспитательного процесса, организуемого в школе.
Классный руководитель - это педагог класса, который отслеживает уровень сформированности личности каждого ребёнка и содействует тому, чтобы освоение окружающего мира было благоприятно для каждого ученика. Он профессионально исполняет отслеживание уровня индивидуального развития воспитанника, в нем сосредоточены всевозможные социальные воздействия на ребенка, на нем лежит ответственность за организацию стратегических коммуникаций ребенка в социуме [2].
Основная цель, которая стоит перед классным руководителем- сформировать личность, которая способна вести жизнь достойного человека. Основное и значимое направление его деятельности это систематическая работа с классным коллективом по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. В ходе такой работы педагог влияет на формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, занимается организацией социально - ценностный отношения и переживаний школьников в классном коллективе, следит, чтобы ребенка не покидало
чувство защищённости, эмоционального комфорта, психолого-педагогические условия развития ребёнка должны быть благоприятными. Классный руководитель для детей это творец самых многообразных видов деятельности. Он должен учитывать особенности социальной ситуации в обществе и условий в конкретной школе. Формы работы дискуссионного, игрового, состязательного, творческого характера- это то, на что ориентируется классный руководитель в процессе своей деятельности [36].
Нужно заметить, что количество форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.
Уроки здоровья и классные часы- основная учебно- воспитательная работа учителя начальных классов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, где дети знакомятся с миром физической культуры, понятием «здоровый образ жизни», узнают интересные факты о своем организме, о гигиенических правилах, о его самосовершенствовании, о индивидуальной физической подготовленности и физическом развитии, о многообразии физических упражнений. [21].
Так, знания, которые ученики получают на этих занятиях способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности, совершенствованию физических, психических и моральных качеств младших школьников.
Идея того, что современная школе нуждается в проведении работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни с младшего школьного возраста, в современной психолого-педагогической литературе общепризнана. Разработанные программы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников являются одни из средств, с чьей помощью у учащихся формируется правильное отношение к своему соматическому, психическому и социальному здоровью. Учитель начальных классов несет на себе большую ответственность в процессе работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, потому как именно 1-4 классы считаются фундаментом для дальнейшей работы учащихся в среднем и старшем звене.
Исследование было проведено на базе 1 класса Кировской средней школы. В исследовании принимали участие ученики первого класса (7 лет) в количестве 16 человек (10 мальчиков и 6 девочек).
На первоначальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности культуры здоровья младшего школьного возраста.
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методики: методика «Знания о здоровье», методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуши), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья».
Экспериментальная работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников позволила сделать следующие выводы:
1. по результатам констатирующего этапа эксперимента стало понятно, что культура здоровья у учащихся сформированна слабо;
2. возникла необходимость в специальной программе по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших, которая благоприятно скажется на эффективном и успешном освоении культуры здоровья учениками.
Для того чтобы ознакомиться с использованием приемов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, учителям начальных классов было предложено принять участие в анкетировании. В анкетировании было опрошено 9 учителей, которые непрерывно работают в школе от 5 до 15 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования учителей позволил сделать выводы:
1. учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе по формированию культуры здоровья обучающихся;
2. технологии по формированию культуры здоровья недостаточно используется, но большинство учителей осознают всю важность
формирования культуры здоровья обучающихся.
Мной была разработана программа по внеурочной деятельности по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. Предложенная мной программа, на мой взгляд, окажет помощь многим учителям в проблеме формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
1. Акимов, М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования/ М.В. Акимов. - // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №9-10. - 186 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов // 3-е изд. доп. и перераб. - М : Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
3. Антропова, М.В, Манке, Г.Г., Бородкин, Г.В.[и др]. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. /М.В. Антропова, Г.Г.Манке, Г.В. Бородкина// Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3.
4. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569-575..
5. Болдин, Н. В.Функциональное состояние сердечно- сосудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников./Н.В. Болдин, Ж.П.Лабозаева // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. - М., 1999. - 376 с.
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье./И.И. Брехман //- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
7. Валюх М.Н. Голева Н.В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №5. С.13-15.
8. Вайнер, Э.Н. Здоровый образ жизни как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности. Основы безопасности жизнедеятельности / Э.Н.Вайнер.М, 2009. - С. 124.
9. Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования // Начальное образование. 2011. №5. С.3-6.
10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. - 1979. - № 7. - 386 с.
11. Гебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 18-21.
12. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьника (методический конструктор) / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // - М.: Просвещение, 2010. - 245 с.
13. Глушкова, Е.К., Попова Н.М., Улицкая Э.М. Гигиеническая оценка обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательной школы / Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, Э.М. Улицкая // Гигиена и санитария. - 1997.- 115 с.
14. Зенькова С. А. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С.19-21.
15. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьников один из факторов эффективности обучения // Начальная школа. 2012. №8. С.59-62.
16. Захарова Т.Н. Формирование Здорового образа жизни у младших школьников // Учитель. 2007. С.174.
17. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4, №3. - 86 с.
18. Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.:
1999. - 289 с.
19. Казначеев В.П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века. / Казначеевские чтения № 3, 2011. Сборник докладов В.П. Казначеева 2007-2011 годах / Составитель Ромм В.В. - Новосибирск: ЗСО МСА, 2011 г. - 377 с., илл.
20. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья
школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс,
2000. - 139 с.
21. Кулагина Л.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. №7. С.3-5.
22. Кучма, В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2.
23. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы./ В.И. Ковалько // М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.
24. Курбатова, Л. Мозг, творчество./ Л. Курбатова //Начальная школа плюс: до и после, 2003, №5,
25. Л.В. Кузнецова, /Специальная психология М: Академия 2007, 480с.
26. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998.¬410 с.
27. Лисицын, Ю.Л. Слово о здоровье./ Ю.Л. Лисицын//- М.: Советская Россия, 1996. - 192 с.
28. Макарова, В.И., Дегтева, Г.Н., Афанасенкова, Н.В.[и др.] Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса/ В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, Н.В. Афанасенкова, // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 3.
29. Маркина,Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания/ Т.А. Маркина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №9. - 124 с.
30. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / А. М. Митяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 3-17.
31. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2000.
32. Немов, Р.С. Психология: в 3 т. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - Т. 2. - 606 с.
33. Ощепкова, Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у школьников / Народное образование. - 2006. - № 8. - С. 42.
34. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.
35. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 780 с.
37. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико- валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П.
38. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.
39. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 150 с.
40. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов, //- М.: АРТИ, 2003.. 108 с.
41. Ступницкая, М.А., Белов, А.В., Родионов, В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды./ М.А. Ступницкая, А.В. Белов, В.А. Родионов //Школа здоровья, 2003, №3.
42. Сухарев,А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А.Г. Сухарев// Здоровые дети России в XXI веке. М. - 2000.- 53 с.
43. Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. кан. пед. наук.
- Екатеринбург, 2011.- 245 с.
44. Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007.
- 176 с.
45. Устав Всемирной организации здравоохранения
46. Хрущев,С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 1994. - N1.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон [Текст]: офиц. текст. - М.: Легион, 2013. - 208 с.
48. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.
49. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. - 1998. - 304 с.
50.Черных Л. А., Созонтова А. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС / Л. А. Черных, А. В. Созонтова // - М.: Просвещение - 2012. - 94 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.