Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 6
1.1. Понятие здоровый образ жизни в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Здоровое питание как один из компонентов здорового образа
жизни 12
1.3. Формы деятельности учителя, направленные на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 32
2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 32
2.2. Программа внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников мотивации к здоровому образу жизни 38
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 62
Глава I. Теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 6
1.1. Понятие здоровый образ жизни в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Здоровое питание как один из компонентов здорового образа
жизни 12
1.3. Формы деятельности учителя, направленные на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни 32
2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 32
2.2. Программа внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников мотивации к здоровому образу жизни 38
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 62
Одной из главных задач современной начальной школы в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения является формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. До настоящего времени эта задача решалась по средствам уроков физкультуры или посещение детьми различных спортивных секций, организации спортивных мероприятий. При таком подходе младшие школьники не всегда осознают ценность и важность здорового образа жизни.
Возраст младшего школьника- один из самых важных периодов становления личности в жизни человека. Доказано, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых людей формируются в младшем школьном возрасте. Исходя из этого целесообразно говорить о том, что воспитание в образовательном учреждении стоит направить на формирование уровня здоровья ребенка и основу физической культуры будущего взрослого человека. Представления и понятия, которые должны быть сформированы у детей младшего школьного возраста, расширяющие знания ребят о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни являются значительным фактором развития у них мотивации к здоровому образу жизни.
В современном мире ребенок подвержен нервным стрессам, отрицательным эмоциям, физическим и умственным перегрузкам. В ходе учебы, работы на улице и дома у ребенка может возникнуть перенапряжение и переутомление. Из-за отсутствия навыка познавать себя, определять свои потребности и желания, ученику сложно выбрать оптимальную линию поведения, которая могла бы помочь ему достичь состояния душевного покоя, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Организация образовательной деятельности в школе и внедрение родителей в ход образовательного процесса играют огромную роль в решении этих проблем.
Вопросы формирования здорового ребенка интересовали таких ученых как: Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г.К. Зайцев, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. Все они придерживались мнения о том, что для сохранения и развития здоровья ребенка решающую роль необходимо отдать правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако в современной школе ребенок подвергается сверхнагрузкам, в семье не обращают необходимого внимания на вопросы формирования здорового образа жизни, а временами и вовсе не имеют представления, как должна быть организована жизнь ребенка для сохранения и улучшения его здоровья.
Исходя из обозначенных трудностей, я выбрала тему моего исследования: «Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни».
Объектом исследования является процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Предметом исследования является формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников в деятельности педагога.
Цель нашего исследования: изучить теоретические аспекты проблемы деятельности педагога по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников для разработки программы внеурочной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучение и анализ теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
2. Рассмотрение форм деятельности учителя, направленных на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
3. Разработка программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
1. Методы исследования:
■ Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
■ Анкетирование, тестирование учеников с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни и
питанию.
Возраст младшего школьника- один из самых важных периодов становления личности в жизни человека. Доказано, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых людей формируются в младшем школьном возрасте. Исходя из этого целесообразно говорить о том, что воспитание в образовательном учреждении стоит направить на формирование уровня здоровья ребенка и основу физической культуры будущего взрослого человека. Представления и понятия, которые должны быть сформированы у детей младшего школьного возраста, расширяющие знания ребят о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни являются значительным фактором развития у них мотивации к здоровому образу жизни.
В современном мире ребенок подвержен нервным стрессам, отрицательным эмоциям, физическим и умственным перегрузкам. В ходе учебы, работы на улице и дома у ребенка может возникнуть перенапряжение и переутомление. Из-за отсутствия навыка познавать себя, определять свои потребности и желания, ученику сложно выбрать оптимальную линию поведения, которая могла бы помочь ему достичь состояния душевного покоя, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Организация образовательной деятельности в школе и внедрение родителей в ход образовательного процесса играют огромную роль в решении этих проблем.
Вопросы формирования здорового ребенка интересовали таких ученых как: Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г.К. Зайцев, И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. Все они придерживались мнения о том, что для сохранения и развития здоровья ребенка решающую роль необходимо отдать правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако в современной школе ребенок подвергается сверхнагрузкам, в семье не обращают необходимого внимания на вопросы формирования здорового образа жизни, а временами и вовсе не имеют представления, как должна быть организована жизнь ребенка для сохранения и улучшения его здоровья.
Исходя из обозначенных трудностей, я выбрала тему моего исследования: «Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни».
Объектом исследования является процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Предметом исследования является формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников в деятельности педагога.
Цель нашего исследования: изучить теоретические аспекты проблемы деятельности педагога по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников для разработки программы внеурочной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучение и анализ теоретические аспекты формирования у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
2. Рассмотрение форм деятельности учителя, направленных на формирование у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
3. Разработка программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников мотивации к здоровому образу жизни
1. Методы исследования:
■ Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
■ Анкетирование, тестирование учеников с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни и
питанию.
На сегодняшний день сложилось мнение, что в современном образовательном учреждении учебно- воспитательный процесс должен состоять из двух основных направлений организационно- педагогической деятельности по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Первое направление основано на создании благоприятного внутреннего микроклимата- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), что достигается по средствам совместной деятельности и межличностного общения учащихся и педагогов в ходе образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Зверев, А.В. Мудрик и др.)
Второе направление основано на обеспечении позитивных социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей), которые благоприятно скажутся на саморазвитии и самовоспитании учеников путем механизмов самопознания, рефлексии, целеполагания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Давыденко, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.) [2, 27].
Позитивно формировать мотивацию к здоровому образу жизни младших школьников можно, основываясь на знаниях о реальном образе жизни учащихся определенного пола, возраста, в связи с чем нужно непрерывно осуществлять контроль состояния здоровья, уровня физического развития, наличие различных факторов риска возникновения заболеваний у детей.
На повышение функциональных резервов организма и профилактику многих заболеваний позитивно влияет введение разработанных моделей и программ, видов отдыха и досуга, которые обеспечивают здоровый и активный отдых, наличие физкультурно- спортивных, туристических площадок для всех учеников общеобразовательного учреждения. Все это обеспечит естественную биологическую потребность детей в движении и физическом развитии. [37].
Эффективность контроля состояния здорового образа жизни у младших школьников гарантирует системный подход к организации учебной деятельности, непрерывному контролю и планированию мероприятий, которые способствуют всестороннему развитию здорового индивида.
В настоящее время вопрос воспитания подрастающего поколения имеет особенно важное значение для общества. Классное руководство - традиционное школьное явление, которое осуществляется в общей системе учебно-воспитательного пространства школы. Работа классного руководителя один из самых важных факторов в ходе воспитательного процесса, организуемого в школе.
Классный руководитель - это педагог класса, который отслеживает уровень сформированности личности каждого ребёнка и содействует тому, чтобы освоение окружающего мира было благоприятно для каждого ученика. Он профессионально исполняет отслеживание уровня индивидуального развития воспитанника, в нем сосредоточены всевозможные социальные воздействия на ребенка, на нем лежит ответственность за организацию стратегических коммуникаций ребенка в социуме [2].
Основная цель, которая стоит перед классным руководителем- сформировать личность, которая способна вести жизнь достойного человека. Основное и значимое направление его деятельности это систематическая работа с классным коллективом по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. В ходе такой работы педагог влияет на формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, занимается организацией социально - ценностный отношения и переживаний школьников в классном коллективе, следит, чтобы ребенка не покидало
чувство защищённости, эмоционального комфорта, психолого-педагогические условия развития ребёнка должны быть благоприятными. Классный руководитель для детей это творец самых многообразных видов деятельности. Он должен учитывать особенности социальной ситуации в обществе и условий в конкретной школе. Формы работы дискуссионного, игрового, состязательного, творческого характера- это то, на что ориентируется классный руководитель в процессе своей деятельности [36].
Нужно заметить, что количество форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.
Уроки здоровья и классные часы- основная учебно- воспитательная работа учителя начальных классов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, где дети знакомятся с миром физической культуры, понятием «здоровый образ жизни», узнают интересные факты о своем организме, о гигиенических правилах, о его самосовершенствовании, о индивидуальной физической подготовленности и физическом развитии, о многообразии физических упражнений. [21].
Так, знания, которые ученики получают на этих занятиях способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности, совершенствованию физических, психических и моральных качеств младших школьников.
Идея того, что современная школе нуждается в проведении работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни с младшего школьного возраста, в современной психолого-педагогической литературе общепризнана. Разработанные программы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников являются одни из средств, с чьей помощью у учащихся формируется правильное отношение к своему соматическому, психическому и социальному здоровью. Учитель начальных классов несет на себе большую ответственность в процессе работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, потому как именно 1-4 классы считаются фундаментом для дальнейшей работы учащихся в среднем и старшем звене.
Исследование было проведено на базе 1 класса Кировской средней школы. В исследовании принимали участие ученики первого класса (7 лет) в количестве 16 человек (10 мальчиков и 6 девочек).
На первоначальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности культуры здоровья младшего школьного возраста.
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методики: методика «Знания о здоровье», методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуши), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья».
Экспериментальная работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников позволила сделать следующие выводы:
1. по результатам констатирующего этапа эксперимента стало понятно, что культура здоровья у учащихся сформированна слабо;
2. возникла необходимость в специальной программе по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших, которая благоприятно скажется на эффективном и успешном освоении культуры здоровья учениками.
Для того чтобы ознакомиться с использованием приемов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, учителям начальных классов было предложено принять участие в анкетировании. В анкетировании было опрошено 9 учителей, которые непрерывно работают в школе от 5 до 15 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования учителей позволил сделать выводы:
1. учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе по формированию культуры здоровья обучающихся;
2. технологии по формированию культуры здоровья недостаточно используется, но большинство учителей осознают всю важность
формирования культуры здоровья обучающихся.
Мной была разработана программа по внеурочной деятельности по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. Предложенная мной программа, на мой взгляд, окажет помощь многим учителям в проблеме формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Первое направление основано на создании благоприятного внутреннего микроклимата- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), что достигается по средствам совместной деятельности и межличностного общения учащихся и педагогов в ходе образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Зверев, А.В. Мудрик и др.)
Второе направление основано на обеспечении позитивных социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей), которые благоприятно скажутся на саморазвитии и самовоспитании учеников путем механизмов самопознания, рефлексии, целеполагания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Давыденко, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.) [2, 27].
Позитивно формировать мотивацию к здоровому образу жизни младших школьников можно, основываясь на знаниях о реальном образе жизни учащихся определенного пола, возраста, в связи с чем нужно непрерывно осуществлять контроль состояния здоровья, уровня физического развития, наличие различных факторов риска возникновения заболеваний у детей.
На повышение функциональных резервов организма и профилактику многих заболеваний позитивно влияет введение разработанных моделей и программ, видов отдыха и досуга, которые обеспечивают здоровый и активный отдых, наличие физкультурно- спортивных, туристических площадок для всех учеников общеобразовательного учреждения. Все это обеспечит естественную биологическую потребность детей в движении и физическом развитии. [37].
Эффективность контроля состояния здорового образа жизни у младших школьников гарантирует системный подход к организации учебной деятельности, непрерывному контролю и планированию мероприятий, которые способствуют всестороннему развитию здорового индивида.
В настоящее время вопрос воспитания подрастающего поколения имеет особенно важное значение для общества. Классное руководство - традиционное школьное явление, которое осуществляется в общей системе учебно-воспитательного пространства школы. Работа классного руководителя один из самых важных факторов в ходе воспитательного процесса, организуемого в школе.
Классный руководитель - это педагог класса, который отслеживает уровень сформированности личности каждого ребёнка и содействует тому, чтобы освоение окружающего мира было благоприятно для каждого ученика. Он профессионально исполняет отслеживание уровня индивидуального развития воспитанника, в нем сосредоточены всевозможные социальные воздействия на ребенка, на нем лежит ответственность за организацию стратегических коммуникаций ребенка в социуме [2].
Основная цель, которая стоит перед классным руководителем- сформировать личность, которая способна вести жизнь достойного человека. Основное и значимое направление его деятельности это систематическая работа с классным коллективом по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. В ходе такой работы педагог влияет на формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, занимается организацией социально - ценностный отношения и переживаний школьников в классном коллективе, следит, чтобы ребенка не покидало
чувство защищённости, эмоционального комфорта, психолого-педагогические условия развития ребёнка должны быть благоприятными. Классный руководитель для детей это творец самых многообразных видов деятельности. Он должен учитывать особенности социальной ситуации в обществе и условий в конкретной школе. Формы работы дискуссионного, игрового, состязательного, творческого характера- это то, на что ориентируется классный руководитель в процессе своей деятельности [36].
Нужно заметить, что количество форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.
Уроки здоровья и классные часы- основная учебно- воспитательная работа учителя начальных классов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, где дети знакомятся с миром физической культуры, понятием «здоровый образ жизни», узнают интересные факты о своем организме, о гигиенических правилах, о его самосовершенствовании, о индивидуальной физической подготовленности и физическом развитии, о многообразии физических упражнений. [21].
Так, знания, которые ученики получают на этих занятиях способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности, совершенствованию физических, психических и моральных качеств младших школьников.
Идея того, что современная школе нуждается в проведении работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни с младшего школьного возраста, в современной психолого-педагогической литературе общепризнана. Разработанные программы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников являются одни из средств, с чьей помощью у учащихся формируется правильное отношение к своему соматическому, психическому и социальному здоровью. Учитель начальных классов несет на себе большую ответственность в процессе работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, потому как именно 1-4 классы считаются фундаментом для дальнейшей работы учащихся в среднем и старшем звене.
Исследование было проведено на базе 1 класса Кировской средней школы. В исследовании принимали участие ученики первого класса (7 лет) в количестве 16 человек (10 мальчиков и 6 девочек).
На первоначальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности культуры здоровья младшего школьного возраста.
Для осуществления констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методики: методика «Знания о здоровье», методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуши), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья».
Экспериментальная работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников позволила сделать следующие выводы:
1. по результатам констатирующего этапа эксперимента стало понятно, что культура здоровья у учащихся сформированна слабо;
2. возникла необходимость в специальной программе по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших, которая благоприятно скажется на эффективном и успешном освоении культуры здоровья учениками.
Для того чтобы ознакомиться с использованием приемов по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников, учителям начальных классов было предложено принять участие в анкетировании. В анкетировании было опрошено 9 учителей, которые непрерывно работают в школе от 5 до 15 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования учителей позволил сделать выводы:
1. учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе по формированию культуры здоровья обучающихся;
2. технологии по формированию культуры здоровья недостаточно используется, но большинство учителей осознают всю важность
формирования культуры здоровья обучающихся.
Мной была разработана программа по внеурочной деятельности по формированию мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. Предложенная мной программа, на мой взгляд, окажет помощь многим учителям в проблеме формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников.
Подобные работы
- Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие с семьей по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния занятий тхэквондо на развитие физических качеств и отношение к здоровому образу жизни младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020



