Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы формирования навыков культурного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности 7
1.1 Сущность понятий «поведение», «культурное поведение» 7
1.2 Формирование культурного поведения у младших школьников
как психолого-педагогический феномен 14
1.3 Роль внеурочной деятельности в формировании навыков
культурного поведения у младших школьников 23
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию навыков культурного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности 29
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 29
2.2 Исследование уровня сформированных навыков культурного поведения у младших школьников, анализ результатов экспериментальной работы 33
2.3 Фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию навыков культурного поведения у младших школьников
средствами внеурочной деятельности 43
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
Воспитание культуры поведения - актуальная тема современной педагогики. Наполненность понятия о культуре поведения меняется из поколения в поколение, параллельно развитию человеческого сообщества. Каждое поколение старается передать преемникам определенные нормы поведения, соответствующие оценочным критериям общества.
Поведение человека, как и его культура, регулируется во всех сферах жизни моральными требованиями, народными обычаями, общими традициями. Параллельно действуют и правовые нормы поведения: конституция, указы, законы государства; уставы, распоряжения, инструкции - на уровне предприятий, организаций.
Уровень современного развития науки, компьютерных технологий в условиях мировой конкуренции требует высокого качества обучения и воспитания. Эта задача поставлена перед общеобразовательной школой. Особенная значимость возрождения воспитательной составляющей подчеркивается правительством России, в связи с нарастающим идеологическим противостоянием в мире, попытками идеологических противников нивелировать систему ценностей российского общества. Воспитание начинается с рождения, но осознание нравственных, культурно-исторических ценностей, уважение к народным традициям и великому прошлому Родины начинается в сознательном возрасте, когда ребенок способен сознательно воспринимать увиденное и услышанное. Такой возраст наступает в 6-7 лет. У младших школьников формируется логическое мышление, образное восприятие, происходят серьезные психические изменения в развитии. Они открыты для новых знаний. Поэтому задачи воспитания обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте Начального общего образования (ФГОС НОО) [46]. В документе изложены требования: воспитание у учащихся универсальных учебных действий (УУД), обозначен курс на формирование у младших школьников интереса к саморазвитию и самосовершенствованию, осознанному выбору модели поведения. Содержание воспитательных целей и методов формирования культурного поведения сформулировано и в Примерной основной образовательной программе начального общего образования (раздел 2.3) [33; 41].
Научные исследования в направлении формирования навыков культуры поведения доказывают необходимость ознакомления младших школьников с общепринятыми нормами, развития и воспитания естественной потребности в их соблюдении. Роль педагога - воспитание бережного отношения детей к культурному наследию, при поддержке родителей и с опорой на семейные ценности, для формирования у детей представления об обязательном соблюдении требований, как для всех членов нашего общества в равной степени, независимо от статуса и социального положения. Проблемой формирования культуры поведения занимались известные педагоги: Александра Михайловна Виноградова, Оксана Владимировна Защиринская, Ирина Николаевна Курочкина, Светлана Васильевна Петерина и другие. Яркий современный ученый, доктор Андрей Владимирович Курпатов, также посвятил поведению человека ряд научных работ, опубликовал исследования факторов, влияющих на формирование целостной личности, приспособление личности к условиям среды. Доктор Курпатов, президент Высшей школы методологии, возглавлял работу в этом направлении, однако теоретические исследования вопроса о поведении человека, в частности - младших школьников, не исчерпаны.
Противоречие настоящего исследования состоит в необходимости создания научно-практической базы для формирования культурного поведения младших школьников в условиях недостаточного методологического обеспечения воспитательного процесса.
Из выше сказанного можно сформулировать основную проблему исследования: поиск возможностей для расширения внеурочной работы по формированию и совершенствованию навыков культурного поведения у младших школьников.
Тема настоящего исследования: «Формирование навыков культурного поведения у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Объект исследования: проблемы формирования навыков культурного поведения во внешкольной среде у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: формирование культурного поведения у учащихся начальных классов средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучение теоретических основ формирования навыков культурного поведения у младших школьников для написания фрагмента программы внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий: «поведение», «культурное поведение».
2. Изучение процесса формирования культурного поведения у младших школьников.
3. Определение роли внеурочной деятельности по формированию навыков культурного поведения у учащихся младших классов.
4. Проанализировать итоги эксперимента.
5. На основании результатов исследования написать фрагмент программы внеурочной работы по формированию навыков культурного поведения младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (изучение педагогической, психологической и методологической литературы по проблеме исследования).
- эмпирический (эксперимент).
База для проведения исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа города Челябинска» (МАОУ СОШ г. Челябинска)
Практическая значимость: составленный фрагмент программы по внеурочной деятельности может быть использован учителями в воспитательной работе начальных классов.
Апробация исследования состоялась в «Конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», по итогам которого, данная работа вошла в число победителей.
Работа состоит введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка 40 использованных источников, 7 таблиц, 2 рисунков.
Для педагогики вопрос развития культуры поведения никогда не терял актуальности. В настоящий момент, как уточняется в Федеральном государственном образовательном стандарте Начального общего образования (ФГОС НОО) [46], в образовательной среде существует острая необходимость в обучении и развитии у учеников начальных классов личностных качеств, в частности через использование универсальных учебных действий (УУД), выражающихся через формирование у детей стремления к самосовершенствованию и саморазвитию посредством сознательного получения нового опыта. Кроме ФГОС, Примерная основная образовательная программа начального общего образования (раздел 2.3) также содержит рекомендации в отношении формирования навыков культурного поведения [33; 41].
При рассмотрении понятий «культурное поведение» и «поведение» была отражена их сущность и составляющие. В ходе работы было определено, что под культурой поведения понимается комплекс ряда личностных качеств, поступков, в основе которых лежит норма и этика.
Обучение в начальной школе представляет собой важный жизненный период, поскольку дети получают первый опыт социально значимой деятельности. В 6-7 лет ребенок впервые сталкивается с серьезными переменами в жизни, отражающимися на его отношениях с обществом и коллективом, а также на всей деятельности в целом в следствии возникновения новых обязанностей и изменении привычного ритма жизни. Именно младший школьный возраст можно отнести к сензитивному периоду развития, так как он дает начало развитию необходимых составляющих культурного поведения.
Внеурочная деятельность - часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая организовывать свободное время школьников. К ней в большей степени относятся разного рода занятия, проходящие отдельно от
основных классных часов и направленные на удовлетворение потребности учеников в содержательном досуге, участии в общественно-полезной работе и развитию навыков самоуправления [19].
Из этого следует, что внеурочная деятельность - эффективное средство воспитания культуры поведения. Принимая во внимание данный факт, в пункт 2.3 настоящей работы была включена часть программы для внеурочной деятельности, которая направлена на развитие культурного поведения у учеников начальных классов.
В ходе работы было проведено исследование степени развития навыков культурного поведения у учеников начальных классов. В нем приняло участие 30 школьников муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Челябинска» (МАОУ СОШ г. Челябинска), обучающихся в 3 классе.
Навыки культурного поведения учеников оценивались по двум методикам:
1) через тестирование «Поставь себе оценку за вежливость», разработанное Анатолием Николаевичем Лутошкиным;
2) с помощью анкеты «Оцени поступок» по Эллиоту Турьелю, измененной Ольгой Александровной Карабановой и Еленой Анатольевной Кургановой.
Выбранные методики направлены на определение уровня развития поведенческих навыков у учеников младших классов через психодиагностику.
Во время исследования было обнаружено, что по методике анкетирования «Оцени поступок» 6 % учеников имеют 1 уровень развития навыков культурного поведения, а 5 % и 89 % показали 3 и 2 уровень соответственно.
Тестирование по методике Анатолия Николаевича Лутошкина «Поставь себе оценку за вежливость» показало, что высокий уровень вежливости характерен для 96,25 % оцениваемых (22 человека), то есть такое количество учащихся постоянно демонстрируют вежливое отношение к сверстникам и взрослым, извиняются за плохие поступки и благодарят за помощь. Средний уровень развития вежливости продемонстрировало 3,75 % школьников, то есть 8 учеников. Для них характерно стремление к проявлению вежливости относительно сверстников и взрослых, которое иногда не заканчивается успешно. Также встречаются ситуации, при которых они не извиняются за плохой поступок. Ни один из оцениваемых учеников не продемонстрировал низкий уровень вежливости.
Таким образом, исследование показало, что большая часть участников имеет высокий уровень развития навыков культурного поведения.
Разработанная в данной работе часть программы для внеурочной деятельности «Культура поведения» направлена на дальнейшее формирование навыков культурного поведения учеников начальных классов.
Полученные результаты исследования позволяют заключить, что поставленные в начале работы цели были достигнуты, а задачи выполнены. Для дальнейшей работы над проблемой требуется проведение формирующего эксперимента.
1. Баленко, Ю. В. Особенности детей воспитывающихся в алкогольно-зависимых семьях [Текст] / Ю. В. Баленко // Педагогические науки. - 2014. - 1 (20). - С. 8-14.
2. Бенционович, О. Г. Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др. [Текст] / О. Г. Бенционович. - Москва, «Астрель», 1998. - 91 с.
3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на- Дону: Булат, 2000. - 351 с.; 21 см. - (Педагогика нового времени)
4. Броневицкий, Г. А. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения, 2005. - Режим доступа: http://med.niv.ru/doc/dictionary/officer-ship-educator/index.htm
5. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 71 - 78.
6. Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной
активности [Текст] / Ю. Н. Вавилов. - М.: Ф и С, 1999. - 260с.
7. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
8. Выготский, Л. С. Психология личности [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1982 г., - 165 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
10. Гатаулина, О. И. Внеурочная деятельность младших школьников: учеб. - метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования [Текст] / О. И. Гатаулина, Т. А. Носова, Н. Е. Скрипова; М-во образования и науки Челяб. обл., Челяб. ин¬т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: Цицеро, 2010. - 138 с.
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 163 с.
12. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
13. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] / И. С. Гринченко. - М.: Знание, 2002. - 82 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 128 с.
15. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 98 с.
16. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2003. - 538 с.
18. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в школу. Школьное воспитание [Текст] / Л. Семёнова, Г. Яковлева - 1998. - С. 14-16.
19. Комплексная образовательная программа «Внеурочная деятельность учащихся начального общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://shkola48kem.narod.ru/nst6.htm- статья в интернете.
20. Корчинова, О. В. Детский этикет [Текст] / О. В. Корчинова. - Ростов на Дону: Феникс. 2002. - 186 с.
21. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах [Текст] / Н. К. Крупская. - М.: Изд-во: академия педагогических наукРСФСР институт теории и истории педагогики АПН РСФСР,1959. - 748 с.
22. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего
школьника. Возрастная и педагогическая психология: учебно¬
методический комплекс в 2 частях. Ч. 2 [Текст]: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 240 с.
23. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии [Текст] / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 288 с.
24. Курпатов, А. 3 роковых инстинкта, или С неврозом по жизни?
[Электронный ресурс]. - 77/
25. Курпатов, А. Счастливый ребенок. Универсальные правила
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.litmir. me/br/?b=641236&p= 1
26. Мартьянова, А. И. Воспитание: содержание и формы: методические рекомендации [Текст] / А. И. Мартьянова // Начальная школа. - М.: 2007. - N 7. - С. 21-29.
27. Методические материалы по организации внеурочной
деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855- статья в интернете.
28. Морозова, И. С. Познавательная активность младших школьников [Текст] / И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 61-65.
29. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко Электронный учебник. - Режим доступа:http://log- in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/
30. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные
психологические труды [Текст] / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. - 150 с.
31. Немов, Р. С. Психология: в 3-х кн. Кн. 2: Психология развития [Текст] / Р. С. Немов - М.: Владос, 2003. - 462 с.
32. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей [Текст] / С. В. Петерина - М.: «Просвещение», 1986. - 135 с.
33. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования (ПООП НОО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
ЬЬрз://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/роор_поо_геез1г.йос -
статья в интернете.
34. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под редакцией А. А. Реана. - М.: АСТ, 2010. - 247 с.
35. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
36. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
37. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Смердова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - С.3.
38. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: в 2 томах. [Текст] / А. А. Смирнов. - М.: Педагогика, 1987. - 187 с.
39. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
40. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В. В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
41. Степанова. О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. - М.: Сфера, 2003. - 95 с.
42. Строганова, Л. В. Нравственное воспитание младших школьников подростков: методический материал [Текст] / Л. В. Строганова. - М.: Академия, 2007. - 32 с.
43. Суслов, В. Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания [Текст] / В. Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2010. - 68 с.
44. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / под ред. С. С. Татарченковой. - Спб: КАРО, 2015. - 112 с.
45. Тисленкова, И. А. Нравственное воспитание: для
организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И. А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст].- М.: Просвещение, 2017. - 53 с.
47. Фернхем, А. Личность и социальное поведение [Текст] / А. Фернхем, П. Хейвен. - СПб.: Питер, 2001. - 301 с.
48. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
49. Чемякина, М. А. Сборник методических рекомендаций
включает материалы, подготовленные учителем начальных классов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sh7-
kr.edusite.ru/sveden/files/1475e25b-f730-4bb1-ad43-f20db4a0f980.pdf.
50. Шипицина, Л. М. Азбука общения [Текст] / О. В. Защиринская. - СПб.: Азбука, 2003. -108 с.