МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межпредметной интеграции в профессиональной подготовке студентов
1.1 Сущность процесса межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
1.2 Условия межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Разработка —учебно-методического материала по учебной дисциплине «Основы художественного оформления швейного изделия» .... 23
2.1 Содержание и структура учебной дисциплины 23
2.2 Применение метода межпредметной интеграции в учебной дисциплине 28
Выводы по главе 2 35
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межпредметной интеграции в профессиональной подготовке студентов
1.1 Сущность процесса межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
1.2 Условия межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Разработка —учебно-методического материала по учебной дисциплине «Основы художественного оформления швейного изделия» .... 23
2.1 Содержание и структура учебной дисциплины 23
2.2 Применение метода межпредметной интеграции в учебной дисциплине 28
Выводы по главе 2 35
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность: Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, сфера образования должна быть более доступна и качественна. Результатом модернизации образования должна стать подготовка квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течении всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции полученные в процессе обучения. [34] Основными направлениями развития профессионального образования являются:
- оптимизация сети учебных заведений профессионального образования,
- модернизация структуры образовательных программ для обеспечения
эффективности и гибкости,
- внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования
конкуренции организаций профессионального образования,
- модернизация содержания и технологии профессионального образования
для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения,
- формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний;
- продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования;
- трансформирование части программ среднего профессионального
образования в программы прикладного бакалавриата;
- осуществление государственной поддержки образовательного
кредитования;
- переход на эффективный контракт с преподавателями;
- интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.
В современном мире, в среде профессионалов ценится способность нестандартного подхода к решению профессиональных задач, многосторонний взгляд на существующие проблемы. Фрагментарное мышление специалистов создает серьезные проблемы в поиске решений комплексных задач. Узкая специализация и профессионализация приводит к тому, что обучающийся не способен решать комплексные задачи, 3
самостоятельно расширять горизонт профессиональных знаний.
Современное общество динамично движется в сторону все большей интеграции науки культуры, образования, что возлагает определенные требования к специалистам. Однако, в то же время постоянный процесс углубления и расширения научного знания приводит к дифференциации наук, появлению обособленных научных знаний.
Вследствие излишней дифференциации учебных дисциплин в педагогике возникли такие недостатки как: раздробленность, бессистемность, неупорядоченность, противоречивость и многие другие. Совершенствование профессионального образования возможно, в том числе с помощью связи всех компонентов образования, дисциплинами. Подобную цель ставит интегративный подход в образовании, обеспечивающий целостность и системность в педагогическом процессе, способствующий развитию в личности обучающихся важных качеств - высокий уровень общей и профессиональной культуры, мобильность, адаптивность к быстроменяющимся условиям и широкий профессиональный кругозор. Помимо этого интегративный подход в образовании позволяет решить проблему многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин. Строгая дифференциация учебных дисциплин, отсутствие межпредметных связей может привести к невозможности выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей ввиду несформированности достаточного уровня знаний умений и навыков.
Таким образом, необходимость интегративного подхода в образовании продиктована все большим синтезом наук. Совершенствование подготовки студентов должно быть связано с возможностью интеграции различных аспектов образования.
Проблемой межпредметной интеграции занимались такие ученые, как: Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, М.С.Пак, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк, А.Д. Урсул. Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров, Н.К Чапаев.
Целью выпускной квалификационной работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса по межпредметной интеграции как условие профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы
1. Раскрыть сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование.
2. Изучить литературу посвященную проблеме межпредметных связей.
3. Раскрыть проблему межпредметной интеграции в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
4. Разработать систему учебных занятий.
Объект исследования: педагогический деятельность учебных заведений среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки студента.
Методологическая основа исследования: изучение и обобщение отечественной практики, анализ психолого-педагогической литературы по теме, теоретический анализ и синтез.
Теоретическая основа исследования: составили труды следующих исследователей: Шестакова Л.А, А.С. Воронин, Вишнякова С.М, Т.А. Медная. Н.К. Чапаев, М.С.Пак и другие.
База исследования: Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость исследования: разрабатываемые материалы могут быть использованы в реальных условиях учебного процесса при проведении учебных занятий по междисциплинарному курсу Основы художественного оформления швейного изделия.
Структура работы: Работа состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование, рассматриваются классификация и понятия интегративных заданий. Во второй - описывается опытно-поисковая работа и анализ её результатов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
- оптимизация сети учебных заведений профессионального образования,
- модернизация структуры образовательных программ для обеспечения
эффективности и гибкости,
- внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования
конкуренции организаций профессионального образования,
- модернизация содержания и технологии профессионального образования
для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения,
- формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний;
- продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования;
- трансформирование части программ среднего профессионального
образования в программы прикладного бакалавриата;
- осуществление государственной поддержки образовательного
кредитования;
- переход на эффективный контракт с преподавателями;
- интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.
В современном мире, в среде профессионалов ценится способность нестандартного подхода к решению профессиональных задач, многосторонний взгляд на существующие проблемы. Фрагментарное мышление специалистов создает серьезные проблемы в поиске решений комплексных задач. Узкая специализация и профессионализация приводит к тому, что обучающийся не способен решать комплексные задачи, 3
самостоятельно расширять горизонт профессиональных знаний.
Современное общество динамично движется в сторону все большей интеграции науки культуры, образования, что возлагает определенные требования к специалистам. Однако, в то же время постоянный процесс углубления и расширения научного знания приводит к дифференциации наук, появлению обособленных научных знаний.
Вследствие излишней дифференциации учебных дисциплин в педагогике возникли такие недостатки как: раздробленность, бессистемность, неупорядоченность, противоречивость и многие другие. Совершенствование профессионального образования возможно, в том числе с помощью связи всех компонентов образования, дисциплинами. Подобную цель ставит интегративный подход в образовании, обеспечивающий целостность и системность в педагогическом процессе, способствующий развитию в личности обучающихся важных качеств - высокий уровень общей и профессиональной культуры, мобильность, адаптивность к быстроменяющимся условиям и широкий профессиональный кругозор. Помимо этого интегративный подход в образовании позволяет решить проблему многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин. Строгая дифференциация учебных дисциплин, отсутствие межпредметных связей может привести к невозможности выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей ввиду несформированности достаточного уровня знаний умений и навыков.
Таким образом, необходимость интегративного подхода в образовании продиктована все большим синтезом наук. Совершенствование подготовки студентов должно быть связано с возможностью интеграции различных аспектов образования.
Проблемой межпредметной интеграции занимались такие ученые, как: Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, М.С.Пак, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк, А.Д. Урсул. Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров, Н.К Чапаев.
Целью выпускной квалификационной работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса по межпредметной интеграции как условие профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы
1. Раскрыть сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование.
2. Изучить литературу посвященную проблеме межпредметных связей.
3. Раскрыть проблему межпредметной интеграции в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
4. Разработать систему учебных занятий.
Объект исследования: педагогический деятельность учебных заведений среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки студента.
Методологическая основа исследования: изучение и обобщение отечественной практики, анализ психолого-педагогической литературы по теме, теоретический анализ и синтез.
Теоретическая основа исследования: составили труды следующих исследователей: Шестакова Л.А, А.С. Воронин, Вишнякова С.М, Т.А. Медная. Н.К. Чапаев, М.С.Пак и другие.
База исследования: Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость исследования: разрабатываемые материалы могут быть использованы в реальных условиях учебного процесса при проведении учебных занятий по междисциплинарному курсу Основы художественного оформления швейного изделия.
Структура работы: Работа состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование, рассматриваются классификация и понятия интегративных заданий. Во второй - описывается опытно-поисковая работа и анализ её результатов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Теоретические основания развития профессиональной подготовки студентов в условиях межпредметной интеграции, а также выявление основных понятий основывалось на изучении психологической, педагогической литературы, нормативных источниках информации. Теоретическое и эмпирическое исследование процесса подготовки студентов было направлено на определение сущности их профессиональных компетенций, условий развития их профессиональных компетенций, выявление особенностей межпредметной интеграции в профессиональном обучении и роль интеграции в развитии профессиональных компетенций.
Внедрение межпредметных связей в современном среднем профессиональном образовании связано с этапом модернизации системы образования и продиктовано необходимостью экономического, социокультурного, и политического развития нашей страны. А также современными требованиями к конкурентоспособности профессиональных кадров. Межпредметная интеграция играет большую роль в развитии профессиональных компетенций и представляет собой синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Межпредметное интегрирование содержания образования способствует формированию системности знания , творческих способов познавательной деятельности и личностно-смысловых ориентаций учащихся. Такая система организации учебного процесса способствует формированию ориентировочной основы действий в пределах всего содержания образовательного процесса, оптимизирует личностно- смысловую сферу школьников. Основой для интеграции является теория межпредметных связей и применение межпредметных связей между общеобразовательными дисциплинами и профессиональными модулями способствует развитию профессиональных компетенций, подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Анализ теоретической литературы по проблеме позволил сделать вывод что реализация интеграции в образовательном процессе;
- Является средством реализации принципа системности в образовании
- Создает условия для развития мышления обучающихся (способность к абстракции, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.)
- Способствует общему развитию обучающихся, формированию у них целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Побуждают к активному познанию, дают возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений.
Основными результатами исследования стала разработка системы учебных занятий с использованием межпредметных связей. На занятиях студенты ищут и выделяют необходимую информацию, рассуждают, анализируют и устанавливают причинно-следственные связи.
В результате анализа федерального государственного образовательного стандарта по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий были выделены профессиональные компетенции, на развитие которых была направлена работа. Нами была разработана система учебных занятий с использованием интегративных заданий на базе мультимедийных презентаций, которая направлена на повышение познавательного интереса обучающихся, интереса к профессиональной деятельности, актуализация полученных знаний, возбуждение учебной активности, лучшее запоминание информации и развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Использование различных методов обучения позволяет поддерживать внимание обучающихся в течении урока на высоком уровне, а наличие материала расширяющего кругозор студентов вызывает интерес. Кроме того важно, что применение межпредметных связей при решении проблемных задач дает возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений, способствует развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора студентов.
Внедрение межпредметных связей в современном среднем профессиональном образовании связано с этапом модернизации системы образования и продиктовано необходимостью экономического, социокультурного, и политического развития нашей страны. А также современными требованиями к конкурентоспособности профессиональных кадров. Межпредметная интеграция играет большую роль в развитии профессиональных компетенций и представляет собой синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Межпредметное интегрирование содержания образования способствует формированию системности знания , творческих способов познавательной деятельности и личностно-смысловых ориентаций учащихся. Такая система организации учебного процесса способствует формированию ориентировочной основы действий в пределах всего содержания образовательного процесса, оптимизирует личностно- смысловую сферу школьников. Основой для интеграции является теория межпредметных связей и применение межпредметных связей между общеобразовательными дисциплинами и профессиональными модулями способствует развитию профессиональных компетенций, подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Анализ теоретической литературы по проблеме позволил сделать вывод что реализация интеграции в образовательном процессе;
- Является средством реализации принципа системности в образовании
- Создает условия для развития мышления обучающихся (способность к абстракции, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.)
- Способствует общему развитию обучающихся, формированию у них целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Побуждают к активному познанию, дают возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений.
Основными результатами исследования стала разработка системы учебных занятий с использованием межпредметных связей. На занятиях студенты ищут и выделяют необходимую информацию, рассуждают, анализируют и устанавливают причинно-следственные связи.
В результате анализа федерального государственного образовательного стандарта по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий были выделены профессиональные компетенции, на развитие которых была направлена работа. Нами была разработана система учебных занятий с использованием интегративных заданий на базе мультимедийных презентаций, которая направлена на повышение познавательного интереса обучающихся, интереса к профессиональной деятельности, актуализация полученных знаний, возбуждение учебной активности, лучшее запоминание информации и развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Использование различных методов обучения позволяет поддерживать внимание обучающихся в течении урока на высоком уровне, а наличие материала расширяющего кругозор студентов вызывает интерес. Кроме того важно, что применение межпредметных связей при решении проблемных задач дает возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений, способствует развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора студентов.
Подобные работы
- Интегративные задания как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2025 - Интегративные задания как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов техникума
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Реализация междисциплинарных связей математики и профессиональных дисциплин при обучении студентов компьютерному моделированию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



