Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Работа №81122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межпредметной интеграции в профессиональной подготовке студентов
1.1 Сущность процесса межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
1.2 Условия межпредметной интеграции в профессиональном образовании.
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Разработка —учебно-методического материала по учебной дисциплине «Основы художественного оформления швейного изделия» .... 23
2.1 Содержание и структура учебной дисциплины 23
2.2 Применение метода межпредметной интеграции в учебной дисциплине 28
Выводы по главе 2 35
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность: Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, сфера образования должна быть более доступна и качественна. Результатом модернизации образования должна стать подготовка квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течении всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции полученные в процессе обучения. [34] Основными направлениями развития профессионального образования являются:
- оптимизация сети учебных заведений профессионального образования,
- модернизация структуры образовательных программ для обеспечения
эффективности и гибкости,
- внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования
конкуренции организаций профессионального образования,
- модернизация содержания и технологии профессионального образования
для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения,
- формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний;
- продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования;
- трансформирование части программ среднего профессионального
образования в программы прикладного бакалавриата;
- осуществление государственной поддержки образовательного
кредитования;
- переход на эффективный контракт с преподавателями;
- интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.
В современном мире, в среде профессионалов ценится способность нестандартного подхода к решению профессиональных задач, многосторонний взгляд на существующие проблемы. Фрагментарное мышление специалистов создает серьезные проблемы в поиске решений комплексных задач. Узкая специализация и профессионализация приводит к тому, что обучающийся не способен решать комплексные задачи, 3
самостоятельно расширять горизонт профессиональных знаний.
Современное общество динамично движется в сторону все большей интеграции науки культуры, образования, что возлагает определенные требования к специалистам. Однако, в то же время постоянный процесс углубления и расширения научного знания приводит к дифференциации наук, появлению обособленных научных знаний.
Вследствие излишней дифференциации учебных дисциплин в педагогике возникли такие недостатки как: раздробленность, бессистемность, неупорядоченность, противоречивость и многие другие. Совершенствование профессионального образования возможно, в том числе с помощью связи всех компонентов образования, дисциплинами. Подобную цель ставит интегративный подход в образовании, обеспечивающий целостность и системность в педагогическом процессе, способствующий развитию в личности обучающихся важных качеств - высокий уровень общей и профессиональной культуры, мобильность, адаптивность к быстроменяющимся условиям и широкий профессиональный кругозор. Помимо этого интегративный подход в образовании позволяет решить проблему многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин. Строгая дифференциация учебных дисциплин, отсутствие межпредметных связей может привести к невозможности выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей ввиду несформированности достаточного уровня знаний умений и навыков.
Таким образом, необходимость интегративного подхода в образовании продиктована все большим синтезом наук. Совершенствование подготовки студентов должно быть связано с возможностью интеграции различных аспектов образования.
Проблемой межпредметной интеграции занимались такие ученые, как: Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, М.С.Пак, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк, А.Д. Урсул. Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров, Н.К Чапаев.
Целью выпускной квалификационной работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса по межпредметной интеграции как условие профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы
1. Раскрыть сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование.
2. Изучить литературу посвященную проблеме межпредметных связей.
3. Раскрыть проблему межпредметной интеграции в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
4. Разработать систему учебных занятий.
Объект исследования: педагогический деятельность учебных заведений среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки студента.
Методологическая основа исследования: изучение и обобщение отечественной практики, анализ психолого-педагогической литературы по теме, теоретический анализ и синтез.
Теоретическая основа исследования: составили труды следующих исследователей: Шестакова Л.А, А.С. Воронин, Вишнякова С.М, Т.А. Медная. Н.К. Чапаев, М.С.Пак и другие.
База исследования: Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.
Практическая значимость исследования: разрабатываемые материалы могут быть использованы в реальных условиях учебного процесса при проведении учебных занятий по междисциплинарному курсу Основы художественного оформления швейного изделия.
Структура работы: Работа состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность понятий интеграция, межпредметная интеграция, профессиональное образование, рассматриваются классификация и понятия интегративных заданий. Во второй - описывается опытно-поисковая работа и анализ её результатов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретические основания развития профессиональной подготовки студентов в условиях межпредметной интеграции, а также выявление основных понятий основывалось на изучении психологической, педагогической литературы, нормативных источниках информации. Теоретическое и эмпирическое исследование процесса подготовки студентов было направлено на определение сущности их профессиональных компетенций, условий развития их профессиональных компетенций, выявление особенностей межпредметной интеграции в профессиональном обучении и роль интеграции в развитии профессиональных компетенций.
Внедрение межпредметных связей в современном среднем профессиональном образовании связано с этапом модернизации системы образования и продиктовано необходимостью экономического, социокультурного, и политического развития нашей страны. А также современными требованиями к конкурентоспособности профессиональных кадров. Межпредметная интеграция играет большую роль в развитии профессиональных компетенций и представляет собой синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин. Межпредметное интегрирование содержания образования способствует формированию системности знания , творческих способов познавательной деятельности и личностно-смысловых ориентаций учащихся. Такая система организации учебного процесса способствует формированию ориентировочной основы действий в пределах всего содержания образовательного процесса, оптимизирует личностно- смысловую сферу школьников. Основой для интеграции является теория межпредметных связей и применение межпредметных связей между общеобразовательными дисциплинами и профессиональными модулями способствует развитию профессиональных компетенций, подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Анализ теоретической литературы по проблеме позволил сделать вывод что реализация интеграции в образовательном процессе;
- Является средством реализации принципа системности в образовании
- Создает условия для развития мышления обучающихся (способность к абстракции, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.)
- Способствует общему развитию обучающихся, формированию у них целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Побуждают к активному познанию, дают возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений.
Основными результатами исследования стала разработка системы учебных занятий с использованием межпредметных связей. На занятиях студенты ищут и выделяют необходимую информацию, рассуждают, анализируют и устанавливают причинно-следственные связи.
В результате анализа федерального государственного образовательного стандарта по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий были выделены профессиональные компетенции, на развитие которых была направлена работа. Нами была разработана система учебных занятий с использованием интегративных заданий на базе мультимедийных презентаций, которая направлена на повышение познавательного интереса обучающихся, интереса к профессиональной деятельности, актуализация полученных знаний, возбуждение учебной активности, лучшее запоминание информации и развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Использование различных методов обучения позволяет поддерживать внимание обучающихся в течении урока на высоком уровне, а наличие материала расширяющего кругозор студентов вызывает интерес. Кроме того важно, что применение межпредметных связей при решении проблемных задач дает возможность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений, способствует развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора студентов.



1. Абакумова Л.В. Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций студентов на уроках специальных дисциплин и производственного обучения.[Текст]/ Л.В.Абакумова, Е.А. Климова // Открытый урок.- 2017.
2. Анфимова А.Ю. Актуальные проблемы современного
профессионального образования // Всероссийская научная конференция с международным участием "Модернизация системы отечественного образования".
URL:http://econf.rae.ru/article/4858
3. Аннотации программ учебных дисциплин ГПБОУ Челябинский
техникум текстильной и легкой промышленности основной
профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
4. Багова Ляна Левовна Межпредметная интеграция в образовательном
процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки // Вестник Майкопского государственного технологического
университета. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoy-nauki.
5. Бадертдинова Э. М. Управление качеством образовательного процесса
в системе среднего профессионального образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo- protsessa-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.
6. Белых Ольга Николаевна Межпредметная интеграция как условие
повышения качества политехнической подготовки будущего учителя физики и математики сельской малокомплектной школы // Сибирский педагогический журнал. 2007. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-kak-uslovie- povysheniya-kachestva-politehnicheskoy-podgotovki-buduschego-uchitelya- fiziki-i-matematiki
7. Бойко Е. Л., Пикина А. Л. Интеграция дополнительного и
профессионального образования как фактор развития учреждений сферы начального профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-dopolnitelnogo-i-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-uchrezhdeniy-sfery-nachalnogo-professionalnogo.
8. Бугайчук Т.В.Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах: учебное пособие / сост.: Бугайчук Т.В. Доссэ Т.Г., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю., Тарханова И.Ю., / под науч. ред. М.В.Новикова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016 - 107 с.
9. Бузаров Ким Ибрагимович Комплексный подход как методологический
принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-kak-metodologicheskiy-printsip-postroeniya-vospitatelnoy-sistemy-shkoly-teoreticheskiy-aspekt
10. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti- podgotovka-provedenie
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 539 с
12. Ветринская Виктория Владиславовна, Полякова Наталия
Владимировна Межпредметная интеграция как фактор формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-kak-faktor- formirovaniya-u-studentov-obschekulturnyh-i-professionalnyh- kompetentsiy.
13. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
14. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой
ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347 — URL
https: //moluch.ru/archive/38/4465/.
15. Доленко Георгий Николаевич Проблемы среднего профессионального
образования // Проблемы Науки. 2014. №9 (27). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-srednego-professionalnogo- obrazovaniya.
16. Дышлюк Ирина Станиславовна Смысловое развитие учащихся
средствами межпредметной интеграции // Российский
психологический журнал. 2014. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-razvitie-uchaschihsya- sredstvami-mezhpredmetnoy-integratsii.
17. Емельянова М.А Качество профессиональной подготовки
специалистов в колледже: теория и опыт реализации
[Текст]:коллективная монография / под общ. ред.. М.А. Емельяновой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012 - 200 с.
18. Ефременко Е.В. Межпредметные связи в учебной деятельности ОУ СПО [Текст]/ Е.В. Ефременко // Мариинкий плоитехнический техникум - 2011.
19. Игнатов С. Б., Игнатова В. А. Интегративный подход в моделировании
современного образования // Социально-экологические технологии. 2013. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-
modelirovanii-sovremennogo-obrazovaniya.
20. Кагосян А.С. Проблемы и перспективы развития среднего
профессионального образования // Гуманизация образования. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproblemy-i-perspektivy-
razvitiya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
21. Киричек К.А. Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования [Текст] / К.А. Киричек // Психология, социология и педагогика. 2015 № 4 [Электронный ресурс]. URL: htpp://psychology. snauka.ru/2015/04/4843
22. Кузнецова Е.Н. Создание педагогических условий для формирования
профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования [Текст]/ Е.Н. Кузнецова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014.
23. В.С. Кукушин Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336с.
24. Луговская Е.В. Межпредметная интеграция как условие развития профессиональной компетенции будущих педагогов. [Текст]/Е.В. Луговская // Челябинский гумм.-пед. унив-ет. - Челябинск 2018.
25. Медная Т.А. Междисциплинарность современного образования //
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinamost-sovremennogo-obrazovaniya.
26. Мусаев К.М. Проблемы среднего профессионального образования в
современных условиях // Материалы IV Международной
студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: "https://scienceforum.ru/2012/article/2012003302">https://scienceforum.ru/2012/article/2012003302
27. Назарова Н.В. Межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов вуза [Текст] / Н.В.Назарова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - 174 с.
28. Новиков А. М. Профессиональное образование: устремление в будущее
// Проблемы современного образования. 2012. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obrazovanie-ustremlenie-v-buduschee.
29.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий[Текст]. Приказ министерства науки и образования Российской федерации от 15 мая 2014. Москва. (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32869)
30.Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
31. Пак М.С. Концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 36с.
32. Певцова Т. А. Современные информационные технологии в
образовании // ИТС. 2000. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-v- obrazovanii-1.
33. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 5. Педагогические технологии в начальном образовании. Курс лекций. Учебное пособие. Адыгейский гос. ун-ет. Майкоп 2010. 288с.
34. Постановление правительства РФ от 22.01.2013 № 23 О правилах разработки утверждения и применения профессиональных стандартов
35. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России
36. Репин Сергей Арсеньевич, Колодий Елена Евгеньевна Актуальность проблемы формирования дополнительных профессиональных компетенций студентов образовательной организации СПО в соответствии с требованиями современного производства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-formirovaniya-dopolnitelnyh-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-obrazovatelnoy-organizatsii-spo-v.
37. Ручков Артём Андреевич Информационные технологии в современной
системе образования // Вестник ПензГУ. 2015. №1 (9). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennoy- sisteme-obrazovaniya
38. Салманова Д. А. Межпредметная интеграция как условие
модернизации педагогического образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 330-332. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6597/.
39. Синкина Елена Александровна Организационно-педагогические
условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya- formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-tehnicheskogo- vuza.
40. Сопегина Вера Терентьевна Междисциплинарный комплекс как
средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании // Образование и наука. 2011. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mezhdistsiplinarnyy-kompleks-kak- sredstvo-integratsii-pedagogicheskih-i-spetsialnyh-znaniy-v-nepreryvnom- professionalno.
41. Ткаченко Евгений Викторович Профессиональное образование в России: проблемы развития // Ценности и смыслы. 2014. №2 (30). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/professionalnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-razvitiya
42. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 884-887. — URLhttps:ZZmoluch.ruZarchiveZ67Z11176
43. Усольцев Александр Петрович, Шамало Тамара Николаевна
Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/naglyadnost-i-ee- funktsii-v-obuchenii.
44. Учебный план ГПБОУ Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) по специальности 29.02.04.Конструирование, моделирование и технология швейных изделий по программе базовой подготовки.
45. Фролова В. Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин // Вологдинские чтения. 2009. №75. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/primenenie-naglyadnyh- posobiy-i-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-na-urokah-spetsialnyh-distsiplin.
46. Хасанов А. А., Маматкаримов К. З. Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 738-741. — URL https: ZZmoluch.ruZarchiveZ 124Z33275Z
47. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути
решения // Ped.Rev.. 2013. №1 (1). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/professionalnoe-obrazovanie-v-rossii- problemy-puti-resheniya.
48.Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория,
технология: 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа 2005. 325с.
49. Чернов А.Е. Принцип наглядности и его состояние в свете
современных компьютерных технологий // Наука и школа. 2010. №1.
50.Черепанов Михаил Александрович, Осипова Ирина Васильевна Интеграция как методологическое требование при подготовке педагогов профессионального обучения // Образование и наука. 2003. №4. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-kak-
metodologicheskoe-trebovanie-pri-podgotovke-pedagogov-professionalnogo-obucheniya
51. Чистякова И. А. Методика разработки и применения компьютерных презентаций на занятиях [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 82-87.
52. Шабалина Н.М. Полипрофессиональные технологии в системе
высшего художественного образования // Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований / гл. ред. Д-р иск. Н.М.Шабалина. - Челябинск: Издательский дом Технэ, 2018. - Выпуск 5.С. 41-45.
53. Шагеева Ф. Т., Нахматулина А. Р., Сайфуллин Р. С. Интегрированные
занятия в колледже технологического университета // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-zanyatiya-v-kolledzhe- tehnologicheskogo-universiteta.
54. Шестакова Лариса Анатольевна Междисциплинарная интеграция как
методологическая основа современного образовательного процесса // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. №1 (2). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak-metodologicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa.
55. Шестакова Л. Г., О. В. Сурсякова Интегрированные уроки "математика
и химия" в среднем профессиональном образовании // ФМО. 2018. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-uroki-
matematika-i-himiya-v-srednem-professionalnom-obrazovanii.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ