Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического
воспитания младших школьников 8
1.1 Роль эстетического воспитания в становлении личности
младших школьников 8
1.2 Музыкальный фольклор как основа эстетического воспитания в
начальной школе 24
1.3 Модель эстетического воспитания младших школьников
средствами музыкального фольклора 35
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
2.1 Задачи и содержание исследования 53
2.2. Реализация модели эстетического воспитания младших
школьников средствами музыкального фольклора 58
Выводы по второй главе 68
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 70
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента .... 70
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 80
Выводы по третьей главе 99
Заключение 100
Список использованных источников 103
Приложение А 116
Приложение Б
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического
воспитания младших школьников 8
1.1 Роль эстетического воспитания в становлении личности
младших школьников 8
1.2 Музыкальный фольклор как основа эстетического воспитания в
начальной школе 24
1.3 Модель эстетического воспитания младших школьников
средствами музыкального фольклора 35
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
2.1 Задачи и содержание исследования 53
2.2. Реализация модели эстетического воспитания младших
школьников средствами музыкального фольклора 58
Выводы по второй главе 68
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 70
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента .... 70
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 80
Выводы по третьей главе 99
Заключение 100
Список использованных источников 103
Приложение А 116
Приложение Б
Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования.
В ряду разнообразных умений, способностей, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное значение приобретают эстетические способности, т.к. овладение ими является одним из факторов развития личности.
На сегодняшний день эстетическому воспитанию отводится большое место в формировании личности. Стремление к прекрасному появляется у ребенка с раннего детства. Младшие школьники ценят общение со сверстниками и взрослыми, которые, по их мнению, обладают лучшими эстетическими качествами. В этот период очень важно обезопасить ребенка от увлечения ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается истинная красота человека.
Актуальность проблемы эстетического воспитания на социальном уровне подтверждается рядом государственных документов, например, таких как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в которых одной из задач определяется развитие духовно-богатой, высоконравственной личности. На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостаточным методическим обеспечением процесса эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора.
К проблеме эстетического воспитания младших школьников обращались многие исследователи. В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли М. А. Верб, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, С. Т. и В. Н. Шацкие и другие отечественные педагоги. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л. И. Божович, З. П. Морозова, П. М. Якобсон. Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской и др. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Н. Н. Волкова, Н. И. Киященко, Н. Л. Лазарева и др.
Исследовательской работой в области музыкального фольклора занимались Э. Алексеев, В. П. Аникин, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, К. П. Виноградов, К. С. Давлетов, С. А. Казачков, М. Н. Мельников, Л. А. Назаров, М. А. Никитина, А. А. Сергеев, А. Н. Стрельникова, Г. П. Стулова, А. Фрайт и др.
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме эстетического воспитания, а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема эстетического воспитания младших школьников по-прежнему остается слабо разработанной.
Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса эстетического воспитания младших школьников и недостаточной методической разработанностью этого процесса на основе использования средств музыкального фольклора.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: какой должна быть модель эстетического воспитания в начальной школе, основанная на использовании музыкального фольклора.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность модели, направленной на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - музыкальный фольклор как средство эстетического воспитания младших школьников.
Гипотеза: уровень эстетической воспитанности младших школьников повысится, если на основе системно-деятельностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов разработать и реализовать модель, основанную на использовании средств музыкального фольклора.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и структуру эстетического воспитания.
2. Выявить специфику эстетического воспитания младших школьников.
3. Разработать, апробировать и выявить эффективность модели, направленной на развитие эстетической воспитанности младших школьников средствами музыкального фольклора.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование;
- статистические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный, культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ г. Челябинска». В эксперименте принимали участие учащиеся 4 классов в количестве 48 человек.
Теоретическая значимость исследования: разработана модель, направленная на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.
Практическая значимость исследования: разработанная нами модель может быть использована в практике работы учителя начальных классов.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в конференциях и публикациях статей в научных сборниках:
1. Всероссийский портал дистанционных олимпиад и конкурсов «Академия интеллектуального развития»: публикация статьи в печатном сборнике «Академия педагогических знаний».
2. Издательство «Интернаука»: публикация статьи в научном журнале «Студенческий вестник».
3. Публикация статьи на сайте педагогического издания
«Просвещение».
4. Научное издательство «Сибак»: участие в XXXI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические методы исследования в современной науке» и публикация статьи в сборнике трудов.
В ряду разнообразных умений, способностей, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное значение приобретают эстетические способности, т.к. овладение ими является одним из факторов развития личности.
На сегодняшний день эстетическому воспитанию отводится большое место в формировании личности. Стремление к прекрасному появляется у ребенка с раннего детства. Младшие школьники ценят общение со сверстниками и взрослыми, которые, по их мнению, обладают лучшими эстетическими качествами. В этот период очень важно обезопасить ребенка от увлечения ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается истинная красота человека.
Актуальность проблемы эстетического воспитания на социальном уровне подтверждается рядом государственных документов, например, таких как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в которых одной из задач определяется развитие духовно-богатой, высоконравственной личности. На научно-методическом уровне актуальность обусловлена недостаточным методическим обеспечением процесса эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора.
К проблеме эстетического воспитания младших школьников обращались многие исследователи. В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли М. А. Верб, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, С. Т. и В. Н. Шацкие и другие отечественные педагоги. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л. И. Божович, З. П. Морозова, П. М. Якобсон. Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской и др. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Н. Н. Волкова, Н. И. Киященко, Н. Л. Лазарева и др.
Исследовательской работой в области музыкального фольклора занимались Э. Алексеев, В. П. Аникин, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, К. П. Виноградов, К. С. Давлетов, С. А. Казачков, М. Н. Мельников, Л. А. Назаров, М. А. Никитина, А. А. Сергеев, А. Н. Стрельникова, Г. П. Стулова, А. Фрайт и др.
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме эстетического воспитания, а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема эстетического воспитания младших школьников по-прежнему остается слабо разработанной.
Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса эстетического воспитания младших школьников и недостаточной методической разработанностью этого процесса на основе использования средств музыкального фольклора.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: какой должна быть модель эстетического воспитания в начальной школе, основанная на использовании музыкального фольклора.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность модели, направленной на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - музыкальный фольклор как средство эстетического воспитания младших школьников.
Гипотеза: уровень эстетической воспитанности младших школьников повысится, если на основе системно-деятельностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов разработать и реализовать модель, основанную на использовании средств музыкального фольклора.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и структуру эстетического воспитания.
2. Выявить специфику эстетического воспитания младших школьников.
3. Разработать, апробировать и выявить эффективность модели, направленной на развитие эстетической воспитанности младших школьников средствами музыкального фольклора.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование;
- статистические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования являются системно-деятельностный, культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ г. Челябинска». В эксперименте принимали участие учащиеся 4 классов в количестве 48 человек.
Теоретическая значимость исследования: разработана модель, направленная на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора.
Практическая значимость исследования: разработанная нами модель может быть использована в практике работы учителя начальных классов.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в конференциях и публикациях статей в научных сборниках:
1. Всероссийский портал дистанционных олимпиад и конкурсов «Академия интеллектуального развития»: публикация статьи в печатном сборнике «Академия педагогических знаний».
2. Издательство «Интернаука»: публикация статьи в научном журнале «Студенческий вестник».
3. Публикация статьи на сайте педагогического издания
«Просвещение».
4. Научное издательство «Сибак»: участие в XXXI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические методы исследования в современной науке» и публикация статьи в сборнике трудов.
На сегодняшний день проблема эстетического воспитания младших школьников является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества, направленным на развитие духовно-богатой, высоконравственной личности.
Младший школьный возраст является важным периодом для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. В этом возрасте важно формировать эстетические качества человека, чувства, раскрывать в детях скрытые таланты, потенциалы и возможности. Заинтересовывать их многообразием и красотой мирового культурного наследия, воспитывать в них чувства эстетического вкуса и духовного богатства.
Эстетическое воспитание представляет собой:
- процесс целенаправленного педагогического воздействия, формирования эстетического отношения к миру, способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни, оценивать его;
- процесс развития эстетических вкусов и идеалов, эстетических потребностей и способности к созданию прекрасного.
Народное искусство, рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в эстетическом воспитании ребенка. Полноценное эстетическое воспитание младших школьников, развитие их творческих способностей возможно благодаря включению их в различного рода музыкальную деятельность, основанную на материале музыкального фольклора.
Знакомство с музыкальным фольклором содействует развитию в детях эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения, фантазии, что, в свою очередь, расширяет их творческий диапазон, а также приближает к родной истории, к миру мудрости.
Формирование интереса к окружающему миру, народному слову, народным традициям, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, а также формирование речи происходит при знакомстве с детским музыкальным фольклором. Особенно важным является воспитательное значение детского музыкального фольклора, благодаря которому легко установить с детьми эмоциональный контакт, чувственное взаимодействие.
Невозможно воспитать целостного духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все сокровище русского народного творчества помогает ребенку овладеть языком своего народа, его нравами, обычаями, чертами характера, создает взгляды на жизнь. Идейно-образное содержание музыкального фольклора, его глубокое значение содействует развитию эстетического вкуса ребенка
Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровень эстетической воспитанности в МБОУ «СОШ г. Челябинска» с группами младших школьников путем проведения диагностических методик. На данном этапе младшие школьники продемонстрировали в основном средний и низкий уровень эстетической воспитанности. Полученные результаты явились основанием для внедрения модели эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора.
Функционально-содержательная модель, основанная на методологических подходах и общих принципах, реализовывалась по содержанию программы внеурочной деятельности «Родные нотки». Данная программа направлена на эстетическое развитие младших школьников средствами музыкального фольклора и организована через совместную деятельность взрослых и учащихся, учащихся друг с другом.
Эстетическое воспитание младших школьников осуществлялось различными методами и приемами, которые тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга, а также в форме необыденных и интересных занятий. Особое внимание было уделено концертной деятельности: участию в школьных, городских праздниках; мероприятиях, посвященных разным памятным датам; на конкурсах и фестивалях.
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Наблюдается положительная динамика уровня эстетической воспитанности младших школьников в экспериментальной группе, что подтверждено с помощью статистического метода «х2» (хи-квадрат).
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Мы теоретически обосновали и экспериментально проверили результативность модели, направленной на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Младший школьный возраст является важным периодом для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. В этом возрасте важно формировать эстетические качества человека, чувства, раскрывать в детях скрытые таланты, потенциалы и возможности. Заинтересовывать их многообразием и красотой мирового культурного наследия, воспитывать в них чувства эстетического вкуса и духовного богатства.
Эстетическое воспитание представляет собой:
- процесс целенаправленного педагогического воздействия, формирования эстетического отношения к миру, способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни, оценивать его;
- процесс развития эстетических вкусов и идеалов, эстетических потребностей и способности к созданию прекрасного.
Народное искусство, рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в эстетическом воспитании ребенка. Полноценное эстетическое воспитание младших школьников, развитие их творческих способностей возможно благодаря включению их в различного рода музыкальную деятельность, основанную на материале музыкального фольклора.
Знакомство с музыкальным фольклором содействует развитию в детях эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения, фантазии, что, в свою очередь, расширяет их творческий диапазон, а также приближает к родной истории, к миру мудрости.
Формирование интереса к окружающему миру, народному слову, народным традициям, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, а также формирование речи происходит при знакомстве с детским музыкальным фольклором. Особенно важным является воспитательное значение детского музыкального фольклора, благодаря которому легко установить с детьми эмоциональный контакт, чувственное взаимодействие.
Невозможно воспитать целостного духовно богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все сокровище русского народного творчества помогает ребенку овладеть языком своего народа, его нравами, обычаями, чертами характера, создает взгляды на жизнь. Идейно-образное содержание музыкального фольклора, его глубокое значение содействует развитию эстетического вкуса ребенка
Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровень эстетической воспитанности в МБОУ «СОШ г. Челябинска» с группами младших школьников путем проведения диагностических методик. На данном этапе младшие школьники продемонстрировали в основном средний и низкий уровень эстетической воспитанности. Полученные результаты явились основанием для внедрения модели эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора.
Функционально-содержательная модель, основанная на методологических подходах и общих принципах, реализовывалась по содержанию программы внеурочной деятельности «Родные нотки». Данная программа направлена на эстетическое развитие младших школьников средствами музыкального фольклора и организована через совместную деятельность взрослых и учащихся, учащихся друг с другом.
Эстетическое воспитание младших школьников осуществлялось различными методами и приемами, которые тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга, а также в форме необыденных и интересных занятий. Особое внимание было уделено концертной деятельности: участию в школьных, городских праздниках; мероприятиях, посвященных разным памятным датам; на конкурсах и фестивалях.
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Наблюдается положительная динамика уровня эстетической воспитанности младших школьников в экспериментальной группе, что подтверждено с помощью статистического метода «х2» (хи-квадрат).
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Мы теоретически обосновали и экспериментально проверили результативность модели, направленной на эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание младших школьников
средствами музыкального фольклора народов Поволжья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (Московский Государственный Областной Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019



