Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание младших
школьников» 6
1.2 Исторический обзор развития родиноведческого и
краеведческого принципов обучения младших школьников 8
1.3 Формы организации внеурочной деятельности родиноведческой
направленности в начальной школе 12
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОДИНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Описание констатирующего этапа исследования 20
2.2 Краеведческие особенности Саткинского района 23
2.3 Организация внеурочной деятельности родиноведческой
направленности во 2 классе 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание младших
школьников» 6
1.2 Исторический обзор развития родиноведческого и
краеведческого принципов обучения младших школьников 8
1.3 Формы организации внеурочной деятельности родиноведческой
направленности в начальной школе 12
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОДИНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Описание констатирующего этапа исследования 20
2.2 Краеведческие особенности Саткинского района 23
2.3 Организация внеурочной деятельности родиноведческой
направленности во 2 классе 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена играло особую роль не только в духовной жизни общества, но и большинстве его сфер - политической, экономической, культурной и других. Согласно закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из основных принципов в области образования.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных качеств выпускника начальной школы. Выпускник должен любить родной край и свою Родину, уважать свой народ, знать историю своей страны, чтить память о Героях России. ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируется именно в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день российское общество нуждается в личности, основными качествами которой будут являться любовь к Отечеству, память о Героях Великой Отечественной войны, стремление делать добро, забота о природе своей малой Родины. Коллектив учителей начальной школы должен вести продуктивную работу в этом направлении.
Проблема патриотического воспитания детей волновала ученых на протяжении долгого времени. По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание патриота - это наполнение повседневной жизни ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте делает и знает.
Великий русский педагог А.С. Макаренко, важнейшей задачей считал воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он говорил о том, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная» [17]. То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [17].
Поэтому учителям начальных классов рекомендуется вести усиленную работу по воспитанию патриотических чувств у младших школьников. Целесообразно отметить, что важным средством воспитания патриотизма является родиноведение.
Вместе с тем возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО по воспитанию патриотизма и недостатком современных методических разработок для учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников средствами родиноведения.
Проблема исследования: какие формы организации внеурочных родиноведческих занятий являются наиболее продуктивными в воспитании патриотизма у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования «Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности».
Цель исследования - на основе теоретического анализа заявленной проблемы определить формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района для патриотического воспитания младших школьников.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у младших школьников.
формы организации внеурочных
родиноведческих занятий с младшими школьниками.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы
патриотического воспитания младших школьников.
2. Изучить историю развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения.
3. Выделить формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе.
4. Выявить уровень развития краеведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности «Моя малая Родина - Саткинский район» для 2 класса.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирический (педагогический эксперимент);
- статистический (методы обработки и интерпретации данных).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы родиноведческой направленности, которая направлена на патриотическое воспитание младших школьников. Разработанная программа может быть использована учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
База исследования: МАОУ «СОШ №13» г. Сатки. Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных качеств выпускника начальной школы. Выпускник должен любить родной край и свою Родину, уважать свой народ, знать историю своей страны, чтить память о Героях России. ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируется именно в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день российское общество нуждается в личности, основными качествами которой будут являться любовь к Отечеству, память о Героях Великой Отечественной войны, стремление делать добро, забота о природе своей малой Родины. Коллектив учителей начальной школы должен вести продуктивную работу в этом направлении.
Проблема патриотического воспитания детей волновала ученых на протяжении долгого времени. По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание патриота - это наполнение повседневной жизни ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте делает и знает.
Великий русский педагог А.С. Макаренко, важнейшей задачей считал воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он говорил о том, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная» [17]. То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [17].
Поэтому учителям начальных классов рекомендуется вести усиленную работу по воспитанию патриотических чувств у младших школьников. Целесообразно отметить, что важным средством воспитания патриотизма является родиноведение.
Вместе с тем возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО по воспитанию патриотизма и недостатком современных методических разработок для учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников средствами родиноведения.
Проблема исследования: какие формы организации внеурочных родиноведческих занятий являются наиболее продуктивными в воспитании патриотизма у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования «Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности».
Цель исследования - на основе теоретического анализа заявленной проблемы определить формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района для патриотического воспитания младших школьников.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма у младших школьников.
формы организации внеурочных
родиноведческих занятий с младшими школьниками.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы
патриотического воспитания младших школьников.
2. Изучить историю развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения.
3. Выделить формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе.
4. Выявить уровень развития краеведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности «Моя малая Родина - Саткинский район» для 2 класса.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирический (педагогический эксперимент);
- статистический (методы обработки и интерпретации данных).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы родиноведческой направленности, которая направлена на патриотическое воспитание младших школьников. Разработанная программа может быть использована учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
База исследования: МАОУ «СОШ №13» г. Сатки. Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение квалификационной работы подведем итоги исследования.
Актуальность представленного исследования объясняется тем, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для патриотического воспитания.
Целью работы было определение формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района в начальной школе для патриотического воспитания младших школьников.
В ходе исследования мы опирались на следующее понятие: патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает в себя чувство гордости за своё Отечество, малую родину, где гражданин родился и рос.
Важным средством воспитания патриотизма у младших школьников является родиноведение. В работе мы рассмотрели понятие «родиноведение». Родиноведение - это изучение малой родины, начиная от улицы и заканчивая селом или городом.
Родиноведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своей малой Родины, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Проведя исторический обзор развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения младших школьников, мы выяснили, что интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы XIX века и связана с именами К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, Н.Х. Весселя.
По нашему мнению, родиноведческий принцип обучения наиболее эффективно можно реализовать во внеурочной деятельности. Внеурочная 38
деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нами были определены формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе. Формы организации делятся на три группы: массовая, групповая, индивидуальная. К первым относят факультатив. Ко вторым - кружок. К третьим - проектную деятельность.
Экспериментальная работа, которая проводилась на базе МАОУ «СОШ №13» г. Сатки, была направлена на выявление уровня развития родиноведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников. В ходе исследования мы использовали метод анкетирования и рассчитывали полноту знаний о малой родине (Н.В. Ипполитова).
Нами была составлена анкета «Я ведаю свой край», состоящая из 8 вопросов о городе Сатка. Анкетирование позволило выявить следующие результаты: значительная часть класса имеет средний и низкий уровни знаний о малой родине. Мы сделали вывод о том, что во 2 классе практически не ведется работа по изучению малой родины.
С целью повышения уровня знаний о малой Родине у обучающихся 2 класса нами был подобран краеведческий материал о городе Сатка и разработана программа внеурочной кружковой деятельности «Моя малая родина - Саткинский район», которая предусматривает широкий выбор методов и форм родиноведческой деятельности младших школьников.
Дальнейшую работу мы видим во внедрении предложенной программы в практику своей педагогической деятельности.
Актуальность представленного исследования объясняется тем, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для патриотического воспитания.
Целью работы было определение формы организации внеурочной деятельности по изучению краеведческих особенностей Саткинского района в начальной школе для патриотического воспитания младших школьников.
В ходе исследования мы опирались на следующее понятие: патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает в себя чувство гордости за своё Отечество, малую родину, где гражданин родился и рос.
Важным средством воспитания патриотизма у младших школьников является родиноведение. В работе мы рассмотрели понятие «родиноведение». Родиноведение - это изучение малой родины, начиная от улицы и заканчивая селом или городом.
Родиноведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своей малой Родины, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Проведя исторический обзор развития родиноведческого и краеведческого принципов обучения младших школьников, мы выяснили, что интенсивная разработка вопросов родиноведения в отечественной педагогике началась в 60-е годы XIX века и связана с именами К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, Н.Х. Весселя.
По нашему мнению, родиноведческий принцип обучения наиболее эффективно можно реализовать во внеурочной деятельности. Внеурочная 38
деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нами были определены формы организации внеурочной деятельности родиноведческой направленности в начальной школе. Формы организации делятся на три группы: массовая, групповая, индивидуальная. К первым относят факультатив. Ко вторым - кружок. К третьим - проектную деятельность.
Экспериментальная работа, которая проводилась на базе МАОУ «СОШ №13» г. Сатки, была направлена на выявление уровня развития родиноведческих знаний, служащих средством воспитания патриотизма у младших школьников. В ходе исследования мы использовали метод анкетирования и рассчитывали полноту знаний о малой родине (Н.В. Ипполитова).
Нами была составлена анкета «Я ведаю свой край», состоящая из 8 вопросов о городе Сатка. Анкетирование позволило выявить следующие результаты: значительная часть класса имеет средний и низкий уровни знаний о малой родине. Мы сделали вывод о том, что во 2 классе практически не ведется работа по изучению малой родины.
С целью повышения уровня знаний о малой Родине у обучающихся 2 класса нами был подобран краеведческий материал о городе Сатка и разработана программа внеурочной кружковой деятельности «Моя малая родина - Саткинский район», которая предусматривает широкий выбор методов и форм родиноведческой деятельности младших школьников.
Дальнейшую работу мы видим во внедрении предложенной программы в практику своей педагогической деятельности.



