Формирование действия построения логической цепи рассуждения во внеурочной деятельности по математике в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 Универсальное учебное действие построения логической цепи
рассуждений в системе универсальных учебных действий 7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности по
математике в начальной школе 9
1.3 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной
школе с применением информационных технологий 13
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Диагностика сформированности действия построения логической
цепи рассуждений у младших школьников 34
2.2 Рекомендации по применению комплекса упражнений для формирования УУД построения логической цепи рассуждений у младших
школьников на уроках математики 37
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 Универсальное учебное действие построения логической цепи
рассуждений в системе универсальных учебных действий 7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности по
математике в начальной школе 9
1.3 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной
школе с применением информационных технологий 13
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Диагностика сформированности действия построения логической
цепи рассуждений у младших школьников 34
2.2 Рекомендации по применению комплекса упражнений для формирования УУД построения логической цепи рассуждений у младших
школьников на уроках математики 37
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
В настоящее время произошли глобальные перемены в современном обществе. Из-за этого наше образование требует совершенствования, ему нужны творческие, способные люди, которые могут решать проблемы неординарно, с применением информационных технологий. Непрерывное образование становится реальным и значимым в жизни каждого человека.
В ходе таких перемен образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В начальной школе действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с внедрением ФГОС в образование, изменился подход к обучению школьников. Теперь в приоритете школы стает развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить перед собой учебные цели, обдумывать пути их достижения, координировать и производить оценку своих достижений. Иными словами, вырабатывать умение учиться. Ученику самому надо стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [25].
Достижение цели станет реальностью в том случае, если формировать у обучающихся систему универсальных учебных действий, которая обеспечит способность обучающихся к саморазвитию. Большое значение имеет развитие логических действий, важным моментом является работа над этими умениями во внеурочной деятельности. Логические универсальные учебные действия, входящие в разряд познавательных УУД обладают наиболее общим характером и обращены на обнаружение связей и отношений в различной сфере знаний. Вырабатывание логических действий тесно связано с развитием логических приемов мышления, которые являются основой того или другого логического действия. В ходе обучения в начальной школе дети должны усвоить элементы логических действий (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.) [14].
Большая роль при вырабатывании логических универсальных учебных действий отводится математике. Основание настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследуемых в школе [20].
Учителями не раз утверждалось, что формирование у обучающихся логического мышления - это одна из главных задач начальной школы. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения, сопоставлять суждение по определёнными правилам - необходимое условие успешного усвоение материала, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому, важно, чтобы каждый обучающийся был заинтересован, а заинтересовать обучающихся помогут различные информационные технологии, то есть учебные компьютерные программы, сайты, способствующие улучшению представления информации [5].
Педагогические аспекты формирования логических действий в образовательном процессе младших школьников нашли отражение в трудах таких ученых как: Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.
Однако, формирование логических УУД во внеурочной деятельности разработано недостаточно. Возникает противоречие: между необходимостью формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников и недостаточным вниманием со стороны педагогов, к такому средству, как информационно - образовательные технологии во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности использования информационных технологий в формировании действий построения логической цепи рассуждений у младших школьников?
Цель исследования: создание комплекса упражнений по математике с применением информационных технологий для развития действия построения логической цепи рассуждений и формулирование рекомендаций по работе с ним.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников с использованием информационных технологий во внеурочной деятельности по математике.
В соответствии с предметом, целью исследования были выделены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в начальной школе;
2) разработать комплекс упражнений для формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников во внеурочной деятельности по математике средствами современных информационных технологий;
3) провести диагностику уровня сформированности действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников и проанализировать её результаты;
4) разработать методические рекомендации по применению информационных технологий во внеурочной деятельности по математике в начальной школе.
В данном исследовании применялись следующие методы:
- теоретические - анализ литературы, методических документов;
- эмпирические - тестирование, анкетирование.
Этапы исследования:
1) на первом этапе мы определили основные методологические положения исследования, изучили психолого-педагогическую и методическую литературу;
2) на втором этапе мы провели изучение уровня сформированности действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников, разработали комплекс упражнений;
3) на третьем этапе мы формулировали и уточняли выводы, оформляли текст курсовой работы.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Злоказовской» средней общеобразовательной школы, класс 3 «А».
Практическая значимость: программа внеурочной деятельности и разработанный комплекс упражнений могут использоваться для формирования действия построения логической цепи рассуждений во внеурочной деятельности по математике.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
В ходе таких перемен образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В начальной школе действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с внедрением ФГОС в образование, изменился подход к обучению школьников. Теперь в приоритете школы стает развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить перед собой учебные цели, обдумывать пути их достижения, координировать и производить оценку своих достижений. Иными словами, вырабатывать умение учиться. Ученику самому надо стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [25].
Достижение цели станет реальностью в том случае, если формировать у обучающихся систему универсальных учебных действий, которая обеспечит способность обучающихся к саморазвитию. Большое значение имеет развитие логических действий, важным моментом является работа над этими умениями во внеурочной деятельности. Логические универсальные учебные действия, входящие в разряд познавательных УУД обладают наиболее общим характером и обращены на обнаружение связей и отношений в различной сфере знаний. Вырабатывание логических действий тесно связано с развитием логических приемов мышления, которые являются основой того или другого логического действия. В ходе обучения в начальной школе дети должны усвоить элементы логических действий (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.) [14].
Большая роль при вырабатывании логических универсальных учебных действий отводится математике. Основание настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследуемых в школе [20].
Учителями не раз утверждалось, что формирование у обучающихся логического мышления - это одна из главных задач начальной школы. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения, сопоставлять суждение по определёнными правилам - необходимое условие успешного усвоение материала, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому, важно, чтобы каждый обучающийся был заинтересован, а заинтересовать обучающихся помогут различные информационные технологии, то есть учебные компьютерные программы, сайты, способствующие улучшению представления информации [5].
Педагогические аспекты формирования логических действий в образовательном процессе младших школьников нашли отражение в трудах таких ученых как: Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.
Однако, формирование логических УУД во внеурочной деятельности разработано недостаточно. Возникает противоречие: между необходимостью формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников и недостаточным вниманием со стороны педагогов, к такому средству, как информационно - образовательные технологии во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности использования информационных технологий в формировании действий построения логической цепи рассуждений у младших школьников?
Цель исследования: создание комплекса упражнений по математике с применением информационных технологий для развития действия построения логической цепи рассуждений и формулирование рекомендаций по работе с ним.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников с использованием информационных технологий во внеурочной деятельности по математике.
В соответствии с предметом, целью исследования были выделены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в начальной школе;
2) разработать комплекс упражнений для формирования действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников во внеурочной деятельности по математике средствами современных информационных технологий;
3) провести диагностику уровня сформированности действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников и проанализировать её результаты;
4) разработать методические рекомендации по применению информационных технологий во внеурочной деятельности по математике в начальной школе.
В данном исследовании применялись следующие методы:
- теоретические - анализ литературы, методических документов;
- эмпирические - тестирование, анкетирование.
Этапы исследования:
1) на первом этапе мы определили основные методологические положения исследования, изучили психолого-педагогическую и методическую литературу;
2) на втором этапе мы провели изучение уровня сформированности действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников, разработали комплекс упражнений;
3) на третьем этапе мы формулировали и уточняли выводы, оформляли текст курсовой работы.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Злоказовской» средней общеобразовательной школы, класс 3 «А».
Практическая значимость: программа внеурочной деятельности и разработанный комплекс упражнений могут использоваться для формирования действия построения логической цепи рассуждений во внеурочной деятельности по математике.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемой теме, мы выделили главные базовые определения: действия логической цепи рассуждений и внеурочной деятельности.
В процессе исследования была изучена литература по развитию умений строить логическую цепь рассуждений таких авторов: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Дьюи, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, И. Я. Лернер и др.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на проблеме формирования универсальных логических действий. Однако некоторые аспекты формирования данных действий остаются недостаточно разработанными, поэтому современный этап образования ставит акцент на развитие логики обучающихся.
Нами был разработан фрагмент программы внеурочной деятельности «За страницами учебника «Математика»» с применением информационных технологий, что существенно делает занятие более познавательным, интересным и современным.
При проведении диагностики сформированности рассматриваемого УУД по двум методикам исследования были определены уровни развития действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников. Анализ литературы и проведенное исследование позволило раскрыть состояние проблемы, для решения которой мы разработали комплекс упражнений на развитие действия строить логическую цепь рассуждений на уроках математики с использованием информационных технологий.
Комплекс выступает дидактическим материалом к занятиям по внеурочной деятельности. Он включает в себя 20 интерактивных упражнений, в состав которых входит от 3 до 10 заданий, в свою очередь, задания содержат в себе материал, направленный на формирование построения логической цепи рассуждений у младших школьников.
Данные упражнения позволят расширить кругозор обучающихся; будут способствовать развитию умения работать самостоятельно, строить логическую цепь рассуждений, представлять результат индивидуальной деятельности; помогут приобщить детей к информационно - образовательным технологиям.
Также нами были составлены рекомендации по использованию комплекса упражнений во внеурочной деятельности по математике. Такие рекомендации могут помочь учителю разнообразить проведение занятий по внеурочной деятельности по математике.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Тема исследования, направленная на формирование действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников во внеурочной деятельности по математике, на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего своего изучения.
В процессе исследования была изучена литература по развитию умений строить логическую цепь рассуждений таких авторов: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Дьюи, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, И. Я. Лернер и др.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на проблеме формирования универсальных логических действий. Однако некоторые аспекты формирования данных действий остаются недостаточно разработанными, поэтому современный этап образования ставит акцент на развитие логики обучающихся.
Нами был разработан фрагмент программы внеурочной деятельности «За страницами учебника «Математика»» с применением информационных технологий, что существенно делает занятие более познавательным, интересным и современным.
При проведении диагностики сформированности рассматриваемого УУД по двум методикам исследования были определены уровни развития действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников. Анализ литературы и проведенное исследование позволило раскрыть состояние проблемы, для решения которой мы разработали комплекс упражнений на развитие действия строить логическую цепь рассуждений на уроках математики с использованием информационных технологий.
Комплекс выступает дидактическим материалом к занятиям по внеурочной деятельности. Он включает в себя 20 интерактивных упражнений, в состав которых входит от 3 до 10 заданий, в свою очередь, задания содержат в себе материал, направленный на формирование построения логической цепи рассуждений у младших школьников.
Данные упражнения позволят расширить кругозор обучающихся; будут способствовать развитию умения работать самостоятельно, строить логическую цепь рассуждений, представлять результат индивидуальной деятельности; помогут приобщить детей к информационно - образовательным технологиям.
Также нами были составлены рекомендации по использованию комплекса упражнений во внеурочной деятельности по математике. Такие рекомендации могут помочь учителю разнообразить проведение занятий по внеурочной деятельности по математике.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Тема исследования, направленная на формирование действия построения логической цепи рассуждений у младших школьников во внеурочной деятельности по математике, на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего своего изучения.
Подобные работы
- Формирование умения строить логические цепи рассуждений средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



