Введение 4
Глава I. Методология и психолого-дидактические подходы к созданию условий для достижения учащимися предметных и метапредметных результатов при изучении астрономии
1.1. Состояние проблемы формирования астрономических понятий
в практике школьного обучения 14
1.2. Анализ распределения астрономического материала в учебно-методических комплектах по физике и астрономии 17
1.3. Методы и приемы, способствующие достижению обучающимися метапредметных и предметных результатов в процессе изучения астрономии 30
Вывод по первой главе 34
Глава II. Методика формирования метапредметных и предметных
астрономических знаний и умений средствами технологии опорных конспектов
2.1. Виды опорных конспектов, способствующие достижению обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения астрономии 36
2.2. Методические приемы по разработке и использованию опорных конспектов в процессе изучения астрономии 41
2.3. Создание опорных конспектов по астрономии на основе онлайн-сервисов 46
2.4. Модель методики формирования у обучающихся метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорных конспектов 51
2.5. Дистанционный курс «Создание и использование опорных
конспектов при освоении школьного курса астрономии» 55
Вывод по второй главе 60
Глава III. Методика проведения и результаты
педагогического эксперимента
3.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы 61
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента, проведенного на базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» 66
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента, проведенного на базе МБОУ «СОШ № 92 г. Челябинска» 75
Вывод по третьей главе 84
Заключение 85
Библиографический список 87
Приложения 96
Состояние знаний наших современников по астрономии в настоящее время нельзя считать вполне удовлетворительным, так как предмет «Астрономия» как обязательный исчез из учебного плана общеобразовательных учреждений в 1994 году. В 2004 году Федеральный компонент государственного образовательного стандарта закрепил то, что астрономия является предметом по выбору, а частично астрономические понятия рассматриваются в курсе физики средней школы. Приказ Министерства образования и науки РФ №506 от 7 июня 2017 года [39] вернул учебный предмет «Астрономия» в число обязательных дисциплин в средней школе для изучения на базовом уровне любого профиля.
В связи с этим произошло изменение круга профессиональных обязанностей учителя физики, связанное с созданием условий для овладения обучающимися осознанными и прочными знаниями по астрономии, предметными и метапредметными умениями. Кроме того, это хорошая возможность подготовить учеников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы средствами предмета «Астрономии». В связи с этим воз-никла потребность в поиске и применении эффективных приемов организации работы обучающихся с астрономической информацией, способствующей формированию умения самостоятельно приобретать и систематизировать знания, развитию логического мышления и умения применять свои знания в жизни, в нестандартных условиях. По нашему мнению это целесообразно осуществлять средствами опорных конспектов.
Данной проблемой в отечественной школе занимались такие педагоги-новаторы, как С.Н. Лысенкова, которая применяла технологию опорных конспектов в младших классах [32], и В.Ф. Шаталов [60; 61], который использовал опорные сигналы и конспекты при обучении в основной школе.
Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
Опорный конспект - это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правил и способов решения задач. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.
Анализ методологической, психолого-педагогической, методической литературы, практики обучения астрономии в школе, формирования и развития профессионально-методических умений будущих учителей физики в педвузе и учителей физики на курсах повышения квалификации организовывать учебный процесс по астрономии, специфика современного состояния образования в России (закон «Об образовании в РФ», Приказ МОиН РФ 506 от 7 июня 2017 года, ФГОС, ГИА, всероссийская проверочная работа), приводит к выводу о наличии ряда противоречий:
1. Между социальной потребностью в том, чтобы выпускники средней общеобразовательной школы владели умением работать с научной и учебной информацией и представлять результат данной работы в требуемом виде - опорном конспекте и недостаточностью методических разработок по данной теме.
2. Между необходимостью обоснованного применения технологии опорных конспектов в учебном процессе по астрономии для создания условий достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения, обеспечивающих формирование готовности обучающихся к выполнению заданий из КИМ ЕГЭ по физике астрономического содержания и всероссийской проверочной работы по астрономии и недостаточной разработанностью теоретических основ ее применения.
3. Между необходимостью развития у обучающихся умения составлять опорные конспекты по астрономии, представляя их, как на бумажных, так и электронных носителях и отсутствием соответствующих научно обоснованных содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств в арсенале учителя.
Выделенные противоречия позволили сделать вывод об актуальности нашего исследования и сформулировать его проблему - научно обосновать возможность использования технологи опорных конспектов в достижении обучающимися метапредметных и предметных результатов при изучении астрономии.
С учетом выделенной проблемы была сформулирована тема исследования: «Опорные конспекты по астрономии как средство достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов».
Цель нашего исследования состоит в разработке и научном обосновании методики формирования метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорного конспекта.
Объектом исследования является процесс обучения астрономии в средней школе.
Предметом исследования является методика формирования мета-предметных и предметных знаний и умений по астрономии у обучающихся средствами технологии опорных конспектов.
В основу исследования положена гипотеза: достижение обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения астрономии по средствам технологии опорных конспектов будет обеспечены, если:
• разработать методику поэтапного усложнения видов учебно-познавательной деятельности обучающихся при составлении опорных конспектов (в том числе и с использованием ИКТ) при работе с астрономическим материалом, представленным в учебнике;
• составить цепочку учебного познания, направленную на формирование метапредметных и предметных умений (внутренний план деятельности
учителя - внешний план совместной деятельности учителя и обучающегося - внутренний план деятельности обучающегося) на основе проработки астрономической информации в требуемом виде;
• на основании системного и деятельностного подходов разработать модель поэтапного использования технологии опорных конспектов в процессе обучения астрономии для достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов;
• диагностирующие способы отслеживания уровня сформированности метапредметных и предметных результатов обучения астрономии.
Исходя из цели и гипотезы работы ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать методы и приемы, способствующие достижению обучающимися метапредметных и предметных результатов в процессе изучения астрономии.
3. Выявить виды опорных конспектов, систематизировать и доработать имеющиеся технологии использования опорных конспектов (в том числе и на основе ИКТ).
4. Разработать модель методики использования технологии опорных конспектов по астрономии, способствующую достижению обучающимися планируемых результатов по астрономии.
5. Разработать программу и содержание занятий дистанционного курса по применению технологии опорных конспектов при изучении астрономии и реализовать его по средствам онлайн-платформ.
6. Провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования и результативности разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний и формирования учебных умений (JI.C. Выготский, М.С. Каган, Н.Г. Калашникова, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, С.Л. Рубинштейн и др.);
• концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Е.А. Хуторскойи др.);
• теоретические основы практико-ориентированного обучения (B.C. Безрукова, Б.С. Гершунский, И.Ю. Калугина, Н.В. Чекалева и др.);
• результаты методических исследований по реализации практической направленности обучения астрономии (Е.П. Ливитан, А.Ю. Румянцев);
• теоретические положения по вопросам формирования и развития общих учебных умений (А.А. Бобров, Б.М. Богоявленский, З.И. Калмыкова, Е.С. Кодикова, Ю.Б. Терехова, А.В. Усова, Т.Н. Шамало и др.);
• психологические и педагогические основы мотивации учения и развития познавательного интереса (Е.П. Ильин, Г.А. Карпова, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, И.Я. Панина, Н.Г. Свириденкова, Г.И. Щукина и др.);
• методические подходы к использованию опорных конспектов в обучении как одной из форм организации проектной деятельности обучающихся (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
- теоретических (контент-анализ: педагогической, психологической и социологической литературы по характеристики понятий «метапредметные умения», «метапредметные знания», «опорный конспект»; понятийно-терминологический анализ: позволил определить взаимосвязь ключевых понятий исследования, систематизировать и определить набор используемых терминов, достаточный для однозначной трактовки содержательной части исследования; теоретико-методологический анализ: позволил изучить теоретическую составляющую проблемы исследования, степени разработанности педагогической и методологической составляющей формирования мета-предметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорных конспектов; дискурсивная рефлексия: теоретически доказана необходимость данного исследования, его структура и средства реализации, его сущность и положения, которые необходимо вынести на проверку);
- эмпирических (анкетирование и опрос обучающихся школ, студентов, учителей физики, тестирование, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, анализ результатов использования технологии опорных конспектов в достижении обучающимися предметных и метапредметных знаний и умений по астрономии);
- статистических исследования данных педагогического эксперимента.
Исследование осуществлялось в период с 2017 по 2019 гг. на базе МОУ «СОШ № 92 г. Челябинска», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ГБУ ДПО «Челябинский институт повышения квалификации работников образования» и охватывало четыре этапа: констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный.
На первом этапе (2017 г.) изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализировались федеральный компонент государственного образовательного стандарта по астрономии и другие нормативные документы. Результатом этой работы стало: подтверждение наличия проблемы исследования, разработка понятийного и научного аппарата, обоснование необходимости внедрения технологии опорных конспектов в практику обучения астрономии в школе. На основе разработанных критериев проводилась диагностика сформированности умения обучающихся составлять опорные конспекты, метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии.
На втором этапе (2017-2018 учеб. год) были разработаны основные элементы методики обучения, направленной на формирование у обучающихся метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорных конспектов. Проведено опытное преподавание, по результатам которого были внесены отдельные изменения в содержание методов и форм составления опорных конспектов, разработан комплекс дидактических материалов, апробировались новые организационные формы, педагогические приемы, предназначенные для эффективного формирования метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорных конспектов.
На третьем этапе (2018-19 учеб. год) проводилась проверка результативности разработанной методики формирования метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии средствами технологии опорных конспектов. На данном этапе диагностика уровня сформированности мета-предметных и предметных знаний и умений по астрономии у обучающихся осуществлялась на основе получения комплексной оценки их сформированности с использованием разработанного фонда оценочных средств.
На четвертом этапе (2019 г.) осуществлялась проверка результатов обучающего эксперимента. Сопоставление уровней сформированности мета-предметных и предметных знаний и умений по астрономии у обучающихся в экспериментальных и контрольных группах проводилось путем сравнения количественных результатов по одинаковым критериям.
Оценивалось владение метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии у обучающихся средствами опорных конспектов. Также был выполнен итоговый анализ педагогического эксперимента с последующим формулированием выводов и рекомендаций, оформлением текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) обоснована необходимость и целесообразность разработки методики формирования метапредметных и предметных знаний и умений по астрономии у обучающихся средствами опорных конспектов.
2) осуществлено моделирование организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по работе с опорными конспектами по астрономии;
3) разработана методика поэтапного усложнения видов учебно-познавательной деятельности обучающихся при работе с астрономическим материалом, представленным в учебнике при составлении опорных конспектов с использование ИКТ, способствующая достижению предметных и мета-предметных знаний и умений.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит:
• в определении содержательной характеристики деятельности учителей по формированию метапредметных и предметных знаний и умений у обучающихся через понятие «опорный конспект по астрономии»;
• в уточнении классификации типов опорных конспектов (обычный; особый; синтетический, синтетическая схема).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты доведены до уровня практического применения:
1) разработан и внедрен в практику обучения астрономии комплекс заданий по созданию опорных конспектов по астрономии, в том числе и с применением ИКТ, использование которых способствует формированию у обучающихся предметных и метапредметных знаний и умений;
2) разработан и внедрен в практику курсовой подготовки учителей астрономии по средствам онлайн-платформ дистанционный курс по приме-нению технологии опорных конспектов в учебном процессе по астрономии;
3) разработаны методические рекомендации по формированию у обучающихся предметных и метапредметных знаний и умений средствами опорных конспектов.
Достоверность результатов исследования и обоснованность сделанных на их основе выводов обеспечиваются:
1) анализом нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и учебного процесса;
2) обобщением педагогического опыта учителей школ по изучению особенностей разработки и использование технологии опорных конспектов в процессе обучения;
3) использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам;
4) последовательным проведение этапов педагогического эксперимента, показавшим эффективность предложенной методики;
5) обсуждением результатов исследования на конференциях кафедры физики и методики обучения физике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, публикации в международных и Всероссийских сборниках научных трудов.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и МБОУ «СОШ №92 г. Челябинска».
Материалы диссертационного исследования были представлены в 10 публикациях [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 63] и обсуждены на Международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (2017 г., 2018 г.), IV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы современного физического образования» (Уфа: БашГУ, 2017), V научно-практической конференции «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития» (Омск, 2018 г.), IV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе» (Стерлитамак, 2019 г.), VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов» (Санкт- Петербург, 2019 г.), Научной универсиады студентов «Современные информационные технологии в профессиональной деятельности» (Челябинск, 2019
г.), Всероссийской студенческой научно-практической конференции» Актуальные проблемы образования: позиция молодых» (Челябинск, 2019 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработанный автором дистанционный курс «Создание и использование опорных конспектов при освоении школьного курса астрономии» для решения проблемы подготовки учителей астрономии, способствующей достижению обучающимися предметных и метапредметных планируемых результатов обучения астрономии.
2. Использование предлагаемой нами методики разработки и применения опорных конспектов в процессе изучения астрономии способствует формированию более устойчивых метапредметных и предметных знаний и умений обучающихся в процессе постепенного усложнения построения опорных конспектов, в том числе с использованием онлайн-сервисов.
3. Критерии сформированности метапредметных и предметных знаний и умений обучающихся по астрономии.
Изучив психолого-дидактические подходы к созданию условий для достижения учащимися предметных и метапредметных результатов при изучении астрономии и проанализировав состояние проблемы формирования астрономических понятий, мы выяснили, что изучение астрономии в полном объеме способствует развитию кругозора обучающих и формированию наиболее четкого представления о астрономических понятиях и космическом пространстве.
Но перед учителем сегодня стоит задача не только провести уроки, но и обеспечить выполнение требований образовательных стандартов, а без применения активных форм и методов обучения это оказывается практически невозможным. Использование технологии опорных конспектов в процессе обучения астрономии, как один из методов, способен развить познавательную активность обучающихся и сформировать у них умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач, что является одной из составляющих обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Мы предположили, что достижение обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения астрономии возможно по средствам технологии опорных конспектов.
Разработанная модель поэтапного использования технологии опорных конспектов в процессе обучения астрономии для достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов на основании системно-деятельностного подхода в совокупности с разработанной методикой составления опорных конспектов (в том числе и с использованием ИКТ) была апробирована в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе МБОУ «СОШ №92 г. Челябинска». В ходе исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу: значения коэффициента полноты сформированности знаний возросло с 0,66 до 0,83, при этом значение коэффициента полноты сформированности познавательных универсальных учебных действий увеличилось с 0,65 до 0,76 и значение коэффициента полноты сформированности регулятивных универсальных учебных действий увеличилось с 0,68 до 0,76. Таким образом, результаты подтвердили эффективность разработанной методики.
Для обучения действующих учителей школ составлению опорных конспектов нами был разработан дистанционный курс «Создание и использование опорных конспектов при освоении школьного курса астрономии» в ходе которого учителя-предметники заинтересовались предложенной методикой, отметив, что технология опорных конспектов повышает активность обучающихся, способствует проявлению индивидуальности обучающихся, позволяет сделать занятия увлекательными и интересными, а также способствует интенсивной мыслительной деятельности учащегося и преподавателя. Однако, для этого потребуется дополнительная подготовка к урокам, затрата времени на обработку информации.
1. Астрономический сайт // [Электронный ресурс]:
http://www.astrolab.ru/- Режим доступа свободный
2. Астрофизический портал // [Электронный ресурс]:
http://afportal.kulichki.com/index.htm- Режим доступа свободный.
3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
4. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. инст-тов по спец № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
5. Водовскова, К.А. Анализ особенностей формирования астрономических понятий / К.А. Водовскова // Наука, образование, общество. - 2016. - №3(9). - С. 20-25.
6. Водовскова, К.А. Виды опорных конспектов, используемых в процессе достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения / К.А. Водовскова // Избранные труды международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2017.
7. Водовскова К.А. Методика разработки опорных конспектов по астрономии / К.А. Водовскова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XVI межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2018. - С. 159-163.
8. Водовскова, К.А. Методы и приемы формирования у обучающихся астрономических знаний и умений / К.А. Водовскова // Вестник совета молодых специалистов и ученых Челябинской области. - 2017. - №2 (17). Т.3.- С. 94-97.
9. Водовскова, К.А. Модель достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов по астрономии средствами использования опорных конспектов / К.А. Водовскова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 3 июля 2018 г.) / отв. ред. А. А. Романова. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018.
10. Водовскова, К.А. О проблеме школьного астрономического образования / К.А. Водовскова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 132-140.
11. Водовскова, К.А. Оценка эффективности и результативности применения технологии опорных конспектов / К.А. Водовскова // Избранные труды международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2018.
12. Водовскова, К.А. Систематизация астрономических понятий при изучении физики / К.А. Водовскова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XIII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2017. - С. 127-131.
13. Водовскова, К.А. Создание опорных конспектов по астрономии на основе использования онлайн-сервисов / К.А. Водовскова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XV межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2019. - С. 128-134.
14. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия: учеб. для 11 кл. сред. шк. / Б.А. Воронцов-Вельяминов. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с .
15. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Сборник задач по астрономии: пособ. для учащихся / Б.А. Воронцов-Вельяминов. - М.: Просвещение, 1980. - 56 с.
16. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия, 11 кл.: Учеб. для общеоб- разоват. учеб. заведений / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. - М.: Дрофа, 2017. - 224 с.
17. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Методика преподавания астрономии в средней общеобразовательном учреждении / Б.А. Воронцов-Вельяминов, М.М. Дагаев, А.В. Засов и др. - М.: Просвещение, 1985.
18. Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии / Б.А. Воронцов-Вельяминов: пособ. для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 56 с., ил.
19. Вазина, К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. / Вазина К.Я. - Н. Новгород, 1990. - 287 с.
20. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования [Электронный ресурс] / С. А. Глазунов. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povysheniya- kachestva-obrazovaniya.
21. Голицына, И.Н. Использование современных информационных технологий в рамках взаимосвязи физики и астрономии в среднем образовании / И.Н. Голицына // Методика преподавания астрономии: Сборник статей для астрономов методистов, преподавателей астрономии в вузах и учителей физики и астрономии / под ред. А.Ю. Румянцева. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 100 с.
22. Дагаев, М.М. Астрофизика. Книга для чтения по астрономии / М.М. Дагаев, В.М. Чарун, В.А. Обменина, Л.С. Мордовцева и др - М.: Просвещение, 1988. - 205 с.
23. Дагаев, М.М. Астрономия: Учебное пособие / М.М. Дагаев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 384 с.
24. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределённость / А.Н. Дахин // Педагогика.- 2003. - №4. - С. 21¬26.
25. Калмыкова, Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н.В. Калмыкова, С.Ф. Петряева // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 53-58.
26. Крайнева, С.В. Использование активных методов обучения в дисциплинах естественнонаучного цикла / С.В. Крайнева // Управление в современных системах: сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов. 14 декабря 2017 г., г. Челябинск. Научные редактора О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральский институт управления и экономики, 2017. - С. 141-149.
27. Левитан, Е.П. Быть или не быть школьной астрономии? / Е.П. Левитан / [Электронный ресурс]: https://sites.google.com/site/levitanastronomy/byt- Режим доступа.
28. Левитан, Е.П. Дидактика астрономии / Е.П. Левитан. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 296 с.
29. Левитан, Е.П. Преподавание астрономии по новому учебнику / Е.П. Левитан // Физика в школе. - 1996. - № 3. - С. 62-64.
30. Левитан Е.П. Систематизация знаний и умений, приобретаемых учащимися в курсе астрономии / Е.П. Левитан // Физика в школе. - 1976. - №5. - С. 73-75; № 6. - С. 73-76.
31. Левитан, Е.П. Состояние и перспективы школьного курса астрономического образования в России / Е.П. Левитан // Физика в школе. - 2004. - № 4.
32. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова // Педагогический поиск / сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1988 - 472 с.
33. Малахов, Г.И. Методика изучения астрофизических разделов школьного курса астрономии / Г.И. Малахов // Астрономия в общеобразовательном учреждении: Сборник статей в помощь учителю астрономии / Под ред. Б.А. Волынского. - Ярославль: изд-во ЯПИ, 1976.
34. Метлева Д.В., Шефер О.Р. Особенности работы со слабоуспевающими учениками при обучении физике в основной школе // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 46-49.
35. Оконь В. Введение в общую дидактику / Перевод с польского. - М.: Высшая школа, 1990. - 383 с.
36. Педагогика: учеб. пособ. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 1998. - 640 с.
37. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - К. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
38. Поиск и подбор сервисов для бизнеса и личной продуктивности // [Электронный ресурс]: https://startpack.ru/category/charts-and-diagrams- Режим доступа свободный
39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»// [Электронный ресурс]:
http://school2.ivedu.ru/files/Prikaz_07.pdf
40. Российская астрономическая сеть // [Электронный ресурс]: http://www.astronet.ru/
41. Румянцев, А.Ю. Комплексные задания по астрономии: Сборник упражнений по общей астрономии для учащихся средних общеобразовательных учреждений и студентов физико-математических факультетов педагогических вузов / А.Ю. Румянцев. - Магнитогорск: МаГУ, 2002.
42. Румянцев, А.Ю. Методика преподавания астрономии в средней школе: Курс лекций по методике преподавания астрономии для учителей физики и астрономии и студентов физико-математических факультетов педагогических вузов / А.Ю. Румянцев. - Часть I: Методика изложения основ классической астрономии. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 200 с.
43. Румянцев, А.Ю. Методика преподавания астрономии в средней школе: Курс лекций по методике преподавания астрономии для учителей физики и астрономии и студентов физико-математических факультетов педагогических вузов / А.Ю. Румянцев. - Часть II: Методика изложения основ современной астрономии. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 200 с.
44. Румянцев, А.Ю. Методические основы формирования системы астрономических знаний в курсе физики средней общеобразовательной школы / А.Ю. Румянцев: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. - Челябинск, 1999. - 570 с.
45. Румянцев, А.Ю. Подготовка к уроку астрономии: Метод. рекомендации / А.Ю. Румянцев. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 37 с.
46. Румянцев, А.Ю. Формирование системы астрономических знаний в курсе физики средней общеобразовательного учреждения / А.Ю. Румянцев: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 1999. - 130 с.
47. Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособ. для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. - 17 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 188 с., ил.
48. Современная астрономия и методика ее преподавания / Сб. тез. III Всерос. науч.-практ. конф. - СПб, 2002. - 216 с.
49. Страут, Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразоват. шк. / Е.К. Страут. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 80 с.
50. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями: учеб. пособ. / В.Г. Сурдин. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.
51. Суходольский, Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г.В. Суходольский. - Л.: ЛГУ, 1976. - 120 с.
52. Усова, А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
53. Усова, А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. Избранное: монография / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.
54. Усова, А.В. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения: учеб. пособие / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 43 с.
55. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
57. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
58. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018/2019 учебный год // Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345. // [Электронный ре- сурс]:https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N- 345/
59. Чаругин, В.М. Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2018. - 144 с.
60. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1979. - 134 с.
61. Шаталов В.Ф. Планы-конспекты по астрономии / В.Ф. Шаталов. - Киев: Радяньска школа, 1974. - 96 с.
62. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987. - С. 159-167.
63. Шефер, О.Р. Методы и приёмы, способствующие достижению обучающимися метапредметных и предметных результатов в процессе изучения астрономии / О.Р. Шефер, К.А. Водовскова // Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе». - Стерлитамак: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 2019.
64. Шефер, О.Р. Изучение вопросов астрономии по учебникам, рекомендованным к использованию в образовательных учреждениях / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования XII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 117-131.
65. Шефер, О.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования астрономической картины мира у подрастающего поколения / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XIII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2017. - С. 121-126.
66. Шефер, О.Р. Исследование особенностей формирования астрономических понятий в школьном курсе физике / О.Р. Шефер, К.А. Водовскова // Молодежь в науке: Новые аргументы: Сборник научных работ V-го Международного молодежного конкурса (Россия, г. Липецк, 10 ноября 2016 г.). Часть IV / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2016. - С. 215-220.
67. Шефер, О.Р. Подходы к психологическому исследованию формированию учебно-профессиональной мотивации высшего образования / О.Р. Шефер, С.В. Крайнева // Психология обучения. - 2017. - №2. - С. 82-94.
68. Шефер, О.Р. Ресурсы для пропедевтики астрономических понятий у школьников во внеурочной деятельности: монография / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, И.И. Беспаль, Л.С. Носова, О.Н. Бочкарева. - Челябинск: Край Ра, 2017. - 252 с.
69. Шефер, О.Р. Цифровые образовательные ресурсы для изучения раздела «Ядерная физика» в школе / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Право и образование. - 2018. - № 4. - С. 59-69.
70. Шефер О.Р. Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школы / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова: монография. - Челябинск: Образование, 2010. - 252 с.
71. Шефер, О.Р. Педагогическое содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории при подготовке обучающегося к олимпиадам по физике / О.Р. Шефер, В.В. Кудрина, И.Ю. Кудрина: моно-графия. - Челябинск: Изд-во Край Ра, 2016. - 220 с.
72. Шефер, О.Р. Сборник задач и заданий к разделу «Строение Вселенной» курса физики средней (полной школы) / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова: учебное пособие. - Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2011. - 67 с.
73. Шефер, О.Р. Тенденции развития образования в Информационном обществе / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 145-153.
74. Шефер, О.Р. Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиадам по астрономии / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3. - С. 12-14.
75. Шефер, О.Р. Физика: Диагностические работы 9 класс к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова. - Челябинск: Край Ра, 2017. - 164 с.
76. Шефер, О.Р. Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школе: монография / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 252 с.
77. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.