Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи 10
1.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 10
1.2. Понятие «связная речь» и процесс ее формирования у детей
старшего дошкольного возраста 17
1.3. Дизартрия. Основные понятия и дифференцированный подход к ее
классификации 28
1.4. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 35
1.5. Теоретический анализ научных представлений об обследовании
связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 41
Выводы по 1 главе 49
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 51
2.1. Изучение и анализ состояния связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 51
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи 66
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 75
Выводы по 2 главе 81
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
По своей форме связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка, обеспечивает ему возможность целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощённой в речи информации.
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.
Формирование и развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего её социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи детей старшего дошкольного возраста реализуется начальная коммуникативная компетентность ребенка. Л.С. Выготский утверждал, что общение есть главное условие личностного развития и устранения недостатков аномального ребёнка, и что качество процесса общения в большей степени зависит от уровня связной речи субъектов общения [17].
Как и другая функциональная система, речь оказывается наиболее уязвимой к воздействию неблагоприятных факторов в период своего активного становления, то есть в дошкольный период.
Нынешняя реальность такова, что большую группу составляют дети старшего дошкольного возраста с дизартрией. Учёные отмечают, что речевые нарушения нередко искажают психическое развитие ребёнка, ограничивают его познавательные и коммуникативные возможности, отрицательно сказываются на формирование личности, препятствуют овладению знаниями, негативно влияют на итоговое качество продуктов речевой деятельности (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
В этой связи, одним из направлений современной педагогической психологии является создание системы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по формированию связной речи.
Реализация данной цели является приоритетным направлением в развитии педагогической теории и практики обучения связной речи таких детей, поскольку на момент поступления ребенка в школу связная речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми и успешной его социализации.
По мнению, Р.Е. Левиной, «овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий» [33; с.7].
В своих исследованиях Р.Е. Левина отмечает, что нарушения в развитии речи затрудняют общение с окружающими и часто препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма, а вследствие этого и других школьных навыков, и знаний [31].
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально [32].
Поскольку связная речь в рамках образовательного процесса является предметом обучения, то важно принять во внимание дидактический аспект данной проблемы. Какие условия в первую очередь способствуют формированию речевых умений: свободное владение языком на уровне устной речи, способность ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения, отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Развитие связной речи у детей с речевой патологией - дизартрией многократно усложняется, поскольку связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно - умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Психолого-педагогическое сопровождение, как система коррекционно-логопедической работы, максимально использующая потенциальные возможности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по формированию связной речи, получило приоритетное развитие в последние годы. В научной литературе имеются указания на её первостепенную теоретическую и практическую важность.
В работах исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и др.) подчеркивается, что в системе психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Вышеизложенные положения определили актуальность выбранной темы нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи».
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе работы по развитию связной речи и экспериментально проверить их эффективность.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по развитию связной речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Методологические основы исследования базируются на научных идеях изучения связной речи как важнейшего вида деятельности человека (Л.С. Выготский, Л.Д. Леонтьев); системного подхода к анализу и коррекции речевых нарушений (Р.Е. Левина); психолого-педагогического изучения речевого развития старших дошкольников (С.Л. Рубинштейн, Т.А. Ладыженская); формирования связной речи детей с системным речевым недоразвитием (Л.С Волковой., Р.И Лалаевой, Н.В Серебряковой,
В.П. Глухов).
Методы исследования были подобраны с учетом специфики его предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы:
- теоретический анализ педагогической, психологической психолингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме;
- мониторинг, разработка и проведение педагогического эксперимента;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2018 по май 2019 гг. на базе дошкольных отделений образовательных учреждений г. Челябинска МДОУ №72 г. Челябинска», МБОУ «Академический лицей № 95».
В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, которые были разделены на две группы по 4 человека в каждой. Первая группа была экспериментальной, вторая - контрольной.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Изучена проблема психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Разработаны и обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи. Определено содержание и отобраны методы, приемы формирования связной речи с учётом особенностей данной категории детей. Разработаны и апробированы методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием средств арт-терапии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные психолого-педагогические условия коррекционной работы описаны с учетом научных представлений об особенностях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, и возможностью их применения воспитателями, логопедами, родителями в работе по исследуемому направлению.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были освещены на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы» (Челябинск, 06-07 февраля 2018 г.), IV-ой Международной конференции «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации» (Москва, 02 марта 2018 г.), Ежегодной студенческой научно-практической конференции в рамках секции: «Коммуникативно-деятельностный подход в сопровождении лиц с тяжелыми нарушениями речи» (Челябинск, 04 апреля 2019 г.), V-ой Международной научно-практической конференции «Современная логопедия: от теории к практике» (Москва, 29 марта 2019 г.), Ежегодной студенческой научно-практической конференции в рамках секции «Стратегические направления развития отечественной логопедии: вопросы диагностики и коррекции» (Челябинск. 24 апреля 2019 г.).
Материалы выпускной квалификационной работы изложены в трех публикациях: девятый выпуск Альманаха «Мир специальной педагогики и психологии» г. Москва, 2018; сборник ЮУрГГПУ «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ: проблемы и перспективы» г. Челябинск, 2018, одиннадцатый выпуск Альманаха «Мир специальной педагогики и психологии» г. Москва, 2019.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, приложения.
Связная речь, как средство социального общения выполняет главную и первостепенную функцию - способность вступать в коммуникацию с собеседником в процессе речевой деятельности. Поэтому отклонения в развитии данной способности у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией затрудняет становление других функций речи - логического мышления и эмоционального развития. В нашем исследовании были изучены способы психолого-педагогического сопровождения по формированию связной речи как единства тематических, смысловых и структурных компонентов в разных ситуациях. Описание критериев оценки связности речи, позволило нам определить ее уровень у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Каждый критерий рассматривался как совокупность языковых и неязыковых средств в структурно-семантическом оформлении высказывания. Нами было установлено, что уровень связности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией снижен, поскольку обусловлен клиническими нарушениями и не зависит от речевой ситуации. Данные нарушения проявляются прежде всего в недостаточности интонационного, структурно-логического и семантического оформления высказывания.
С целью повышения уровня связности речи нами были разработаны и апробированы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, направленные на формирование связной речи, как средства социального общения.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по развитию связной речи осуществляется наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов (арт-терапия).
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. М. Александровская, Н. И. Кокурина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2002. - 253 с.
2. Алмазова, А. А. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст]: дис. канд. пед. наук / А. А. Алмазова. - Москва : 1998. - 199 с.
3. Артемов, В. А. Об интонации [Текст]: В сб.: «Вопросы интонации» / В. А. Артемов. - вып. 3-4. - Москва : 1953.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [Текст] : А. Г. Арушанова. - Москва : Гном, 2004. - 287с.
5. Архипова, Е. С. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с.
6. Ахутина, Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. Приложение: протоколы обследования [Текст] : Т. В Ахутина. - Москва : Издательство «Изд. В. Секачев», 2016 - 211 с.
7. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст] : Учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - Москва : МПГУ, 2016. - 104 с.
8. Баринова, Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи [Текст] / Е. А. Баринова // Развитие речи учащихся: Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Ленинград : 1971. - 453 с.
9. Белякова, Л. И., Волоскова, Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст] : - Москва : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
10. Битянова, М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы [Текст] : Москва : 2000.
11. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : / А. М. Бородич - Москва : Просвещение, 1981.— 256 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга (в соавт.) [Текст] : Ташкент : 1973.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн.для логопеда [Текст] : - Москва : Правда, 1987. - 159 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия. Дизартрия [Текст] : / Под ред. Л.С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 191 с.
15. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьёва. - Москва : 2006 - 158 с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : - 5-е изд. / Л. С. Выготский. — Москва : Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352 с.
17. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] : / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во «Эксмо», 2004. - 512 с.
18. Выготский, Л. С. Основные проблемы современной дефектологии [Текст] : / Собрание сочинений т. 5.
19. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] : / А. Н. Гвоздев. - Москва : 1961. - 417 с.
20. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием [Текст] : / В. П. Глухов. - «МИГУ», 2017.
21. Глухов, В. И. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов. - Москва : 2005. - 351 с.
22. Даль, В. И. Толковый словарь живого русского языка [Текст] : в 4 т. - Москва : 2008. - 272 с.
23. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : Методическое пособие. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
24. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - Москва : 1958. - 370 с.
25. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Екатеринбург : Литур, 2006. - 320 с.
26. Зайцева, С. В. Художник без кисти [Текст] : Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления Электронный ресурс - Режим доступа loiro.ru/files/pages/page_137_0834.docx.
27. Зимняя, И.А . Лингвопсихология речевой деятельности: избр. психол. труды [Текст] / И. А. Зимняя - Москва : Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж : МОДЕК, 2001. - 432 с.
28. Казакова, Е. И., Тряпицына, И. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст] / Санкт-Петербург : 1997.
29. Коновалова, Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2000.
30. Ладыженская, Т. А. Анализ устной речи учащихся 5-6 классов [Текст] / Т. А. Ладыженская. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 135 с.
31. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина.- Москва, 1961. - 311 с.
32. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : избранные труды Р.Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. - Москва : АРКТИ, 2005. - 224 с.
33. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 1967.
34. Лепская, Н. И. Речевая стадия развития коммуникации ребёнка [Текст] / Н. И. Лепская // Возрастная психолингвистика : учебное пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 304 с.
35. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - Москва, 1974.
36. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1985. - 214 с.
37. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина - Москва : Просвещение, - 1979.- 110 с.
38. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей [Текст] : электр. Учебно-метод. пособие к курсу «Логопедия» [Электронный ресурс] / Л .Р. Лизунова; Перм.гос.пед.ун- т - Пермь, 2011.
39. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] / Л. В. Лопатина. - Дефектология, - 1986.
40. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / под ред. Л. В. Лопатиной. - Санкт-Петербург : Детство, 2001.
41. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией Е. Д. Хомской. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
42. Ляпидевский, С. С. Логопедия и смежные науки [Текст] : Патология речи и голоса - Москва : Просвещение, 1967. - 701 с.
43. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / Москва : 1990.
44. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России [Текст] : результаты исследования как основа для построения программы развития / Н. Н. Малофеев / Дефектология. - Москва: 1997.
45. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст] : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии - Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
46. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2003. - 440 с.
47. Миронова, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи [Текст] : - Москва : А.П.О., 1993. - 57 с.
48. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] : - Москва : ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.
49. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Сост. Р. А. Белова-Давид - Москва : Просвещение, 1972. - 232 с.
50. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва : 1975. - 490 с.
51. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. С. Орлова. - Москва : Транзиткнига, 2005. - 125 с.
52. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, - 1997. - 400 с.
53. Развитие детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : 1994. - 19 с.
54. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия. - 2000. - 128 с.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Т.1. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 488 с.
56. Семенович, А. В., Халилова Л. Б., Ланина Т. Н. Изучение связного речевого высказывания с позиций междисциплинарного подхода [Текст] / Научные труды МГПУ. - Москва: Изд-во МПГУ, 2001.
57. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] : автореф. дис. / Ю. В. Слюсарев - Санкт- Петербург, 1992.
58. Смирнова, Е. А., Ушакова, О. С. Развитие связности повествовательных высказываний у старших дошкольников [Текст] : Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - Москва : Изд. РАО, 1994.
59. Смольникова, Н. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва : 1986. - 194
с.
60. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст] / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
61. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. - Москва : Просвещение, 2003. - 158 с.
62. Соботович, Е. Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития [Текст] : Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Л. И. Беляковой, О. Н. Усановой, С. Н. Шаховской. - Москва :МГПИ, 1985.
63. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика [Текст] / Москва : Высшая школа, 1975.- 214 с.
64. Солганик, Г. Я. Основы лингвистики речи: учебное пособие [Текст] - Москва : Издательство Московского университета, 2010. - 128 с.
65. Соссюр, Ф.де. Курс общей лингвистики [Текст] - Москва, 1933.
66. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (I - IV классы) [Текст] / Л. Ф. Спирова. - 2-е изд. - Москва : МГСИ, 2004. - 200 с.
67. Сухомлинский, В. А. Избранные психологические сочинения [Текст] : в 3
т. - Москва, 1983.
68. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучёв. - Москва, 1986. - 462 с.
69. Тихеева, Е. И. Родная речь и пути к ее развитию [Текст] - Москва : Государственное издательство, 1923. - 136 с.
70. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1981.- 159 с.
71. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / под ред. А. В. Запорожца - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с.
72. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] : - Москва : Просвещение, 1981. - 176 с.
73. Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: [Текст] : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
74. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово. Книга для детей [Текст] / К. Д. Ушинский - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - 448 с.
75. Феличева, Т. Б., Чиркина, Г. В., Туманова, Т. В. Коррекция нарушений речи [Текст] : - Москва : ВЛАДОС, 1992. - 90 с.
76. Филатова, Л. Д. Методика работы над средствами смысловой связи в тексте. (4 кл.) [Текст] : Дисс. . канд. пед. наук. - Ленинград, 1984.
77. Флёрина, Е. А. Рассказывание и его источники [Текст] : - Москва : 1931. - 94 с.
78. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / - Москва : изд-во АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
79. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. - Москва : Гуманит. изд. Айрис-Пресс, 2006. - 240 с.
80. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина. - Москва : «Педагогика»,1969. - 120 с.
81. Чиркина, Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Чиркина // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г.В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
82. Чиркина, Г. В. Проблемы логопедии в свете функциональных и когнитивных теорий языка [Текст] / Дефектология. Москва, - 2006.
83. Шахнарович, А. М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе [Текст] / А. М. Шахнарович / Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - Москва : Наука, 1979.
84. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Л. М. Шипицына, М. А. Жданова, Е. И. Казакова / под ред. Л. М. Шипицыной. - Москва : Владос, 2003.
85. Шипицына, Л. М., Хилько, А. А., Галлямова, Ю. С., Демьянчук, Р. В. Яковлева, Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под научн. ред. проф. Л. М. Шипицыной - Санкт-Петербург: «Речь», 2005. - 240 с.
86. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / под редакцией Д. И. Фелъдштейна. - 2-е изд. - Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.
87. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] : Том 2 / Русская речь. - 1923.