ВВЕДЕНИЕ 4
1.1 Язык интернета: новая семиотическая реальность 8
1.2 Проблема выделения жанров в интернет-дискурсе 11
1.3 Подкаст и подкастинг: определение понятий. Причины
распространения подкастов 16
1.4 Подкаст как поликодовое образование 20
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПОДКАСТОВ 24
2.1. Подкаст как медиатекст и часть медиадискурса 24
2.2 Подкаст и радиопрограмма: сходства и отличия. Разновидности
подкастов 29
2.3 Подкаст как элемент гипердискурса. Структура подкаста:
гипердискурсивные связи 35
2.4 Типология подкастов и жанровая классификация 42
2.5 Тематические, структурные и содержательные особенности языковых образовательных подкастов 46
2.5.1 Тематические особенности языковых образовательных подкастов 48
2.5.2 Структурно-содержательные особенности языковых
образовательных подкастов 62
Выводы по второй главе 70
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСА ПОДКАСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 73
3.1 Развитие умений аудирования в средней школе 73
Выводы по третьей главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Настоящая работа посвящена исследованию структурно-содержательных особенностей англоязычных подкастов.
Глобальная информатизация общества является одной из господствующих тенденций развития цивилизации в XXI столетии. Компьютерные технологии уже стали необходимы и актуальны во всех сферах общества. На фоне развития Интернета и развития новой среды для целого ряда языковых явлений, которые существуют по уникальным правилам. Появляются новые виды дискурса и текста, ведь традиционные медиа и инструменты - радио, телевидение, газета перестают удовлетворять читательский интерес. Медиапространство становится высокоразвитым, вмещая в себя огромное количество новых жанров и явлений. Высокоразвитость медиа, а также скорость появления новых компонентов усложняет ее исследование.
Подкасты появились вслед за радио, как продолжение традиционного медиаформата, но при этом имея ряд существенных различий. Обладая огромной жанровой базой и свободным доступом на подкаст-платформы, как со стороны слушателя, так и со стороны создателя, подкаст быстро набирает популярность и информативную базу вместе с ней. На данный момент подкасты являются одним из самых частых форматов потребления информации. Подкасты появились на многих сайтах, в стриминговых музыкальных сервисах, что доказывает желание людей слушать подкасты, заменяя ими прослушивание музыки.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в последнее время, несмотря на явный подъем прослушивания подкастов, увеличения их аудитории, а также самих подкастов, усложнение жанровой структуры, появления новых категорий подкастов и пр., подкасты как структура и как лингвистическое явление почти не изучены. Тем не менее подкасты являются ярким примером виртуального дискурса, отражая все его тенденции, но при этом обладая уникальными особенностями. Кроме этого, подкасты представляют научный интерес в виду того какое влияние они сейчас оказывают на степень развития медиадискурса и гипермедиа. Жанровое разнообразие подкастов невероятно огромно и представляет собой особый интерес для изучения, так как жанры подкастов разнообразны, насколько позволяет фантазия людей, которые их создают. В конце концов, подкастинг представляет собой новый виток в языковом обучении, ведь их активно применяют в языковом обучении, например, при обучении аудированию и говорению, что доказывает их практическую значимость.
Объектом исследования являются англоязычные подкасты.
Предметом исследования являются структурно-содержательные и коммуникативные особенности англоязычных подкастов.
Цель исследования - выделить основные тематические и жанровые особенности подкастов, разработанных в целях обучения английскому языку.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические основы исследования подкастинга и подкастов в современной науке.
2. Рассмотреть подкасты как гибридные образования, включающие элементы нескольких дискурсов и установить их структурные особенности.
3. Охарактеризовать жанровые особенности подкастов.
4. Проанализировать тематические особенности англоязычных подкастов.
5. Представить комплекс упражнений с целью развития навыка аудирования и говорения в рамках урока в 9 классе общеобразовательной школы.
Материалом для исследования послужили 60 эпизодов обучающего подкаста «LearnEnglish Podcasts». В целях исследования избран образовательный жанр, включающий языковые образовательные подкасты, которые посвящены обучению английскому языку. Выбор эмпирического материала обусловлен тем, что он имеет высокую значимость для процесса преподавания английского языка в среднеобразовательной школе.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых: Л.Ф. Компанцевой, О.В. Лутовиновой, И.В. Силантьева, Л.И. Щипициной, А.А. Тертичныго, Е.А. Гончаровой, И.П Шишкиной, В.Е. Чернявской, Н.Г. Нестеровой, Т.Г. Добросклонской, Н.А. Кузьминой, Н.В. Чичериной, Л.А. Егоровой, Н.А. Ахреновой, А.В. Зеленовской, Т.Л. Ступиной, П.В. Сысоева ; а также труды зарубежных ученых, посвященных проблеме подкастов: D. Crystal, T.O’ Reilly, B. Hammersley, V. Quirk, T.H. Nelson, H. Heise, J. P. Guikema, J. Kooten, L. Lomicka, J. Shapiro, G. Stanley.
Методы исследования: общефилософские методы: анализ и синтез, описательный метод, метод наблюдения, классификация, контекстуальный анализ.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование вносит вклад в развитие теории дискурса, интернет- лингвистики, теории жанроведения. Определен статус подкаста в структурах виртуального дискурса, медиадискурса, радиодискурса и гипермедийного дискурса. Выявлены тематические, языковые и структурно-содержательные особенности подкастов, представлен анализ языкового образовательного подкаста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов при разработке уроков в среднем и старшем школьном звене, как один из этапов для развития навыка аудирования и говорения на английском языке.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первое исследование, посвященное структурно-содержательным особенностям англоязычных подкастов, в результате которого были выявлены специфические особенности подкастов в целом, рассмотрен вопрос выделения подкастов в отдельный жанр, рассмотрены тематические особенности отдельных жанров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подкастинг сочетает в себе элементы сторителлинга, серийность и элементы радиопередачи, что обеспечивает его коммуникативно-прагматическую специфику.
2. Подкаст - гибридный формат дискурса, совмещающий элементы виртуального дискурса, медиадискурса, радиодискурса и гипермедиа дискурса.
3. Подкасты являются частью радиодискурса, но представляют собой отдельный жанр, особенностью которого является осознанное интимитизированное прослушивание обособленным кругом пользователей продукта со свойством абсолютной изменчивости и отсутствием строгих ограничений.
4. Подкаст имеет трёхчастную структуру и формы структур зависящие от формата подкаста. Жанровое разнообразие подкастов бесконечно и увеличивается ежедневно, что обуславливает большое количество пользователей.
5. Комплекс заданий, разработанный с использованием сервиса англоязычных подкастов, может успешно использоваться в практике обучения в средней школе для развития коммуникативной компетенции.
Цели и задачи исследования определили его объём и структуру. Работа общим объёмом 101 страниц печатного текста состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы включает 68 наименований.
Стремительное развитие сетевых информационных технологий открывает новые перспективы развития лингвистики в абсолютно новых пространствах, появляются новые ее виды, такие как Интернет- лингвистика, которая изучает языковые явления, существующие в рамках информационного пространства.
Подкастинг как явление, существующее в рамках этого пространства, уникальная новинка. Подкастинг - это жанр, который сочетает в себе элементы сторителлинга, серийность и элементы радиопередачи, а также имеет ряд характеристик, которые увеличивают его популярность среди слушателей. Подкаст также является представителем поликодового текста, а именно сложным многоуровневым знаком, в котором интегрированы в единое коммуникативное целое текст (вербальная составляющая), визуальное изображение (шрифт, иллюстрации, общий дизайн) и аудиокомпонент. Аудиокомпонент имеет превалирующее значение. Поликодовость текста подкаста доказывает его существование в разных видах пространства и в разных видах дискурса.
Подкасты являются частью нескольких видов дискурса, а именно виртуального дискурса, медиадискурса, радиодискурса, а также гипермедиа дискурса, который представляет собой совокупность нескольких дискурсов. Соответственно подкасты перенимают на себя все свойства текстов, существующих в рамках этих пространств. Самыми яркими чертами подкастов являются динамичность, открытость, неоднородность, изменчивость, многослойности или многоструктурность, фрагментарность и в это же время целостность. Кроме этого, при рассмотрении подкастов как части гипермедийного дискурса, мы также можем утверждать, что подкаст представляет собой гипердискурсивную сеть, что является особенностью структуры.
Также нами была рассмотрена общая структура и жанровая классификация. Структура подкаста имеет изменчивый характер, но ее можно выделить в зависимости от формата, а также на основе трехэтапной структуры. Жанровая классификация подкастов многообразна и доказывает их абсолютной тематическое разнообразие.
Далее нами был проанализирован подкаст «LearnEnglish Podcasts» как представителя жанра и на его основе были выявлены и оформлены тематические и структурно-содержательные особенности образовательных подкастов. Кроме этого было выявлено его частное тематическое наполнение, которое представлено в виде таблицы, а также структура анализируемого подкаста. Нами было установлено, что языковое наполнение подкаста строится на трех принципах: разговорность, диалогизация и интимитизация. Подкаст был рассмотрен в виде схемы гипердискурсивной сети, что доказывает его существование в нескольких виртуальных плоскостях.
Мы разработали методические разработки в виде комплекса упражнений на основе материала исследуемого подкаста и материала УМК В.П. Кузовлева 9 класса. Данный комплекс упражнений может применен в рамках других уроков из-за широкого тематического каталога подкаста и возможности универсального применения. В дальнейшем применении мы предполагаем, что можно ввести подкасты в план работы на постоянной основе.
Таким образом, подводя итог к данной работе, можно сделать вывод, что поставленные цели, задачи были реализованы. Имеет место отметить, что результаты, полученные в ходе данной работы найдут свое применение в организации занятий по иностранному языку и также данные лингвистического анализа будут полезны в дальнейших исследованиях в области изучения подкастов.
1. Абражевич С. Н. 2 в 1 : Как создать собственный подкастинг и собственную радиостанцию в сети Интернет + 50 программ на CD / С. Н. Абражевич, П. В. Чумаченко. - Москва : Триумф, 2007. - 304 с.
2. Агафонова Л. И. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку в вузе / Л. И. Агафонова, Ж. С. Аникина // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2011. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1703.htm(дата обращения 05.05.20).
3. Ахренова Н. А. Теоретические основы интернет-лингвистики / Н. А. Ахренова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 10. - С. 22-26.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам : опыт системно-структурного описания / И. Л. Бим. - Москва : Русский язык, 1977. - 288 с.
5. Болотнов А. В. Информационное поле и его типы в медиакоммуникации: лингвистический аспект / А. В. Болотнов // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 9. - С. 28-33.
6. Валгина Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 173 с.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - Москва : Наука, 1981. - 138 с.
8. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Санкт- Петербург : Питер, 2014. - 264 с.
9. Генишер Э. З. Обучение аудированию / Э. З. Генишэр // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 57-60.
10. Гончарова Е. А. Интерпретация текста. Немецкий язык : учебное пособие / Е. А. Гончарова, И. П. Шишкина. - Москва : Высшая Школа, 2005. - 368 с.
11. Г орошко Е. И. Виртуальное жанроведение : становление теоретической парадигмы / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. - 2011. - № 1. - С. 255-237.
12. Горошко Е. И Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное / Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина // Вопросы психолингвистики. - 2010. - № 12. - С. 105-123.
13. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ : современная английская медиаречь / Т. Г. Добросклонская. - Москва : Наука, 2008. - 264 с.
14. Егорова Л. А. Особенности функционирования звучащего научно-популярного дискурса в гипермедийной среде / Л. А. Егорова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2008. - № 3. - С. 98¬103.
15. Засурский Я. Н. Колонка редактора : медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия : Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 3-6.
16. Зеленовская А. В. Использование подкастинга как одной из интернет-технологий в обучении иностранному языку / А. В. Зеленовская, С. А. Трофименко // Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; отв. ред. О.И. Уланович [и др.]. - Минск, 2012. - С. 239-242.
17. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс : к методологии исследования / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости. -2010. - № 12. - С. 13-21.
18. Компанцева Л. Ф. Информационно-коммуникативные технологии : когнитивно-прагматический и социально-философский аспекты / Л. Ф. Компанцева // Психолшгвютика. - 2009. - № 3. - С. 125¬130.
19. Лутовинова О. В. Виртуальный дискурс как одно из направлений в исследовании киберпространства / О. В. Лутовинова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2009. - № 1. - С. 26-32.
20. Лутовинова О. В. Гипертекст : понятие, основные
характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу / О. В. Лутовинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 4-7.
21. Ляховицкий М. В. Применение звукозаписи в обучении иностранным языкам / М. В. Ляховицкий. - Москва : Высшая школа, 1979.
- 135 с.
22. Малышева Е. Г Русский спортивный дискурс : лингвокогнитивное исследование : монография / Е. Г. Малышева - 3-е изд.
- Москва : Флинта, 2017. - 370 с.
23. Медиадискурс : новые явления и новые подходы : коллективная монография ; отв. ред. Н. А. Кузьмина. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. - 262 с.
24. Методика обучения иностранным языкам : традиции и современность ; отв. ред. А. А. Миролюбов. - Обнинск : Титул, 2010. - 464 с.
25. Нестерова Н. Г. Интернет-комментарий к радиопрограмме как коммуникативная единица радиотекста / Н. Г. Нестерова // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 2. - С. 138-151.
26. Нестерова Н. Г. Коммуникативнопрагматическая специфика спонтанного радиодискурса / Н. Г. Нестерова // Вестник ТГУ. Серия Филология. - 2009. - № 318. - С. 37-41.
27. Нестерова Н. Г. Современный радиодискурс (коммуникативно прагматический аспект) : монография / Н. Г. Нестерова. - Томск : Изд-во ТГУ, 2015. - 320 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644). - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения 12.05.2020).
29. Прокошенкова Л. П. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике / Л. П. Прокошенкова, И. Б Г ецкина // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 4. - С. 451-456.
30. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - Москва : Владос, 2008. - 254 с.
31. Силантьев И. В. Текст в системе дискурсных взаимодействий / И. В. Силантьев // Критика и семиотика. - 2004. - № 7. - С. 98-123.
32. Современный медиатекст : учеб. пособие ; отв. ред. Н. А. Кузьмина. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2011. - 414 с.
33. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций : Пособие для студентов педвузов и учителей / Е. Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2002. - 239 с.
34. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 — Теория языка / Сонин Александр Геннадьевич ; ОмГУ. - Москва, 2006. - 48 с.
35. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе : методическое руководство / Т. Л. Ступина. - Иркутск : ИГЛУ, 2006. - 22 с.
36. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку : теория и практика / П. В. Сысоев. - Москва : Глосса-пресс, 2012. - 252 с.
37. Сысоев П. В. Технологии Веб 2.0 : Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 6. - С. 8-11.
38. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет- СМИ / А. А. Тертычный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 17. - № 6. - С. 172-179.
39. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной основой общеобразовательной школе / В. М. Филатов. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2004. - 416 с.
40. Храмова А. Н. Особенности радиоречи / А. Н. Храмова // Вестник Московского государственного университета печати. - 2013. - № 6. - С.147-150.
41. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность : учебное пособие для вузов / В. Е. Чернявская. - Москва : Либроком, 2009. - 245 с.
42. Чичерина Н. В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / Н. В. Чичерина // Известия РГПУ им. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2007. - № 9. - С. 159-166.
43. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа / Л. Ю. Щипицина. - Москва : Красанд, 2010. - 296 с.
44. Brown S. The School Librarian's Technology Playbook: Innovative Strategies to Inspire / S. Brown. - California : ABC-CLIO, 2020. - 235 p.
45. Cambridge English Dictionary - URL:
https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/podcasting(дата обращения 03.04.2020).
46. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal // IEEE Transactions on Professional Communication. - 2002. - Vol. 45, № 2. - P. 142-144.
47. Crystal D. The scope of Internet linguistics / D. Crystal // Paper given
online to the American Association for the advancement of Science meeting. - 2005. - URL:http://www.davidcrystal.com/DC articles/Internet2.pdf(дата
обращения: 25.03.2020).
48. Gibson W. Burning Chrome / W. Gibson // Omni. - 1982. - Vol. 7. - P. 179-204.
49. Guikema J. P. Discourse analysis of podcasts in French / J. P. Guikema // Electronic discourse in language learning and language teaching / Abraham L. B. - Amsterdam, 2009. - P. 169-190.
50. Hammersley B. Audible revolution / B. Hammersley // The Guardian.
- 2004. -
URL:https://www.theguardian.com/media/2004/feb/12/broadcasting.digitalmedia(дата обращения 05.04.2020).
51. Heise N. On the shoulders of giants? : How audio podcasters adopt, transform and re-invent radio storytelling / N. Heise // Transnational radio stories. - 2014. - P. 1-10.
52. How to Structure Your Podcast in 4 Steps - URL:
https: //www.buzzsprout.com/blog/podcast- structure (дата обращения
02.05.20).
53. How to Write a Podcast Script and Structure Your Episodes - URL: https://learn.g2.com/podcast-script(дата обращения 02.05.20).
54. IAB Case Studies: Podcasts -
URL:https: //iabrus .ru/www/doc/audio ad/IAB20 Case%20Studies-7 .pdf(дата обращения 05.04.2020).
55. Kooten J. How to make an educational podcast? / J. Kooten, T. Bie. -
2019. - URL: https: //media-and-
learning.eu/sites/default/files/presentations/C4I%20Handout%20How%20to%20make%20an%20educational%20podcast 1.pdf(дата обращения 10.05.20).
56. Lomicka L. Podcasting - Past, Present and Future: Applications of Academic Podcasting In and Out of the Language Classroom / L. Lomicka, G.
Lord // Academic Podcasting and Mobile Assisted Language Learning: Applications and Outcomes / Facer B. R. - New York, 2011. - P. 1-20.
57. Mayer M. How would you Define Cyberspace? / M. Mayer, L. Martino, P. Mazurier, G. Tzvetkova // First Draft Pisa. - 2014. - URL: https://www.academia.edu/7096442/How would you define Cyberspace(дата обращения: 01.04.2020).
58. MIDAS - measurement of Internet delivered audio services spring 2015 - URL:http://www.rajar.co.uk/docs/news/MIDASSpring2015r.pdf(дата обращения 21.04.20).
59. Murtha J. WNYC is leading public radio’s transition to public
podcasting / J. Murtha // Columbia Journalism Review. - 2016. - URL: http://www.cjr.org/the feature/wnyc public radio podcast.php. (дата
обращения 21.04.20).
60. Nelson T. H. As We Will Think / T. H. Nelson // From Memex to hypertext: Vannevar Bush and the mind's machine / James M. Nyce. - San Diego, 1991. - P. 245-260.
61. O’Reilly T. What is Web 2.0: Design patterns and business models for the next generation of software/ T. O’Reilly // Communications & strategies. - 2007. - №. 1. - P. 17.
62. Oxford English Dictionary - URL:
https: //www.oed.com/viewdictionaryentry/Entry/273003(дата обращения 03.04.2020).
63. Quirk V. Guide to podcasting / V. Quirk // The Tow Center for Digital
Journalism. - 2015. - URL:
https://www.cjr.org/tow center reports/guide to podcasting.php (дата
обращения 20.04.20).
64. Searls D. DIY radio with PODcasting / D. Searls. - URL: https://medium.com/@dsearls/diy-radio-with-podcasting-8efac413612d(дата обращения 05.04.2020).
65. Shapiro J. Blueprint for a Standout Podcast / J. Shapiro. - URL: https://www.creativelive.com/class/blueprint-for-a-standout-podcast-julie-shapiro/lessons/content-types(дата обращения 05.05.20).
66. Stanley G. Podcasting for ELT / G. Stanley // Teaching English. -
2005. - URL:http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/podcasting-elt
(дата обращения 05.05.20).
67. The Infinite Dial - URL:https://www.edisonresearch.com/infinite-dial-2019/(дата обращения 05.04.2020).
68. Wellman B. Physical place and cyberplace: the rise of personalized networking / B. Wellman // International Journal of Urban and Regional Research. - 2001. - Vol. 25, № 2. - P. 227-252.