Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению

Работа №81088

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Психологические особенности младших школьников 6
1.2. Сущность творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Формы внеурочной работы по литературному чтению, направленные на формирование творческих способностей у детей
младшего школьного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности творческих способностей учащихся третьего класса 37
2.2. Программа по внеурочной деятельности по литературному чтению, направленная на формирование творческих способностей
учащихся третьего класса 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Современные условия жизни характеризуются гуманизацией образовательного процесса в школе, обращением к личности ребенка, направленностью на формирование его лучших качеств и развитие разносторонней и полноценной личности.
Для того чтобы осуществить данную задачу требуется новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно носить развивающий характер, быть направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Высокая восприимчивость ребенка к воздействиям извне, способность вбирать то, что он слышит, готов запомнить, повышенная впечатлительность, наивно-игровое отношение к тому, с чем встречается, и другие возрастные особенности детской психики предъявляют к педагогам повышенные требования.
В современных условиях развития школы становится важным формирование творческой личности, способной мыслить нестандартно, нестереотипно. Повседневная деятельность устанавливает перед ребенком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но компенсирует пробел в знаниях.
Общество постоянно изменяется и ребенок должен реагировать на эти изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на происходящие в обществе трансформации, ребенку нужно помочь активизировать свои творческие возможности, быть постоянно изменяющимся в соответствии с меняющимися условиями. Это и есть проявление уникальности.
Каждый человек уникален, тем не менее, многие действуют по заранее заданным схемам, шаблонам, но при этом хотят быть отличными 3
от других. Таким образом, задача школы состоит в приобщении ребенка к адекватным формам проявления своей неповторимости.
В связи с этим особое значение приобретает внеурочная деятельность, благодаря которой ребенок может реализовать свои интересы и способности.
Проблему способностей изучали психологи В. В. Богословский, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, И. В Дубровина, Р. С. Немов, С. Л Рубинштейн и другие [46; 10; 12; 18; 43; 58].
Проблему креативности изучали Т. А Барышева, А. Г Ковалев, Н. С Лейтес, А. Я. Пономарев и другие [63; 27; 37; 53].
Проблему творческих способностей в педагогике изучали Н. К. Винокурова, Р. М. Грановская, В. С. Кукушин, П. И. Пидкасистый и другие [7; 14; 33; 49].
Формы внеурочной деятельности изучали такие педагоги, как В. А Сластенин, С. А. Смирнов, Б. Т. Лихачев, И. Ф. Харламов и другие [60; 61; 38; 70].
Теоретическая и практическая значимость проблемы развития творческих способностей определила выбор темы дипломной работы «Формирование творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению».
Цель исследования: выявить в педагогической литературе и проверить в опытной работе формы внеурочной деятельности по литературному чтению, активизирующие формирование творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Предмет исследования: формы внеурочной деятельности по литературному чтению и их влияние на формирование творческих способностей обучающих.
Гипотеза исследования: формирование творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению будет проходить более успешно, если:
- формировать интерес к сочинительству,
- создавать благоприятную среду для творчества во внеурочной работе,
- учитывать психологические особенности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические особенности младших школьников.
2. Выявить и проверить в опытной работе формы внеурочной деятельности по литературному чтению, активизирующие формирование творческих способностей у учащихся третьего класса.
3. Составить авторскую программу по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Изучение продуктов деятельности учащихся.
3. Наблюдение.
4. Анализ результатов диагностики дивергентного мышления младших школьников.
Опытная работа проводилась в третьем классе МБОУ «Увельская СОШ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В квалификационной работе были рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей младших школьников, их психологические особенности, проведена опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей учащихся 3 класса во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что способности - это то, что обеспечивает быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков. Рассмотрены различные классификации способностей, но наиболее подробно мы остановились на литературно-творческих способностях. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Литературно-творческие способности проявляются в выразительном чтении, сочинительстве, в глубине и яркости восприятия художественной литературы. Они обладают рядом свойств: оригинальностью, состоятельностью, адекватностью, пригодностью. Творчество опирается на интуицию и дивергентное мышление, и проходит три стадии: труд, бессознательная работа и вдохновение. Развитие творческих способностей в области литературного чтения опирается на ряд условий, критериев, объективных и субъективных свойств.
Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что на развитие творческих способностей влияют психологические изменения (рефлексия, произвольность, внутренний план действий), а также развитие таких психологических функций, как воображение, мышление, восприятие, внимание, память, тип темперамента и мотивация достижения успехов. Сущность воображения состоит в создании творческих образов, которые опираются на следующие приемы: агглютинация, аналогия, акцентирование, преувеличение (преуменьшение) и типизация. Также развитие творческих способностей зависит от типа темперамента, наиболее работоспособными из них являются меланхолик и флегматик; развитие мышления идет от наглядно-образного к понятийному, которое опирается на сравнение, абстракцию и обобщение; восприятие, внимание и память развиваются в направлении произвольности и осмысленности; мотивы достижения успехов зависят от самооценки и уровня притязаний.
Опытно-поисковая работа проводилась в МБОУ «Увельская СОШ» в третьем классе.
В сентябре 2018 г. с учащимися 3 класса была проведена диагностика дивергентного мышления. Развитие данного вида мышления является предпосылкой формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. Работы детей оценивались по следующим критериям: беглость, гибкость, оригинальность, качественность,
осмысленность. Результаты проведенной диагностики показали, что в данном классе наибольший процент учащихся находится на среднем уровне сформированности творческих способностей. С сентября 2018 г. по май 2019 г. были проведены следующие формы внеклассной работы: диспут, выставки, поэтический праздник и другие.
В результате диагностики выяснилось, что большинство учащихся имеют средний и низкий уровень сформированности литературно-творческих способностей. Это свидетельствует о том, что существует необходимость повышения этих уровней за счет систематических занятий, которые проводятся во внеурочное время. Для этого нами разработана специальная программа. При дальнейшей работе по данной программе можно будет наблюдать значительное повышение уровня сформированности творческих способностей учеников третьего класса в области литературного чтения.



1. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 80¬81.
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
3. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О. В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - №
12. - С. 19-21.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Аудиокнига] / И. Прудовский. - 2015.
5. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А. В. Кисляков. - Москва : Просвещение, 2013. - 96 с.
6. Билюк, Е. Г., Круглова, Н. С. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года. Режим доступа -https:ZZozds15.edumsko.ru/uploads/2000Z1157/section/66868/Tehnologiya_sit uacii_uspeha_.pdf?1464340875506
7. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - Москва, 2009. - 144 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва, 2011. - С. 55-56.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: АСТ, 2008. - 617 с.
10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1 - Москва, 2012.
11. Габдрахманова, Р. Г. Теория обучения и педагогические технологии: краткий конспект лекций [Текст] / Р.Г. Габдрахманова, И. Ф. Ярулин, Казанский федеральный университет. - Казань, 2013. - 92 с.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.В. Орлова. - Издание 2-е. - Москва : Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
13. Горюшкина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. В. Г орюшкина. - Режим доступа:http://refdb.ru/look/1088416.
14. Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р.М. Грановская. - Москва , 1994.
15. Григорьев, Д. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2011. - 225 с.
16. Долян, Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] // Наука и современность. - Москва, 2014. - № 31. - С. 51-58.
17. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А. Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222 - 229.
18. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / Е. Данилова, А. Прихожан, А. Андреева, И. Дубровина - Москва, 2014. - 496 с.
19. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - № 4. - С. 15-21.
20. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dogmon.org/v-n- drujinina.html?page=23
21. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества [Текст] / М. В. Ермолаева. - Москва, 2011. - 170 с.
22. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация: учебное пособие [Текст] / В.И. Загвязинский. - Москва, 2008. - 192 с.
23. Зак, А. З. Методы развития способностей у детей [Текст] /
А.З. Зак. - Москва, 2010. - 98 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Москва, 2010. - 448 с.
25. Камерная, М. А. Развитие творческих способностей младших
школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа:
http: //festival .1 september.ru/articles/575039.
26. Кашаева, В. В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - Т. 5. - С. 57-73.
27. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - Москва, 2010. - 398 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для
академического бакалавриата [Текст]/ Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 719 с.
29. Корсунский, Е. А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы [Текст] // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 19-26.
30. Кравцева, И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности [Текст] // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 85 - 89.
31. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Д. Бокум. Г. Крайг. 9-е изд. - Москва, 2016. - 44 с.
32. Кузнецова, Н. Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola.
33. Кукушин В. С. Общие основы педагогики [Текст] /
B. С. Кукушин. - Ростов.-на-Дону, 2010. - 224 с.
34. Кукушин, В. С. Дидактика [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону, 2010. - 368 с.
35. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] / В. Колюцкий, И. Кулагина. - Москва, 2017. - 420 с.
36. Ларионова, И. А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися [Текст] / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. -
C. 198-206.
37. Лейтес, Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника [Текст] // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-17.
38. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций [Текст] Б.Т. Лихачев. - Москва, 2010. - 648 с.
39. Лутошкина, В. Н. Формы взаимодействия учителя и детей [Текст] // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 67-70.
40. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности у младших школьников. Часть 1 [Текст] / С. В. Максимова. - Москва, 2013. - 56 с.
41. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности у младших школьников. Часть 2 [Текст] / С. В. Максимова. - Москва, 2013. - 48 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. 15-е изд. - Москва, 2015. - 656 с.
43. Немов, Р. С. Психология. Книга 1 [Текст] / Р. С. Немов. - Москва : Владос, 2013. - 688 с.
44. Немов, Р. С. Психология. Книга 2 [Текст] / Р.С. Немов. - Москва : Владос, 2013. - 496 с.
45. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] /Л.Ф.
Обухова. - Москва Юрайт, 2017. - 462 с.
46. Общая психология [Текст] / Под редакцией В.В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова - Москва : Просвещение, 2001
47. Педагогика. Учебник и практикум [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва, 2016. - 410 с.
48. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. И.А. Каирова. Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01005713283
49. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность
учащихся : дидактический анализ процесса и структуры
воспроизведения творчества / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007322965
50. Погорельцева, Ю. А. Психология личности: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Погорельцева. - Санкт-Петербург, 2011. - 105 с.
51. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. 3-е изд. - Москва : Юрайт, 2013. - 704 с.
52. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - Москва, 2008. - 464 с.
53. Попов, Л. М. Концепция психологии творчества Я. А. Пономарева и ее применение в изучении саморазвития [Текст] / Ибрагимова Е. Н., Попов Л. М., Устин П. Н. // Психологический журнал.
- 2016. - том 37 №1. - С. 35-47.
54. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И. Н. Попова // Народное образование. - 2013.
- №1. - С. 219-226.
55. Прохорова, Т. Н. Творческое развитие детей на уроках литературного чтения [Текст] // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 2 (54). - С. 104-107.
56. Ребер, А. Психологический словарь [Текст] / А. Ребер. - Москва, 2003.
57. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 412 с.
58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург. : Питер, 2013. - 720 с.
59. Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика [Текст] /В. А. Ситаров. - Москва. : Юрайт, 2016. - 447 с.
60. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 608 с.
61. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / С. А. Смирнов. - Москва : Академия, 2008. - 512 с.
62. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - Москва, 2013. - 288 с.
63. Творчество : теория, диагностика, технологии. Словарь- справочник [Текст] / Под общ. Ред. Т. А. Барышевой. - Санкт-Петербург : Изд-во.ВВМ, 2014. - 380 с.
64. Торшина К. А. Современные исследования процесса креативности в зарубежной психологии [Текст] / / Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 123-132.
65. Трик, Х. Е. Основные направления экспериментального творчества [Текст] / Хрестоматия по общей психологии, психологии мышления /Под ред. Гиппенрийтера Ю. П. - Москва, 2008. - С. 357 - 362.
66. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е. Е. Туник. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 320 с.
67. Уторова, Е. А. Современные технологии развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы [Текст] // Интеграция науки и культуры в образовательное пространство : молодежный взгляд : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2013 г. / редкол. : Е. А. Жиндеева (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т . - Саранск, 2013. - С. 250-255.
68. Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - т. 13. - С. 94 - 103 / Режим доступа:http://e-koncept.ru/2017/770292.html
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. -№ 2357 [Электронный ресурс] / Режим доступа: Гйр://минобрнауки.рф/боситеп1з/922- Министерство образования и науки Российской Федерации
70. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - Москва., 2013. - 519 с.
71. Хуторской, А. В. Дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. - Санкт-Петербург, 2017. - 850 с.
72. Шапошников, Л. Е. Философско-педагогические взгляды С.И. Гессена [Текст] // Вестник СПбГУ. - 2016. - № 1. - С. 89-97.
73. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 37-42.
74. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. С.13-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ