ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Понятие «нравственность» в аспекте образовательного процесса 9
1.2 Основные положения формирования нравственных установок у младших школьников 17
1.3 Основные положения профессиональной педагогической деятельности по развитию нравственных установок у обучающихся в начальных классах 22
Вывод по I главе 25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Характеристика базы исследования 28
2.2. Организация эксперимента 29
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных
представлений у младших школьников 32
Вывод по II главе 44
Заключение 47
Список используемых источников
Формирование навыка культурного общения - это одна из самых актуальных и сложных проблем, которую сегодня должны решать все те, кто имеет отношение к детям. На сегодняшний день речь идет о необходимости возрождения культуры общения, непосредственно связанная с развитием и воспитанием ребенка в школе [13].
Дети систематически меняются, по мере изменения самой жизни. Меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. С появлением гаджетов и новых технологий в жизни детей они стали уделять меньше внимания общению с родителями и сверстниками. Актуальность этой проблемы состоит в том, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Именно в этот период закладывается умение брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы наладить отношения с окружающими людьми, а также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать свою личную и групповую деятельность, понимать ценность сотрудничества, общения и взаимоотношений в совместной деятельности. Поэтому именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать в различных жизненных ситуациях.
Школа - главный помощник в формировании личности ребенка. В процессе повседневного общения она учит детей жить в коллективе, осваивать на практике моральные нормы поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние он может оказывать на свои чувства и поведение. Младший школьный возраст является оптимальным периодом для наиболее активного обучения искусству общения, речевым навыкам и способам разрешения социальных ситуаций. В этот период жизни ребенок способен согласовывать свои действия с социальными нормами, и чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем возникнет в будущей жизни.
Сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. В условиях семьи нравственное воспитание характеризуется стихийностью, отсутствием организационной четкости, отрывочностью психолого-педагогических знаний родителей. Эти недостатки семейного воспитания в ряде семей обостряются деформацией традиционных нравственных ориентиров [27].
Важнейшим условием развития чувства привязанности к малой родине является знакомство с культурой своего региона. Посещение музеев, выставок, театров, исторических достопримечательностей формирует у ребёнка привязанность к ним. При этом наглядность имеет большое значение в связи с возрастными особенностями младших школьников, создавая условия для более прочного закрепления учебного и воспитательного материала[28].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [18, с.120].
Если говорить о нравственном воспитании младшего школьника, то нам необходимо иметь четкое представление о том, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Проблему воспитания системы ценностей личности исследовали философы, мыслители и педагоги разных стран и эпох (Н. Бердяев, П. Блонский, К. Вентцель, Г. Гельвеций, А. Духнович, П. Каптерев, Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский, П. Юркевич, А. Марушкевич, И. Огиенко, С. Русова, М. Стельмахович, Е. Сявавко и др.). В работах этих ученых значительное внимание уделяется духовным ценностям, рассматриваются аспекты воспитания подрастающих поколений на основе духовности и морали [13].
Понятие «добрый человек» - достаточно сложное и растяжимое, включающее самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё является определением понятия нравственности [10].
Мы считаем, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственной атмосферой, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Решая задачи воспитания, именно школа должна опереться на разумные и нравственные качества в человеке, чтобы помочь каждому ребёнку научиться определять ценностные основы собственной жизнедеятельности, обретать чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Поэтому нравственное воспитание, органически включенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть, поможет ребёнку социализироваться и усвоить нормы морали.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует социально оцениваемую и общественно значимую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией - позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Также, существует проблема односторонней ориентации родителей и педагогов. Они нацелены исключительно на умственное развитие подрастающего поколения, обходя интересы, которые идут в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Ребёнка уже с младшего школьного возраста необходимо правильно сориентировать в социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности.
ФГОС НОО отмечает программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Она является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, образования, религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов [25].
Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества [21].
Цель исследования: разработка комплекса методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию нравственных представлений у младших школьников.
Объект - процесс формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста
Предмет - нравственные представления у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования нравственных
представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть официальные положения о нравственности и нравственном воспитании.
3. Разработать комплекс методических рекомендаций по формированию нравственных представлений у младших школьников в течении образовательного процесса.
4. Определить критерии сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать полученные результаты диагностической работы, сделать выводы.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. эмпирические - естественный педагогический эксперимент
Исходя из анализа изученной литературы, документов и опытно-экспериментальной работы, можем сделать следующие умозаключения.
Нравственные нормы взаимосвязаны с ценностными ориентациями личности, которые определяют отношение личности к субъектам социального взаимодействия (ориентация на социально приемлемые нормы поведения, межличностного и группового взаимодействия: равноправие, уважение, заботу, поддержку, понимание, принятие, толерантность и др.). В младшем школьном возрасте дети особенно чувствительны к усвоению норм нравственности.
1. Это обусловлено интенсивным развитием познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.
2. Произвольность психических процессов, формирование волевых
усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями нравственными требованиями и чувствами.
3. У младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Таким образом, духовно-нравственная установка является выражением младших школьников ценностного личностного смысла поведения и деятельности, их готовности к проявлению равноправия, уважения, заботы, поддержки, понимания, толерантности к себе и окружающим его людям.
При рассмотрении духовно-нравственных установок в исследовании мы учитывали особенности социальной установки, близкой по своей природе к нравственной. В связи с этим обозначили следующие характерные черты первой, значимые для нашего исследования:
1. Духовно-нравственную установку можно представить как внутреннее готовое действие, направленное на соблюдение нравственных норм;
2. Она реализуется мотивом ценностно-ориентированной деятельности;
3. Её необходимо рассматривать в рамках теории деятельности и учитывать её субъектный характер;
4. Данная установка проявляется на основе нравственного опыта;
5. Она не осознаётся, если ученик совершает нравственный поступок на основе собственного опыта, интуитивно, но, как только тот же собственный опыт ученика подвергается рефлексии, духовно-нравственная установка становится осознанной.
Таким образом, наше внимание в исследовании направлено на духовно-нравственную установку, которая не осознаётся, но может быть осознаваема в любой момент в педагогическом процессе, направленном на осознание младшим школьником нравственных норм в его действиях.
На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о сущности и структуре ценностно-ориентированного становления 48
младшего школьника заключается в рассмотрении этапов становления ценностных ориентаций младшего школьника, а главное - в определении, на каком этапе данного становления можно формировать духовно- нравственную установку. Считаем, что педагогический процесс, направленный на формирование духовно-нравственной установки у младших школьников поможет учителю начальных классов обратить детей к ценностям и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики. Таким образом, духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
1. Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс].URL:http://static.govemment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 7.03.2020)
2. Концепция развития духовно-нравственного [Электронный ресурс].
URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения
7.03.2020)
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-373.html (дата обращения 25.02.2020)
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL:http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения 05.04.2020).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.
8. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. — М. :Эксмо, 2007. — 542, [1] с. 100
9. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998. - 1536с.
10. Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнёрства. - Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2015. - 112 с.
11. Головко А.М. Методические рекомендации по формированию нравственных представлений у младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: ййрз://образовательныематериалы.рф/публикации/425 92/2217661/_(дата обращения 29.05.2020)
12. Головко А.М. Формирование навыка культурного общения младших школьников // Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика / Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции (06 мая 2019 г., г. Уфа). В 4 ч. Ч.3/ - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019. - 25 с.
13. Громов Р. М. Нравственность в современной школе // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 781-782. [Электронный ресурс]. URL: йНрз://то1исй.ги/агсй1уе/101/22712/(дата обращения 21.03.2020).
14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 11. - М.: Русский язык, 2001. - С. 153.
15. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной
среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:
Меркурий, 2015. — С. 29-36.
16. Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений
младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2015/15332.htm. (дата
обращения 23.04.2020).
17. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке УУД у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. - М.: Изд-во Инновации и эксперимент в образовании, 2015. - Том 3. - С. 5-10.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2014. - 151 с.
19. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2015. - 200 с.
20. Классное руководство: учебное пособие для среднего
профессионального образования / И.Ф.Исаев [и др.]; под редакцией И.Ф. Исаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 242 с. - (Профессиональное образование).
21. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Издательство «АРКТИ», 2015. 62 с
22. Медникова Л.А. Педагогическое проектирование деятельности, как
эффективная образовательная технология - 2017. [Электронный
ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticle (дата обращения
03.04.2020).
23. Назарова Н. М., Фуряева Т. В. Особенности оценки и самооценки интеллектуального потенциала учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - М.: Изд-во Московский гор. пед. ун-т, 2016. - № 2. - С. 101-114.
24.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ. 2002. 414 с.
25. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой- Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova56.htm1(дата обращения 12.04.2020).
26. Першина Т.В., Арсенова М.А., Тимошина Е.И. Педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка-дошкольника. Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 163-169.
27. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 675-677. — URL:https://mo1uch.ru/archive/80/14536/(дата обращения 17.02.2020).
28. Скринник Е. А. Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся // Концепт. - 2015. -№ 06 (июнь). - ART 15219. - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm. - ISSN 2304¬120X. (дата обращения 12.02.2020).
29. Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - Москва: Академический Проект, 2006. - 558 с.
30. Социальное служение в России: исторический опыт, теоретические основы, современная практика : монография. / С.Г. Зубанова. — М. : КНОРУС : ООО «Квант Медиа», 2016. — 256 c.
31. Сухомлинский В.А. Современное прочтение: сб. ст. научно¬
практической конференции с международным участием. 2-3 октября 2018 г. / науч. ред.: О.В. Ковальчук, А.Е. Марон. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018. - 350 с.).
32. Ульянова Е. Ю., Щеголева Г. С. Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинениями и изложениями // Герценовские чтения. Начальное образование. - СПб: Изд-во ВВМ, 2015. - Том 2. -Вып. 2. - С. 336-346.
33. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
34. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва: Издательство УРАО, 2010 - 592с.
35. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 121-126.
36. Щуркова Н.Е. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников/ В.М. Иванова, Т.В. Павлова, Е.Н. Степанов. URL:https://psylist.net/praktikum/00176.htm(дата обращения 24.02.2020).