ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «ДЕТСТВО» 10
1.1 ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» В
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 10
1.2 РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «ДЕТСТВО» В ЛИТЕРАТУРЕ 15
ГЛАВА 2. ПЬЕСА «ПИТЕР ПЭН» КАК ОТРАЖЕНИЕ
АКТУАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ КОНЦЕПТА «ДЕТСТВО» 20
2.1 ПЬЕСА «ПИТЕР ПЭН» В КОНТЕКСТЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БИОГРАФИИ АВТОРА 20
2.2 КОНЦЕПТ «ДЕТСТВО» В ПЬЕСЕ ДЖ. БАРРИ «ПИТЕР ПЭН» 23
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ ПИТЕРА ПЭНА В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА 31
3.1 «ПРОТЕСТУЮЩИЙ МАЛЬЧИК» КАК
ВОСТРЕБОВАННЫЙ ОБРАЗ ИСКУССТВА XX ВЕКА 31
3.2 КОНЦЕПТ «ДЕТСТВО» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ
НОВОГО ПИТЕРА ПЭНА (Я. ФРИДРИХ «НАЗЫВАЙ МЕНЯ ПИТЕР») 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Концепт «детство» в мировой литературе в течение своей эволюции подвергался пересмотру. Если Гераклит говорил: «Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки. Царство над миром принадлежит ребенку» [28, 156],то для Средневековья характерен взгляд на ребенка как на «неполноценный этап человеческого формирования, период, предшествующий взрослости» [39, 4]. Более того, в ортодоксальной религиозной парадигме ребенок - воплощение первородного греха, не успевший очиститься от него в силу молодости [30, 64]. Ребенок как объект приложения воспитательных усилий появляется в эпоху Просвещения: Руссо «Эмиль, или Роман о воспитании», «Недоросль» Фонвизина, «Письма об эстетическом воспитании» Шиллера. И только XIX век делает ребенка полноценным героем (Гюго «Отверженные») и даже мерой общественной справедливости (У Блейк «Заблудившийся мальчик», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»). Для романтиков он - воплощение «религиозной мечты о Царстве Божьем» [11, 118], а для модернистов - воплощение уничтожаемой потенции сверхчеловека, борющейся - часто жестоко - за право на мир, но терпящей поражение (Ведекинд «Пробуждение весны», Л. Франк «Разбойничья шайка»).
В данной работе наше внимание будет сосредоточено на том, какие смыслы и значения обретает концепт «детство» в пьесе Дж. Барри «Питер Пэн» (1902) и интертекстуальном эксперименте Яна Фридриха «Называй меня Питер» (2015).
Джеймс Мэтью Барри - британский драматург и романист, создатель образа «вечного мальчика» - Питера Пэна. Литературную деятельность начал в 1885 году. В 1889 году писатель опубликовал серию повестей из деревенской жизни «Идиллия Олд Лихта» и роман из жизни журналистов «Когда человек один». Его ранние пьесы, вплоть до 1897 года, когда вышел «Маленький служитель», были в основном безуспешными. Однако слава пришла со сказочной пьесой «Питер Пэн», которая была создана в 1904 году, лондонском театре герцога Йоркского 27 декабря 1904 года. Очевидцы вспоминали, что взрослых в зале было гораздо больше, чем детей, но с первой минуты стало ясно, что все удалось. Питер
Пэн стал одним из популярнейших персонажей детской литературы XX века.
Пьеса о Питере Пэне Дж. Барри породила немало подражаний, интерпретаций, стала объектом изучения для многих исследователей.
М. В. Иванкива в статье «Пьеса Джеймса М. Барри «Питер Пэн»: к вопросу о границе взрослой и детской литературы» (2009) говорит о проблеме детства и искусства в творчестве Дж. Барри. В тексте «Питер Пэн» соединяются черты приключенческой литературы 18-19 веков (Купера, Верна, Стивенсона и др.), а также детские мотивы романтической поэзии (от Блейка до Россетти) и литературной сказки 19 века (от Андерсена до Грэма).
«Особенностью стиля Д. М. Барри всегда была ироничность и литературная игра. Отдавая дань предшествующей традиции, он иронически обыгрывает определенные романтические и сказочные образы: добрая няня становится собакой, хтоническое чудовище превращается в крокодила с будильником в пасти, свою потерянную тень герой приклеивает мылом, вместо прорвавшегося паруса натягивает на мачту свои штаны» [15, 201]. Задает тон повести соединение излюбленных тем, сюжетов, мотивов и персонажей - пираты, индейцы, феи, противостояние стихии, схватки с врагами, самопожертвование во имя дружбы и любви.
В работе М. В. Иванкивой была поставлена под сомнение традиционная точка зрения на Дж. Барри как исключительно детского писателя и на произведения о Питере Пэне как произведения исключительно детской литературы Ведущим принципом концепции, заявленной в работе, стало утверждение о пограничном положении историй о Питере Пэне между детской и взрослой литературой. За простыми и где-то примитивными сюжетами его произведений скрывается сложный философский комплекс
Британский литературовед Э. Нэш
авторской интенцией было «заставить зрителей размышлять о природе театра как художественной формы» [1, 43]. Барри выбрал прием театра в театре, который позволил раскрыть творческое мышление с одновременным размытием границы между реальным и вымышленным и уровнял их в глазах читателя по значимости.
А. Борисенко в статье «История Питера Пэна» (2017) говорит о прототипах литературных героев, а также о замысле самого произведения. Дж. Барри в своем творчестве постоянно возвращался к теме детства. Для автора детство - это и убежище и западня одновременно. «Он был постоянно увлечен игрой: устраивал представления с братьями и сестрами, занимался в школьном театре, разыгрывал с друзьями романы о путешествиях и приключениях» [6]. Также А. Борисенко рассказывает о тех литературных аллюзиях, к которым прибегал Барри. Сюда она относит роман Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна», откуда была взята тема рассказов о школе и «моральный кодекс джентльмена», который постоянно упоминает Капитан Крюк. «Коралловый остров» Роберта Баллантайна, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона - та приключенческая литература, которой Дж. Барри зачитывался в детстве. Автор статьи обнаруживает прямые отсылки к «Острову сокровищ», когда Капитан Крюк говорит, что его боялся сам Корабельный Повар, «а Корабельного Повара боялся даже Флинт» [6]. В середине XIX века возникает жанр, который сегодня называется «фэнтэзи». Писатели создают волшебные миры, один из которых - остров Нетландия Дж. Барри, а позже - Нарния и Средиземье. Очевидный предшественник Барри - это Ч. Кингсли со знаменитым романом «Дети воды». Также Л. Кэрролл существенно повлиял на Барри, в сказках об Алисе присутствуют феи, которые изменили детскую литературу.
Таким образом, темы пограничности произведения Дж. Барри, авторские интенции, прототипы героев, литературные аллюзии, которые поднимаются в исследованиях М. В. Иванкивы, Э. Нэша, А. Борисенко помогают понять важность замысла самого произведения, а также необходимость наличия такого текста в литературе.
Ян Фридрих родился в 1992 в Айслебене. Играл и ставил спектакли в различных молодежных театральных клубах, был стипендиатом литературного коллоквиума в Берлине. В 2010 году получил специальный приз на конкурсе драматургов, организованном сетью книжных магазинов «Талия» и журналом «Культур-шпигель».
Новую немецкую драму исследовали Лисенко, Шевченко, Шарыпина, Сейбель и другие. А. Р Лисенко в диссертации «Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века» (2014) рассматривает причину возникновения конфликта отцов и детей в немецкой драме 20 века. Она говорит, что в этих пьесах данный конфликт становится одним из важнейших и представлен он в разных аспектах. В некоторых произведениях на первый план выходит тема насилия в семье, в других же разобщение семьи ведет к одиночеству человека в современном мире, но важной все же остается проблема отношения к истории, тема коллективной вины и немецкой идентичности.
«Конфликт поколений имеет непреходящий характер, поскольку является проявлением диалектического закона отрицания отрицания» [26, 3]. На каждом этапе развития литературы художники обращались к теме конфликта отцов и детей, но на рубеже XIX-XX веков данный конфликт становится одним из основных. А. Р Лисенко подчеркивает, что данный период можно характеризовать как гибель, уход старого и рождение нового. Отсюда вытекает бурное развитие немецкой драматургии, которая чутко реагировала на социальные противоречия, именно поэтому основная тема драм этого времени - изменения в обществе, как следствие, в семье.
Н. Э. Сейбель в статье «Мотивный репертуар современной немецкой драмы» рассматривает мотивы социальных и экономических потрясений, которые нашли свое отражение на семейных ценностях, способностях молодых героев к коммуникации, а также нравственных ориентирах современного общества. «Основным полем политического, экономического, национального, религиозного конфликтов оказывается семья. Здесь концентрируются противоречия, завязываясь в трагически неразрешимые узлы («Татуировка» Д. Лоэр, «Огнели-кий» М. фон Майенбург) [34].
Е. Н. Шевченко в статье «Новейшая история в современной немецкой драматургии» говорит, что молодые немецкие авторы обращаются к истории своей стороны в собственных текстах. Шевченко разделяет драматургов на три поколения, к которым относятся Х. Мюллер (1929 - 1996) - драматург второй половины XX века, Б. Штраус (1964 г.р.) - представитель современной немецкой драматургии, Д. Лоэр - драматург новой волны ( 1964 г.р.) и М. фон Майенбург (1972) - представитель молодой немецкой драматургии.
Творчество Мюллера можно по праву называть воплощением «исторического пессимизма». Не важно, описывает ли драматург события недавнего времени или же обращается к античной истории, вступает ли он в диалог с другими художниками или создает что-то новое, каждый раз Мюллер представляет некий стереотип поведения и пытается показать как «архетип античной жестокости» побеждает в борьбе с прогрессом.
Б. Штраус продолжил традицию «театра безысходности», которую начали Дюрренматт, Фриш и др. Герои у Штрауса - это люди, которые потеряли ориентиры и теперь балансируют между приспособленчеством и реализацией своего «Я». Также характерной чертой творчества Б. Штрауса является мифологический характер, который проявляется в обращении драматурга к античной мифологии и мифологизации истории Германии.
Д. Лоэр - одна из самых успешных драматургов, заявивших о себе в 90¬е годы. Лоэр также обращается к историческому материалу, однако ее волнуют еще и судьба человека, личность в момент принятия судьбоносного решения. Творчество Лоэр связано с театром Брехта, Мюллера и «постдраматическим театром» последней трети XX века.
М. фон Майенбург в своем творчестве отличается острым чувством реальности, драматургической техникой и выразительным языком. Этот драматург, используя вымышленные, собирательные персонажи, опираясь на реальные факты, пытается воспроизвести перипетии прошлого, разоблачает семейные легенды и мифы, которые напрямую связаны с «немецкой судьбой» ХХ века. Драма Майенбурга выводит на передний план тему вины и сопричастности, а также отношения к прошлому.
За последние пятнадцать лет немецкое общество сильно изменилось, и новые социальные и культурные реалии нашли свое отражение в пьесах для детей и юношества. Появились проблемные пьесы с новой серьезностью, которые пишет в основном молодое поколение драматургов, например. Л. Хюбнер «Creeps». Кроме того появились пьесы, в которых авторы представляют отрывки биографий молодых людей в экзистенциональном измерении. Новой и смелой является тема смерти, потери брата, сестры или кого-то из родителей. Эта попытка осмыслить и переработать страшную потерю, даже если юный зритель узнал и принял нечто отличное и особенное. В пьесе Й. Рашке «А рыбы спят?» десятилетняя Джетта задается вопросом о смерти умершего брата. Ее монолог - это диалог с публикой, здесь также возникает момент, когда детям необходимо договориться между собой, а не дожидаться растерянных ответов взрослых.
Для зрителей эти новые темы глубоко укоренены в современном мире. Это неудивительно, ведь семья, как ее переживают дети, остается важнейшим микросоциальным полем. Таким образом, эти пьесы, прежде всего, расширяют тематическое поле.
К писателям этого времени относится Я. Фридрих, который относится к детским драматургам. В его творчестве пубертатный период, осложненный, словно болезнью, немотивированной агрессией, неуверенностью в себе и собственных силах, повсеместно обрушивается на подростков тотальным одиночеством и неспособностью к коммуникации с близкими, с себе подобными, что мы видим в тексте «Называй меня Питер».
Сравнивая тексты, имеющие сходные сюжеты и систему образов, один из которых написан «по следам» другого век спустя, можно установить, как изменилось наполнение центрального концепта того и иного текста - концепта «детство». Исходной служит в данном случае идея Д. С. Лихачева о развитии культуры через «объединяющие идеи - концепты» [27, 280], они «константы», которые «не требуется создавать заново, они уже есть». Такой подход дает широкие возможности, чтобы сделать выводы о культурной эволюции, смене культурных кодов, движении идей в контексте общественного сознания.
Цель работы: исследовать эволюцию концепта «детство» в литературе для юношества ХХ века.
Объект исследования: концепт «детство» в литературе ХХ века в его эволюции.
Предмет: онтологическое, образно-поэтическое и эмоционально-психологическое наполнение концепта «детство» в пьесах «Питер Пэн» Дж. Барри и «Зови меня Питер» Я. Фридриха.
Задачи:
1. Изучить понятие «концепт» и определить роль и особенности концепта «детство» в литературе;
2. Исследовать концепт «детство» Дж. Барри «Питер Пэн», а также бытование образа в истории искусства ХХ века;
3. Рассмотреть переосмысление концепта «детство» в пьесе Я. Фридриха «Называй меня Питер»;
4. Предложить методические рекомендации по использованию материала дипломной работы в практике школьного изучения литературы.
В своей работе мы исследовали эволюцию концепта «детство» в литературе для юношества ХХ века на примере произведения Дж. Барри «Питер Пэн» и пьесы Я. Фридриха «Называй меня Питер».
Для этого мы выявили, что концепт «детство» подвергался пересмотру от «царства над миром, принадлежащее ребенку» до «воплощения уничтожаемой потенции сверхчеловека, борющейся за право на мир». Рассмотрели работы М.В. Иванкивой, Э. Нэша, А. Борисенко по творчеству Дж. Барри, которые дают понять авторский замысел произведения, ставят вопрос о границах детской и взрослой литературы, повествуют о прототипах литературных героев «Питера Пэна».
Исследователи Лисенко, Шевченко, и Сейбель в своих работах рассматривают новую немецкую драму, на основе которых мы смогли сделать вывод о причине возникновения конфликта отцов и детей, о социальных и экономических мотивах, которые нашли свое отражение на семейных ценностях, а также наличие истории как составляющей всего произведения.
В первой главе мы изучили понятие «концепт» со стороны лингвистики и литературоведения, которое дают Зусман, Степанов, Аскольдов, Кубрякова Вежбицкая, Степанов, Воркачев, Сейбель и др. Выделили круг смыслов, которые связаны с понятием «концепт»: а) отражение нескольких уровней и значений в культурной эволюции в диахронном плане, б) концепт является памятью о прошлом и суждением о настоящем, в) всегда относится с конкретной лексемой, г) объединяет онтологическое, поэтическое и психологическое содержание. Также мы привели в качестве примера исследования ученых, которые уже рассматривали концепт «детство» на основе русской литературы.
Для анализа концепта необходимо было выявить основы, по которым дальше придется осуществлять свою работу, мы воспользовались концепцией Л.В. Балашовой, поскольку здесь присутствуют несколько принципиально важных аспектов рассмотрения концепта «детство»: а) детство как начальный период жизни человека, противопоставляется зрелости; б) игра как основная деятельность ребенка; в) ребенок как воспитуемый.
Во второй главе мы проанализировали произведение Дж. Барри «Питер Пэн» и определили положительную трактовку концепта «детство». «Питер Пэн» - это гимн детству. Соединение жанров сказки и приключенческой повести позволяет автору привести своего героя к достижению свободы и стихийного счастья в детском утопическом государстве.
Концепт «детство» проявляется в образах взрослых людей негативными коннотациями, соотносится с ребячливостью, глупостью, инфантилизмом. В детских же образах концепт рассматривается через поступки, поведенческие моменты, способность подвергаться воспитанию и здесь мы отметили, что эти герои воплощение детства настоящего, искреннего, но быстротечного.
Игра как важная деятельность ребенка проявляется не только в детских шалостях, выдуманных фантазиях, но и перерастает в жизнь. Общество потерянных мальчишек во главе с Питером Пэном «играют» в настоящую, взрослую, самостоятельную жизнь, оставаясь при этом детьми, произведение показывает, что такие игры бывают жестоки и опасны, однако всегда заканчиваются благополучно.
Также мы говорили, что ребенок подвергается воспитанию со стороны взрослого. В силу своей неопытности, жизненной безграмотности все герои- дети показываются автором как объект воспитания. Не все уроки взрослых дети с легкостью осваивают, однако они не могут жить без таких «подсказок». Примером этому является общество потерянных мальчишек, где в качестве взрослого, более опытного, мудрого человека выступает девочка Венди, которая учит мальчишек хорошим манерам, показывает, что такое «семья», «дружба» и «любовь».
Мы также проследили бытование образа Питера Пэна в разных видах искусства. Произведение многократно экранизировалось, ставилось на сцене. В большинстве своем фильмы, мультфильмы и спектакли сохраняют образ Питера Пэна как вечно юного героя, но некоторые режиссеры представляют вольную трактовку. Например, фильм 1991 г. режиссера С.Спилберга «Капитан Крюк», это явное продолжение знаменитой детской пьесы, где Питер Пэн взрослый, брюзжащий и скучный адвокат. Из всех смыслов, которые сохранились в этой экранизации - это вера в мечту и страх взросления.
В 3 главе мы изучили проявление концепта «детство» в пьесе Я. Фридриха «Называй меня Питер». Концепт в соотношении детства и взрослости здесь показан через детские образы, в пьесе присутствуют два полюса: отказывающиеся от детства «маленькие старички» и беззаботные «инфанты». В первом случае ребенок примеряет на себя маску взрослого, задумывается о недетских проблемах (правильное питание, низкокалорийная пиша), во втором же ребенок пытается противоборствовать процессу взросления, взяв за идеал сказочный образ Питера Пэна.
Также концепт проявляется и в детской игре. Здесь, как и у Дж. Барри, игра превращается в жизнь. Однако мы видим другую трактовку концепта, игра чуть не оборачивается трагедией. Я. Фридрих доводит своих героев до грани отчаяния, дает возможность осмыслить произошедшее. Инфантилизм и страх взросления становятся не только проблемой, но и способом ее разрешения.
Концепт «детство» в аспекте ребенок как воспитуемый не был рассмотрен, так как взрослые в этой пьесы не присутствуют.
Таким образом, мы проследили эволюцию концепта «детство» от положительной («Питер Пэн») до инфантилизма («Называй меня Питер»), которые проявляются в образах главных героев, их ведущей деятельности и воспитания.
1. Nash, A. Farewell Miss Julie Logan: Barrie omnibus / Edinburgh: Canongate Clasics, 2000. -330 s.
2. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология, под ред. В.П.Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
3. Балашова, Л. В. Концепт «детство» в метафорической системе языка (диахронический аспект) / Л. В. Балашова. - Саратов: Изд-во СГУ, 1998. - С. 57-63
4. Барри, Дж. М. Питер Пэн / Дж. М. Барри // История о Питере Пэне, пер. Б. Заходера. - М.: Просвещение, 1967. - 79 с.
5. Барри, Дж.М. Питер Пэн: повесть-сказка / Дж. М. Барри; пересказ И. Токмаковой; худож. Квентин Гребан. - М: ЭНАС-КНИГА, 2017. - 136 с.
6. Борисенко, А. Л. История «Питера Пэна» / А. Л. Борисенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://arzamas.academy/mag/466-peter
7. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая; пер., ред. М. А. Кронгауз. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
8. Воркачев, С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты / С. Г. Воркачев. - Краснодар: ИАН.- Сер.: Лит и яз., 2001. - С. 47-58.
9. Демурова, Н. М. «Я юность, я радость...»: О «Питере Пэне» Дж. М. Барри / Н. М. Демурова // «Июльский полдень золотой.»: Статьи об англ. дет. книге. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 175-194.
10. Дианова, Е. Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века / Е. Е. Дианова. - Москва, 1996. - 249 с.
11. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. - СПб.: Axioma, 1996. - 230 с.
12. Зусман, В. Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка / В. Г. Зусман. - Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. - 167 с.
13. Иванкива, М. В. Д. М. Барри и А. Дюрер проблема реального и вымышленного / М. В. Иванкива // Детство как литературный дискурс.
Материалы второй межвузовской конференции. - СПб: Дума, 2008. - С. 95¬99.
14. Иванкива, М. В. Образ семьи у Джеймса Барри и Астрид Линдгрен (на материале сказочных повестей о Питере Пэне и Карлсоне) / М. В. Иванкива // Ханс Кристиан Андерсен и судьбы сказки в мировой художественной культуре. Сборник научных статей. - СПб: Дума, 2006. - С. 149-153.
15. Иванкива, М. В. Пьеса Джеймса М. Барри «Питер Пэн»: к вопросу о границе взрослой и детской литературы / М. В. Иванкива // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. - СПб.: Книжный дом, 2009 (февраль). - № 92. - С. 200-204.
16. Иванкива, М. В. Ребенок и Художник в поэтической системе Д. М. Барри / М. В. Иванкива // Тема детства в западноевропейской литературе Материалы первой межвузовской научно-методической конференции. - СПб: Дума, 2007 - Выпуск 1. - С. 93-95.
17. Иванкива, М. В. Четыре персонажа в поисках Текста (Питер Пэн в романе «Белая птичка», пьесе «Питер Пэн», повестях «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» и «Питер Пэн и Венди») / М. В. Иванкива // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве в свете сравнительного литературоведения. - СПб: ЛЕМ А, 2009 (май) - Выпуск 13 - С. 101-103.
18. Казанцева, И. А. Концепт «детства» в системе ценностей современной культуры / И. А. Казанцева // Система ценностей современного общества: сб. материалов V Всеросс. научно-практич. конф.: в 2 ч. - Ч. 1. - Новосибирск, 2009. - С. 79-84.
19. Калюжная, И. А. Концепт "детство" в немецкой и русской лингвокультурах / И.А. Калюжная. - Волгоград, 2007. - 229 с.
20. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: Культурные концепты. - Волгоград; Архангельск: Перемена, 1996. - 259 с.
21. Ковальчук, А. В. Культурный код и концепт детства / А. В. Ковальчук // Социосфера. - № 26, 2013. - С. 42 - 45.
22. Колесов, В. В. Ментальная характеристика слова в лексикологических трудах В. В. Виноградова / В. В. Колесов // Вестник МГУ, 1995. - С. 34-48.
23. Кондратьев, Б. С. Концепт детства в произведениях Ф. М. Достоевского и А. П. Гайдара / Б. С. Кондратьев // Приволжский научный вестник №12 (28), ч. 1, - 2013, С. 97 - 99.
24. Крупенина, М. И. Концепция детства в литературе / М. И. Крупенина // Историческая и социально-образовательная мысль. - Москва, 2015. - № 28. - с. 202-204.
25. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С.Кубрякова, В. З.Демьянков, Ю. Г.Панкрац, Л. Г.Лузина. - М.: Филолог, ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 245 с.
26. Лисенко, А. Р Конфликт отцов и детей в немецкой драме ХХ века / А. Р Лисенко. - Казань, 2014. - 24 с.
27. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С.Лихачев // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 280-288.
28. Маковельский, А. О. Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Часть 1 (Доэлатовский период) / А. О. Маковельский. - Казань: Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1914. - 246 с.
29. Маслова, О. О. «Концепт детства в научной и художественной традициях ХХ века / О. О. Маслова. - Ярославль, 2005. - 22 с.
30. Махов, А. Е. Средневековый образ: между теологией и риторикой / А. Е. Махов. - М.: Издательство Кулагиной, 2011. -256 с.
31. Неретина, С. С. Тропы и концепты / С. С. Неретина. - М., 1999. - 277 с.
32. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А.Стернин. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 313 с.
33. Сейбель, Н. Э. Концепт и мотив в литературоведении / Н. Э. Сейбель // Поэтика австрийского романа 20-30-х годов XX века. - Челябинск, 2007. - С. 20-41.
34. Сейбель, Н. Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы / Н. Э. Сейбель [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/motivnyy-repertuar-sovremennoy-nemetskoy-dramy
35. Сейбель, Н. Э. «Страх взросления» в немецкой драматургии начала XXI века / Н. Э. Сейбель // Филологический класс. - Челябинск, 2017. - № 1 (47). - С. 84-87.
36. Селеменева, М. В. Концепт "детство" в городской прозе Ю. В. Трифонова / М. В. Селеменева // Записки Горного института. Т. 175, 2008. - С.151-152.
37. Спиридонова, И. А. Концепт детства в повести А. Платонова "Котлован": проблема перевода на шведский язык / И. А. Спиридонова, В. В. Сакса // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. Сер.: Общественные и гуманитарные науки, 2013. - № 7 (136), т. 2. - С. 62-65.
38. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М.: Академический проект, 2004. - 989 с.
39. Удалых, Е. Ю. Образы детства в русской культуре и философии / Е. Ю. Удалых. - Казань: Казанский федеральный университет, 2017. - 4 с.
40. Фридрих, Я. Называй меня Питер / Я. Фридрих, пер. с нем. А. Риш-Тимашевой // ШАГ 11+: Новая немецкая драматургия. - М.: Гете- институт, 2015. - С. 81-112.
41. Шевченко, Е. Н. Новейшая история в современной немецкой драматургии / Е. Н. Шевченко // Литература и театр: Модели взаимодействия:
сборник науч. ст. по итогам V Международной научно-практической конференции-фестиваля «АРТсессия» (Челябинск, 29-31 октября 2012) / отв. ред. Н. Э. Сейбель. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. -С. 38-67.
42. Эмирова, С. А. Концепт «детство» и средства его вербализации в идиостиле Л. Толстого / С. А. Эмирова // Литературоведение и языкознание: современные трансформации и традиции. - Симферополь: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 199-203.