Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Работа №81024

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проведения дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла 8
1.1. Особенности осуществления образовательной деятельности в
образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.2. Методы проведения занятий по дисциплинам профессионального
цикла в образовательной организации среднего профессионального образования 16
1.3. Дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам
профессионального цикла как эффективная педагогическая форма в образовательной организации среднего профессионального образования 22
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практическая работа по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты- Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж» 35
2.1. Анализ эффективности проведения занятий по дисциплинам
профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж» 35
2.2. Рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского
Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж» 39
2.3. План-конспект занятия дискуссия по теме: «Понятие о
предпринимательской деятельности» 43
Выводы по 2 главе 66
Список использованной литературы 71
Приложение 76

Актуальность исследования. Современное учебное занятие - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Требования к занятию определяют необходимость постановки четкой цели в начале и получения конкретного (диагностируемого и измеримого) результата в конце. Следовательно, возрастают и требования к методам, с помощью которых выстраивается «образовательный маршрут» занятия от цели к результатам.
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала.
Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения. В переводе с латинского языка «discussio» - это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.
Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т. е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента. Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии - это сопоставление различных позиций дискутантов.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла».
Цель исследования: разработать рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж».
Объект исследования: процесс образовательной деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: использование дискуссионных методов в процессе проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла .
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности осуществления образовательной деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования.
2. Дать характеристику методам проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в образовательной организации среднего профессионального образования
3. Изучить дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла как эффективная педагогическая форма в образовательной организации среднего профессионального образования.
4. Проанализировать эффективность проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж»
5. Разработать рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж» ....
6. Разработать план-конспект занятия дискуссия по теме: «Понятие о предпринимательской деятельности».
Методология исследования: теория реализации дискуссионных методов обучения (В.И. Крамаренко, В.И. Блинов, С.Д. Резник и др.); теория интерактивного обучения (О.А. Бекетова, П.В. Разбегаев, Т.Л. Скрипченко и др.); деятельностный подход (В.И. Крамаренко, Е.В. Евплова, С. Смирнов и др.); концепция учебной деятельности (В.С. Автономов, В.М. Коджаспирова, К.А. Чебанов и др.); компетентностный подход к содержанию образования (А.А. Вербицкий, О.Е. Кузовенко, З.П. Трофимова и др.); дидактические и методические основы экономического образования (П.Н. Русакова,В.М. Рогинский, В.Д. Симоненко и др.).
Практическая значимость работы: осуществлен анализ применения дискуссионного метода в процесс преподавания экономических дисциплин в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты- Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж», разработаны рекомендации по применению дискуссионного занятия по дисциплине «Практические вопросы предпринимательства», а также разработан план-конспект дискуссионного занятия по теме «Понятие о предпринимательской деятельности» с применением метода дискуссии.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Урайский политехнический колледж». 628285, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г.Урай, ул. Ленина, дом 51.
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем теоретический обзор дискуссионных методов проведения занятий в СПО, а так же применение дискуссионных методов обучения в СПО и дискуссию как метод активного обучения; во второй главе мы проанализировали применение дискуссионных методов в процессе преподавания экономических дисциплин и разработали план конспект занятия; выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


XXI век - век субъект - субъектного образования. Для такого обучения характерно то, что предметом анализа для студентов выступает практическая ситуация, а сам студент становится в позицию исследователя, задача которого, поиск средств для преобразования данной ситуации, определение критериев и показателей ее оценки, конструктивных схем и способов действия. Субъект образования не только участник учебно-воспитательного действия, но и его творец, конструктор. Он планирует задачи, цели образования, подбирает или создает средства достижения образовательного результата. [2]. Наиболее в полной мере этими навыками помогает овладеть метод дискуссий. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Дискуссия по определению Поля Л. Сопера - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании [1, с. 448]. Специфической характеристикой дискуссии выступает уровень ее компетентности, который зависит от компетентности ее участников. Дискуссия становится формальной, превращается в процесс вытаскивания участниками информации, а не в процесс самостоятельного ее добывания [2,с. 141-147]. В современном образовательном процессе часто используются различные дискуссионные методы. Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных, учебно-профессиональных задач, поэтому они исследуются как в психологии, так и педагогике и социологии. Основная особенность дискуссионных методов - организация, они не могут быть спонтанными.
Дискуссионные методы обучения учат преодолевать стереотипы мышления и поведения. Формируют быстроту, точность и оригинальность мысли. Создают богатое воображение, тренируют самообладание, мобильность, инновационность и уверенность в себе. Подобные занятия в содержательном аспекте дополняют знания по дисциплинам ВУЗа, они способствуют повышению эффективности процесса обучения, эскалации интереса студентов к содержанию курса [3, с. 16-19].
Дискуссия и беседа, выполнение различного рода заданий должны стать неотъемлемой частью занятия. Занятие будет эффективным, если формы изложения материала преподаватель направит на повышение познавательной активности студентов. При подготовке методической разработки использованы различные источники: учебно-методическая и справочная литература, материалы периодической печати. Современное занятие предполагает в числе одной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельности студентов. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников - педагога и студентов, студентов между собой. Имея возможность проявлять на занятиях инициативу, брать на себя ответственность, предлагать свою точку зрения и т. д., студенты во многом приобретают статус субъекта учебной деятельности. Обучение становится также их собственным делом, а не только делом преподавателя. Преподаватель и студенты будут вместе, хотя и с разными акцентами, участвовать в поисках истины. Для педагога каждый студент - это субъект, к которому он обращается не для того, чтобы ему что-то внушить, а для того, чтобы стимулировать его активность, привлечь его к сотворчеству. Как отмечает А. Ф. Малышевский в книге «Мир человека», чем больше людей выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на результативность учебного познавательного диалога. Именно так строится учебно-воспитательный процесс при использовании групповых, интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии) методов обучения - дискуссии, исполнения ролей, имитационной игры. Среди них учебная дискуссия - наиболее распространенный метод. Ее основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую- либо проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.
В методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты - прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании (парламентские дебаты, телевизионные дебаты). Диспут от латинского (disputare) - рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории. Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если студенты будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи.
В процессе дискуссии у студентов формируются специфические умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их как можно точнее формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия и термины. Студенты овладевают приемами доказательной полемики, заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению. Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний, показать их важность для современности.
Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды занятий, сделать их более интересными и запоминающимися. Учебная дискуссия также уместна на семинаре, на зачете. Ситуация спора, дискуссии на занятиях может возникнуть не обязательно на специальных занятиях-дискуссиях, а в процессе обычных учебных вопросов на любом занятии, на различных его этапах. Для этого, например, специально предлагается студентам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.
Дискуссия может быть проведена в самом начале занятия для активизации познавательной деятельности студентов как вариант проблемного задания.
В данной разработке дискуссия необходима при подведении итогов проблемного изложения для закрепления знаний. В ходе проблемного изложения я представила две или более точки зрения на проблему, начальным вопросом для дискуссии был: «Чья точка зрения показалась вам более обоснованной?» Критерий эффективности дискуссии - в актуализации основных аргументов, изложенных преподавателем. Если излагалась одна версия - возможен вопрос: «Согласны ли вы с данным мнением?» Велика и ответственна роль преподавателя, ведущего дискуссию, так как дискуссия - один из труднейших методов обучения, поскольку требует от преподавателя постоянной мобилизованности, целеустремленности, искренности.
При изучении темы данной дисциплины может быть целесообразно проводить традиционную лекцию, так как она имеет ряд положительных сторон: экономичность, возможность охвата широкого круга вопросов; возможность преподавателя высказать свое отношение к рассматриваемым в теме вопросам, сосредоточить внимание студентов на самых главных из них.
Лекции должен быть присущ динамичный, дискуссионный характер, она должна нести не только информационную, но и нравственную нагрузку.
Дискуссию по данному вопросу можно отнести к учебной дискуссии. Преподаватель использует прием опережающего задания. Студенты по заданию преподавателя изучают первоисточники и учебную литературу. На дискуссии студенты выступили как бы сторонниками различных концепций.



1. Автономов, В.С. Совершенствование экономического образования: аналитический доклад. М.: Логос, 2015- 54с.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: методич. пособие [Текст] /
B. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 72с.
3. Бекетова, ОА Интерактивное обучение как метод формирования профессиональных компетенций // Наука и образование опыт, проблемы, перспективы развития. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015 - С.113-116.
4. Викупина, М.А Исторические основы технологического подхода в педагогике // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 8 - С.30-83.
5. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 75с.
6. Гарифуллина А.А. Эвристические методы в экономике [Текст] / А.А. Гарифуллина // Актуальные вопросы экономических на-ук: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. - С. 98 -100.
7. Доу, Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ // Вопросы экономики. - 2013. - №7. - С.53-72.
8. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. -
C. 84-87.
9. Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. - Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2014. - № 1. - С. 41-45.
10. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? [Текст] / Е.В. Евплова // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 99-105.
11. Евплова Е.В. Применение блиц-игр в процессе экономического образования [Текст] / Е.В. Евплова Вестник ВГУ: Проблемы высшего образования. - 2013. - № 2. - С. 84-86
12. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса [Текст] / О.А. Исаева. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 351 с.
13. Козловский, В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход / В.В.Козловский,- Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015.- 357с.
14. Крамаренко, В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 2012.¬231с.
15. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 2013.- 214с.
16. Крамаренко, В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В.И.Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида», 2014.-254с.
17. Кузовенко, О.Е. Компетентностно-ориентированная экономическая
подготовка будущих педагогов в образовательном процессе вуза [Текст] / О.Е. Кузовенко // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - Т. 3: Подготовка и повышение
квалификации педагогов. - С. 223-311.
18. Кузьминов, Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М.: ГУ-ВШЭ, 2015 - 214с.
19. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие для вузов/ В.И. Блинов - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 315 с.
20. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред.
И.П.Николаевой. М.: Финстатинформ, 2014. - 321с.
21. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 2016. - 247с.
22. Петровская, Л.М. Механизмы согласования макроэкономического и
внешнеэкономического равновесия: функциональный анализ /
Л.М.Петровская, А.В.Данильченко - Минск: «Технология», 2014.- 298с.
23. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация
деятельности: Учебное пособие / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 361с
24. Русакова, П.Н. Современные педагогические технологии сборник
материалов. // П.Н. Русакова - Екатеринбург: Екатеринбургский
энерготехникум, 2014.-60с
25. Русецкая, Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе / Т.П. Русецкая.- М.: МИТСО, 2014.-287с.
26. Рогинский, В.М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский. М.: Высшая школа, 2013.- 321с.
27. Разбегаев, П.В Интерактивные методы в обучении: исторический аспект//Вестник научных конференций. - 2016 -№1-С 156-158.
28. Скрипченко, Т.Л., Чичерин Ю.А Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами среднего профессионального образования//Наука и образование новое время —2016. - №1-12 -С. 95-101
29. Смирнов, С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России / С. Смирнов. 2000. № 6.- С.31-39.
30. Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учебно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГПУ, 2014.- 112с.
31. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. М.: Педагогика, 2014.-245с.
32. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие [Текст]/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2012. - 365с.
33. Трофимова, З.П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей) / З. П. Трофимова. Мн.: РИВШ БГУ, 2015.- 301с.
34. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы. - Минск, 2014, - 274с.
35. Усков, В.Л. Качество электронного образования. // Информационные технологии. - 2015. - № 2.- С.21-28
36. Хвесеня, Н.П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии // Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании. - Минск, 2015, - 304с.
37. Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: БГУ, 2016. - 116с.
38. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2015. - 328с.
39. Чебанов, К.А, Богданова М В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования -2016-№4 -С. 135.
40. Шенягин. В.П. Эволюция экономической теории и ростки гармонии / «Экономический журнал», №4, 2013, С. 25-40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ