Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Особенности формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 15
1.4 Использование театрализованной деятельности в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1 Методика изучения связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.3 Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
посредством театрализованной деятельности 35
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, мышления, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии устной речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.
Изучение и формирование связной устной речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: лингвистов, психологов,
педагогов, логопедов, дефектологов. Это определяется тем, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами: К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородичом и др.; психологами: С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др.; логопедами: А.В. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой и др. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По умениям детей строить свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Распространенным речевым нарушением среди детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Оно выражается в искажении речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при
нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка.
В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Театрализованная деятельность - является мощным средством психического развития. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она позволяет совершенствовать связную речь, положительно влияет на звуковую культуру речи, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.). Дети дошкольного возраста любят смотреть спектакли, инсценировки. В занимательной форме обыгрывают роли, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, используют разнообразные средства интонационной выразительности, что активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи и грамматические навыки.
Актуальность темы: Связная речь играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования связной речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности.
Таким образом, проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение.
Тема нашего исследования - «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности».
Цель исследования: теоретически изучить и практически показать возможность использования театрализованной деятельности в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной деятельности.
Достижение цели работы подразумевает решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Методы анализа реального педагогического процесса.
3. Наблюдение, беседа.
4. Обработки данных эксперимента.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
База исследования: ЧДОУ № 152 ОАО «РЖД». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из актуальности нашей темы, связная речь играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Во-первых, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования связной речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности. Во - вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Таким образом, проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение.
Целью настоящего исследования: изучить и практически показать возможность использования театрализованной деятельности в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной деятельности.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
- Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности.
В процессе реализации первой задачи в главе I нашего исследования «Анализ литературных источников по проблеме исследования» были раскрыты основные понятия связной речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие разнообразных фонематических средств оформления высказывания, которое определяет как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию; дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, отмечены проявления эмоционально-волевых нарушений, выделены особенности детей с общим недоразвитием речи III уровня, нарушения познавательной деятельности, что в свою очередь приводит к своеобразному формированию личности; рассмотрены особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, раскрыты основные понятия: связная речь, общее недоразвитием речи, представлены современные возможности в коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, изучены разнообразные разработки многих авторов.
В процессе реализации второй задачи в главе 2 нашего исследования были изучены методики обследования связной речи многих авторов и в качестве основной была применена методика Р.И. Лалаевой.
Так же описаны этапы проведенной работы и оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Составлены таблицы, дана количественная и качественная оценка результатов обследования по параметрам.
В процессе реализации третьей задачи в главе II нашего исследования была спланирована и проведена коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной деятельности.
По итогам проведенной экспериментальной работы, была дана количественная и качественная оценка итоговых результатов обследования по параметрам.
Таким образом, использование театрализованной деятельности помогло развивать у дошкольников такие качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, дети научились передавать личные впечатления в форме связной фразовой монологической речи, составлять описательный рассказ.
Таким образом, мы убеждены, что использование театрализованной деятельности оказывает положительную динамику на формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ полученных результатов проведенной экспериментальной работы показал значительную динамику в формировании связной речи, что позволяет сделать нам вывод о том, что цель достигнута, задачи реализованы.
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова - Дошкольное воспитание, - 2005. - N 4. - С. 24-32
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина - 2003.
3. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2001. - 127 с.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС , 2002. - 272 с.
6. Гаркуши Ю.Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст]. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 256 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: Просвещение ,1961.
8. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу. [Текст] / В.П. Глухов - Дефектология. 1989. - 76 с.
9. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием [Текст]. / В.П. Глухов - Дефектология. 1986. С. 73-79.
10. Долгова О.В. «Синтаксис как наука о построении речи» [Текст] - М.: Высш.школа. 1989. 191 с.
11. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие. Ярославль: Изд. ЯГПУ им. Ушинского. 2006. 76 с.
12. Ерастов Н.П. Культура связной речи [Текст]. - Ярославль,1969.
13. Еремина В.Н. Формирование семантики многозначного слова у детей с общим недоразвитием речи [Текст]. / В.Н. Еремина - Практическая психология и логопедия. 2006. С. 26-31.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 1981.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст]. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. 38 с.
16. Жога Л.Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада [Текст]. / Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова, Л. А. Рукасуева - Логопед. - 2007. 46¬75 с.
17. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. - 320 с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М.: “Просвещение”, 1998. - 340 с.
19. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи [Текст]. / Е. В. Жулина - Логопед. - 2008. С. 111-119.
20. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]. - учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
21. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» [Текст]. -М.:
«Советская Россия», 1973.
22. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей [Текст]. - Художественное слово в воспитании дошкольников. - М.: 1972. с.36.
23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст]. / А.А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1965. 245 с.
24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]. / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. 214 с.
25. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и
педагогической психологии. [Текст]. / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во
Российская академия образования; МПСИ, 2004. 536 с.
26. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной
речи учащихся [Текст]. / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1974. 256 с.
27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]. / Ученые записки ЛГИИ им. Герцена. 1941. 27-71с.
28. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст]. - М.: 1958. 414 с.
29. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст]. / Дошкольное воспитани, 1999.
30. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников [Текст]. / Игра дошкольника - Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: 1989.
31. Розенгард - Пупко «Формирование речи у детей раннего возраста [Текст]. - АПН РСФСР,1963.
32. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет [Текст]. - М.: Гном и Д.: 2001. 21 с.
33. Трошин О.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст]. / О. В. Трошин / Логопед. - 2006. 4-10 с.
34. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение 1977.
35. Филичева Т. Б. Совершенствование связной речи: учеб. метод. Пособие [Текст]. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Соц-полит. Журнал, 1994. 80 с.
36. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст]. / Художественное творчество и ребенок. - М.: 1972.
37. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. / С. Н. Цейтлин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
38. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» [Текст].
39. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст].: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной— 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ.
40. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи [Текст]. / С.Г. Шевченко / Дефектология. 1988. 38-48 с.
41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]. -
М.: Просвещение ,1958.