ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Особенности обучения танцевально-двигательной терапии в
системе здоровьесбережения младших школьников 9
1.2 Характеристика эмоциональной сферы в системе
здоровьесбережения младших школьников 31
1.3 Танцевально-двигательная терапия как метод
здоровьесбережения младших школьников 35
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45
2.1 Организация и методы экспериментальной работы 45
2.2 Содержательные особенности коррекционно-развивающей программы по танцевально-двигательной терапии 57
2.3 Оценка результативности занятий танцевально¬
двигательной терапией 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Особенности обучения танцевально-двигательной терапии в
системе здоровьесбережения младших школьников 9
1.2 Характеристика эмоциональной сферы в системе
здоровьесбережения младших школьников 31
1.3 Танцевально-двигательная терапия как метод
здоровьесбережения младших школьников 35
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45
2.1 Организация и методы экспериментальной работы 45
2.2 Содержательные особенности коррекционно-развивающей программы по танцевально-двигательной терапии 57
2.3 Оценка результативности занятий танцевально¬
двигательной терапией 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - это забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, основанных на традиционной культуре ценностей, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к различным географическим, климатическим, экологическим условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Поэтому неудивительно.
В современном образовании двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями, и возможностями школьников.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
Двигательная активность, рассматривается специалистами (Айзман Р.И., Вайнбаум Я.С., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.), как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма.
Таким образом, целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем.
Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Отдельные вопросы, связанные с оздоровительным воздействием хореографии на организм и психическое состояние детей рассматриваются в работах J. Chodorow, А.Н. Брусницыной, ОА. Егоровой, C.B. Казначеева, М.В.Левина и др. Кроме этого, по мнению ряда авторов (И. Адо, Б. Бегак, И.Ф. Гончаров, Б.К. Григорович, С.Н. Куракина и др.), хореография является действенным средством формирования и гармонизации личности.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз. Наиболее известную диагностику движений дает Рудольф Лабан (танцор и архитектор) придумавший систему анализа и описания двигательного поведения. Труди Шуп, так же исследовала терапевтические возможности танца в работе с психиатрическими пациентами. Исследования в данном направлении проводили такие исследователи как Дж. Керстенберг, Х. Кин, М. Левенталь, М. Харгадайн и др.
Опираясь на опыт многих новаторов танцевально-двигательной терапии, специалистами разработаны методики и приемы танцевально-двигательной терапии, разработаны методические рекомендации. Но всего этого еще недостаточно для масштабного решения проблемы профессионального использования методики танцевально-двигательной терапии в процессе здоровьесбережения младших школьников. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт в области практического и теоретического применения танцевально-двигательной терапии показал, что дальнейшее внимание к вопросу о проблеме танцевально-двигательной терапии как элемента системы здоровьесбережения необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность, социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования «Танцевально-двигательная терапия как элемент системы здоровьесбережения младших школьников».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Объект - процесс использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Предмет - танцевально-двигательная терапия как средство коррекции уровней тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования и теоретически обосновать значение танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
2. Определить возможности использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, в частности в поддержании и коррекции эмоциональной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по танцевально-двигательной терапии.
4. Оценить результативность использования занятий танцевально-двигательной терапией в системе здоровьесбережения младших школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Танцевально-двигательная терапия достаточно эффективна как элемент системы здоровьесбережения младших школьников.
2. Танцевально-двигательная терапия способствует улучшению эмоционального состояния и снижению уровней тревожности и страха младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем: представлена историография метода танцевально-двигательной терапии, выявлены возможности танцевально-двигательной терапии как метода сохранения здоровья младших школьников, предложены критерии оценки эффективности применения метода танцевально-двигательной терапии для сохранения здоровья.
Практическая значимость результатов исследования: обусловлена возможностью применения танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения образовательного учреждения.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования ноябрь 2016 - апрель 2017 гг. изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе май 2017 - сентябрь 2017 г.г. проводился
констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
3. На третьем этапе ноябрь 2017 - май 2018 г.г. в рамках
формирующего эксперимента внедрялись элементы танцевально-двигательной терапии в учебный процесс младших школьников и проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе июнь 2018 - декабрь 2018 г.г. проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Методика танцевально-двигательной терапии.
3. Методы морфофункциональной диагностики.
4. Методика цветовых выборов Люшера (особенности эмоционального состояния детей, самоотношения, особенностей взаимоотношения с другими людьми).
5. Методика диагностики эмоциональных состояний по цвето-рисуночному исследованию - невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).
6. Методики диагностики уровня школьной тревожности - тест Теммла и М. Дорки, опросник Филлипса.
7. Методика диагностики уровня страхов - опросник Захарова.
Структура магистерской работы: введение, две главы, заключение и библиографический список из 76 источников, результаты исследования представлены в таблицах и схемах.
Работа прошла апробацию на конференции, по итогам которой опубликована статья: Бормотов С.В. Танцевально-двигательная терапия в системе здоровьесбережения детей младшего школьного возраста. Экологическая безопасность, здоровье и образование Сборник научных трудов: труды VIII Всероссийской научно-практической конференции.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности; Международный институт независимых педагогических исследований (МИНПИ) - ЮНЕСКО; Международный институт развития школы; Министерство образования и науки Челябинской области; ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» ЧУДПО «Институт здоровья и экологии человека». 2015. С. 22-25.
В современном образовании двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями, и возможностями школьников.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
Двигательная активность, рассматривается специалистами (Айзман Р.И., Вайнбаум Я.С., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.), как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма.
Таким образом, целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем.
Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Отдельные вопросы, связанные с оздоровительным воздействием хореографии на организм и психическое состояние детей рассматриваются в работах J. Chodorow, А.Н. Брусницыной, ОА. Егоровой, C.B. Казначеева, М.В.Левина и др. Кроме этого, по мнению ряда авторов (И. Адо, Б. Бегак, И.Ф. Гончаров, Б.К. Григорович, С.Н. Куракина и др.), хореография является действенным средством формирования и гармонизации личности.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз. Наиболее известную диагностику движений дает Рудольф Лабан (танцор и архитектор) придумавший систему анализа и описания двигательного поведения. Труди Шуп, так же исследовала терапевтические возможности танца в работе с психиатрическими пациентами. Исследования в данном направлении проводили такие исследователи как Дж. Керстенберг, Х. Кин, М. Левенталь, М. Харгадайн и др.
Опираясь на опыт многих новаторов танцевально-двигательной терапии, специалистами разработаны методики и приемы танцевально-двигательной терапии, разработаны методические рекомендации. Но всего этого еще недостаточно для масштабного решения проблемы профессионального использования методики танцевально-двигательной терапии в процессе здоровьесбережения младших школьников. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт в области практического и теоретического применения танцевально-двигательной терапии показал, что дальнейшее внимание к вопросу о проблеме танцевально-двигательной терапии как элемента системы здоровьесбережения необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность, социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования «Танцевально-двигательная терапия как элемент системы здоровьесбережения младших школьников».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Объект - процесс использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Предмет - танцевально-двигательная терапия как средство коррекции уровней тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования и теоретически обосновать значение танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
2. Определить возможности использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, в частности в поддержании и коррекции эмоциональной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по танцевально-двигательной терапии.
4. Оценить результативность использования занятий танцевально-двигательной терапией в системе здоровьесбережения младших школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Танцевально-двигательная терапия достаточно эффективна как элемент системы здоровьесбережения младших школьников.
2. Танцевально-двигательная терапия способствует улучшению эмоционального состояния и снижению уровней тревожности и страха младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем: представлена историография метода танцевально-двигательной терапии, выявлены возможности танцевально-двигательной терапии как метода сохранения здоровья младших школьников, предложены критерии оценки эффективности применения метода танцевально-двигательной терапии для сохранения здоровья.
Практическая значимость результатов исследования: обусловлена возможностью применения танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения образовательного учреждения.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования ноябрь 2016 - апрель 2017 гг. изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе май 2017 - сентябрь 2017 г.г. проводился
констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
3. На третьем этапе ноябрь 2017 - май 2018 г.г. в рамках
формирующего эксперимента внедрялись элементы танцевально-двигательной терапии в учебный процесс младших школьников и проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе июнь 2018 - декабрь 2018 г.г. проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Методика танцевально-двигательной терапии.
3. Методы морфофункциональной диагностики.
4. Методика цветовых выборов Люшера (особенности эмоционального состояния детей, самоотношения, особенностей взаимоотношения с другими людьми).
5. Методика диагностики эмоциональных состояний по цвето-рисуночному исследованию - невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).
6. Методики диагностики уровня школьной тревожности - тест Теммла и М. Дорки, опросник Филлипса.
7. Методика диагностики уровня страхов - опросник Захарова.
Структура магистерской работы: введение, две главы, заключение и библиографический список из 76 источников, результаты исследования представлены в таблицах и схемах.
Работа прошла апробацию на конференции, по итогам которой опубликована статья: Бормотов С.В. Танцевально-двигательная терапия в системе здоровьесбережения детей младшего школьного возраста. Экологическая безопасность, здоровье и образование Сборник научных трудов: труды VIII Всероссийской научно-практической конференции.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности; Международный институт независимых педагогических исследований (МИНПИ) - ЮНЕСКО; Международный институт развития школы; Министерство образования и науки Челябинской области; ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» ЧУДПО «Институт здоровья и экологии человека». 2015. С. 22-25.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовании двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально- типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями, и возможностями школьников.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
В данном исследовании, согласно целям и задачам исследования, было теоретически обосновано и экспериментально проверена эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
В основу танцевально-двигательной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того, чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевально-двигательная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии.
Техники танцевально-двигательной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
В основе психотерапевтического применения танцевально-двигательной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
В практической части нашего исследования показана оценка эффективности танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, оценка результативности занятий танцевально-двигательной терапией.
Основной задачей педагога в этом процессе является поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения; научились обращать внимания на других детей; научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является важным для снятия психоэмоционального напряжения, изменения уровня тревожности.
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм танцевально-двигательной терапии с детьми, лежит принцип воспитывающего обучения. В нашей стране воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы учащиеся, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали бы взгляды и черты характера, находящиеся в соответствии со всей направленностью гуманистического воспитания.
Представленная программа по танцевально-двигательной терапии направлена на развитие координационных способностей и коррекцию уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Проведенные коррекционные занятия по танцевально-двигательной терапии вызвали интерес не только у участников экспериментальных групп, но и у многих классных руководителей. Проведенные беседы с детьми и учителями позволяют нам говорить о возросшем интересе к танцевально-двигательной терапии и поэтому все больший интерес приобретали наши занятия в группах.
Представленная программа, реализованная в экспериментальных группах, не только улучшила физическое и эмоциональное состояние, но к тому же послужила развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. Также танцевально-двигательная терапия использовалась для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создавались условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществлялся поиск собственного стиля в общении и самовыражении.
Итак, проведенная экспериментальная работа позволяет подтвердить правильность выдвинутой гипотезы: реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Основным условием для реализации на практике положений гипотезы исследования является наличие специально организованной педагогической среды, которая создается в силу функционирования педагогической системы, в основе которой в качестве системообразующей положена совместная деятельность учащихся и педагога-хореографа в русле субъект-субъектных отношений. Система будет действенной, если будет выстроена на основе принципов природосообразности, социобразности, культуросообразности, психолого-педагогической поддержки, деятельностного подхода, а в организации творческой деятельности будут учитываться интересы детей.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
В данном исследовании, согласно целям и задачам исследования, было теоретически обосновано и экспериментально проверена эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
В основу танцевально-двигательной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того, чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевально-двигательная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии.
Техники танцевально-двигательной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
В основе психотерапевтического применения танцевально-двигательной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
В практической части нашего исследования показана оценка эффективности танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, оценка результативности занятий танцевально-двигательной терапией.
Основной задачей педагога в этом процессе является поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения; научились обращать внимания на других детей; научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является важным для снятия психоэмоционального напряжения, изменения уровня тревожности.
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм танцевально-двигательной терапии с детьми, лежит принцип воспитывающего обучения. В нашей стране воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы учащиеся, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали бы взгляды и черты характера, находящиеся в соответствии со всей направленностью гуманистического воспитания.
Представленная программа по танцевально-двигательной терапии направлена на развитие координационных способностей и коррекцию уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Проведенные коррекционные занятия по танцевально-двигательной терапии вызвали интерес не только у участников экспериментальных групп, но и у многих классных руководителей. Проведенные беседы с детьми и учителями позволяют нам говорить о возросшем интересе к танцевально-двигательной терапии и поэтому все больший интерес приобретали наши занятия в группах.
Представленная программа, реализованная в экспериментальных группах, не только улучшила физическое и эмоциональное состояние, но к тому же послужила развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. Также танцевально-двигательная терапия использовалась для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создавались условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществлялся поиск собственного стиля в общении и самовыражении.
Итак, проведенная экспериментальная работа позволяет подтвердить правильность выдвинутой гипотезы: реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Основным условием для реализации на практике положений гипотезы исследования является наличие специально организованной педагогической среды, которая создается в силу функционирования педагогической системы, в основе которой в качестве системообразующей положена совместная деятельность учащихся и педагога-хореографа в русле субъект-субъектных отношений. Система будет действенной, если будет выстроена на основе принципов природосообразности, социобразности, культуросообразности, психолого-педагогической поддержки, деятельностного подхода, а в организации творческой деятельности будут учитываться интересы детей.
Подобные работы
- ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



