ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Особенности обучения танцевально-двигательной терапии в
системе здоровьесбережения младших школьников 9
1.2 Характеристика эмоциональной сферы в системе
здоровьесбережения младших школьников 31
1.3 Танцевально-двигательная терапия как метод
здоровьесбережения младших школьников 35
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45
2.1 Организация и методы экспериментальной работы 45
2.2 Содержательные особенности коррекционно-развивающей программы по танцевально-двигательной терапии 57
2.3 Оценка результативности занятий танцевально¬
двигательной терапией 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - это забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, основанных на традиционной культуре ценностей, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к различным географическим, климатическим, экологическим условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Поэтому неудивительно.
В современном образовании двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями, и возможностями школьников.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
Двигательная активность, рассматривается специалистами (Айзман Р.И., Вайнбаум Я.С., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.), как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма.
Таким образом, целительное воздействие танцев замечено человеком еще в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем.
Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Отдельные вопросы, связанные с оздоровительным воздействием хореографии на организм и психическое состояние детей рассматриваются в работах J. Chodorow, А.Н. Брусницыной, ОА. Егоровой, C.B. Казначеева, М.В.Левина и др. Кроме этого, по мнению ряда авторов (И. Адо, Б. Бегак, И.Ф. Гончаров, Б.К. Григорович, С.Н. Куракина и др.), хореография является действенным средством формирования и гармонизации личности.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз. Наиболее известную диагностику движений дает Рудольф Лабан (танцор и архитектор) придумавший систему анализа и описания двигательного поведения. Труди Шуп, так же исследовала терапевтические возможности танца в работе с психиатрическими пациентами. Исследования в данном направлении проводили такие исследователи как Дж. Керстенберг, Х. Кин, М. Левенталь, М. Харгадайн и др.
Опираясь на опыт многих новаторов танцевально-двигательной терапии, специалистами разработаны методики и приемы танцевально-двигательной терапии, разработаны методические рекомендации. Но всего этого еще недостаточно для масштабного решения проблемы профессионального использования методики танцевально-двигательной терапии в процессе здоровьесбережения младших школьников. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность этой проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт в области практического и теоретического применения танцевально-двигательной терапии показал, что дальнейшее внимание к вопросу о проблеме танцевально-двигательной терапии как элемента системы здоровьесбережения необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность, социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования «Танцевально-двигательная терапия как элемент системы здоровьесбережения младших школьников».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Объект - процесс использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
Предмет - танцевально-двигательная терапия как средство коррекции уровней тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования и теоретически обосновать значение танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
2. Определить возможности использования танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, в частности в поддержании и коррекции эмоциональной сферы младших школьников.
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по танцевально-двигательной терапии.
4. Оценить результативность использования занятий танцевально-двигательной терапией в системе здоровьесбережения младших школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Танцевально-двигательная терапия достаточно эффективна как элемент системы здоровьесбережения младших школьников.
2. Танцевально-двигательная терапия способствует улучшению эмоционального состояния и снижению уровней тревожности и страха младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем: представлена историография метода танцевально-двигательной терапии, выявлены возможности танцевально-двигательной терапии как метода сохранения здоровья младших школьников, предложены критерии оценки эффективности применения метода танцевально-двигательной терапии для сохранения здоровья.
Практическая значимость результатов исследования: обусловлена возможностью применения танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения образовательного учреждения.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования ноябрь 2016 - апрель 2017 гг. изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе май 2017 - сентябрь 2017 г.г. проводился
констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
3. На третьем этапе ноябрь 2017 - май 2018 г.г. в рамках
формирующего эксперимента внедрялись элементы танцевально-двигательной терапии в учебный процесс младших школьников и проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе июнь 2018 - декабрь 2018 г.г. проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Методика танцевально-двигательной терапии.
3. Методы морфофункциональной диагностики.
4. Методика цветовых выборов Люшера (особенности эмоционального состояния детей, самоотношения, особенностей взаимоотношения с другими людьми).
5. Методика диагностики эмоциональных состояний по цвето-рисуночному исследованию - невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).
6. Методики диагностики уровня школьной тревожности - тест Теммла и М. Дорки, опросник Филлипса.
7. Методика диагностики уровня страхов - опросник Захарова.
Структура магистерской работы: введение, две главы, заключение и библиографический список из 76 источников, результаты исследования представлены в таблицах и схемах.
Работа прошла апробацию на конференции, по итогам которой опубликована статья: Бормотов С.В. Танцевально-двигательная терапия в системе здоровьесбережения детей младшего школьного возраста. Экологическая безопасность, здоровье и образование Сборник научных трудов: труды VIII Всероссийской научно-практической конференции.
Министерство образования и науки Российской Федерации; Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности; Международный институт независимых педагогических исследований (МИНПИ) - ЮНЕСКО; Международный институт развития школы; Министерство образования и науки Челябинской области; ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» ЧУДПО «Институт здоровья и экологии человека». 2015. С. 22-25.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовании двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально- типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения, функциональными особенностями, и возможностями школьников.
Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляции мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально- волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
В данном исследовании, согласно целям и задачам исследования, было теоретически обосновано и экспериментально проверена эффективность танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников.
В основу танцевально-двигательной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того, чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевально-двигательная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии.
Техники танцевально-двигательной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
В основе психотерапевтического применения танцевально-двигательной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
В практической части нашего исследования показана оценка эффективности танцевально-двигательной терапии в системе здоровьесбережения младших школьников, оценка результативности занятий танцевально-двигательной терапией.
Основной задачей педагога в этом процессе является поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения; научились обращать внимания на других детей; научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является важным для снятия психоэмоционального напряжения, изменения уровня тревожности.
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм танцевально-двигательной терапии с детьми, лежит принцип воспитывающего обучения. В нашей стране воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы учащиеся, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали бы взгляды и черты характера, находящиеся в соответствии со всей направленностью гуманистического воспитания.
Представленная программа по танцевально-двигательной терапии направлена на развитие координационных способностей и коррекцию уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
Проведенные коррекционные занятия по танцевально-двигательной терапии вызвали интерес не только у участников экспериментальных групп, но и у многих классных руководителей. Проведенные беседы с детьми и учителями позволяют нам говорить о возросшем интересе к танцевально-двигательной терапии и поэтому все больший интерес приобретали наши занятия в группах.
Представленная программа, реализованная в экспериментальных группах, не только улучшила физическое и эмоциональное состояние, но к тому же послужила развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. Также танцевально-двигательная терапия использовалась для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создавались условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществлялся поиск собственного стиля в общении и самовыражении.
Итак, проведенная экспериментальная работа позволяет подтвердить правильность выдвинутой гипотезы: реализация методологических основ танцевально-двигательной терапии, как элемента системы здоровьесбережения младших школьников, в развитии координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста педагогом-хореографом будет эффективной, если:
• педагог-хореограф имеет компетентную подготовку по использованию танцевально-двигательной терапии;
• разработана коррекционно-развивающая программа по танцевально-двигательной терапии, соответствующая возрастным и психолого-педагогическим особенностям участников эксперимента;
• создано организационно-методическое обеспечение танцевально-двигательной терапии для развития координационных способностей и коррекции уровня тревожности, страха и эмоционального состояния детей младшего школьного возраста;
• учтено сочетание традиционных и инновационных технологий танцевально-двигательной терапии;
• создана благоприятная атмосфера, способствующая реализации психолого-педагогических основ танцевально-двигательной терапии.
Основным условием для реализации на практике положений гипотезы исследования является наличие специально организованной педагогической среды, которая создается в силу функционирования педагогической системы, в основе которой в качестве системообразующей положена совместная деятельность учащихся и педагога-хореографа в русле субъект-субъектных отношений. Система будет действенной, если будет выстроена на основе принципов природосообразности, социобразности, культуросообразности, психолого-педагогической поддержки, деятельностного подхода, а в организации творческой деятельности будут учитываться интересы детей.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999.
2. Алексеева, Е.А. Пение в системе музыкального воспитания детей [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С. 55¬58.
3. Аметова, Л.А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам для себя арттерапевт» [Текст] / Л.А. Ахметова. - М.: Столичный муниципальный открытый педагогический институт, 2003а. - 36с.
4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. - М: Когито-Центр, 2006. - 336с.
6. Арт-терапия: хрестоматия [Текст] / сост. и общая ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320с.
7. Баскаков, В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. - М.: Прогресс, 1992.
8. Бебик, М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми. // Журнал практического психолога. - 2005. - № 3. - С.6-13.
9. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера [Текст] // Исцеляющее искусство. 1999. - № 1. - С 167.
10. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. - 2001. - № 1-2.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П.
Блонский. - М: Инфра, 2007. - 143с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М: Наука, 2001. - 296с.
13. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевт. Истории для детей [Текст] / Д. Бетт. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
- 224с.
14. Веремеенко, Н.И. Танцевально-двигательные методы в современной практической психологии. // Журнал прикладной психологии. 2006. - № 1. - С. 2-12.
15. Вилюнас, В.К., Психология эмоций. Тексты [Текст] / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288с.
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
17. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004.
18. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]/ И.Ф. Девятко. - Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998. - 208с.
19. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
20. Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. - № 5. - С. 20-23.
21. Жидкова, Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог, 2008. - №1. - С.6-9.
22. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - М., 2009. - 244 с.
23. Изард, К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.
24. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
- СПб.: Речь, 2007.
25. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.
26. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Творческий центр, 2003.
27. Кученко, Т.В. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2008. №5. С. 10-12.
28. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. - С.31-38.
29. Лебедева Л.Д. Арттерапевтические занятия [Текст] / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. - 2001. - №5. - С.26.
30. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии [Текст] // Дидактика 2000. - № 1. - С.26-54.
31. Лебедева, Л.Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе [Текст] /Л.Д.Лебедева // Школьные технологии. - 2000.- №6.- С.201.
32. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация [Текст] / Л.Д.Лебедева // Педагогика. - 2001. - №5. - С.29.
33. Лобанова, Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. -2005. - №3. - С. 36 - 52.
34. Лобина С.А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных» учреждений [Текст] / С.А. Лобина Новокуйбышевск, 2008 г. - 105с.
35. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для
студентов педагогических ин-тов [Текст] / А. А. Люблинская. - М.:
Просвещение, 1971. -415с.
36. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2004. - 267с.
37. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400с.
38. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.
39. Мухина B.C. Детская психология [Текст] /В.С.Мухина. - М.: Апрель Пресс, 2000.- 380с.
40. О.А.Шаграевой, С.А, Козловой, - М.: изд. Центр Академия, 2003.¬176 с-(Высшее образование)
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [Текст] / Л.Ф.Обухова. -М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
42. Опросник лики родительской любви [Текст] / Школьный психолог. 1999.-№21.- С. 13.
43. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст] / А.А.Осипова. - М: Сфера, 2002. - 510с.
44. П.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.
45. Панфилова М. А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников [Текст] / М.А.Панфилова.- М : Сфера, 2002 . - 96с.
46. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.
47. Петрушина, В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001.
-№4. - С. 22 - 27; №5. - С. 12- 17; №6. - С. 7- 11; 2002. - №1. - С. 9 - 13.
48. Петухова И. Как вправить «социальный вывих»? Психологические основы и развивающие эффекты интегрированного обучения [Текст] / И. Петухова // Школьный психолог.- 2004. - № 43. - С.57.
49. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.
50. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448с.
51. Прилепский И.А. Современные тенденции использования
танцевально-двигательной терапии. // Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 130-134.
52. Прихожан А.М.Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 304 с.
53. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
54. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Б.Д. Карвосарского СПб., 1999.- 752с.
55. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов. - М.: Высшая школа, 2003.
56. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. П. - СПб.: Питер, 2000.-672 с.
57. Рудестам К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 384с.
58. Савиных В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально- двигательной терапии. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 23. С. 97-102.
59. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001.
60. Слободчиков В.П., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека [Текст] // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. С. 212-385.
61. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. -464 с.
62. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] /Л.Д. Столяренко . - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-673с.
63. Фомин А.С. Танец в дошкольном детстве: теория и практика. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 178-182.
64. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 271 с.
65. Чепракова Е.А. Разработка коррекционно-развивающих программ [Текст]/Е.А. Чепракова// Справочник педагога-психолога .- 2012.- №4.- С.25.
66. Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6. С. 113-118.
67. Энциклопедия психологических тестов для детей [Текст].-М.: Арнадия, 1997. -256с.
68. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / Якобсон П.М. Психология мотивации. - М:Просвещение, 2000. -125с.
Интернет - ресурсы
69. Балина Т.Н. Комплексная программа обучения приемам психологической саморегуляции детей 6-7 лет (психофизиологический тренинг) Ростов-на-Дону 2001 [Электронный ресурс] / САЙТ единое окно доступа к образовательным ресурсам.- Режим доступа:http://window.edu.ru
70. Боровых Т.Н. Развиваем социально - эмоциональный мир ребенка [Электронный ресурс] / Боровых Т.Н.// Социальная сеть работников образования.- Режим доступа:http: //nsportal .ru/detskii-sad
71. Бруннер Е.Ю. Рисунок семьи метод Кормана [Электронный ресурс]/ Е.Ю.Бруннер //Персональный сайт Бруннера Е.Ю. психология.- Режим доступа: httpAbrunner.kgu.edu. ua/index
72. Игротека для младших школьников [Электронный ресурс]/ Сайт Ваш психолог расслабление.- Режим дocтyпa:http://www■vashpsixolog.ru
73. Реферат. Основые модели психологической коррекции [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: //www.coolreterat.com
74. Свободная энциклопедия википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ru.wikipedia.org
75. Теория и практика толерантности (невербальная диагностика эмоциональных состояний А.О.Прохоров, Н.Г.Генинг) [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http: //www.psytolerance. info/techniques/index. php
76. Старк А. Танцевально-двигательная терапия.//
http://www.autist.narod