Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 28
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 28
2.2. Особенности нарушений связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 33
2.3. Обзор методик по преодолению нарушений связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр 58
3.1. Методики для изучения связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 58
3.2. Состояние сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 66
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством
дидактических игр 71
3.4. Результаты экспериментальной работы 74
Выводы по третьей главе 79
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение
В настоящее время создание специальных условий, способствующих развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, актуально в силу того, что логопеды, воспитатели, методисты встречаются с затруднениями, как из-за недостаточной изученности этих условий, так и сложности самого процесса.
Понятие связная речь включает в себя правильное оформление собственных мыслей, которые можно выражать как письменно, так и устно и которые будут понятны окружающим.
Только при наличии развитой связной речи ребенок старшего дошкольного возраста имеет возможность успешно обучаться в школе. Развитая связная речь позволит ему в дальнейшем не испытывать затруднений для последовательного, полного, аргументированного и логичного изложения своих собственных суждений. Уровень развития связной речи играет большую роль и в воспроизведении ребенком в будущем содержания текстов как программных учебников, так и художественных произведений. И, конечно, неотъемлемым условием для написания заложенных в учебную программу изложений и сочинений является наличие высокого уровня развития связной речи у школьника.
Необходимо отметить изначальную сложность процесса развития связной речи у детей дошкольного возраста, усложнение которого многократно при общем недоразвитии речи (ОНР).
А.М. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, В.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко и др. занимались проблемами развития связной речи у детей с ОНР.
Указанные ученые в своих работах отмечали особую роль, которая отводится развитию связной речи детей с ОНР в системе коррекционной работы с ними. Именно развитие связной речи, в силу структуры дефекта у этих детей, является наиболее сложной задачей, но при этом есть главная 3
конечная цель всего коррекционного процесса. Достижение этой цели достаточно сложный процесс, который охватывает работу, как логопеда, воспитателей, так и родителей и, конечно, ребенка.
Несмотря на достаточную изученность данной проблемы и освящения ее в научной и методической литературе, остается потребность в дальнейшем совершенствовании имеющихся приемов и методов коррекции, а также поиске, обоснованных наукой новых путей, позволяющих развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи III уровня.
На основании вышеизложенного можно заключить, что выбор темы исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр» актуален.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать эффективность проведенной коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактической игры.
Объект исследования: коррекционная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности использования дидактической игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и определить методики для ее изучения.
3. Разработать содержание коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактической игры и определить ее эффективность.
Гипотеза исследования - развитие связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня будет эффективным, если на занятиях использовать специально отобранные дидактические игры, как средства коррекции связной речи.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого - педагогической, психофизиологической и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (контрольный и формирующий эксперимент; качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС № 147 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: концепция Л.С. Выготского; теория речевой деятельности А.А. Леонтьева; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей P.E. Левиной; методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием В.П. Глухова.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе поставлена и исследована проблема нарушения связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня. Полученные в ходе исследования результаты дают более полное представление о работе по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был разработан и реализован на практике комплекс дидактических игр, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Некоторые положения исследования были апробированы на XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85- летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск, 25-26 апреля 2019 год), а также в материалах статей: «Развитие связной речи у детей с ОВЗ и детей -инвалидов посредством дидактических игр», «Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр».
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Связная речь представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, которое проявляется в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Существует ряд подходов в понимании составляющих связной речи, однако все авторы сходятся во мнении, что, по существу, связная речь представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими. По мнению исследователей, существует две разновидности связной речи: диалогическая и монологическая. Каждая из указанных форм обладает своими особенностями, которые определяют последовательность их формирования. Связность является главным условием коммуникативности речи, независимо от того, в какой форме она выражается: монологической или диалогической. Для того, чтобы ребенок овладел такой значимой стороной речи, как связность, требуется развития у него навыков по составлению связного высказывания.
У детей с отсутствием речевых патологий процесс развития связной речи протекает поэтапно параллельно с развитием мышления, деятельности и общения. Освоение грамматической структуры, звуковой стороны родного языка, обогащение словаря и, как следствие, развитие связной речи осуществляется весь период дошкольного детства, т.е. с трех до семи лет.
В этот период происходит последовательное совершенствование синтаксического строя предложения наряду с выразительностью, морфологической оформленности слов, а затем их звукового состава.
К периоду старшего дошкольного возраста наблюдается процесс усложнения речевых умений - это отражается в трансформации диалогической речи к разным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна, контекстна, непроизвольна, реактивна, не достаточно организована. Монологическая речь напротив требует от говорящего развернутости, произвольности выражающейся в обдумывании содержания высказывания и выборе соответствующей языковой формы, а также организованности, отражающийся в умении дошкольника планировать и программировать всю свою речь, весь монолог как целое.
Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, подразумевает детальный отбор адекватных лексических средств и применение сложных синтаксических конструкций.
К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо, происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
В настоящее время существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах.
При третьем уровне ОНР у детей старшего дошкольного возраста наблюдается наличие развернутой фразовой речи с присутствием элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Необходимо отметить изначальную сложность процесса развития связной речи у детей дошкольного возраста, усложнение которого многократно при общем недоразвитии речи (ОНР).
Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактическую игру. Дидактическая игра воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это способствует развитию связной речи детей.
В практической часть нашего исследования нами было проведено обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Нами были подобраны методики для проведения констатирующего эксперимента в качестве которых мы использовали методики, предложенные В.П. Глуховым. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилась нами на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ДС № 147 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что нарушения связной речи при ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста затрагивают все стороны речевого развития.
Для коррекционной работы были подобраны дидактические игры, которые способствуют развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. По результатам экспериментальной работы было проведено повторное обследование и получены результаты, которые доказали эффективность использования дидактических игр в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, цель достигнута.
Принципы данного исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также родителями, воспитывающими детей данной категории.
1. Абаева, Г. Б. Функции языка и речи в речевой деятельности
[Текст] / Г. Б. Абаева // Актуальные и приоритетные направления исследований: материалы Международной научно-практической
конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников. - 2017. - С. 16-21.
2. Абрамова, Е. А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческим рассказам [Текст] / Е. А. Абрамова // Молодежная наука: тенденции развития. - 2019. - № 2. - С. 5-9.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Ольга Ахманова. - Москва: УРСС, 2014. - 569 с.
4. Бакалейко, М. Ю. Создание педагогических условий для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Бакалейко, В. В. Неволина // Теория и практика педагогической деятельности: эксперименты и инновации: сборник материалов XVII международной очно-заочной научно-практической конференции. - 2019.
- С. 88-95.
5. Батурина, В. О. Закономерности развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста [Текст] / В. О. Батурина // Современные технологии: проблемы инновационного развития: сборник статей
Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2019.-С. 236-239.
6. Болдышева, М. Е. Психолого-педагогическое сопровождение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста сОНР III уровня [Текст] / М. Е. Болдышева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: научные труды участников IV Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 105-110.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст] / Алиса Бородич. - Москва: Просвещение, 2016. - 256 с.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / Валентина Воробьева. - Москва: АСТ, 2016. - 328 с.
9. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Лев Выготский. - Москва: Просвещение,1996. - 420 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь [Текст] / Лев Выготский. - Москва.: Говорящая книга, 2012. - 736 с.
11. Гвоздев, А. М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. - Москва: Издательство «Академия», 1991. - 211 с.
12. Глухов В. П. Основы психолингвистики [Текст] / Вадим Глухов. - Москва: Высшая школа, 2008. - 352 с.
13. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / Вадим Глухов. - Москва: Психология, 2014. - 144с.
14. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Вадим Глухов. - Москва: МПГУ, 2017. - 136 с.
15. Грабаровская, Л. В. Особенности развития связной речи у дошкольников [Текст] / Л. В. Грабаровская, Е. С. Симонова // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 75-76.
16. Губайдуллина, Е. В. Развитие речи: рассуждения
дошкольников в условиях современного детского сада [Текст] / Е. В. Губайдуллина, Н. Д. Багрова // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 34-36.
17. Душницкая, А. А. Анализ понятий «речь», «связная речь» в психолого-педагогической литературе [Текст] / А. А. Душницкая // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики: Материалы региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 89-92.
18. Душницкая, А. А. Сущность понятий «речь» и «связная речь» в психолого-педагогической литературе [Текст] / А. А. Душницкая // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 259-261.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Людмила Ефименкова. - Москва: Национальный книжный центр,2015.- 221 с.
20. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] / Надежда Жукова. - Москва: Просвещение, 1994. - 328 с.
21. Жураковская, Я. В. Формирование описательной речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Я. В. Жураковская // Экстернат РФ. - 2013. - № 7. - С. 48-54.
22. Зубкова, А. С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи [Текст] / А. С. Зубкова, А. С. Лукьянычева. - Москва: Владос, 2016. - 64 с.
23. Казакова, Е. А. Педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Казакова, М. Н. Карпенко // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно -практической конференции в рамках юбилейного года педагогического факультета и Года добровольца и волонтера. - 2018. - С. 99-102.
24. Казаковская, В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге [Текст] / Виктория Казаковская. - Санкт-Петербург: Издательство «Мозаика-синтез», 2003. - 144 с.
25. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст]: Методические рекомендации для руководителей и
воспитателей ДОУ / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов на Дону: ТЦ «Учитель», 2012. - 32 с.
26. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы [Текст] / B. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва: Владос, 2013. - 48 с.
27. Коротовских, Т. В. К вопросу изучения особенностей и уровня сформированности монологической речи у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Т. В. Коротовских // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 6-1. - С. 179-183.
28. Коротовских, Т. В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №48. - С. 70-75.
29. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 151 с.
30. Лаврик, М. С. Методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для вузов / Мария Лаврик. - Кишинев: Лумина, 2015. - 203 с.
31. Ладыженская, Т. А. Речь: книга для воспитателя [Текст] / Таиса Ладыженская. - М.: Педагогика, 2014. - 336 с.
32. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Таиса Ладыженская. - Москва: Просвещение, 1975. - 118 с.
33. Лахмоткина, В. И. К проблеме определения понятия «связнаяречь» у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. И. Лахмоткина, В.иИ. Артемова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. - № 3-3. - С. 199¬203.
34. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] / Роза Левина //Логопедия. Методическое наследие. Кн.5 / Под ред. Л. С. Волковой. - Москва: Педагогика, 2008. - 314 с.
35. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Роза Левина. - Москва: Просвещение, 1967. - 105 с.
36. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общ. теории речевой деятельности [Текст] / Алексей Леонтьев. - Москва: Ленанд, 2014. - 243 с.
37. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Алексей Леонтьев. - Москва: Просвещение, 1969. - 214 с.
38. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / Мая Лисина. - Москва: Педагогика. 2006. - 143 с.
39. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва: Академия, 2014. - 464 с.
40. Морозова, Ж. В. Понятие «связная речь» и ее значение дляразвития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж. В. Морозова // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. - 2019. - С. 116-118.
41. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Роберт Немов. - Москва: Кнорус, 2016. - 720 с.
42. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Наталия Нищева. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2006. - 352 с.
43. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников [Текст] / Людмила Носкова. - Москва: Владос, 2004. - 401 с.
44. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И.
Скворцова. - Москва: Мир и образование, 2015. - 1375 с.
45. Помазкова, Н. А. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] / Н. А. Помазкова, О. В. Иванченко // Педагогическое мастерство: матер. VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва, 2015. - C. 101-104.
46. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
- 386 с.
47. Развитие речи детей 5-7 лет [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой.
- Москва: ТЦ Сфера, 2016. - 272 с.
48. Рамзаева, Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования [Текст] / Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. - 2013. - №11. - С.14-23.
49. Романцова, И. О. Особенности развития связной описательнойречи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня [Текст] / И. О. Романцова // APPLIED SCIENCE OF TODAY: PROBLEMS AND NEW APPROACHES:сборник статей Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2019. - С. 79-82.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Сергей Рубинштейн. - Санкт-Петербург: «Питер», 2014 - 712 с.
51. Синцова, А. А. Занятия по развитию речи [Текст] / Александра Синцова. - Москва: Чистые пруды, 2006. - 359 с.
52. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Феликс Сохин. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 153 с.
53. Сытина, О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников [Текст] / О. И. Сытина // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 296-297.
54. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Елизавета Тихеева. - Москва: Просвещение, 1981. - 144 с.
55. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Татьяна Ткаченко. - Москва: Гном и Д, 2014. - 56 с.
56. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва: ВЛАДОС, 2017. - 288 с.
57. Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова. - Москва: Просвещение,
2016. - 207 с.
58. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва: Педагогика, 2009. - 192 с.
59. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях
специального детского сада [Текст]: Пособие для студентов
дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва: Альфа, 2013. - 103 с.
60. Хиленко, Т. С. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. С. Хиленко // Сборник Межрегиональной конференции «Актуальные вопросы обучения русскому языку», 2015. - С. 366-367.
61. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь [Текст]: методические рекомендации / Людмила Шадрина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
62. Шмоткина, А. И. Понятие «связная речь» и ее развитие вдошкольном возрасте [Текст] / А. И. Шмоткина, Е. А. Тощакова // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2018. - С. 330-332.
63. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития [Текст] / Борис Эльконин. - Москва: Тривола, 2014. - 324 с.
64. Юрьева, Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности [Текст] / Надежда Юрьева. - Санкт-Петербург: Издательство «Мозаика-синтез», 2013. - 264 с.