Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умения строить логические цепи рассуждений средствами внеурочной деятельности

Работа №81006

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность и структура УУД, понятие логических УУД 6
1.2. Возрастные особенности формирования познавательной деятельности
детей младшего школьного возраста 12
1.3. Роль внеурочной деятельности в формировании умения строить
логические цепи рассуждений 17
Выводы по главе I 21
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ РАССУЖДЕНИЙ
2.1. Цели, задачи эксперимента, используемые методики по
формированию умения строить логические цепи рассуждений 22
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента по формированию
умения строить логические цепи рассуждений 24
2.3. Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по
формированию логических УУД 27
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
умения строить логические цепи рассуждений 54
Выводы по главе II 59
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение


Многое изменилось за последнее время и в условиях перемен в образовании и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях существует проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность данной темы связана с тем, что основная задача по решению данной проблемы возлагается на педагогов, которые, непосредственно работают с младшими школьниками.
Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и входит в общее образование. Уровень формирования универсальных учебных действий, непосредственно, проявляется в требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса.
Формирование универсальных учебных действий есть основа успешности усвоения содержания учебных дисциплин в начальной школе. Работа по развитию универсальных учебных действий идет быстро, стремительными темпами. Универсальные учебные действия отражены в проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной деятельности младших школьников, способности регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточного формирования познавательных и логических действий, и как следствие возрастание отклоняющего поведения, различные нарушения.
Многие авторы: Василенко Т.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Федотова А.В, Пунский В.О. и др. занимались изучением проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Противоречие: между необходимостью формирования строить логические цепи рассуждений и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности занятий по программе внеурочной деятельности по формированию логических УУД
Цель исследования - изучение теоретических основ формирования умения строить логические цепи рассуждений у младших школьников для разработки программы внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Объект - формирование умений строить логические цепи рассуждений.
Предмет исследования - процесс обучения младших школьников
1. Изучить сущность и структуру понятия универсальных учебных действий;
2. Рассмотреть особенности формирования познавательной
деятельности у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть роль внеурочной деятельности в формировании умения строить логические цепи рассуждений;
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Реализовать программу внеурочной деятельности «Умники и умницы» по формированию логических универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование умения строить логические цепи рассуждений у младших школьников будет более эффективным, если внедрить программу внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами применялись следующие методы исследования:
1. теоретические методы: анализ психологической, педагогической литературы;
2. эмпирические методы: эксперимент.
3. методы качественной, количественной обработки результатов
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» по формированию умения строить логические цепи рассуждений может быть использована в практической деятельности учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Методологическая база: работы педагогов, таких как: Куцакова Л.В., Парамонова Л.А, Поддьяков, Н.Н, Цукерман, Г.А и др.
База исследования: МАОУ СОШ № 148 г. Челябинска, в 1-м классе, 10 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: оглавление, введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования универсальных логических действий младших школьников является одной из актуальных проблем. Формирование универсальных учебных действий обеспечивают решение задач культурного, личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в образовательном процессе, в ходе изучения учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности младших школьников.
Развитие системы универсальных учебных действий в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действиях, определяющих психологические способности личности младшего школьника, осуществляется в возрастном развитии личностной и познавательной сфер ребенка. Логические универсальные учебные действия являются овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, следственных связей и аналогий, построение рассуждений.
Таким образом, важной задачей является именно развитие познавательных способностей, учебных умений и навыков, также развитие умения строить логические цепи рассуждений, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Во второй главе мы провели экспериментальную работу, с целью выявления уровня умения строить логические цепи рассуждений у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ N 148 г. Челябинска, в 1-м классе. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста, в возрасте 7-8 лет.
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, контрольный и формирующий этап. Для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента нами были использованы следующие методики: Выделение существенных признаков, автор Э.Ф. Замбацявичене, Диагностика универсальных учебных действий, автор Г.А. Цукерман.
В ходе констатирующего этапа работы, нами было выявлено, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень умения строить логические цепи рассуждений.
Нами было выявлено, что: низкий уровень - 3 человека, средний уровень - 6,высокий уровень - 1.
Исходя из результатов методик мы сделали вывод, что у обучающихся 1 класса логические универсальные учебные действия, умение строить логические цепи рассуждений, сформированы недостаточно. Поэтому, с целью развития уровня умения строить логические цепи рассуждений, нами была разработана программа «Умники и умницы» по развитию логических универсальных учебных действий.
С целью выявления эффективности формирующего этапа экспериментальной работы, нами был организован контрольный этап эксперимента. По данным результатам эксперимента мы выявили, что уровень формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников повысился. У некоторых детей уровень повысился со среднего на высокий и с низкого на средний.
Итак, после проведения формирующего этапа исследования большинство детей младшего школьного возраста стали находиться на высоком уровне умения строить логические цепи рассуждений на занятиях кружка.
Мы считаем очень важной на начальном этапе обучения работу программы «Умники и умницы» для формирования умения строить логические цепи рассуждений, что подтвердилось на контрольном этапе экспериментальной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2015. - 31 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
3. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Электронный ресурс] /М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Режим доступа:http: //www.psyparents .ru/read/books/10102/
4. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие [Электронный ресурс] / М.К. Акимова // Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/450157/
5. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 295с.
6. Боришевский, М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации / М.И. Боришевский // Вопросы психологии. - 2013. - C. 162-170.
7. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках // Начальная школа. - 2010. - №6.-С. 67-90.
8. Бруннер, Дж. Психология познания / Дж. Бруннер. - М.: Норма, 2013. - 413 с.
9. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, Ф.М. Словарь-справочник по
психодиагностике [Электронный ресурс] / Л.Ф. Бурлачук // Режим доступа: http://kpnemo.ws/ebook/2010/08/08/burlachuk l f morozov s m slovar spravochnik po psihodiagnostike izdanie 2 e/
10. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов / пособие для работников школ/Т.В. Василенко. - М.: Грамотей, 2013.- 32 с.
11. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. Дубровина, И.В., Прихожан А.И, Зацепин В.В - М.: Просвещение, 2013. - 368 с.
12. Волков А.Е. Модель Российское образование - 2020 / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. -2012 - N 1. - С. 32-64.
13. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.-176 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -
М.: Просвещение, 2012. - 160с.
15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.:
Норма, 2015. - 336 с.
16. Герасимов, С.В. Когда учение становится привлекательным / С.В. Герасимов. - М., 2013. - 650 с.
17. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук А.А. Горчинская. - Челябинск, 2012. - 187 с.
18. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития
детей. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 2014. -
157с.
19. Долгова, В.И., Аркаева, Н.И., Капитанец, Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 213 с.
20.Зайцева, И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! - 2011. - С. 4-6
21.Зверьева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М., 2013. - 566 с.
22. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 512 с.
23. Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. - 2015. - 12. - С. 14-19.
24. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования: / учебное пособие для образовательных учреждений/ Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова / М., - 2013. - 86 с.
25. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия.: учебное пособие для вузов/ Е.В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2014. - 47 с.
26. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения /А.А.
Кузнецов.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
М.:2012. -И2.-С. 3-6.
27. Лебедева, А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А.В. Лебедева // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 100-103.
28. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников / А.В. Лебедева Школа педагога. - 2010. - N 2. - С. 62¬64.
29. Лежнева, Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы / Н.В. Лежнева //М.: 2012. - N 1. -С.14.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2013. - 352 с.
31. Маркова, А.К. Формирование мотиваций учения: кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
32. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа + до и после. - 2011. - N 11. - С. 59.
33. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.
Морозова. // Педагогика и психология. -1979. - N 2. - С. 5-46.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Норма, 2015. - 432 с.
35. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. Книга З.Психодиагностика [Электронный ресурс] / Р.С. Немов. // Режим доступа: http://text.tr200.biz/referat psiholo gij a/?referat=556678&page=1
36. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова //Начальная школа. - 2012 - N 10 -С. 6-12.
37. Пидкасистый,П.И.Педагогика:учебникдлястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.:, 2014. - 239 с.
38. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 -321 с.
39. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2015 - 191 с.
40. Савченко, А.Я. Развитие познавательной самостоятельности
младших школьников / А.Я. Савченко. - Киев: рад. шк., 2014 - 176 с.
41. Сластенин, В.А., Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 278 с.
42. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться / A.B. Усова, В.А. Беликов. - М.: Просвещение, 2016. - 126 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - 434 с.
44. Хлебникова, А.А. Развитие логического мышления на уроках математики / А.А. Хлебникова // Начальная школа. - 2015.- N4. - С.53.
45. Холодова, О., Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). М.,: РОСТ книга, 2014._324 с.
46. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М., 2014 - 224 с.
47. Шамова, Т.И., Активизация учения школьников [Текст] / М.:
Педагогика, 2012. - 208 с.
48. Щукина, Г.И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст] / М.: Просвещение, 2015. - 144с.
49. Эльконин, Д.Б., обучения младших школьников [Текст] / /
Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 2014. - 561с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ