Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Работа №81005

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 7
1.1. Анализ проблемы трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 33
2.1. Изучение трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Реализация педагогических условий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом
взрослых 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения

На сегодняшний день важность трудового воспитания неоспорима. Это подчеркивается во многих документах. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится, что одним из основных приоритетов государственной политики в области воспитания является: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Дошкольный возраст это важнейший этап для формирования гармоничной личности ребенка. Именно трудовое воспитание играет большую роль в её развитии, это подчеркивали в своих трудах Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. В этот период у детей формируется желание трудиться, помогать взрослым.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одним из направлений выделяется формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Это говорит о том, что трудовое воспитание - одно из важных и ключевых направлений в работе дошкольных образовательных организаций.
В дошкольных образовательных организациях трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности и в ознакомлении детей с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь взрослым.
Проблема трудового воспитания нашла отражение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Дж. Локк, А.С. Макаренко К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.) и в современных научных исследованиях (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина и др.).
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблеме трудового воспитания в процессе ознакомления с трудом взрослых и вопросу определения эффективных условий данного процесса в дошкольных образовательных организациях на современном этапе уделяется недостаточно внимания.
Проблема трудового воспитания всегда была и становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Рассмотреть педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
4. Реализовать педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
5. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Теоретической основой данного исследования являются:
- теории трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, К.Д. Ушинский и др.) и исследования в контексте проблемы трудового воспитания в процессе ознакомления детей с трудом взрослых (М.В. Крулехт, С.А. Козлова, В.И. Логинова и др.)
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬
методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Опытно-экспериментальную базу нашего исследования составило Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 г. Челябинска».
Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы (всего 55 источников) и приложения.
В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка, 3 приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы присоединяясь к точке зрения К.Д. Ушинского, считаем что трудовое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности дошкольника, а ознакомление с трудом взрослых является одним из ведущих направлений трудового воспитания.
На основе трудов ученых (Р.С. Буре, Т.Н. Година, М.В. Крулехт, Н.К. Крупская, В.И. Логинова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина, Л.И. Сайгушева, В.А. Сухомлинский и др.) мы определили, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового воспитания.
Однако необходимо продуманное руководство и специальная организация процесса развития у детей знаний о труде взрослых.
В связи с этим нами были рассмотрены особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Где изучались содержание труда, виды труда, формы, типы его организации, средства и методы.
В соответствии с гипотезой нашего исследования, трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых;
- вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 г. Челябинска».
На констатирующем этапе проведена диагностика сформированности трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста для того чтобы определить заинтересованность в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
На формирующем этапе был разработан и организован комплекс мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых и перспективный план работы с родителями.
После этого был проведен контрольный этап, результаты которого свидетельствуют о наличии положительной динамики в формировании трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста. Количество детей показавших оптимальный и достаточный уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей показавших критический и недопустимый уровни.
Это даёт нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные нами, позволяют более эффективно осуществлять трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа /Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 112 с.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа /Н.В. Алешина. - М.: УЦ Перспектива, 2016. - 212 с.
3. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. Кн.1 /Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
4. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. Кн.2 /Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
5. Бехтерева Е.Н. Технология формирования ответственности у дошкольников /Е.Н. Бехтерева. - Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 72 с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2005. - 240 с.
7. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ /Т.М. Бондаренко. - Воронеж: М-Книга, 2014. - 208 с.
8. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Р.С. Буре. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 136 c.
9. Буре Р.С. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада /Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2018. - 199 с.
11. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - 178 с.
12. Доронова Т.Н. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет /Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В.Соловьёва. - М: Просвещение, 2010. - 96 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2016.
- 464 с.
14. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: программно-методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /М.Б. Зацепина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 58 с.
15. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания /Ф.И. Иващенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1988. - 160 с.
16. Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников /С.А. Козлова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 144с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
18. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 80 с.
19. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное /Я.А. Коменский.
- М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
20. Корень В.Н. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых /В.Н. Корень, Г.В. Калдузова //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 8. - С. 54-62.
21. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд. /Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2012. - 208 с.
22. Крулехт М.В. Образовательная область «Труд» /М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
23. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка- дошкольника как субъекта трудовой деятельности: учеб. пособие по спец. курсу /М.В. Крулехт. - СПб.: Акцидент, 1995. - 78 с.
24. Крупская Н. К. Дети - наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании /Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 1975. - 302 с.
25. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Л.В. Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 144 с.
26. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие /Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2011. - 76 с.
27. Логинова В.И Дошкольная педагогика /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
28. Логинова В.И. Формирование представлений о труде взрослых /В.И. Логинова, Л.А. Мишарина //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 23-27.
29. Майер А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей /А. А. Майер, Е. Д. Файзуллаева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
30. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды /А.С. Макаренко. - М.: Юрайт, 2016. - 249 с.
31. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада /Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 111 с.
32. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для
академического бакалавриата /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 411 с.
33. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО /Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
34. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде /В.Г. Нечаева. - М.: Владос, 2011. - 248 с.
35. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 50 с.
36. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет /Павлова Л.Ю. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
37. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной
педагогики /Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.:
Издательский дом «Восток», 2003. - 274 с.
38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122).
39. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых //Воспитание дошкольников в труде /под ред. В. Г Нечаевой. - М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
40. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие /Л.И. Сайгушева. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 221 с.
41. Сайгушева Л.И. Развитие личности дошкольника в труде: учеб.- метод. пособие /Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. - Магнитогорск: МаГУ, 2008 . - 85 с.
42. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности /Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
43. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов /Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.
44. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2016. - 320 с.
46. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения /К.Д. Ушинский. - М.: Юрайт, 2018. - 359 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2015. - 160 с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям /И. Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 519 с.
50. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
51. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в
процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие /Е.И. Шаламова. - СПб:
Детство-Пресс, 2012. - 207 с.
52. Шорыгина Т.А Беседы о профессиях. Методическое пособие /Т.А. Шорыгина. - М.:ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
53. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях /Т.А. Шорыгина. - M.: ТЦ Сфера, 2014. - 80 с.
54. Эльконин Д.Б Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Д.Б. Эльконин. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
55. Яковлева Г.В. Трудовое воспитание дошкольник: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций: методическое пособие для педагогов ДОУ /Г.В. Яковлева. - Челябинск: Цицеро, 2009. - 74
с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ