ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 7
1.1. Анализ проблемы трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 33
2.1. Изучение трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Реализация педагогических условий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом
взрослых 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 7
1.1. Анализ проблемы трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых 33
2.1. Изучение трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 33
2.2. Реализация педагогических условий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом
взрослых 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения
На сегодняшний день важность трудового воспитания неоспорима. Это подчеркивается во многих документах. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится, что одним из основных приоритетов государственной политики в области воспитания является: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Дошкольный возраст это важнейший этап для формирования гармоничной личности ребенка. Именно трудовое воспитание играет большую роль в её развитии, это подчеркивали в своих трудах Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. В этот период у детей формируется желание трудиться, помогать взрослым.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одним из направлений выделяется формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Это говорит о том, что трудовое воспитание - одно из важных и ключевых направлений в работе дошкольных образовательных организаций.
В дошкольных образовательных организациях трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности и в ознакомлении детей с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь взрослым.
Проблема трудового воспитания нашла отражение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Дж. Локк, А.С. Макаренко К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.) и в современных научных исследованиях (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина и др.).
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблеме трудового воспитания в процессе ознакомления с трудом взрослых и вопросу определения эффективных условий данного процесса в дошкольных образовательных организациях на современном этапе уделяется недостаточно внимания.
Проблема трудового воспитания всегда была и становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Рассмотреть педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
4. Реализовать педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
5. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Теоретической основой данного исследования являются:
- теории трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, К.Д. Ушинский и др.) и исследования в контексте проблемы трудового воспитания в процессе ознакомления детей с трудом взрослых (М.В. Крулехт, С.А. Козлова, В.И. Логинова и др.)
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬
методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Опытно-экспериментальную базу нашего исследования составило Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 г. Челябинска».
Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы (всего 55 источников) и приложения.
В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка, 3 приложения
Дошкольный возраст это важнейший этап для формирования гармоничной личности ребенка. Именно трудовое воспитание играет большую роль в её развитии, это подчеркивали в своих трудах Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. В этот период у детей формируется желание трудиться, помогать взрослым.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одним из направлений выделяется формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Это говорит о том, что трудовое воспитание - одно из важных и ключевых направлений в работе дошкольных образовательных организаций.
В дошкольных образовательных организациях трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности и в ознакомлении детей с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь взрослым.
Проблема трудового воспитания нашла отражение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Дж. Локк, А.С. Макаренко К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.) и в современных научных исследованиях (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина и др.).
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблеме трудового воспитания в процессе ознакомления с трудом взрослых и вопросу определения эффективных условий данного процесса в дошкольных образовательных организациях на современном этапе уделяется недостаточно внимания.
Проблема трудового воспитания всегда была и становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
2. Рассмотреть педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
4. Реализовать педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
5. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Теоретической основой данного исследования являются:
- теории трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева, К.Д. Ушинский и др.) и исследования в контексте проблемы трудового воспитания в процессе ознакомления детей с трудом взрослых (М.В. Крулехт, С.А. Козлова, В.И. Логинова и др.)
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬
методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Опытно-экспериментальную базу нашего исследования составило Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 г. Челябинска».
Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы (всего 55 источников) и приложения.
В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка, 3 приложения
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы присоединяясь к точке зрения К.Д. Ушинского, считаем что трудовое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности дошкольника, а ознакомление с трудом взрослых является одним из ведущих направлений трудового воспитания.
На основе трудов ученых (Р.С. Буре, Т.Н. Година, М.В. Крулехт, Н.К. Крупская, В.И. Логинова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина, Л.И. Сайгушева, В.А. Сухомлинский и др.) мы определили, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового воспитания.
Однако необходимо продуманное руководство и специальная организация процесса развития у детей знаний о труде взрослых.
В связи с этим нами были рассмотрены особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Где изучались содержание труда, виды труда, формы, типы его организации, средства и методы.
В соответствии с гипотезой нашего исследования, трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых;
- вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 г. Челябинска».
На констатирующем этапе проведена диагностика сформированности трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста для того чтобы определить заинтересованность в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
На формирующем этапе был разработан и организован комплекс мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых и перспективный план работы с родителями.
После этого был проведен контрольный этап, результаты которого свидетельствуют о наличии положительной динамики в формировании трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста. Количество детей показавших оптимальный и достаточный уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей показавших критический и недопустимый уровни.
Это даёт нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные нами, позволяют более эффективно осуществлять трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы присоединяясь к точке зрения К.Д. Ушинского, считаем что трудовое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности дошкольника, а ознакомление с трудом взрослых является одним из ведущих направлений трудового воспитания.
На основе трудов ученых (Р.С. Буре, Т.Н. Година, М.В. Крулехт, Н.К. Крупская, В.И. Логинова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович, Е.И. Радина, Л.И. Сайгушева, В.А. Сухомлинский и др.) мы определили, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового воспитания.
Однако необходимо продуманное руководство и специальная организация процесса развития у детей знаний о труде взрослых.
В связи с этим нами были рассмотрены особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Где изучались содержание труда, виды труда, формы, типы его организации, средства и методы.
В соответствии с гипотезой нашего исследования, трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых;
- вовлечение родителей в процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 г. Челябинска».
На констатирующем этапе проведена диагностика сформированности трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста для того чтобы определить заинтересованность в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
На формирующем этапе был разработан и организован комплекс мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых и перспективный план работы с родителями.
После этого был проведен контрольный этап, результаты которого свидетельствуют о наличии положительной динамики в формировании трудовых компетенций детей старшего дошкольного возраста. Количество детей показавших оптимальный и достаточный уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей показавших критический и недопустимый уровни.
Это даёт нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные нами, позволяют более эффективно осуществлять трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования системы знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (Московский гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями (Дошкольная педагогика и психология, Алтайский Государственный педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Умственное воспитание детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



