Проведено экспериментальное исследование.
Выборка. Экспериментальная выборка составила 10 детей младшего школьного возраста – 8-9 лет (5 мальчиков и 5 девочек) – учащиеся 1-го класса.
Есть приложение (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы изучения фонематического восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 5
1.1 Сущность понятия «фонематическое восприятие» 5
1.2 Онтогенетическое развитие фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.3 Характеристика методик по определению особенностей развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 21
2.1 Организация и методика проведения эксперимента 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 25
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложения 40
На современном этапе одной из наиболее актуальных задач обучения детей считается развитие речевой деятельности, как неотъемлемой части процесса успешного овладения грамотой. Нормальное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха является важным компонентом для успешного овладения различными типами слоговой структуры слова, дифференциации акустически близких фонем, закономерностями письма и чтения. Несформированности фонематического восприятия не позволяет полноценно развиваться этим процессам, а следовательно, искажает формирование речевой функциональной системы в целом.
Проблеме изучения формирования фонематического восприятия посвящены работы Е.Ф. Собботович, М.Е. Хватцева, Н.Х. Швачкина и др. Специфика нарушений в сформированности фонематического восприятия в онтогенезе раскрыта в работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.В.Тумановой и др. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития описаны в исследованиях Е.Л. Морозовой, Н.И. Соболевской и др.
Несформированность или незрелость фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) приводит к нарушению произношения – Р.Е. Левина и др. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок речи у младших школьников с ЗПР, чаще всего, проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков – Г.А. Каше. Отставание в сформированности фонематического слуха и восприятия у младших школьников с ЗПР создаёт серьёзные препятствия для их познавательного развития. Без достаточной сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – фонематического анализа. В связи с этим считается целесообразным наиболее подробно изучить вопросы формирования фонематического восприятия у младших школьников с ЗПР. Необходимость решения обозначенной проблемы в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – фонематическая сторона речи младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучение особенностей формирования у младших школьников с задержкой психического развития фонематического восприятия.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития в онтогенезе.
2. Рассмотреть клинико-педагогические аспекты фонематических нарушений.
3. Выявить особенности фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития в экспериментальном исследовании.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование младших школьников с ЗПР, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и источников, приложения.
В теоретической части нашего исследования были детально изучены основные характеристики, входящие в понятие «фонематическое восприятия», рассмотрены закономерности формирования фонетико-фонематических компонентов речевой системы в онтогенезе и у младших школьников с ЗПР.
Нарушения фонематического восприятие у младших школьников с ЗПР проявляется не только в способности распознавать подобные по артикуляции или близкие по звучанием звуки, но и в нарушениях звукопроизношения (заменах, искажениях и т.п.), обедненности словарного запаса, несформированности грамматического строения, связной речи, нарушениях письма и чтения.
Анализ результатов исследования показал, что нарушения в сформированности фонематического восприятия у младших школьников с ЗПР в основном выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц). У детей встречаются нарушения дифференциации фонем, близких по артикуляционным и акустическим признакам, с преобладанием первых. Данные нарушения проявлялись в ошибках слуховой дифференциации слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу. Однако нарушений в опознании фонем далеких по акустическим и артикуляционным признакам у младших школьников с ЗПР данной категории не наблюдалось.
Проведенное исследование экспериментально доказывает важность целенаправленной работы логопеда по формированию фонематического восприятия у младших школьников с ЗПР. Необходимо учитывать уровень актуального развития каждого ребенка, специфику дефекта, возрастные особенности. Это поможет продуманно подбирать имеющийся в литературе дидактический материал, а, самое главное, создавать свою методическую копилку.
1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н. С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 01.12.2021 г.)
2. Викжанович, С. Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития / С. Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 165 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 945 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство Пресс, 2016. – 125 с.
6. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников и младших школьников с ЗПР : метод. пособие / Г. Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2016. – 60 с.
7. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников и младших школьников / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2017. – №5. – С. 5 – 12.
8. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. Избранные труды / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2016. – 288 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2016. – 288 с.
10. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей / Г. А. Каше. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
11. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития / Л. А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 248 с.
12. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – М.: Академия, 2016. – 463 с.
13. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Альянс, 2017. – 368 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования / А. Н. Леонтьев. – М.: Академия. 2016. – 658 с.
16. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у младших школьников с задержкой психического развития / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.
17. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у младших школьников с ЗПР: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 141 с.
18. Морозова, Е. Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе / Е. Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г. Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у младших школьников с ЗПР речи / Г. Е. Павлова // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ЗПР / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы их преодоления / Е. Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2016. – 456 с.
22. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 569 с.
23. Тушканова, Г .Е. Особенности речи детей с задержкой психического развития / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2018. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О. Н. Логопедия / О. Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2016. – 452 с.
25. Халилова, Л. Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 410 с.
26. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М.: Эксмо, 2014. – 548 с.
27. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А. М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 02.12.2021 г.).
29. Швачкин, Н. Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, Запорожца А. В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н. Г. Воспитание у детей правильного произношения / Н. Г. Якимова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
31. Яркова, Т. И. Нарушение фонетических процессов при ЗПР / Т. И. Яркова // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 41-46.
32. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г. Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.
33. Яцук, Е. Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда / Е. Н. Яцук // Дефектолог. – 2016. – №2. – С. 26-32.