Взаимодействие педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника б
1.1 Социальная перцепция в психологических исследованиях б
1.2 Особенности социальной перцепции детей младшего школьного
возраста 13
1.3 Формы взаимодействия педагога с семьей младших школьников 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников 2б
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 2б
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 31
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию
социально-перцептивных способностей младшего школьника 38
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника б
1.1 Социальная перцепция в психологических исследованиях б
1.2 Особенности социальной перцепции детей младшего школьного
возраста 13
1.3 Формы взаимодействия педагога с семьей младших школьников 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников 2б
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 2б
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 31
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию
социально-перцептивных способностей младшего школьника 38
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3
Неотъемлемой частью жизни каждого человека являются отношения в социуме. С первых дней после рождения ребенок получает опыт общения с людьми, и по мере его взросления количество людей, их возраст и уровень социализации возрастает. Вместе с тем возрастает необходимость оптимизации отношений ребенка в группе как условия гармонического развития личности.
Семья играет огромную роль в жизни каждого ребёнка. Для ребёнка, с первых дней жизни, она является источником тепла, любви, заботы и гармонии. И именно внутренняя атмосфера семьи влияет на поведение ребенка в социуме и отношения со сверстниками, оказывая как отрицательное, так и положительное воздействие на личность ребенка. Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования его личности, расширяет возможности, адаптирует к жизни в социуме.
Огромную роль в жизни ребёнка в младшем школьном возрасте играют взрослые: родители и педагоги. Они оказывают большое влияние на формирование жизненных взглядов, в том числе и на личность сверстников. В этом возрасте появляются первые осознанные взаимоотношения со сверстниками, они год за годом усложняются и приобретают устойчивый характер.
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Проблемам родительства уделяют внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.
Актуальность данной проблемы несет социальную значимость для нашего исследования.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития социально-перцептивных способностей, как условия оптимизации отношений в группе с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к работе с семьей в данном направлении, с другой стороны.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей, направленной на развитие социально-перцептивных способностей младшего школьника.
Объект исследования: социально-перцептивные способности младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младших школьников для разработки взаимодействия педагога с семьёй.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социальной перцепции в психологических исследованиях.
2. Изучить особенности социальной перцепции детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы взаимодействия педагога с семьёй младшего школьника.
4. Провести диагностику особенностей социальной перцепции младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
6. Разработать программу взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Для того чтобы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы; обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3. Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МКОУ СОШ, г. Нязепетровск. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по каждой из которых сделаны выводы, заключения, списка литературы.
Семья играет огромную роль в жизни каждого ребёнка. Для ребёнка, с первых дней жизни, она является источником тепла, любви, заботы и гармонии. И именно внутренняя атмосфера семьи влияет на поведение ребенка в социуме и отношения со сверстниками, оказывая как отрицательное, так и положительное воздействие на личность ребенка. Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования его личности, расширяет возможности, адаптирует к жизни в социуме.
Огромную роль в жизни ребёнка в младшем школьном возрасте играют взрослые: родители и педагоги. Они оказывают большое влияние на формирование жизненных взглядов, в том числе и на личность сверстников. В этом возрасте появляются первые осознанные взаимоотношения со сверстниками, они год за годом усложняются и приобретают устойчивый характер.
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Проблемам родительства уделяют внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.
Актуальность данной проблемы несет социальную значимость для нашего исследования.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития социально-перцептивных способностей, как условия оптимизации отношений в группе с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к работе с семьей в данном направлении, с другой стороны.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей, направленной на развитие социально-перцептивных способностей младшего школьника.
Объект исследования: социально-перцептивные способности младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младших школьников для разработки взаимодействия педагога с семьёй.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социальной перцепции в психологических исследованиях.
2. Изучить особенности социальной перцепции детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы взаимодействия педагога с семьёй младшего школьника.
4. Провести диагностику особенностей социальной перцепции младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
6. Разработать программу взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Для того чтобы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы; обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3. Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МКОУ СОШ, г. Нязепетровск. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по каждой из которых сделаны выводы, заключения, списка литературы.
Данная работа была направлена на исследование взаимоотношений педагога с родителями по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников и представляет собой изучение особенностей социальной перцепции младших школьников.
В ходе нашего исследования была достигнута основная цель - изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младшего школьника.
В процессе проведения нашего исследования мы заключить следующие:
1. Представление социальной перцепции можно сравнить со сложный механизмом взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и зависит от многих факторов и характеристик, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. В работе при определении термина «социальная перцепция» мы ссылались на определение Дж. Брунера «Социальная перцепция - это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения)».
2. Так же мы определили, что социальная перцепция детей младшего школьного возраста - это сложный процесс построения образа другого человека в сознании воспринимающего, роль которого важна в социальной адаптации, является одним из компонентов общения. Социальная перцепция у младших школьников имеет свою специфику и характеризуется ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на имеющийся у ребенка социальный опыт.
3. Огромную роль в жизни каждого младшего школьника играет взаимодействие педагога и семьи. Именно во взаимоотношении заключены самые важные функции и задачи: помогать родителям в воспитании детей в наше время, поддерживать семьи в воспитательном и учебном процессе. Мы изучили традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьёй. И выделили для себя некоторые формы взаимодействия.
4. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
1. «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго.
2. «Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова.
3. «Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи» А. А. Борисова (модификация Князевой Т. Н., Куликовой Н. Ю.).
5. Исходя из результатов анализа ответов испытуемых, можно мы сделали вывод о том, что развитие социально-перцептивных способностей находится на среднем уровне. Особо ярко, это выражается в результатах изучения характера направленности эмпатии у детей. Так же выявлена закономерность - легко дети определяют ярко выраженные, в то время как пограничные эмоции, таких как приветливость, задумчивость, сердитость определялись с затруднением.
6. Нами была составлена программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника. Разработанная нами программа программ может быть использована учителем начальных классов в своей работе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением нашего исследования может быть экспериментальная проверка результативности, разработанной нами программы во взаимодействии педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника.
В ходе нашего исследования была достигнута основная цель - изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младшего школьника.
В процессе проведения нашего исследования мы заключить следующие:
1. Представление социальной перцепции можно сравнить со сложный механизмом взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и зависит от многих факторов и характеристик, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. В работе при определении термина «социальная перцепция» мы ссылались на определение Дж. Брунера «Социальная перцепция - это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения)».
2. Так же мы определили, что социальная перцепция детей младшего школьного возраста - это сложный процесс построения образа другого человека в сознании воспринимающего, роль которого важна в социальной адаптации, является одним из компонентов общения. Социальная перцепция у младших школьников имеет свою специфику и характеризуется ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на имеющийся у ребенка социальный опыт.
3. Огромную роль в жизни каждого младшего школьника играет взаимодействие педагога и семьи. Именно во взаимоотношении заключены самые важные функции и задачи: помогать родителям в воспитании детей в наше время, поддерживать семьи в воспитательном и учебном процессе. Мы изучили традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьёй. И выделили для себя некоторые формы взаимодействия.
4. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
1. «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго.
2. «Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова.
3. «Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи» А. А. Борисова (модификация Князевой Т. Н., Куликовой Н. Ю.).
5. Исходя из результатов анализа ответов испытуемых, можно мы сделали вывод о том, что развитие социально-перцептивных способностей находится на среднем уровне. Особо ярко, это выражается в результатах изучения характера направленности эмпатии у детей. Так же выявлена закономерность - легко дети определяют ярко выраженные, в то время как пограничные эмоции, таких как приветливость, задумчивость, сердитость определялись с затруднением.
6. Нами была составлена программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника. Разработанная нами программа программ может быть использована учителем начальных классов в своей работе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением нашего исследования может быть экспериментальная проверка результативности, разработанной нами программы во взаимодействии педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение социально-перцептивных навыков у дошкольников из семей с разным составом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Специфика применения техник нетрадиционного рисования для развития представлений о себе младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ ПРИ РАЗВИТИИ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



