Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников

Работа №80992

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника б
1.1 Социальная перцепция в психологических исследованиях б
1.2 Особенности социальной перцепции детей младшего школьного
возраста 13
1.3 Формы взаимодействия педагога с семьей младших школьников 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников 2б
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 2б
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 31
2.3 Программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию
социально-перцептивных способностей младшего школьника 38
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3

Неотъемлемой частью жизни каждого человека являются отношения в социуме. С первых дней после рождения ребенок получает опыт общения с людьми, и по мере его взросления количество людей, их возраст и уровень социализации возрастает. Вместе с тем возрастает необходимость оптимизации отношений ребенка в группе как условия гармонического развития личности.
Семья играет огромную роль в жизни каждого ребёнка. Для ребёнка, с первых дней жизни, она является источником тепла, любви, заботы и гармонии. И именно внутренняя атмосфера семьи влияет на поведение ребенка в социуме и отношения со сверстниками, оказывая как отрицательное, так и положительное воздействие на личность ребенка. Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования его личности, расширяет возможности, адаптирует к жизни в социуме.
Огромную роль в жизни ребёнка в младшем школьном возрасте играют взрослые: родители и педагоги. Они оказывают большое влияние на формирование жизненных взглядов, в том числе и на личность сверстников. В этом возрасте появляются первые осознанные взаимоотношения со сверстниками, они год за годом усложняются и приобретают устойчивый характер.
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Проблемам родительства уделяют внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.
Актуальность данной проблемы несет социальную значимость для нашего исследования.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития социально-перцептивных способностей, как условия оптимизации отношений в группе с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к работе с семьей в данном направлении, с другой стороны.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей, направленной на развитие социально-перцептивных способностей младшего школьника.
Объект исследования: социально-перцептивные способности младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младших школьников для разработки взаимодействия педагога с семьёй.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие социальной перцепции в психологических исследованиях.
2. Изучить особенности социальной перцепции детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы взаимодействия педагога с семьёй младшего школьника.
4. Провести диагностику особенностей социальной перцепции младших школьников.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
6. Разработать программу взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников.
Для того чтобы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы; обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы, включающие психологические тестирования.
3. Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МКОУ СОШ, г. Нязепетровск. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по каждой из которых сделаны выводы, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была направлена на исследование взаимоотношений педагога с родителями по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников и представляет собой изучение особенностей социальной перцепции младших школьников.
В ходе нашего исследования была достигнута основная цель - изучить теоретические и практические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивные способности младшего школьника.
В процессе проведения нашего исследования мы заключить следующие:
1. Представление социальной перцепции можно сравнить со сложный механизмом взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и зависит от многих факторов и характеристик, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. В работе при определении термина «социальная перцепция» мы ссылались на определение Дж. Брунера «Социальная перцепция - это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения)».
2. Так же мы определили, что социальная перцепция детей младшего школьного возраста - это сложный процесс построения образа другого человека в сознании воспринимающего, роль которого важна в социальной адаптации, является одним из компонентов общения. Социальная перцепция у младших школьников имеет свою специфику и характеризуется ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на имеющийся у ребенка социальный опыт.
3. Огромную роль в жизни каждого младшего школьника играет взаимодействие педагога и семьи. Именно во взаимоотношении заключены самые важные функции и задачи: помогать родителям в воспитании детей в наше время, поддерживать семьи в воспитательном и учебном процессе. Мы изучили традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьёй. И выделили для себя некоторые формы взаимодействия.
4. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
1. «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго.
2. «Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова.
3. «Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи» А. А. Борисова (модификация Князевой Т. Н., Куликовой Н. Ю.).
5. Исходя из результатов анализа ответов испытуемых, можно мы сделали вывод о том, что развитие социально-перцептивных способностей находится на среднем уровне. Особо ярко, это выражается в результатах изучения характера направленности эмпатии у детей. Так же выявлена закономерность - легко дети определяют ярко выраженные, в то время как пограничные эмоции, таких как приветливость, задумчивость, сердитость определялись с затруднением.
6. Нами была составлена программа взаимодействия педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника. Разработанная нами программа программ может быть использована учителем начальных классов в своей работе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением нашего исследования может быть экспериментальная проверка результативности, разработанной нами программы во взаимодействии педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младшего школьника.



1. . Мокашенцева, А.В. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / А. В. Мокашенцева. - Новосибирск : Сибирское соглашение; ИНФРА-М, 2007. - 213 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [Текст] : учебник / Г. М. Андреева.- Москва: 2003. - 229 с.
3. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст]: учебное пособие для вузов/ Э. Аронсон. - Санкт-Петербург: Нева, 2002. - 560 с.
4. Белинская, Е. П. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, И. Д Бронин. // Вестник Кемеровского госуниверситета. - 2015. - № 1(61). -С. 109-114.
5. Белинская Е. П. Социальная психология [Текст]: учебное пособие
для студентов вузов / Е П. Белинская,
О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
6. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология [Текст]: учебное
пособие для студентов вузов /В. М. Бехтерев. - Москва: Колос,
2004. - 432 с.
7. Бодалев, А.А.Психологические проблемы формирования нового человека [Текст]/ А. А. Бодалев //Психологический журнал. - 1983. -№ 6. С. 18-29.
8. Бодалева, А. А. Познание человека человеком (возрастной,
гендерный, этнический и профессиональный аспекты)
[Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ А. А. Бодалева. - Санкт- Петербург : Речь, 2005. - 324 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Л. И. Божович. - Москва : «МОДЭК», 1997. - 350 с.
10. Волков, Б. С. Общения в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 272 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Л. С. Выготский. - Москва : Союз, 2004. - 224 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: психологические труды [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. С. Выготский. - Москва : НОО «МОДЕК»; 1996. - 510 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:
учебное пособие для студентов вузов/ М. В. Гамезо. - Москва :
Педагогическое общество России, 2008. - 215 с.
14. Гаурилюс, А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ А. И. Гаурилюс. - Дефектология. 1995. - №2. - 27-31 с.
15. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Л.Я. Гозман.- Москва : Издательство МГУ, 1987. - 120 с.
16. Донцов, А. И. Концепция социальных представлений в
современной психологии [Текст] / А. И. Донцов,
Т. П. Емельянова. - Москва: Издательство МГУ, 2002.- 120 с.
17. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли:Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В. Е. Дружинин. - Москва : ТЦ Сфера, 2003. - 94 с.
18. Жуков, Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия [Текст] / Ю. М. Жуков // Вестник Московского университета. Психология. - 1978. - №1. - С. 23-27.
19. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - Москва : Просвещение, 1995. - 67 с.
20. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст]: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. - Москва : ТетраСистемс, 2001. - 432 с.
21. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. - Москва : ПЭРСЭ, 2002. - 300 с.
22. Корчагина, Н. В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии [Текст]/ Н.В.Корчагина // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - №4. - С. 3-6
23. Костяк, Т. В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Т. В. Костяк. - Москва : Академия, 2008. - 40 с.
24. Крысько, В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ В. Г. Крысько. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 416 с.
25. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. - Москва : Эксмо, 2009. - 291 с.
26. Куницына, В. М. Межличностное общение [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ В. М. Куницына. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 554 с.
27. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и
межличностное познание.[Текст]:Учебное пособие для студентов вузов/ В. А. Лабунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
28. Лабунская, В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ В. А. Лабунская. - Москва : Издательство МГУ, 1987. - С. 70 - 77.
29. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : учебное пособие /В.В. Лебединский.- Москва : Издательство Московского университета, 1985. - 148 с.
30. Лубовский, В. И. Психологические проблемы аномального развития детей [Текст]: учебное пособие / В. И. Лубовский. - Москва : Педагогика, 1989. - 104 с.
31. Любимов, В.В. Психология восприятия[Текст]: учебное пособие /
B. В. Любимов. - Москва : Эксмо, ЧеРо, МПСИ, 2007. - 472 с.
32. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя [Текст] / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1977. - 224 с.
33. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности [Текст] /А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 218 с.
34. Платонов, Ю. П. Основы социальной психологии : пособие для учителя [Текст]/ Ю. П. Платонов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 624 с.
35. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении : Пособие для учителя [Текст] / О.В. Соловьева. - Москва : Издательство Московского университета, 1992. - 112 с.
36. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные
отношения [Электронный ресурс] / Т.Г. Стефаненко. - Электрон. текстовые дан. - 2020. - Режим доступа:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/18.php, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
37. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение
[Электронный ресурс]: Организационно-педагогические аспекты. /
C. Г. Шевченко. - Электрон. текстовые дан. - 2020. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/2976761/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
38. Шкуратова, И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения [Текст] / И. П. Шкуратова // Психологический вестник. - Ростов-на- Дону - 1996. - С.187-205
39. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии [Электронный ресурс] /Л. Б. Шнейдер - Электрон. текстовые дан. - 2020. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/1772277/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
40. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ