Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Частная и общественная жизнь женщин во французских городах XII-XV вв. (возможность использования данной темы в преподавании истории средних веков в школе)

Работа №80983

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование средневековых представлений о природе женщины 9
Глава II. Место женщины в обществе 14
2.1. Женщина и семья 14
2.2. Женщина и право 16
2.3. Женщина и труд 19
2.4. Женщина и образование 21
Глава III. Образ женщины в городской литературе 26
3.1. Памятник французской городской литературы - «Пятнадцать
радостей брака» 26
3.2. Комедии легкого содержания - фарсы 29
3.3. Юмористические стихотворные фаблио 32
3.4 «Роман о Лисе» 34
3.5 «Роман о Розе» 37
3.5 Взгляды Кристины Пизанской 40
Глава IV. Возможность использования темы «Частная и общественная жизнь женщин во французских городах XII-XV вв.» в преподавании истории средних веков 45
4.1 Нормативно-правовой и теоретический аспекты изучения темы 45
4.2 Использование письменных французских источников при изучении
темы «Средневековая литература» 51
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение


На протяжении веков происходила эволюция положения женщин. В современном мире роль и место женщины в обществе изменилось. Сферой деятельности женщин перестает быть исключительно ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, женщины активно включаются в трудовую деятельность, принимают участие в общественной жизни. Процессы перераспределения ролей между мужчинами и женщинами затронули и сферу экономики, политики, науки.
Без изучения положения женщин нет полной картины средневекового общества. Женщина играла важную роль в экономической, политической и культурной истории средних веков, в системе норм и ценностей, поэтому эта тема актуальна и в наши дни.
Советская литература традиционно занималась социально - экономическими вопросами и вопросами классовой борьбы. Вследствие этого ряд тем оказывались в тени, в том числе и тема положения женщин в средневековье.
Историография на Западе склонялась к изучению роли мужчин. Реакцией на такое положение дел стал гендерный подход в изучении истории. Гендерная проблематика появилась и в отечественной историографии, но относительно недавно. Малоизученность темы положения женщин в средневековье вызвала интерес.
Интерес к исследованию положения женщины появился только в 70- годы XX века. В это время зарождается «женская история»: история женщин, женская точка зрения на ход истории. Это связано с тем, что в начале XX века в некоторых странах у женщин появилось право избирать, во времена Первой и Второй мировых войн женщины начали работать на производстве, возникли женские движения. Таким образом, изменился их социальный статус.
Исследования положения женщины в средневековой Западной Европе представлены в работах специалистов как отечественной, так и зарубежной историографии. В отечественной историографии анализ работ позволяет выделить, прежде всего, труды Ю.Л. Бессмертного, в которых автор рассмотрел тему брака, любви и семьи на основе средневековых французских текстов и проанализировал взгляды на положение женщин во Франции IX-XVIII веков.
Филолог А.Д. Михайлов в своей работе «Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии» исследовал средневековый быт и взаимоотношения между членами общества на основе французских источников.
Гуревич А.Я. в своей работе «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» и Козьякова М.И. в книге «История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века» рассматривают культуру повседневности Западной Европы, менталитет средневекового человека, в том числе и отношение к женщинам. Большое количество работ теме взаимоотношений мужчин и женщин посвятила Ястребицкая А. Л..
Также нельзя не упомянуть труд Т.Б. Рябовой «Женщина в истории западноевропейского средневековья», в котором были отражены средневековые взгляды на природу женщин, на роль женщины в различных сферах общества на основе средневековых источников.
В зарубежной историографии стоит отметить таких французских авторов как Ф. Арьес («Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»), Ф. Гис и Д. Гис («Брак и семья в средние века»). Они в своих работах уделили внимание роли ребенка в семье и отношениям в семье в целом, что помогло определить место и роль женского пола, начиная с самого рождения и до вступления в брак.
Французские историки-медиевисты Дюби Ж. и Перро М. в своем труде «История женщин на Западе. Том 5. Молчание Средних веков» собрали работы различных историков, представляющих большой обзор о женщинах средневековья, их месте в семье, в религии и в образовании.
Источниковую базу данного исследования составляют философские труды античных ученых (Аристотель) и труды христианских мыслителей (Тертуллиан ), идеи которых стали основой средневековых представлений о природе женщины. Помимо этого, для рассмотрения средневековых представлений о женском образовании был сделан анализ трактатов о воспитании детей Винцента из Бове («О наставлении детей знатных граждан»), Эгидия Римского («О правлении государей»), Филипа Новарского («Четыре возраста человека»). Отношение к обучению и воспитанию девочек в Средние века основано на позиции людей о природе женщины, поэтому очень важно проследить это отношение для полной картины о положении женщин.
Главными источниками данного исследования стали литературные произведения средневековой Франции. К ним относятся: памятник французской городской литературы - «Пятнадцать радостей брака» (пер. И.Я. Волевич) - сборник шутливых историй, повествование о проделках женщин; комедии легкого содержания - фарсы (пер. А.Д. Михайлова); юмористические стихотворные фаблио (пер. С. Вышеславцевой и В. Дынник). Эти источники изображают жизнь городского слоя общества, какой она была на самом деле, поэтому они могут быть хорошим подспорьем в изучении положения женщин в средневековом обществе.
Кроме того, были проанализированы поэмы - «Роман о Лисе» (пер. А. Наймана) и «Роман о Розе» (пер. И.Б. Смирновой). В «Романе о Лисе» с помощью конкретных образов, а именно животных, передается изображение человеческой жизни, с множеством элементов описания быта и нравов средневекового общества в сатирическом стиле. «Роман о Розе» - более сложное произведение, которое заинтересовало многих читателей смелостью мыслей в отношении человеческого общества, и в нашем случае, что важно - в отношении утонченной любви и женщин.
Изучая положение женщин на основе источников городской литературы, нельзя не обратить внимание на взгляды средневековой французской писательницы Кристины Пизанской, которая в своем труде «Книга о Граде Женском» выступает в защиту женщин. Этот труд является интересным источником по изучению положения женщин, так как он положил начало феминистическим настроениям в средневековом обществе.
Целью данной работы является характеристика частной и общественной жизни женщин во французских городах XII-XV веков и отражение этой темы в школьном курсе истории.
Для выполнения этой цели поставлены задачи:
1) рассмотреть формирование средневековых представлений о природе женщины;
2) охарактеризовать положение женщины в семейной, правовой, трудовой жизни общества, а также в сфере образования;
3) проанализировать образ жизни женщины на основе французских источников;
4) раскрыть возможности использования письменных французских источников при изучении темы «Средневековая литература».
Географические и хронологические рамки исследования: Франция XII-XV веков.
Объектом исследования в данной работе являются городская среда Западной Европы в классическое средневековье. Предметом изучения является положение женщины в различных сторонах жизни общества.
При работе с литературой и источниками теоретико-методологической основой является комплекс общенаучных и исторических методов. Обязательными методами, которые позволили изъять полную информацию при работе с источниками, являются логические методы: анализ, синтез, сравнение. Эти методы активно использовались в третьей главе, в которой были рассмотрены памятники городской французской литературы.
Важным методом в исследовании стал структурный анализ, т.к. при изучении места женщины в обществе рассматривалось положение женщины в различных сферах: семья, право, труд и образование.
Для раскрытия сущности исследуемых явлений при работе с источниками был использован сравнительно-исторический метод, который позволил выделить общие черты и черты различия, закономерные черты и совершенно новые.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе данной работы можно сделать следующие выводы.
В силу того, что религия играла значительную роль и оказывала влияние на все сферы жизни средневекового человека, она оказала воздействие и на представление о природе женщины. Во взглядах авторов религиозных трудов преобладала двойственность мнений в отношении женщины. Такая двойственность обусловлена тем, что в Ветхом Завете женщина Ева - виновница грехопадения, а в Евангелии дева Мария - богоматерь, один из главных персонажей, наделенный чертами, приближающих её с богом-отцом и богом-сыном.
В средневековье были 2 тенденции в положении женщины. С одной стороны, за ней прочно закрепляются важные хозяйственные функции и воспитание детей. Семья укрепляется как социальная ячейка. С другой стороны, женщина находилась в подчиненном положении в семье, так как она носила патриархальный характер. С развитием феодализма в средневековой Западной Европе правовое положение женщины (прежде всего замужней) ухудшалось, что вело к её вытеснению в частную жизнь и господству мужчин в публичной сфере. Однако в действительности возможности женщины были выше тех возможностей, которые установил закон. В сфере труда женщина проявляла различные способности, сравнимые со способностями мужчин. С возникновением различных ограничений на труд женщины начали терять свои позиции.
Отношение к обучению и воспитанию женщин в средние века было основано на преобладающей точке зрения о слабости природы женщины. Образование женщин в средневековой Западной Европе было доступно только в монастырях и только религиозное, в то время как мужчины могли получить помимо религиозного образования еще и светское, в университетах.
Литературные произведения средневековой Франции являются отличным источником для анализа образа жизни женщины и отношения общества к ней в этот период. Автор трактата «Пятнадцать радостей брака» испытывает восхищение замысловатыми проделками, сообразительностью и ловкостью женщин. Это говорит о том, что статус женщины претерпевает в это время своеобразные изменения. Средневековые фарсы являются ярким примером антифеминизма. Эти комедии легкого содержания высмеивают женщин, ставя их в глупые жизненные ситуации. Одна из главных тем фаблио - прегрешения женщин. Её природа считалась далеко не идеальной, она была нравственно ущербной. «Роман о Лисе» и «Роман о Розе» также выделяют объектом критики и сатиры женщин. Второе произведение способствовало появлению феминистских взглядов Кристины Пизанской, которая в своей «Книге о Граде Женском» не только сама защищала женщин, но и распространила идею о том, что женщины должны защищать друг друга, совместными усилиями бороться за справедливость. Но в то же время она отмечает, что в средневековом обществе всё также доминирует негативное отношение к женщинам и не скрывает, что этому явлению нечем противодействовать.
Проанализировав все эти произведения, можно понять, насколько тяжелым было положение женщин в средневековой Франции. И данный образ мысли о природе женщины доминирует во всей городской литературе Средневековья.
При изучении темы «Средневековая литература» в школьном курсе истории средних веков можно применить письменные французские источники в качестве средства для частично-поискового метода, с помощью которого учитель формирует активную учебно-познавательную деятельность обучающегося, а анализ источников способствует активизации мышления и повышению мотивации обучающихся.



1. Аристотель. О возникновении животных. - М.: Изд-во АН СССР, 1940 - 250 с.
2. Винцент из Бове. О наставлении детей знатных граждан / Пер. с лат.: Н.В. Ревякина, Т.Б. Рябова // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 111-138.
3. Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском» / Пер. Ю.П. Малинина // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков - М.: Наука, 1991. - С.218-256
4. Новарский, Ф. Четыре возраста человека / Пер. С.И. Лучицкой // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 142-148.
5. Пятнадцать радостей брака / Пер. И.Я. Волевич // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков - М.: Наука, 1991. - С. 3-130.
6. Роман о Лисе / Пер. со старофр. А. Наймана. Предисл. А. Михайлова. - М.: Наука, 1987. - 160 с.
7. Роман о Розе / Пер. и коммент. И.Б. Смирновой. - М.: ГИС, 2007. - 671 с.
8. Средневековые французские фарсы / сост. Михайлова А.Д.. - М.: Искусство, 1981. - 446 с.
9. Тертуллиан. О женском убранстве // Тертуллиан. Избр. соч. - М.: изд.группа «Прогресс», «Культура», 1994. - 448 с.
10. Фаблио: Старофранцузские новеллы / Пер. С. Вышеславцевой, В. Дынник. - М.: Русский путь, 2004. - 384 с.
11. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Т. 1 / под ред. Мокульский С.С. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 807 с.
12. Эгидий Римский. О правлении государей / Пер. Н.В. Ревякиной, Т.Б. Рябовой // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 149-169.
Литература
13. Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История средних веков. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.;
14. Анисимов, И. И. История французской литературы. Т. 1 / под ред. Анисимов И. И. , Мокульский С. С., Смирнов А. А. - М.: АН СССР, 1946 - 810 с.
15. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 416 с.
16. Бессмертный, Ю. Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков - М.: Наука, 1991. - С. 282-309.
17. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
18. Бок, Г. История женщин, история полов // THESIS, №6 - 1994, С. 170-200.
19. Гафурова, Е.В. Женщина в западноевропейском средневековье
// Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(50). URL:
https://sibac.info/archive/social/3(50).pdf(дата обращения: 12.12.2017)
20. Гис, Ф., Гис, Д. Брак и семья в средние века. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 385 с.
21. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Рипол классик, 1989. - 366 с.
22. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
23. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений, обучающихся по пед. спец - М,: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. - 267 с.
24. Дюби, Ж. Европа в Средние века. - Смоленск: Полиграмма, 1994. - 320 с.
25. Дюби, Ж., Перро М. История женщин на Западе: в 5 т. Т. II : Молчание Средних веков. - СПб. : Алетейя, 2009. - 512 с.
26. Жалменова, О. П., Вержевикина, Е. С. Феминизм и антифеминизм. Этика средних веков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2000. - № 4. - С. 8-17
27. История всемирной литературы: в 9 т. Т. II. / под ред. Бердникова Г.П. - М.: Наука, 1984. — 672 с.
28. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. — М.: ООО «Издательство «Согласие», 2016. — 512 с.
29. Концепция нового учебно-методического комплекса по
всеобщей истории. - 136 с. // Тульский Государственный
Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого. URL: http: //tsput.ru/his seminar/pro gect.pdf(дата обращения 25.04.2019).
30. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
31. Кюнг, Г. Великие христианские мыслители. / Пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. - СПБ.: Алетейя, 2000. - 442 с.
32. Ле Гофф, Ж., Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. - М.: Изд. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
33. Михайлов, А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии. М., 1986. - 352 с.
34. Никулина, Н. Ю. Методика преподавания истории в средней
школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 95с.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
36. Понамарев, М.В. Всеобщая история: История Средних веков. 6 кл.: учебник / М. В. Пономарев, А. В. Абрамов, С. В. Тырин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 269 с.
37. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 08.04.2015 №1/15. - 559 с. // Городской методический центр. URL:
ййрз://шозше1об.ги/111ез/математика/Последняя версия poop ooo v reestr.pdf(дата обращения 25.04.2019).
38. Роулинг, М. А., Европа в Средние века. Быт, религия, культура - М.: Центрполиграф, 2005. - 224 с.
39. Рябова, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. - Иваново: Юнона, 1999. — 212 с.
40. Сванидзе, А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1. Феномен средневекового урбанизма. - М.: Наука, 1999. - 390 с.
41. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студентов вузов / М. Т. Студеникин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 238 с.
42. Филиппов, И.С. Средиземноморская Франция в ранее
средневековье. - М.: Скрипторий, 2000. - 819 с.
43. Успенская, В.И. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской. Пособие к курсу по истории феминизма. - Тверь: ФеминистПресс - Россия, 2003. - 56 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. №1897. - 50 с. // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf (дата обращения 25.04.2019).
45. Фукс, Э. История нравов / Пер. с нем. В. М. Фриче. - Смоленск: Русич, 2002. - 320 с.
46. Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Пер. Д.В. Сильвестрова. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 768 с.
47. Ястребицкая, А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. - М.: Интерпракс, 1994. - 400 с.
48. Ястребицкая, А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. - М.: Искусство, 1978. - 175 с.
49. Ястребицкая, А. Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. - М.: 1994 - С.126 -136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ