ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ 8
1.1. История возникновения партерной гимнастики как
самостоятельного направления в хореографическом образовании... 8
1.2. Характеристика природных физических данных детей,
необходимых для обучения хореографии 15
1.3. Партерная гимнастика как вспомогательное средство развития
физических данных 20
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ НА
УРОКАХ В ДЕТСКОЙ БАЛЕТНОЙ СТУДИИ 29
2.1. Проект образовательной программы «Партерная гимнастика» при обучении хореографии в балетной студии «Марьям» (Алматы) 29
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие природных
физических данных детей младшего школьного возраста 37
2.3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности
использования партерной гимнастики в процессе обучения детей классическому танцу 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Хореографическое искусство всегда было и остается самым массовым и наиболее популярным особенно у детей видом. Об этом свидетельствует наличие многочисленных танцевальных кружков, любительских студий, школ, ансамблей и даже театров танца различных направлений - от исторического до современного. В каждом дворце культуры, в каждой школе и даже детском саду есть хореографические коллективы. Возраст участников этих коллективов самый разнообразный. Танцевать современные дети начинают уже с 3 лет, и родители хотят видеть своих детей танцующими не хуже, чем на театральных сценах.
Популярность данного направления выдвигает свои требования к исполнительскому мастерству. Искусство хореографии не стоит на месте, оно постоянно развивается. Сегодня мы все чаще видим микс из различных направлений: классический танец соединяется с народным и современным, вводятся новые элементы, включаются элементы гимнастики и акробатики.
Усложнение техники накладывает отпечаток на весь процесс обучения хореографии. Требования к обучению в целом едины как для профессиональных танцовщиков, так и для любителей. И в хореографическом училище, и в детской любительской балетной студии в основе учебной программы лежит система классического танца. Эта система, существующая уже четыреста лет, является наиболее разработанной и продуманной. Упражнения классического экзерсиса, последовательно решая определенные задачи, не только физически тренируют тело, но и обогащают его запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. А.Я.Ваганова, выдающийся педагог, говорила о значении классического танца: «Классический танец и классический экзерсис - это тот фундамент, на котором держится все здание хореографического искусства» (7, с. 16).
Требования к обучению едины, а процесс подготовки различен. Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца на ежедневных уроках, с ними ежедневно занимаются квалифицированные педагоги. Кроме этого, детей в профессиональную балетную школу тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества. В самодеятельность приходят дети потому, что им просто нравится танцевать, и занятия проводятся два-три раза в неделю по одному часу.
Работая в детской балетной студии «Марьям» (г. Алматы) педагогом классического танца, мы постоянно сталкиваемся со следующей проблемой. Дети хотят танцевать, но не имеют возможности. Препятствием служат недостатки физического развития ребенка - это в основном чрезмерная сопротивляемость связок, слабое развитие некоторых мышц, недостаточно развитая координация движений. А танцевать балет некрасиво, неправильно - нельзя. Физические данные или как их еще называют профессиональные данные это исходный материал, который позволяет развить свободу движений, их пластичность, мягкость, гибкость, изящность и округленность линий, подвижность стопы, шаг и прыжок. Именно оценка степени физического развития будущего танцора, его физических и функциональных возможностей является приоритетной при приеме детей в хореографическое училище. У педагогов, работающих в системе любительской хореографии, такой возможности нет, так как действует принцип вседоступности обучения. Педагог не может сказать «нет» ребенку со средними или посредственными данными. Конечно, намного легче и интересней заниматься со способными, гармонично сложенными детьми, у которых красивые податливые ноги, правильная «балетная» осанка, прекрасные профессиональные данные. Но, как правило, таких детей единицы. Что в таких случаях делать?
Педагогическая наука, опыт работы свидетельствуют, что в детском возрасте можно исправить отдельные недостатки физического развития. Для этого существуют приемы и методы работы с такими детьми, разработаны комплексы вспомогательных корригирующих упражнений, объединенных в единый раздел «партерная гимнастика». Благодаря систематическим, целенаправленным занятиям удается достичь положительных результатов, и «профнепригодные», бесперспективные дети становятся успешными учениками, способными к освоению техники классического танца.
В настоящее время накоплен большой материал по данному вопросу. Это и методические разработки И.Ф. Калининой, А.В. Никифоровой, Т. Васильевой, М.В. Левина, Е.Я. Поповой и др. Несмотря на то, что предлагаемые методики направлены большей частью на совершенствование данных будущих профессиональных артистов балета, имеющих высокую оценку физического развития, рекомендации авторов можно использовать на уроках с самодеятельными танцорами.
Таким образом, исходя из вышесказанного, налицо противоречие - между возросшим интересом к балетному искусству, особенно детей, расширением сети любительских балетных коллективов, с одной стороны, и недостаточной физической подготовленности учащихся к освоению классического экзерсиса, с другой. Данное противоречие делает проблему совершенствования учебно-творческого процесса с детьми наиболее актуальной. Возможность обобщения теоретического материала и собственного опыта по ведению уроков классического танца с детьми младшего школьного возраста с применением комплексов партерной гимнастики и определила тему исследования: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей при обучении хореографии».
Цель работы - выявление роли партерной гимнастики как средства исправления физических недостатков развития детей и улучшения их профессиональных данных на первом году обучения в балетной студии.
Задачи:
1) изучить возрастные физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть систему профессиональных требований,
необходимых для освоения классического экзерсиса;
3) разработать методические рекомендации и комплексы специальных упражнений для улучшения природных физических данных детей младшего школьного возраста.
Гипотеза:
1) процесс освоения программы классического танца детьми с природными недостатками будет более результативным при условии включения в урок комплексов партерной гимнастики;
2) партерная гимнастика станет более действенным средством развития физических данных при систематическом и целенаправленном применении и соблюдении принципа индивидуального подхода - учете возрастных психо-физических особенностей детского организма.
Объект исследования: система обучения классическому танцу.
Предмет исследования: учебный процесс в работе с детьми в условиях балетной студии с включением комплексов партерной гимнастики.
Методологической основой исследования явились: литература по педагогике, детской психологии; по методике преподавания классического танца; учебники по анатомии и физиологии человека; методические программы и разработки, видеоматериалы уроков по лечебной физкультуре, художественной и балетной гимнастике.
База исследования: балетная студия «Марьям» г. Алматы, дети первого года обучения (7-9 лет).
Научная значимость исследования состоит в обобщении методических приемов обучения классическому танцу детей, не обладающих идеальными природными данными, определена роль использования комплексов партерной гимнастики на уроке.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут пригодиться педагогам дополнительного образования, руководителям не только балетных студий, но и детских хореографических коллективов других танцевальных направлений, так как методические рекомендации помогут значительно облегчить и ускорить освоение учебной программы по танцу и повысить технику исполнения.
Методы исследования.
Для достижения поставленной цели и реализации задач в исследовании использовались общетеоретические методы: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Основным методом был метод педагогического наблюдения за детьми, начиная с момента отбора в балетную студию; проведение диагностического мониторинга и обработка полученных данных. Также использовался метод педагогического эксперимента, который заключался в введении в учебно-воспитательный процесс новых танцевальных элементов и фиксации результатов по степени их усвоения.
Структуру работы составили: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение (материалы, дополняющие и иллюстрирующие содержание работы).
В своем исследовании мы раскрыли содержание такого направления физического развития как гимнастика. Исторически оно основано на глубоких анатомических и физиологических закономерностях. Особенность гимнастических упражнений заключается в том, что они имеют определенное, иногда очень ограниченное воздействие на ту или иную группу мышц с целью создания и развития навыков в движении.
Вопросы физического воспитания решаются и на уроках по хореографии. Обучение танцу изначально связано с приобретением двигательных навыков, качество исполнения которых зависит от наличия природных физических данных.
Дети, приходя в хореографический коллектив, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятия танцами, не говоря уже об освоении классического балета. Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребенка.
И здесь на помощь педагогам-хореографам приходит система упражнений на полу - партерная гимнастика. Если в начале возникновения партерная гимнастика использовалась в качестве одной из нетрадиционных методик, то в настоящее время она входит как основная часть при обучении детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Выворотность, балетный шаг, гибкость, легкий высокий прыжок с помощью упражнений партерной гимнастики развиваются более эффективно. Кроме этого, специальные корригирующие упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление многих физических недостатков развития детей.
Упражнения партерной гимнастики важны
1) для формирования опорно-двигательного аппарата, осанки, укрепления мышц;
2) для развития органов дыхания;
3) отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);
4) на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени);
5) развитие музыкальных качеств.
В результате нашей практической деятельности мы выяснили, что в детской балетной студии учебный процесс отличается от процесса обучения в профессиональных хореографических училищах. Это связано с тем, что в студии:
- значительно меньше объем изучаемого материала;
- ниже уровень требований к физическим данным и способностям учащихся;
- значительно меньше недельная нагрузка;
- более дифференцированный подход к учащимся, что выражается в гибком варьировании в изучаемом материале с учетом возможностей детей;
- ориентация на воспитание личности, а не на профессиональную подготовку будущего артиста балета.
Мы разработали комплексы партерной гимнастики, которые помогают реально изменить состояние двигательных органов, улучшить их функционирование, привести в соответствие с анатомической нормой подвижности суставов. Работая с детьми по программе, мы увидели, что необходимые для балета профессиональные данные - выворотность, шаг, гибкость, легкий высокий прыжок - с помощью корригирующих упражнений развиваются более эффективно. Кроме этого, специальные гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление многих физических недостатков развития детей.
Таким образом, мы доказали, что комплексы партерной гимнастики, применяемые целенаправленно и с учетом индивидуальных возможностей ребенка, наиболее результативны в начальный период обучения детей классическому танцу. В младшем школьном возрасте детский организм особенно пластичен и податлив к тренировкам. Проведенный мониторинг показал действенность применяемых технологий в обучении.
Выработанная методика позволила принимать в балетную студию детей с природными недостатками, значительно повысить исполнительскую культуру учащихся. Но самое главное, дети поверили в себя, смогли реализовать свою мечту заниматься любимым делом - танцем. Только каждодневный целенаправленный труд педагога, его воля помогают ученикам преодолевать трудности, а сознательная работа самих маленьких артистов воспитывает в них чувство самоконтроля, тот необходимый навык профессиональной осанки, который явится фундаментом для освоения классического танца в дальнейшем.
1. Александрова Н.А. Балет, танец, хореография [Текст]: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Н.А. Александрова. - 2-е изд., испр. и доп. С-Пб.: Лань, 2014. - 624 с
2. Александрова Н.А. Классический танец для начинающих [Текст] / Н.А. Александрова, Е.А. Малашевская. -2-е изд. С-Пб.: Лань,2014.- 128 с
3. Александрова Н.А. Классический танец. Мастер-класс балетного урока [Текст] / Н.А. Александрова, Е.А. Малашевская. - 1-ое изд. С-Пб.: Лань, 2014. - 64 с
4. Баднин И. Отбор детей в хореографическое училище [Текст] / И. Баднин. - М.: Известия, 2009
5. Базарова Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения. 6-е изд [Текст] / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - С-Пб.: Лань-Трейд,2015.- 240 с., ил.
6. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст] / Л.Д. Блок. - М., 1987
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст] / А.Я. Ваганова // 9-е изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2016. - 192 с., ил.
8. Вихрева Н.В. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. М.: МГАХ, 2004. - 86 с.
9. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей [Текст] / В.Г. Властовский. - М.: МГУ, 2006.
10. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены) [Текст] / С.И. Гальперин. - 2-е изд.: Высшая школа, 1974.
11. Дамарк В.Ю. Классический танец. Размышления балетного педагога [Текст] / В.Ю. Дамарк. - 1-е изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2013. - 128 с.
12. Дембо H.A. Основы медицинского отбора [Текст] / Н.А. Дембо. - Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева, 2001.
13. Детский фитнес: учеб. пособ. /сост.: В. Левицкий, И. Шиврина, С. Колосова, Н. Мелашенко, О. Бабич. М.: УиЦ «ВЕК», 2006. - 160 с.
14. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст] / И.Г. Есаулов. 2-е изд., испр. -С-Пб.: Планета музыки, 2015 -160 с.
15. Жакыпова К. Классический танец [Текст] / К. Жакыпова. -. Алматы, 2005
16. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа [Текст] / Д. Зайфферт. 2-е изд. - М.: Лань-Пресс, 2015. - 128 с.
17. Звездочкин В.А. Классический танец [Текст] / В.А. Звез дочкин. 2-е изд. С-Пб.: Планета музыки, 2013. - 72 с., ил.
18. Кавеева А.И. Гимнастика в хореографии. Занятия на полу: Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств // Казань, 2001
19. Калинина И.Ф. Возрастные изменения моторных и
вегетативных функций при профессиональном обучении
хореографическому искусству: автореф. канд. дис., [Электронный ресурс] URL:http://dshi.muzkult.ru/documents/Hucanu Profilaktika travmatizma.pdf(дата обращения 28.09.2017).
20. Карло Блазис. Танцы вообще [Текст] / Карло Блазис. 2-е изд., испр. - С-Пб.: Планета музыки, 2015. - 352 с., ил.
21. Классический танец [Текст]: Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 «Артист балета» (8 лет обучения). - М., 2007.
22. Коловарский П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для
профессионального обучения хореографии: автореф. канд. дисс.
[Электронный ресурс] URL:http://dshi.muzkult.ru/documents/Hucanu(дата обращения 28.09.2017).
23. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе [Текст] / М.В. Левин. - М.: Терра-спорт, 2001
24. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии [Текст] / Е.А. Лукьянова. - М.: Искусство, 2009.
25. Меднис Н.В. Введение в классический танец [Текст] / Н.В. Меднис, С.Г. Ткаченко. 2-ое изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2016. - 64 с
26. Миронова З.С. Повреждения и заболевания опорно¬двигательного аппарата у артистов балета [Текст] / З.С. Миронова, И.А. Баднин. - М.: Медицина, 1996.
27. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
28. Морель Ф.Р. Хореография в спорте [Текст] / Ф.Р. Морель. - М.: ФиС, 2001.
29. Никифорова A.B. Обучение хореографии при несообразных ногах [Текст] / А.В. Никифорова //Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Тезисы. - Пермь, 1981.
30. Ожегов С.И. Осанка. Словарь русского языка. М.: СЭ, 1964.
31. Поль С. Оздоровление позвоночника [Текст] / С. Поль. - Воронеж, 1993
32. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографий [Текст] / Е.Я. Попова. - М.: Искусство, 2008.
33. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - С.-Пб.: Речь, 2001.
34. Путмова A.A. Сколиозная болезнь [Текст] / А.А. Путимова. - Киев: Здоровье, 1995.
35. Пшеничная Г.Н. Исследование способностей сохранения равновесий и методов их совершенствования: автореф. канд. дисс. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-razvitie-spetsialnyh-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-yunyh-figuristov-na-etape-predvaritelnoy-podgotovki(дата обращения 18.10.2017).
36. Сапогов А.А. Школа музыкально-хореографического искусства [Текст] / А.А. Сапогов. 1-ое изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2014. - 264 с
37. Сафронова Л.Н. Уроки классического танца [Текст] / Л.Н. Сафронова. 2-ое изд., доп. - С-Пб.: Планета музыки, 2015. - 192 с
38. Тарасов Н.И. Классический танец [Текст] / Н.И. ТАрасов. 4-ое изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2012. - 512 с., ил.
39. Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания [Текст] / А.А. Тер-Ованесян. - М.: Физк. и спорт, 2008.
40. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Пуртурова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. /. - М.: Владос, 2003. - 256 с.
41. Филановская Т.А. История хореографического образования в России [Текст] / Т.А. Филановская. 1-ое изд. - С-Пб.: Планета музыки, 2015. - 288 с
42. Фомичева, Е.И. Сберечь здоровье - задача урока [Текст] / Е.И. Фомичева // Физическая культура в школе.- 2010.- № 1. - С. 17-19.
43. Халфина С.С. Методическое пособие по приему в хореографическое училище [Текст] / С.С. Халфина. - М., 1993.
44. Цыпина И. Программно-методические материалы
(коррекционно-развивающее обучение) [Текст] /И. Ципина. - М.: Дрофа, 2001. - 80 с.
45. Чечина, Ж. В. Урок хореографии, как основная форма организации образовательного процесса [Текст] / Ж.В. Чечина // Дополнительное образование в современном мире: сборник научной конференции. - СПб,: ЦРНС, 2011.
46. Чибрикова, А. Ритмика [Текст]: методическое пособие / А. Чибрикова. - М., 2002. - 134 с.
47. Щипилина И.А. Хореография в спорте [Текст] / И.А. Щипилина // Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224с