ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Понятия «речь» и «речевая культура» 8
1.2. Особенности развития речи младших школьников 24
1.3. Школьный театр как средство формирования речевой культуры 35
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА 39
2.1. Цель и задачи экспериментальной работы 39
2.2. Характеристика программы школьного театра (введение
программы) 49
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Повышение речевой культуры учащихся является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры, мышления и интеллекта человека является речь, которая должна соответствовать языковым нормам. В раннем детстве речь ребёнка проявляется в виде отдельных слов, которые еще не имеют чёткого грамматического оформления, затем постепенно усложняется и обогащается.
Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения младших школьников. Обучение общению младших школьников является условием развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Оптимизации общения данного возраста посвящены исследования Касаткиной, Г.А., Клюевой Н.В., Мунировой Л.Р,. Овчаровой Г.В., Цукерман, Г.В. В тесной связи с этим изучается педагогическая деятельность учителей начальных классов по формированию культуры общения младших школьников и анализируется культура общения младших школьников и анализируется культура общения самих педагогов.
Известно, что речь интеллектуально развитого человека должна соответствовать языковым нормам.
Языковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачи речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является процесс формирования речевой культуры младших школьников.
культура речевого общения младшего школьника.
Предметом исследования культура речевого общения младшего школьника
Цель исследования - изучение процесса формирования речевой культуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность основных понятий исследования: речь, культура речи, театр, младших школьный возраст.
2. Определить особенности развития речи младших школьников
2. Рассмотреть школьный театр как средство формирования речевой культуры.
3. Обобщить результаты эксперимента.
4. Создать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию речевой культуры обучающихся.
5. Дать качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Исследовательская работа осуществлялась в МБОУ «СОШ №141 города Челябинска»
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ философской, социально-психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Эмпирические: методы педагогических измерений : наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Методы - основные способы, с помощью которых проводится исследование.
Квалификационная работа состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена формированию культуры речи учащихся. В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.
Театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Именно в школе происходит становление личности ребенка, формируется культура его чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Целью театральной педагогики в школе является не профессиональная подготовка актеров и режиссеров, а воспитание личности ученика средствами театрального искусства. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы - потребность развития современной системы образования. Театр может быть и уроком и учебным спектаклем, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Иными словами, театральное творчество — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям, к самораскрытию личности.
Младший школьный возраст является важным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка. От успешности освоения письменной речью и устной зависит успешность учебной деятельности ребёнка в целом. Поэтому учитель начальных классов должен уделять развитию речи ребёнка огромное внимание, использовать различные методы и приёмы диагностики развития и коррекции речевой сферы.
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, так как связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни он хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребёнок играет любую роль. При этом стараясь подражать тому, что видел, и что привлекло его внимание, получая от этого огромное эмоциональное удовольствие.
Процесс работы над спектаклем строится так, чтобы ребёнок мог проявить себя творцом общего дела. Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае основываются на принципах добровольности и творчества. Театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих речь, внимание, воображение, ассоциативное мышление, память.
Таким образом, формирование речевой культуры обучающихся в начальных классах возможно посредством школьного театра.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова- М.: "Академия", 2-9.-672с.
2. Азис Л.В. Разговор о разговоре: Говорящим и слушающим: к вопросу культуры речиЯ Л.В. Азис - Начальная школа, 2017, 24, 112с.
3. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского т.В. Ахутина - Психология, 1997 - 56 с.
4. Белобрыкова О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ О.А. Белопрыкина - Ярославль: "Академия развития", 2018.- 240 с.
5. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина- Еаатеринбург: АРД ЛТД, 2002- 34с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 -М..1982 15с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2017. — 512с.
8. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» / Гербова В. Москва Просвещение, 2016. - 207с.
9. Говард М. Актёр от чистого сердца. Как раскрыть в себе сценический талант, 2016- 75-89с.
9. Голуб И.В. Содержательность - основа речевой культуры/ И.В. Голуб. - Народное образование, 2000-191-197с.
10. Грачёва Л. Актёрский тренинг, Жизнь в роли актёра, 2011
11. Демидов Н. «Творческое наследие», 2014 22 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М.: Логос, 1989 64с.
13. Капинос, В.И Развитие речи: теория и практика обучения/В.И. Капинос- М.: Просвещение, 1994-188 с.
14. Комлев Н.Г./ Компоненты содержательной структуры слова/ Н.Г. Комлев- М.6 Комкнига. 2006 7с.
15. Ломоносов М.В. Российская грамматика / М.В. Ломоносов - СПб.: Империя Академии наук, 1755. , Каменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский - СПб.: Типография А.М. Котомина, 1875. 38с.
16. Львов М.Р. Культура речи, Школьные проблемы/ М.Р. Львов.- Начальная школа, 2002- 14-27с.
17. Львов М.Р. Речевое развитие человека /М.Р. Львов. - Начальная школа, 2002-98-105с.
18. Львов С.И. Позвольте пригласить вас..., или Речевой этикет/ С.И. Львова. - М.: Дрофа, 2007-24 с.
19. М.Р. Виды речи / М.Р. Львов.начальная школа, 2000-76-82
20. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста.- М.,1978.-№8.- С. 79
21. Общая психология Конспект лекций Дмитриева Н Ю 2007 с 40-41
22. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: «Просвещение», 1984 с. 54.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. С-14
24. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова, 2009
25. Сарабьян Э. Актёрский тренинг по системе Станиславского, 2010 65-69 с.
26. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. - 373 с.
27. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. - М.: «Просвещение», 1993. с.43 -45
28. Станиславский К.. «Работа актера над собой», 2000 70с.
29. Туманишвили М. "Введение в режиссуру», 2010, С. 55-86.
30. Ушинский К.Д./ Воспитание человека/ сост. С.Ф. Егоров-М.:Карапуз, 2000-255с.
31. Феофанова И. Актерский тренинг для детей, 201147с.
32. Формановская, Н.И. Этикет русского письма /Н.И. Формановская, А.А. Акишина // Ленанд, 2008 -208 с.
33. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
34.Чехол М.. «Тайны актерского мастерства», 1988. - с. 37-43
35. Эмбер В.И. Этическая направленность в курсе риторики/ В.И. Эмбер. Начальная школа, 2003 С. - 46-50.