Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Работа №80975

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .... 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-
педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития исследовательской активности детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития исследовательской активности детей
старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Состояние проблемы развития исследовательской активности детей
старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 31
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Актуальность исследования. В современном образовании одной из актуальных проблем дошкольного образования является развитие исследовательской активности ребенка. Различные формы исследовательской деятельности интенсивно внедряются в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Современное общество нуждается в активной и самостоятельной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
Актуальность развития познавательной сферы детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". В данном документе важным моментом можно отметить тот факт, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В свою очередь, стоит отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют пять образовательных областей, одной из которых является познавательное развитие. В рамках данной области предполагается задача «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации».
Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
В свою очередь, важно подчеркнуть, что, несмотря на большое внимание к проблеме психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, в современном образовании до сих пор остается нерешенным ряд вопросов, главный из которых - какими методами и средствами вызывать у ребёнка устойчивой исследовательской активности в той или иной деятельности.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что психолого-педагогическое сопровождение исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
- использовать экспериментирование как средство развития исследовательской активности;
- создавать развивающую предметно-пространственную среду.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
2) Рассмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
3) Определить условия психолого-педагогического сопровождения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
4) Экспериментально проверить влияние педагогических условий на уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
- основы теории коммуникации (Р.О. Якобсон, М.А. Василик, А.П. Панфилова, И.А. Зимняя, М.С. Каган,); учения о коммуникативном образовании (О.Ю.Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); учения о диалогической речи дошкольника (Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова, А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, А.Н. Соколова, Р.А. Иванкова и др.);
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M. Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 308 г. Челябинска». В экспериментальной части принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, в рамках данного исследования мы придерживаем того, что исследовательская активность ребенка рассматривается нами как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и обеспечивают возможность развития устойчивой исследовательской активности. Своевременное и адекватное стимулирование исследовательской активности, развитие процессов познавательной деятельности детей выступают первейшим условием формирования исследовательской активности. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интересов детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.
Решая третью задачу, мы определили в качестве педагогических условий развития исследовательской активности следующие положения: использование экспериментирования как средство развития исследовательской активности и создание развивающей предметно-пространственной среды.
Решая четвертую задачу, мы проанализировали результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно - экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 14,4 % и 14,2 % и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 28,6 %. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень - результаты одинаковые, средний уровень - на 7,2%, низкий уровень - на 7,2%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 7,2%, средний - на 8,9%, низкий - на 14,2%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2000. - 335 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2011. - 128 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2007. - 275 с.
5. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М.: Речь, 2005. - 128 с.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М. : Просвещение,2005.- 210 с.
7. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности / Н. Глуховеря // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С.28¬33.
8. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. -2004. - № 1. - С.14.
9. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание / Д.Б. Годовикова. - 2006. - №1. - С.28-32.
10. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С.22.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание / В.И. Даль. - М.: Аст, 2014. - 921 с.
12. Данюкова, В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования / В. Н Данюкава, В. Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - №10. - С.33-36.
13. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
14. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2004. - 80 с.
15. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Сфера, 2005. - 195 с.
16. Егорова, Т. А. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы / Т. А. Егорова // Детский сад от А до Я. - М., 2004. - № 2. - С. 90-97.
17. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
18. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
19. Закурдаева, С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2005. - № 11. - С. 11.
20. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8. - С. 241-246.
21. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
22. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
23. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2000. - №9. - С.75-80.
24. Киреева, О.В. Условия развития исследовательских умений в старшем дошкольном возрасте.// Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 424 с.; С. 323 - 325.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
26. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С.4-7
27. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 181-183.
28. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 38-42.
29. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Пед. Общество России, 2003. - 137 с.
30. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
31. Локтионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду / З.А. Локтионова, В.В. Варыгина // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
32. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
33. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. - С. 26-29.
34. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 5-17.
35. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2003. - №9. - С. 45-47.
36. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 450 с.
37. Мухина, В.А. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.А. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
38. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
39. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Монография. / А. С. Обухов. — М.: Изд-во "Прометей" МПГУ,2006.- 224 с.
40. Овечкина, О.И. Приемы активизации познавательной деятельности / О.И. Овечкина // Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 8-10.
41. Огородников, И.Т. Основные проблемы и методика изучения эффективности урока по основам наук в школе / И.Т. Огородников. - М.: МГПИ, 2005. - 32 с.
42. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИПИ Технологии»,2003. - 944 с.
43. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004. - 238 с.
44. Паршукова, И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 19-23.
45. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 640 с.
46. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса,2002.- 336 с.
47. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
49. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
50. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2003. - 448 с.
51. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
52. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. — М. : Моск.психолого-социал.ин-т: Флинта,
2003. — 320с.
53. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 672 с.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
55. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005-№ 12. - С. 3-11.
56. Сидорук, Г.Н. О формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста / Г.Н. Сидорук // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 3 - С. 31-33.
57. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2000. - 687 с.
58. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
59. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2007. - 159 с.
60. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, Н.П. Федосеева. - М.: Просвещение, 2001. - 840 с.
61. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
62. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2004. - 355 с.
63. Щербаков, Е. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. - 2001. - №1. - С. 56¬58.
64. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
65. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.
66. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ