Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1. Многопользовательские тренажеры: специфика вида электронных
образовательных ресурсов, дидактические возможности, функционал, опыт применения в профессиональном образовании 11
1.2. Обзор сред разработки многопользовательских тренажеров 19
1.3. Структура, содержание, этапы разработки многопользовательского
тренажера для профессионального модуля 22
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ГПБОУ «ЮУрГТК»
2.1. Состояние защищенности электронных образовательных ресурсов в
ГПБОУ «ЮУрГТК» 38
2.2. Подходы к совершенствованию информационной защиты электронных
образовательных ресурсов в ГПБОУ «ЮУрГТК» 44
Выводы по 2 главе 50
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕР ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ТРЕНАЖЕРА В ГПБОУ «ЮУрГТК»
3.1. Реализация многопользовательского тренажера для
профессионального модуля на базе Moodle 51
3.2. Апробация многопользовательского тренажера на базе ЮУрГТК 70
3.3. Меры информационной защиты многопользовательского тренажера по
профессиональному модулю в ГБПОУ ЮУрГТК 80
Выводы по 3 главе 98
Заключение 99
Библиографический список 101
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Обеспечение безопасности информационных систем образовательных организаций является актуальным требованием современного профессионального образования. Информационные ресурсы и информационные системы относятся к ряду основных защищаемых элементов во всех сферах жизнедеятельности современных организаций среднего профессионального образования.
Современной реальностью являются также и средства негативного информационного воздействия на элементы информационной образовательной системы. Создание и организация функционирования любых современных структур и систем, прежде всего, требует обеспечения их информационного взаимодействия с внешней средой, которое должно быть максимально надежным и безопасным.
Направление научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации «Исследование проблем создания и развитие защищенных информационно-телекоммуникационных систем» признано одним из приоритетных направлений научных исследований и одобрено в числе других по информационной безопасности Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации [34], [38].
Для образовательных организаций данное направление актуально также в связи с тем, что интенсивная информатизация образовательного процесса требует разработки и внедрения все новых интерактивных форм электронных средств. Актуальным становится использование интерактивных электронных тренажеров различной тематической направленности при профессиональной подготовке и при повышении квалификации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В последнее время в образовательных организациях оптимальным и эффективным является разработка и внедрение многопользовательских электронных тренажеров, позволяющих устранять пробелы при изучении учебной дисциплины и закреплять полученные знания, самостоятельно определять уровень подготовки и оценивать свои результаты; получать необходимые теоретические сведения и практические профессиональные навыки. Многопользовательские электронные тренажеры базируются на методике, содержащей в себе целенаправленную тренировку в процессе многократного повторного выполнения практико-ориентированных заданий. Другим несомненным достоинством электронного тренажера является минимум временных затрат в совокупности с принципом объективной оценки результатов деятельности обучающегося в процессе работы с тренажером. Обучающийся видит результаты своей деятельности, исключающие субъективную оценку педагога. Применение данного дидактического средства базируется на теоретической и практической основе большого поколения педагогов и ученых.
В части педагогического обоснования мы опирались на труды отечественных ученых в области профессионального образования с применением информационных технологий, необходимо отметить таких ученых как: Е.С. Полат, И.В. Роберт, Е.К. Хеннера, В.Ф. Белов, Э.Ф. Зеер, A. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин и ряд других [36], [39], [40], [53], [15]. Методологической и научной основой проведенного исследования в области теории и практики безопасности сложных информационных систем, информационного взаимодействия, защиты технических, программных и информационных ресурсов являются труды отечественных ученых: Н.А. Кузнецова, Микрина Е.А., Кульбы В.В. В.А. Садовничий, К.В. Фролова, а также исследования таких известных ученых, как В.А. Герасименко, B. А. Конявский, А.А. Грушо, П. Д. Зегжда, Г.О. Крылов, А. Г. Сабанова, И.Б. Шубинского и ряд других [30], [42], [43], [55].
Исследователями в области информационной безопасности была сформирована теоретическая и практическая база для разработки теоретических положений и практического использования аппаратно-программных средств защиты информации, электронных образовательных ресурсов и информационных технологий электронного документооборота. На практике, в большинстве образовательных организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) преобладает комплексный подход к обеспечению безопасности образовательного процесса. При комплексном подходе защитные функции внедряются в информационную систему образовательной организации на этапе ее разработки и развертывания, и являются ее неотъемлемой частью. При этом защищается не только информация в форме сведений на носителе, процессы преобразования информации, но и разрабатываются и организуются виртуальные среды для создания дополнительной защиты в формате отграничения и частичной или полной изоляции информационных ресурсов. В практической деятельности по обеспечению режима информационной безопасности образовательные организации уделяют основное внимание выполнению требований и рекомендаций соответствующей российской нормативно-методической базы в области защиты информации.
Специфика образовательных организаций состоит в отсутствии стандартного подхода при проведении информатизации объектов профессионального образования, в связи с чем, каждая образовательная организация имеет уникальную корпоративную сеть, со своими особенностями, сложившимися пользовательскими традициями, разной степенью обеспеченностью квалифицированными кадрами, различными техническими характеристиками и архитектурными решениями. Обновление и апгрейд программно-аппаратного базиса корпоративной сети образовательной организации в связи с постоянно обновляющимися угрозами информационной безопасности должно происходить с учетом специфики такой сети и в соответствии с эффективными трендами обеспечения информационной безопасности, реализуемыми при комплексном подходе.
К наиболее эффективным направлениям относятся технологии виртуализации, в частности, создание так называемых «песочниц».
Песочница (англ. sandbox) - специальный механизм для безопасного исполнения программ, используется как часть проактивной защиты от вредоносного кода, от сетевых атак и является контролируемым набором ресурсов для выполнения гостевой программы.
Необходимость обеспечения нормативных требований и учета специфики программно-аппаратных систем защиты информационных ресурсов в организации профессионального образования при разработке и внедрении современных интерактивных обучающих средств, базирующихся на современных информационно-коммуникационных технологиях, определяют актуальность темы диссертации.
Целью диссертации является разработка и апробация многопользовательского тренажера в условиях обеспечения информационной безопасности образовательной организации (ГБПОУ «ЮУрГТК»).
Объектом исследования выступает образовательный процесс в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО), а предметом исследования - процесс применения многопользовательского тренажера в образовательном процессе организации СПО.
Гипотеза исследования состоит в предположении о повышении защищенности информационных ресурсов образовательной организации при реализации комплексного подхода обеспечения безопасности образовательного процесса с применением технологий виртуализации посредством реализации изолированной среды (песочницы) и разработки двухфакторной аутентификации для доступа к ней.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) Изучить научно-методические, технические информационные источники, на основе которых провести анализ содержания, структуры, этапов разработки и опыта применения в педагогической практике многопользовательских тренажеров;
2) Провести анализ сред разработки многопользовательских тренажеров;
3) Проанализировать состояние защищенности электронных образовательных ресурсов в ГБПОУ «ЮУрГТК», выявить существующие подходы к совершенствованию информационной безопасности;
4) Разработать многопользовательский тренажер для профессионального модуля ГБПОУ «ЮУрГТК»;
5) Реализовать меры информационной защиты многопользовательского тренажера по профессиональному модулю в ГБПОУ «ЮУрГТК», проверить их эффективность.
Методологическую основу исследования составляют системный подход, метод моделирования, процессный подход, метод сравнения и аналогии, метод динамических испытаний и другие.
Научная новизна проведенных исследований и полученных в работе результатов заключается в следующем:
• показана возможность необходимого обновления существующей системы комплексной безопасности образовательного процесса в образовательной организации среднего профессионального образования путем реализации технологий виртуализации;
• уточнено понятие многопользовательского тренажера в контексте применения его в образовательном процессе СПО.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
• разработан многопользовательский тренажер по профессиональному модулю в ГПБОУ «ЮУрГТК», который может быть применен и в других образовательных организациях СПО;
• реализована изолированная виртуальная среда (песочница) для применения многопользовательского тренажера;
• проведена апробация двухфакторной аутентификации для доступа к изолированной среде.
Проведенные исследования и полученные результаты могут быть использованы для создания, внедрения и управления комплексной системой защиты информационных ресурсов в образовательных организациях.
Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались на международных и всероссийских конференциях:
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная
безопасность России: актуальные аспекты», Санкт-Петербург, 24-27 июля 2017 г. Публикация: «Подходы к обеспечению информационной безопасности электронных образовательных ресурсов./[Текст] Гафаров В.Ф., Гафарова Е.А.//Сб. «Материалы конференции ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», Санкт-Петербург, 2017, с.121-126
2. Международная научно-практическая конференция «Непрерывное
образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы», Казахстан, Костанай, 6 декабря 2018 года. Публикация: «Обзор сред разработки многопользовательских тренажеров для системы профессионального образования». [Текст]/В.Ф. Гафаров.// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы». Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. - Астана, 2018 г.- с. 410-413.
База исследования: ГБПОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе проведенного исследования были решены задачи, поставленные в начале исследования.
Была раскрыта специфика многопользовательских тренажеров как вида электронных образовательных ресурсов, проведен обзор сред, пригодных для разработки многопользовательских тренажеров, выявлена структура, содержание многопользовательских тренажеров.
Многопользовательский электронный тренажер - это программно-методический комплекс, в основу которого положена система диагностики и интерпретации полученных ответов, алгоритмы целенаправленной тренировки обучающегося в процессе многократного повторного выполнения имитации технологического процесса, а также тестовых заданий разного формата. Существенным отличием электронного тренажера от электронного учебного пособия является наличие сценария. Для организации многопользовательского режима тестирования необходимо введение дополнительных компонентов, таких как база данных и сервер базы данных, а также программного обеспечения для функционирования этой информационной системы.
На базе Moodle был разработан проект многопользовательского тренажера для раздела профессионального модуля по программированию.
На базе исследования - ГПБОУ «ЮУРГТК» сделан анализ защищенности информационных ресурсов и выявлены подходы к совершенствованию информационной безопасности образовательной организации. Процедура оценки, состоящая в проведении опросов на основе требований стандарта по учету усредненного экспертного мнения специалистов, показал наличие таких угроз, как возможность несанкционированного внесения изменений в персональную информацию студентов при проведении тестирования, а именно - в результаты учебной успеваемости, а также возможность внесения корректив в программные коды и настройки операционной системы.
При внедрении многопользовательского тренажера имеющиеся уязвимости очевидно усилятся, в связи с чем, нами были предложены меры информационной защиты и проведена экспериментальная проверка их эффективности. Для этого мы реализовали изолированную среду - песочницу, используя плагин CodeRunner (V3.3.0) для Moodle и специально выделенный сервер. CodeRunner - плагин для Moodle. Многопользовательский тренажер по языку программированию Python мы реализовали в данной изолированной среде.
Для дополнительной защиты нами был апробирована двухфакторная аутентификация, для чего был доработан плагин для Мoodle. Экспериментальная проверка доказала работоспособность спроектированной информационной системы: песочницы, многопользовательского тренажера и плагина двухфакторной аутентификации.
Анализ влияния двухфакторной аутентификации на общую защищенность изолированной среды показал повышение уровня безопасности вышеописанной информационной системы. Методика оценки влияния была основана на рисках вероятных опасных событий и аннигилирующего влияния двухфакторной аутентификации в этих опасных событий.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
1. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска
технологических систем. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200030153 свободный, дата проверки:
17.12.2013г.
2. ГОСТ Р 51901.12-2007. Метод анализа видов и последовательность отказов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.opengost.ru/iso/13_gosty_iso/13110_gost_iso/4936-gost-r- 51901.12-2007-mek-60812_ 2006-menedzhment-riska.-metod-analiza-vidov-i- posledstviy-otkazov.html свободный, дата проверки: 17.12.2013 г.
3. ГОСТ Р 53620 - 2009 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
4. ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005. Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью.
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования».
7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594-8-98 «Информационная технология (ИТ). Взаимосвязь открытых систем. Справочник. Часть 8. Основы аутентификации».
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 804
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. № 525
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. N 1001
11. Абдулин А.А., Гафарова Е.А. Направления обеспечения
информационной безопасности электронного документооборота в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж».//
Информационные технологии Сибири сборник материалов международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. 2016. С. 87-90.
12. Аутентификация. Теория и практика. Обеспечение безопасного доступа к информационным ресурсам / А.А. Афанасьев и др.; под ред. А.А. Шелупанова, С.Л. Груздева, Ю.С. Нахаева. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. - 552 с.
13. Баранова А. В., Ямпурин Н. П. Методы оценки надежности
информационных систем // НиКа. 2014. №. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-nadezhnosti-informatsionnyh- sistem(дата обращения: 19.01.2019).
14. Белевитин В.А. Гафарова Е.А., Корчемкина Ю.В., Шварцкоп О.Н. Влияние тернарности представления учебной информации на повышение креативности обучающихся [Текст] // European Social Science Journal. 2017. № 6. С. 194-200.
15. Белов, Е.Б. Основы информационной безопасности.//Учебное пособие для вузов / Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 544 с.
16. Бойко А,А., Бердник А.А. Методы защиты виртуальной среды.
Программный комплекс для проведения автоматизированного аудита виртуальной среды на предмет наличия ошибок в конфигурации безопасности // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. №3 (18). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-zaschity-virtualnoy-sredy-
programmnyy-kompleks-dlya-provedeniya-avtomatizirovannogo-audita- virtualnoy-sredy-na-predmet - (дата обращения: 09.01.2019)]
17. Гафарова Е.А. О возможности использования открытых лицензий для защиты интеллектуальных прав создателей научных и образовательных ресурсов.// Современное развитие науки: вопросы теории и практики Сборник материалов II-ой международной научно-практической конференции. 2016. С. 46-47.
18. Гафарова Е.А. Синицын Ф.В. К вопросу проектирования онтологий предметной области при подготовке магистров по направлению информационная безопасности.//Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы. Сборник научных трудов. 2016. С. 56-59.
19. Дровникова И.Г. Роль и место современных компьютерных
технологий обучения в совершенствовании управления подготовкой специалистов для системы безопасности [Электронный ресурс]// URL: И.Г. Дровникова, Т.А. Буцынская, П.А. Орлов // Вестник Воронежского института МВД России - № 3, 2008 http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-
sovremennyh-kompyuternyh-tehnologiy-obucheniya-v-sovershenstvovanii- upravleniya-podgotovkoy-spetsialistov-dlya-sistemy (дата обращения
04.12.2018).
20. Жукова Н.В. Возможности использования электронных тест -
тренажеров при обучении физической химии // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-12. - С. 2778-2781; URL:
http:ZZwww.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32871 (дата обращения: 02.12.2018).
21. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А.
Использование системы дистанционного обучения Moodle для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения//Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2016. №4. [Электронный ресурсф/URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-sistemy-distantsionnogo-obucheniya- moodle-dlya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-dnevnoy-formy- obucheniya(дата обращения: 06.12.2018).
22. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в
образовании: Основы разработки электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] ZZ URL:
https:ZZwww.intuit.ruZacademiesZcompaniesn/45Zinfo- (дата обращения: 06.12.2018).
23. Интернет-тренажеры [Электронный ресурс]ZZURL:http:ZZtraining.i-exam.ruZ- (дата обращения 03.10.2018).
24. Интернет-тренажеры в итоговой аттестации[Электронный ресурс] // http://training.i-exam.ruZ23456(дата обращения 03.11.2018).
25. Капустин Ф.А. Информационная безопасность и защита
информации в современном обществе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinformatsionnaya-bezopasnost-i-zaschita- informatsii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 03.01.2019).
26. Конявский В.А. Методы и аппаратные средства защиты информационных технологий электронного документооборота : Дис. ... д-ра техн. наук : 05.13.19 : М., 2005 360 c. РГБ ОД, 71:05-5Z526
27. Корнев В.М., Проскуряков А.В. Обеспечение комплексной
безопасности образовательной организации [Электронный ресурс] ZZ
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/obespechenie-kompleksnoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-organizatsii- (дата обращения: 10.01.2019).
28. Корчемкина Ю.В. Гафарова Е.А., Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Применение информационных технологий для повышения эффективности и планирования образовательной траектории обучения математике студентов [Текст]// Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 114-118.
29. Корчемкина Ю.В., Гафарова Е.А. Модель методической системы обучения линейной алгебре студентов экономико-информационных направлений подготовки [Текст].// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 41-48.
30. Кузнецов Н.А., Микрин Е.А., Кульба В.В. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы. Издательство: Наука, 2006, 424 с.
31. Мальков Михаил Васильевич О надежности информационных
систем // Труды Кольского научного центра РАН. 2012. №4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/o-nadezhnosti-informatsionnyh-sistem (дата
обращения: 19.01.2019).
32. Мезенов А.С., Гафарова Е.А. О реализации конституционного права граждан на доступ к информации в условиях интенсификации сетевого взаимодействия/ / А.С. Мезенов, Е.А. Гафарова // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы : сборник научных трудов. — Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2016. — С. 94-98. — 200 с. — ISBN: 978-591970-052-4.
33. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. М.: Изд- во МПГУ, 2010.
34. Основные направления научных исследований в области
обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.scrf. gov.ru/security/information/document155/- (дата обращения: 10.01.2019).
35. Плаксин М.А., Халимова М.Р., Хамадеева Д.О. Компьютерный тренажер для освоения основ финансовой грамотности. [Текст] // Вестник Пермского государственного университета (ПГУ), г. Пермь], 2016, с. 53-58
36. Полат Е.С. Телекоммуникации в системе образования. // ИНФО, М.: Информатика и образование - 1988, №5. С.110-113.
37. Поляк В.Е. Компьютерные тренажеры и интерактивные
электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? [Электронный ресурсф/URL:
nito.rsvpu.ru/files/nito2013/presentations/Поляк.pps (дата обращения
07.12.2018).
38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20
октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской
Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html свободный, дата проверки: 17.12.2018 г.
39. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 1994. 205 с.
40. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения. // Педагогическая информатика. М., - 1993. №1. С.54-62.
41. Руководящий документ «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации. Утверждено решением председателя Г осударственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г.
42. Сабанов А.Г. Аутентификация при электронном обмене документами // Доклады Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. - 2011. - № 2(24). - С. 263-266.
43. Сабанов А.Г. Концепция моделирования процессов аутентификации // Доклады ТУСУРа. -2013. - № 3(29). - С. 71-75.
44. Сабанов А.Г. Методы исследования надежности удаленной аутентификации // Электросвязь. -2013. - № 4. - С. 20-24.
45. Сабанов А.Г. Об оценке рисков удаленной аутентификации как процесса // Электросвязь. -2012. - № 4. - С. 27-32.
46. Сабанов А.Г. Основные процессы аутентификации // Вопросы защиты информации. - 2012. -3. - C. 54-57.
47. Савин И.А., Батенькина О.В. Написание скриптов для трехмерного графического движка/Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XIII Международной научно¬практической конференции. 2014. С. 91-95.
48. Силаков Д. В. Использование аппаратной виртуализации в контексте информационной безопасности // Труды ИСП РАН. 2011. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-apparatnoy-virtualizatsii-v- kontekste-informatsionnoy-bezopasnosti(дата обращения: 09.01.2019)
49. Тараскина Я.В. Дидактические функции MOODLE в иноязычном
вузовском образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.-2015.-№1-1 //URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=19146(дата обращения: 06.12.2018).
50. Хабрахабр [Электронный ресурсф/URL:
https://habrahabr.ru/post/158479/- (дата обращения 03.10.2018).
51. Харитонов В.Ю., Бажин В.А., Рудельсон Л.Е. Компьютерное
воспроизведение виртуальной реальности в современных авиационных тренажерах // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. №171. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompyutemoe-vosproizvedenie-virtualnoy-realnosti-v-sovremennyh-aviatsionnyh-trenazherah (дата обращения:
14.12.2018).
52. Харитонов В.Ю., Рудельсон Л.Е. Симуляция реальности в
тренажерах при подготовке летчиков современных авиационных
[Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. №171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyutemoe-vosproizvedenie-virtualnoy-realnosti-v-sovremennyh-aviatsionnyh-trenazherah (дата обращения:
14.11.2018).
53. Хеннер, Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования [Текст] // Е.К. Хеннер. - 2-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 188 с. : ил. - ISBN 978-5-9963-0883-5
54. Шишкин В. В., Гераськина С. Т., Шишкина О. Ю. Трехмерное моделирование в среде BLENDER / графика, виды графики, компьютерная графика, техника компьютерной графики. Ульяновск, 2010. С. 20-32.
55. Шубинский И.Б. Функциональная надежность информационных систем. Методы анализа. - Ульяновск: Печатный двор, 2012. - 296 с.
56. Юхин Е.Г., Кошелев Н.А., Хафизов А.М., Малышева О.С. Разработка виртуального тренажера - имитатора работы трубчатой печи для повышения профессиональных навыков сотрудников предприятий нефтегазовой отрасли. [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-5. - С. 970-974; URL:http://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=39661- (дата обращения: 14.11.2018)]
57. [Электронный ресурс] // URL: http://www.your-study.ru/About- (дата обращения: 02.12.2018).
58. [Электронный ресурс] // URL: https://moodle.org- (дата обращения: 02.12.2018).
59. [Электронный ресурс] // URL: https://olat.org/- (дата обращения: 02.12.2018)
60. [Электронный ресурс] // URL: https://www.opigno.org/en- (дата обращения: 02.12.2018).
61. [Электронный ресурсф/URL:
https://ffin.ru/market/review/82/50835/-(дата обращения 03.10.2018).
62. [Электронный ресурс]: Положение об электронных
образовательных ресурсах Краевого ГБПОУ «Профессиональное образовательное учреждение немецкого национального района»// URL:http://www.proflizei.ru/Akty/p_ob_ehlektronnykh_obraz_resursakh.pdf. -
(дата обращения: 02.12.2018).
63. [Электронный ресурс]: Положение об электронных
образовательных ресурсах ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» //URL: http://www.ndoc.dgu.ru/PDFF/8.01.pdf- (дата
обращения: 02.12.2018).
64. [Электронный ресурс]: Положение об электронных
образовательных ресурсах ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»//: URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/413360- (дата
обращения: 02.12.2018).