Формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР
|
Введение 3
Глава I. Формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР как психолого - педагогическая проблема
1.1 Феномен логического мышления в психолого - педагогической
литературе 6
1.2. Особенности развития логического мышления у младших школьников с ЗПР 13
1.3 Теоретическое обоснование модели формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР 21
Глава II. Организация исследования логического мышления у младших школьников с ЗПР
2.1 Этапы, методы и методики исследования мышления у младших
школьников с ЗПР 30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
логического мышления младших школьников с задержкой психического развития 38
Глава III. Опытно - экспериментальное исследование формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР
3.1 Психолого - педагогическая программа формирования логического
мышления у младших школьников с ЗПР 48
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 54
3.3 Рекомендации педагогам, родителям по формированию логического
мышления у младших школьников с ЗПР 62
Заключение 72
Список литературы 77
Приложение
Глава I. Формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР как психолого - педагогическая проблема
1.1 Феномен логического мышления в психолого - педагогической
литературе 6
1.2. Особенности развития логического мышления у младших школьников с ЗПР 13
1.3 Теоретическое обоснование модели формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР 21
Глава II. Организация исследования логического мышления у младших школьников с ЗПР
2.1 Этапы, методы и методики исследования мышления у младших
школьников с ЗПР 30
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
логического мышления младших школьников с задержкой психического развития 38
Глава III. Опытно - экспериментальное исследование формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР
3.1 Психолого - педагогическая программа формирования логического
мышления у младших школьников с ЗПР 48
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 54
3.3 Рекомендации педагогам, родителям по формированию логического
мышления у младших школьников с ЗПР 62
Заключение 72
Список литературы 77
Приложение
Мышление - это сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность. Одним из видов мышления является такой психический процесс, как логическое мышление.
Умение оперировать понятиями, синтезировать и обрабатывать информацию развивается в процессе развития человека. Данная способность формируется только тогда, когда человек находится в социуме. Другими словами, высшая психическая функция, такая как мышление формируется прижизненное под влиянием культуры, а самое главное человек может сознательно управлять данным процессом.
Дети младшего школьного возраста могут выполнить операции с конкретными предметами, могут идентифицировать или объединить их по общему признаку и разделить по частному, могут также верно дать словесные определения понятиям, но использовать сложные логические операции детям будет весьма сложно.
На современном этапе развития образования, многие педагоги очень часто начали сталкиваться со школьниками, которые в силу своей психической или физической особенности встречаются с проблемами усвоения школьной программы. Такие проблемы чаще всего возникают из - за нарушения интеллектуальной деятельности, как следствие различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Увеличение неуспеваемости и не усвоение детьми предлагаемых образовательных программ обучения заставило ученных предположить о существование различных форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Т. А. Власова, М. С. Певзнер выявили среди неуспевающих учащихся - детей с задержкой психического развития.
Зарубежные и отечественные психологи такие, как Л. С. Выготский, Т. А. Власова, А. Н. Леонтьев, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, С. Л. Рубинштейн занимались исследованием особенностей развития детей с ЗПР, рассматривали основные причины развития данной категории детей, а также разработали основные рекомендации по созданию развивающей среды, по организации диагностической и коррекционной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: логическое мышления у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: формирование логического мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень логического мышления младших школьников с ЗПР, возможно изменится при проведении психолого-педагогической программы.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен логического мышления в психолого - педагогической литературе.
2. Определить особенности развития логического мышления у младших школьников с ЗПР.
3. Обосновать модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы и методики исследования мышления у младших школьников с ЗПР.
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
6. Составить и реализовать психолого - педагогическую программу формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации педагогам, родителям по формированию логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого - педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
- «Последовательность событий» А. Н. Берштейн;
- «Времена года»;
- «Нелепицы»;
- «Кому чего недостает?»
3. Методы математической статистики -Т-Критерий Вилкоксона.
База исследования: МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска», 3 класс, 12 человек, возраст 10-11 лет.
Умение оперировать понятиями, синтезировать и обрабатывать информацию развивается в процессе развития человека. Данная способность формируется только тогда, когда человек находится в социуме. Другими словами, высшая психическая функция, такая как мышление формируется прижизненное под влиянием культуры, а самое главное человек может сознательно управлять данным процессом.
Дети младшего школьного возраста могут выполнить операции с конкретными предметами, могут идентифицировать или объединить их по общему признаку и разделить по частному, могут также верно дать словесные определения понятиям, но использовать сложные логические операции детям будет весьма сложно.
На современном этапе развития образования, многие педагоги очень часто начали сталкиваться со школьниками, которые в силу своей психической или физической особенности встречаются с проблемами усвоения школьной программы. Такие проблемы чаще всего возникают из - за нарушения интеллектуальной деятельности, как следствие различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Увеличение неуспеваемости и не усвоение детьми предлагаемых образовательных программ обучения заставило ученных предположить о существование различных форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Т. А. Власова, М. С. Певзнер выявили среди неуспевающих учащихся - детей с задержкой психического развития.
Зарубежные и отечественные психологи такие, как Л. С. Выготский, Т. А. Власова, А. Н. Леонтьев, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, С. Л. Рубинштейн занимались исследованием особенностей развития детей с ЗПР, рассматривали основные причины развития данной категории детей, а также разработали основные рекомендации по созданию развивающей среды, по организации диагностической и коррекционной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: логическое мышления у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: формирование логического мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень логического мышления младших школьников с ЗПР, возможно изменится при проведении психолого-педагогической программы.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен логического мышления в психолого - педагогической литературе.
2. Определить особенности развития логического мышления у младших школьников с ЗПР.
3. Обосновать модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы и методики исследования мышления у младших школьников с ЗПР.
5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
6. Составить и реализовать психолого - педагогическую программу формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации педагогам, родителям по формированию логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого - педагогической литературы, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
- «Последовательность событий» А. Н. Берштейн;
- «Времена года»;
- «Нелепицы»;
- «Кому чего недостает?»
3. Методы математической статистики -Т-Критерий Вилкоксона.
База исследования: МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска», 3 класс, 12 человек, возраст 10-11 лет.
В данной работе рассмотрена проблема формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Дети с ЗПР характеризуются слабой концентрацией, обладают минимально - сформированным опытом. Сравнительная характеристика развития мышления у детей с нормой и детей с дефектом психического развития показала, что у детей с ЗПР страдает связная осмысленная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи, детям тяжело связно формулировать свою мысль, в частности дети с ЗПР не могут обобщать и дифференцировать полученную информацию.
Мышление позволяет человеку систематизировать, анализировать, группировать и синтезировать информацию, оно также позволяет нам выходить за пределы получаемой информации, самостоятельно формировать ее, добытую из книг и учебников [44, с. 342].
Для организации проведения исследования была создана модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР, содержащая блоки (теоретический, диагностический, коррекционный, блок вторичной диагностики и результативный блок), в каждом из которых сформулированы цели, формы и методы исследования. Благодаря данной модели мы можем проследить в полном виде то, как будет строится весь ход исследования.
Исследование логического мышления у младших школьников проходило в три этапа: поисково - подготовительный, опытно - экспериментальный и контрольно - обобщающий. Для исследования уровня логического мышления младших школьников с ЗПР использовались методы: теоретические: анализ и изучение психолого - педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание. Эмпирические методы исследования - констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам. Метод математической статистики T- Критерий Вилкоксона.
Использовались методики «Времена года», «Последовательность событий», «Нелепицы», «Кому чего не хватает?» Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и целям исследования.
По методике А.Н. Берштейна «Последовательность событий»: средний уровень - 8 человек - 66,5 % , низкий уровень - 4 человека - 33,5%.
По методике «Времена года»: средний - 5 человек - 42%,низкий - 4 человека - 33% , очень низкий - 3 человека - 25%.
По методике «Нелепицы»: средний уровень - 9 детей - 75,3%, низкий уровень- 3 детей - 24,7%
По методике «Кому чего недостает?»: средний уровень - 5 человек- 41,5%, низкий уровень - 7 человек - 58,5 %
Рассматривая результаты по трем методикам диагностики, полученные нами данные показали, что в классе преобладает низкий уровень развития логического мышления, что составляет 58% (7 человек) всех испытуемых.
Средний уровень логического мышления был выявлен у 42% (5 человек). Данная категория детей смогла справиться с заданием, но также было сложно за отведенное время выполнить все указания экспериментатора.
По всем методикам диагностики, на опытно - экспериментальном этапе, можно сделать вывод, что уровень логического мышления у младших школьников с ЗПР имеет сниженную тенденцию. В группе испытуемых преобладает низкий уровень развития мышления. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание на предстоящем задании, сложно найти отличия или сравнить сюжетные картинки. Также детям проблемно установить логическую последовательность фрагментов, разложить картинки в правильном порядке и т.д. Некоторые испытуемые использовали, на решение задания, больше времени, чем было им предложено. Хочется заметить, что одна из сложностей, было правильно сформулировать устный ответ, который объясняет их логику выполнения задания.
Данные результаты дают основания для реализации программы формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР и повторной диагностики.
В ходе исследования мы выявили две целевые группы: младшие школьники с ЗПР, имеющие низкий и средний уровень логического мышления.
В третьей главе мы разработали и реализовали психолого - педагогическую программу формирования логического мы8шления у младших школьников с ЗПР.
Целью программы является формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Задачи программы:
1) развитие логического мышления, анализа и синтеза;
2) развитие наглядно-образного мышления;
3) развитие наглядно-действенного мышления, умения обобщать и сравнивать;
4) развитие понятийного мышления, обучение построению логических связей и цепочек.
Объем программы: 8 занятий, Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут. Занятие проводится 1- 2 раза в неделю.
Структура занятия:
1. Организационная часть (до 5 минут)
2. Основная часть (15- 20 минут)
3. Обобщающая часть с элементами рефлексии (5 минут)
На первом и последнем занятиях в программе проводятся диагностики уровня мышления детей по выбранным нами методикам: «Последовательность событий» «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?».
После проведения психолого - педагогической программы формирования логического мышления у младших школьников нами была проведена повторная диагностика по вышеперечисленным методикам. Целью повторного исследования, на контрольно - обобщающем этапе, является обработка и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы.
По результатам всех методик, после проведения программы, высокий уровень логического мышления у 50% (6 детей). Логически правильно выстраивали устный ответ при выполнении задания, находили причин- наследственные связи между двумя и более предметами. Дети старались и показали результаты на много выше тех, что были до проведения программы. Средний уровень 50 %.(6 человек) Дети справились со всеми методиками на хорошем уровне, в среднем вышел «средний» уровень развития мышления.
Анализируя данные исследований, проведенных во время констатирующего и формирующего эксперимента, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемого класса со средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне-высоким уровнем.
По результатам расчета эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости. Следовательно мы принимаем альтернативную гипотезу.
Мы провели экспериментальное исследование, которое направленно на формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР. Мы доказали гипотезу о том, что логическое мышление младших школьников с ЗПР формируется при проведении психолого- педагогической программы. Рассматривая психолого - педагогическую литературу, мы теоретически обосновали феномен логического мышления, ознакомились с процессом развития мышления у детей с нормой и с ЗПР. Разработали модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Провели констатирующий, а также формирующий эксперименты и, проанализировав результаты мы, при помощи метода математической статистики, доказали, что наша гипотеза верна.
Разработанные нами рекомендации помогут сформировать свой подход, направленное на гармоничное развития мышления, способствующее благоприятному освоению образовательной программы детям младшего школьного возраста с ЗПР.
Дети с ЗПР характеризуются слабой концентрацией, обладают минимально - сформированным опытом. Сравнительная характеристика развития мышления у детей с нормой и детей с дефектом психического развития показала, что у детей с ЗПР страдает связная осмысленная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи, детям тяжело связно формулировать свою мысль, в частности дети с ЗПР не могут обобщать и дифференцировать полученную информацию.
Мышление позволяет человеку систематизировать, анализировать, группировать и синтезировать информацию, оно также позволяет нам выходить за пределы получаемой информации, самостоятельно формировать ее, добытую из книг и учебников [44, с. 342].
Для организации проведения исследования была создана модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР, содержащая блоки (теоретический, диагностический, коррекционный, блок вторичной диагностики и результативный блок), в каждом из которых сформулированы цели, формы и методы исследования. Благодаря данной модели мы можем проследить в полном виде то, как будет строится весь ход исследования.
Исследование логического мышления у младших школьников проходило в три этапа: поисково - подготовительный, опытно - экспериментальный и контрольно - обобщающий. Для исследования уровня логического мышления младших школьников с ЗПР использовались методы: теоретические: анализ и изучение психолого - педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание. Эмпирические методы исследования - констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам. Метод математической статистики T- Критерий Вилкоксона.
Использовались методики «Времена года», «Последовательность событий», «Нелепицы», «Кому чего не хватает?» Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и целям исследования.
По методике А.Н. Берштейна «Последовательность событий»: средний уровень - 8 человек - 66,5 % , низкий уровень - 4 человека - 33,5%.
По методике «Времена года»: средний - 5 человек - 42%,низкий - 4 человека - 33% , очень низкий - 3 человека - 25%.
По методике «Нелепицы»: средний уровень - 9 детей - 75,3%, низкий уровень- 3 детей - 24,7%
По методике «Кому чего недостает?»: средний уровень - 5 человек- 41,5%, низкий уровень - 7 человек - 58,5 %
Рассматривая результаты по трем методикам диагностики, полученные нами данные показали, что в классе преобладает низкий уровень развития логического мышления, что составляет 58% (7 человек) всех испытуемых.
Средний уровень логического мышления был выявлен у 42% (5 человек). Данная категория детей смогла справиться с заданием, но также было сложно за отведенное время выполнить все указания экспериментатора.
По всем методикам диагностики, на опытно - экспериментальном этапе, можно сделать вывод, что уровень логического мышления у младших школьников с ЗПР имеет сниженную тенденцию. В группе испытуемых преобладает низкий уровень развития мышления. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание на предстоящем задании, сложно найти отличия или сравнить сюжетные картинки. Также детям проблемно установить логическую последовательность фрагментов, разложить картинки в правильном порядке и т.д. Некоторые испытуемые использовали, на решение задания, больше времени, чем было им предложено. Хочется заметить, что одна из сложностей, было правильно сформулировать устный ответ, который объясняет их логику выполнения задания.
Данные результаты дают основания для реализации программы формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР и повторной диагностики.
В ходе исследования мы выявили две целевые группы: младшие школьники с ЗПР, имеющие низкий и средний уровень логического мышления.
В третьей главе мы разработали и реализовали психолого - педагогическую программу формирования логического мы8шления у младших школьников с ЗПР.
Целью программы является формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Задачи программы:
1) развитие логического мышления, анализа и синтеза;
2) развитие наглядно-образного мышления;
3) развитие наглядно-действенного мышления, умения обобщать и сравнивать;
4) развитие понятийного мышления, обучение построению логических связей и цепочек.
Объем программы: 8 занятий, Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут. Занятие проводится 1- 2 раза в неделю.
Структура занятия:
1. Организационная часть (до 5 минут)
2. Основная часть (15- 20 минут)
3. Обобщающая часть с элементами рефлексии (5 минут)
На первом и последнем занятиях в программе проводятся диагностики уровня мышления детей по выбранным нами методикам: «Последовательность событий» «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?».
После проведения психолого - педагогической программы формирования логического мышления у младших школьников нами была проведена повторная диагностика по вышеперечисленным методикам. Целью повторного исследования, на контрольно - обобщающем этапе, является обработка и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы.
По результатам всех методик, после проведения программы, высокий уровень логического мышления у 50% (6 детей). Логически правильно выстраивали устный ответ при выполнении задания, находили причин- наследственные связи между двумя и более предметами. Дети старались и показали результаты на много выше тех, что были до проведения программы. Средний уровень 50 %.(6 человек) Дети справились со всеми методиками на хорошем уровне, в среднем вышел «средний» уровень развития мышления.
Анализируя данные исследований, проведенных во время констатирующего и формирующего эксперимента, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемого класса со средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне-высоким уровнем.
По результатам расчета эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости. Следовательно мы принимаем альтернативную гипотезу.
Мы провели экспериментальное исследование, которое направленно на формирование логического мышления у младших школьников с ЗПР. Мы доказали гипотезу о том, что логическое мышление младших школьников с ЗПР формируется при проведении психолого- педагогической программы. Рассматривая психолого - педагогическую литературу, мы теоретически обосновали феномен логического мышления, ознакомились с процессом развития мышления у детей с нормой и с ЗПР. Разработали модель формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Провели констатирующий, а также формирующий эксперименты и, проанализировав результаты мы, при помощи метода математической статистики, доказали, что наша гипотеза верна.
Разработанные нами рекомендации помогут сформировать свой подход, направленное на гармоничное развития мышления, способствующее благоприятному освоению образовательной программы детям младшего школьного возраста с ЗПР.
Подобные работы
- Развитие логического мышления у обучающихся с задержкой
психического развития на основе элементов теории решения
изобретательских задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция свойств памяти младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



