Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы речевого развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого
развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 1.3. Использование диалогических сказок в качестве средства речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование по использованию диалогических сказок в качестве средства речевого развития 31
2.1 Изучение речевого развития детей старшего дошкольного возраста ... 31
2.2 Описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по
речевому развитию с использованием диалогических сказок 37
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой современного общества. Снижается степень культурности населения, широкое распространение получила литература низкого качества, с экранов телевизора все чаще звучит безграмотное «говорение», агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой - это все содействует наступлению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, такие как владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими, можно с уверенностью сказать, что дошкольный возраст является сенситивным для речевого развития детей [46].
Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина указывают в своих работах на тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития взаимосвязан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие шестилетнего ребенка проявляется в интенсивном обогащении словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая напрямую связана с общением, то есть постижение лексических значений слов.
Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования речи, проблеме речевого развития посредством диалогических сказок уделено мало внимания.
Психологи и методисты подчеркивают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). Родители в настоящее время из-за непростых социальных условий, вследствие занятости зачастую забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в общении с родителями и друзьями.
Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую очередь пример должен подавать воспитатель. Ребенок имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом. Но, к сожалению, сами педагоги часто не обращают должного внимания на чистоту и грамотность собственной речи и речи ребенка. Дети идут в школу неготовыми.
Актуальность проблемы, недостаточность ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством диалогических сказок».
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: диалогические сказки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: речевое развитие детей старшего
дошкольного возраста может эффективно осуществляться при использовании диалогических сказок, если использовать:
- метод наглядного моделирования сказок;
- разнообразные средства эмоциональной выразительности при подаче художественного образа;
- драматизацию сказок.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы и обосновать диалогические сказки в качестве эффективного средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать диалогические сказки в качестве средства речевого развития
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории развития детской речи (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.А. Леоньтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы);
2. Эмпирические (тесты);
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический (сентябрь-октябрь 2016г.)
Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, теоретическое обоснование диалогических сказок в качестве средства речевого развития. Разработка плана экспериментальной части работы.
2. Эмпирический (октябрь 2016г. - апрель 2017г.)
Проведение опытно-поисковой работы с детьми старшего дошкольного возраста, опробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития.
3. Итогово-аналитический (апрель-май 2017 года)
Проведение итогового анализа, описание работы и её оформление.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска»
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Наша работа была направлена на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами диалогических сказок. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования проанализировано состояние исследуемой проблемы в психолого- педагогической науке, рассмотрены особенности развития речи старших дошкольников и влияние сказки на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, были разобраны известные методики работы по использованию диалогической сказки, приемы и формы работы.
Стоит заметить, что развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.
Становление речи непосредственно сопряжено с развитием мышления ребенка. Постижение языка, его грамматического строя дает возможность ребенку беспрепятственно рассуждать, задавать вопросы, делать заключения, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно выделить, что развитие связной речи старших дошкольников протекает в тесном взаимодействии с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Преобладающее внимание необходимо посвящать работе над смысловой стороной слова.
Анализ и обобщение работ таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др. послужили основой для данной главы.
Изучение теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-поисковой работы, проведенной на базе МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска», по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами диалогической сказки.
Во второй главе нашей работы мы провели предварительную диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и выполнили работу по речевому развитию средствами диалогических сказок.
Повторная диагностика показала положительную динамику. Снизилось количество детей с низким уровнем речевого развития (с 39% до 31%), в то время как количество с высоким уровнем возросло с 16% до 22% и средний уровень развития речи достигли 47% детей.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии /В.М Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109 с.
2. Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: занятия с ребенком от рождения до шести лет /Г.Е. Акимова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.-415 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников /М.М. Алексеева
- М.: изд. центр «Академия», 2006.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: метод. Пособие для воспитателей /А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 295 с.
6. Белобрыкина О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов /О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия, 1998. - 239 с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности /Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2009. - 212с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи у детей /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - 49 с.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада /В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2009. - 40с.
10. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - С.18¬21.
11. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок /В.В. Гербова //Журн. Дошкольное воспитание. - 1998. - №2. - С. 18-21.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В.П. Глухов. - М.: Аркти., 2010. - 165 с.
13. Гризик Т.И. На пути к сказке: пособие по развитию связной речи детей 5-6 лет /Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 48с.
14. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста /Н.В Елкина. - М, 2008. - 107 с.
15. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова. - Екатеринбург: Литур, 2000. -318 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М., 2008. - 349 с.
17. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет /С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - 86 с.
18. Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству /О.И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
19. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2004. - 939 с.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. - М., 2006.
21. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова - М.: Просвещение, 2010. - 80с.
22. Лопухина И.С. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. /И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997. - 253 с.
23. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 2006. - 159 с.
24. Миронова Н.В. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников /Н.В. Миронова //Журн. Дошкольное воспитание. - 2006. - №10. - С. 108-112.
25. Насибуллина А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте //Актуальные направления
научных исследований: от теории к практике: Материалы VI Межд. науч.- практ. конф. /под ред. Широкова О.Н. [и др.]. - Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. - 73-75 с.
26. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста /Т. Никифорова //Журн. Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 114-115.
27. Нищета Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста /Н.В. Нищета. - СПб.: КАРО, 2010. - 168 с.
28. Новоротцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов /Н.В. Новоротцева. - Ярославль: Гринго: Лайнер, 2006. - 236с.
29. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей /Л.Г Парамонова. - СПб.: Детство Пресс, 2011. - 176 с.
30. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 2008.
31. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи: Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста /С.Л. Рубинштейн. - М.: Академия, 2006.
32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников: учеб. пособие для пед. вузов /С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2009. - 143 с.
33. Салова Л.П. Развитие связной речи дошкольников через Использование нетрадиционных методов и приемов
Работы со сказкой /Л.П. Салова //Журн. «Наука и образование: новое время». - 2015. - №1. - С. 11-15.
34. Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии /К.Ф. Седов //Журн. Мир Психологии. - 2009. - №1. - С. 4-10.
35. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития /Е.И. Синицина. - М.: Лист Нью, 2009. - 254 с.
36. Сиротина В.Л. Изучение связной речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие /В.Л Сиротина. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. - 28 с.
37. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия /Д.Ю. Соколов. - М.: Эксмо-пресс, 2011. - 224 с.
38. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования /Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
39. Сухонина Н.И. Развитие связной речи у дошкольников /Н.И. Сухонина //Журн. Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. - С. 21-23.
40. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит /Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидиент, 1998. - 100 с.
41. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрать: Развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа /Т.А. Ткаченко. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 29 с.
42. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии /Т.Н. Ушакова //Психологический журнал. - 1999. - №3. - С. 59-69.
43. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: учеб-метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват.
учреждений /О.С. Ушакова, Е.М Струнина. - М.: Владос, 2004. - 287 с.
44. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) /О.С. Ушакова //Журн. Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С. 8-12.
45. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника /О.С Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
47. Федосова Н.А. Подготовка детей к школе: Развитие речи: Доп. Материал: Пособие для дошкольников /Н.А. Федосова, Т.В. Игнатьева. - М.: Владос, 2012. - 39 с.
48. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи /Т.Б Филичева. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
49. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника /Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - Екатеринбург: Арго, 1999. - 79 с.
50. Шишова Т.А. Лечение сказкой /Т.А. Шишова //Журн. Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 104-107.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология /Эльконин Д.Б. - М.: Сфера, 2000. - 392 с.