Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами диалогических сказок
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы речевого развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого
развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 1.3. Использование диалогических сказок в качестве средства речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование по использованию диалогических сказок в качестве средства речевого развития 31
2.1 Изучение речевого развития детей старшего дошкольного возраста ... 31
2.2 Описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по
речевому развитию с использованием диалогических сказок 37
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы речевого развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого
развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 1.3. Использование диалогических сказок в качестве средства речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование по использованию диалогических сказок в качестве средства речевого развития 31
2.1 Изучение речевого развития детей старшего дошкольного возраста ... 31
2.2 Описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по
речевому развитию с использованием диалогических сказок 37
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой современного общества. Снижается степень культурности населения, широкое распространение получила литература низкого качества, с экранов телевизора все чаще звучит безграмотное «говорение», агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой - это все содействует наступлению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, такие как владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими, можно с уверенностью сказать, что дошкольный возраст является сенситивным для речевого развития детей [46].
Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина указывают в своих работах на тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития взаимосвязан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие шестилетнего ребенка проявляется в интенсивном обогащении словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая напрямую связана с общением, то есть постижение лексических значений слов.
Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования речи, проблеме речевого развития посредством диалогических сказок уделено мало внимания.
Психологи и методисты подчеркивают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). Родители в настоящее время из-за непростых социальных условий, вследствие занятости зачастую забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в общении с родителями и друзьями.
Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую очередь пример должен подавать воспитатель. Ребенок имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом. Но, к сожалению, сами педагоги часто не обращают должного внимания на чистоту и грамотность собственной речи и речи ребенка. Дети идут в школу неготовыми.
Актуальность проблемы, недостаточность ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством диалогических сказок».
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: диалогические сказки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: речевое развитие детей старшего
дошкольного возраста может эффективно осуществляться при использовании диалогических сказок, если использовать:
- метод наглядного моделирования сказок;
- разнообразные средства эмоциональной выразительности при подаче художественного образа;
- драматизацию сказок.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы и обосновать диалогические сказки в качестве эффективного средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать диалогические сказки в качестве средства речевого развития
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории развития детской речи (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.А. Леоньтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы);
2. Эмпирические (тесты);
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический (сентябрь-октябрь 2016г.)
Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, теоретическое обоснование диалогических сказок в качестве средства речевого развития. Разработка плана экспериментальной части работы.
2. Эмпирический (октябрь 2016г. - апрель 2017г.)
Проведение опытно-поисковой работы с детьми старшего дошкольного возраста, опробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития.
3. Итогово-аналитический (апрель-май 2017 года)
Проведение итогового анализа, описание работы и её оформление.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска»
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором четко определены задачи речевого развития дошкольников, такие как владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими, можно с уверенностью сказать, что дошкольный возраст является сенситивным для речевого развития детей [46].
Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина указывают в своих работах на тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития взаимосвязан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие шестилетнего ребенка проявляется в интенсивном обогащении словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая напрямую связана с общением, то есть постижение лексических значений слов.
Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования речи, проблеме речевого развития посредством диалогических сказок уделено мало внимания.
Психологи и методисты подчеркивают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). Родители в настоящее время из-за непростых социальных условий, вследствие занятости зачастую забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в общении с родителями и друзьями.
Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую очередь пример должен подавать воспитатель. Ребенок имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом. Но, к сожалению, сами педагоги часто не обращают должного внимания на чистоту и грамотность собственной речи и речи ребенка. Дети идут в школу неготовыми.
Актуальность проблемы, недостаточность ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством диалогических сказок».
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: диалогические сказки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: речевое развитие детей старшего
дошкольного возраста может эффективно осуществляться при использовании диалогических сказок, если использовать:
- метод наглядного моделирования сказок;
- разнообразные средства эмоциональной выразительности при подаче художественного образа;
- драматизацию сказок.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы и обосновать диалогические сказки в качестве эффективного средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать диалогические сказки в качестве средства речевого развития
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории развития детской речи (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.А. Леоньтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы);
2. Эмпирические (тесты);
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический (сентябрь-октябрь 2016г.)
Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, теоретическое обоснование диалогических сказок в качестве средства речевого развития. Разработка плана экспериментальной части работы.
2. Эмпирический (октябрь 2016г. - апрель 2017г.)
Проведение опытно-поисковой работы с детьми старшего дошкольного возраста, опробация диалогических сказок в качестве средства речевого развития.
3. Итогово-аналитический (апрель-май 2017 года)
Проведение итогового анализа, описание работы и её оформление.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска»
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Наша работа была направлена на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами диалогических сказок. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования проанализировано состояние исследуемой проблемы в психолого- педагогической науке, рассмотрены особенности развития речи старших дошкольников и влияние сказки на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, были разобраны известные методики работы по использованию диалогической сказки, приемы и формы работы.
Стоит заметить, что развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.
Становление речи непосредственно сопряжено с развитием мышления ребенка. Постижение языка, его грамматического строя дает возможность ребенку беспрепятственно рассуждать, задавать вопросы, делать заключения, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно выделить, что развитие связной речи старших дошкольников протекает в тесном взаимодействии с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Преобладающее внимание необходимо посвящать работе над смысловой стороной слова.
Анализ и обобщение работ таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др. послужили основой для данной главы.
Изучение теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-поисковой работы, проведенной на базе МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска», по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами диалогической сказки.
Во второй главе нашей работы мы провели предварительную диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и выполнили работу по речевому развитию средствами диалогических сказок.
Повторная диагностика показала положительную динамику. Снизилось количество детей с низким уровнем речевого развития (с 39% до 31%), в то время как количество с высоким уровнем возросло с 16% до 22% и средний уровень развития речи достигли 47% детей.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Стоит заметить, что развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.
Становление речи непосредственно сопряжено с развитием мышления ребенка. Постижение языка, его грамматического строя дает возможность ребенку беспрепятственно рассуждать, задавать вопросы, делать заключения, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно выделить, что развитие связной речи старших дошкольников протекает в тесном взаимодействии с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Преобладающее внимание необходимо посвящать работе над смысловой стороной слова.
Анализ и обобщение работ таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др. послужили основой для данной главы.
Изучение теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-поисковой работы, проведенной на базе МБДОУ «Детский сад №308 «Звездочка» г. Челябинска», по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами диалогической сказки.
Во второй главе нашей работы мы провели предварительную диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и выполнили работу по речевому развитию средствами диалогических сказок.
Повторная диагностика показала положительную динамику. Снизилось количество детей с низким уровнем речевого развития (с 39% до 31%), в то время как количество с высоким уровнем возросло с 16% до 22% и средний уровень развития речи достигли 47% детей.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



