ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РИТМИКИ И ТАНЦА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Роль хореографического обучения в эстетическом и
физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.2. Ритмика как неотъемлемая часть хореографического
воспитания старших дошкольников
1.3. Принципы организации учебного процесса на уроках ритмики и танца у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Возрастные физиологические психологические
особенности развития старших дошкольников
2.2. Методика хореографической работы для детей старшего
дошкольного возраста
2.3. Разработка программы построения и проведения уроков
ритмики и танца у детей старшего дошкольного возраста
2.4. Анализ программы и диагностика результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Хореографическое искусство неизменно в центре внимания. Хореография приобрела обширное распространение как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах.
Важность хореографического образования подтверждают такие государственные нормативно-правовые акты, как Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»; Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III «О культуре»; Приказ Министерства культуры и спорта Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 221 «О распределении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, средним образованием в организациях образования в области культуры и спорта, финансируемых из республиканского бюджета на 2017-2018 учебный год».
Хореография как учебная дисциплина входит в систему дополнительного образования детей. Это один из немногих видов деятельности в дополнительном образовании, в котором соединяются музыка и танец, движения и прыжки, физические упражнения, пластика и растяжка, музыкальные и подвижные игры.
Среди множества форм нравственно-эстетического воспитания именно хореографическое искусство несет большой потенциал в области полноценного эстетического формирования ребенка, а также его гармоничного развития духовного мира. Хореографические занятия не только дают возможность понимать, но и самому творить прекрасное. Отделения хореографии в школах искусств и сами хореографические школы обнаружили себя на практике как весьма перспективная форма художественно-эстетического развития детей, в основе которой располагается приобщение их к хореографическому искусству.
Хореографическое искусство предоставляет большую возможность для полноценного развития индивидуальных способностей детей, в том числе старшего дошкольного возраста, и вследствие этого образовательный процесс в хореографических коллективах должен быть доступен большему числу детей. Дети любят искусство танца и охотно посещают занятия достаточно длительное время, выказывают настойчивость и упорство в усвоении танцевальных знаний и умений.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста на уроках ритмики и танца формирование и развитие у детей музыкально-ритмического и танцевального творчества выступает одной из интереснейших проблем, привлекающей интерес педагогов-хореографов.
Обучение детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям и формирование у них благодаря этому художественно-эстетических способностей спрашивают от педагога- хореографа наличия знания надлежащей методики построения и проведения уроков ритмики и танца. Кроме того, подразумевают присутствие у него верного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства.
Необходимо отметить, что педагогические требования к установлению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми старшего дошкольного возраста по хореографии базируются на принципе воспитывающего обучения.
Воспитание и обучение являют собой неразрывное единство. Учебно-педагогический процесс на уроках ритмики и танца должен быть построен надлежащим образом, для того чтобы дети, получая знания, завладевая навыками и умениями, вместе с тем развивали бы собственное мировоззрение, формируя у себя лучшие взгляды и черты характера.
Занятия по ритмике и танцу способствуют художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, несут положительное влияние на их физическое развитие, содействуют их общекультурному росту, вследствие этого можно утверждать, что хореографическое искусство обладает богатой возможностью широкой реализации образовательных задач. Собственно потому и несомненна актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс работы педагога-хореографа с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - построение и проведение уроков ритмики и танца с детьми старшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - раскрытие специфики деятельности педагога-хореографа в построения и проведения у детей старшего дошкольного возраста уроков ритмики и танца.
Для достижения указанной цели следует решить ряд задач:
- изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и определить роль хореографического обучения в эстетическом и физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть принципы организации учебного процесса на уроках ритмики и танца у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить возрастные физиологические психологические особенности развития старших дошкольников;
- проанализировать методику хореографической работы для детей старшего дошкольного возраста;
- провести разработку программы построения и проведения уроков ритмики и танца у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществить анализ программы и провести диагностику результатов.
Гипотеза исследования: занятия танцами и ритмикой в дошкольном образовательном учреждении расширяют возможности гармонического развития личности, при условии, что:
1) образовательные программы будут построены на основе принципов последовательности и систематичности в обучении;
2) в содержании программы будут определены минимальный и оптимальный объем движений классического, народного и бального танцев, которые смогут усвоить старшие дошкольники на протяжении периода обучения;
3) освоение хореографического материала программы не потребует наличия у воспитанников профессиональных данных.
Теоретической и методологической основой работы выступают труды ученых-педагогов, психологов, хореографов. Так, формирование идей о факторах развития личности с учетом возрастных особенностей в процессе обучения, было раскрыто в философской и психолого-педагогической мысли разных эпох (Д. Дидро, Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, К.А. Гельвеций, К.Д. Ушинский, и др.). Такие ученые, как А.С. Макаренко, Т.Е. Коннинова, Л.И. Новикова и др. активно исследовали проблему делового сотрудничества педагога с учащимися.
Потенциал раннего ознакомления детей с танцем и их первого активного участия в этом виде художественной деятельности раскрыты в трудах хореографов, как Н.Н. Янаева, Л.Е. Пуляева, Л.С. Андрусенко, М.С. Боголюбская, Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная и др.
Методы исследования выпускной квалификационной работы включают теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; изучение, анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования; моделирование новых форм и методов работы.
База исследования: ГККП «Детский сад № 40 «Золотой ключик»» г. Костанай, Костанайская область, Республика Казахстан.
Структура работы обусловлена поставленной целью и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В ходе проведенной работы были получены следующие выводы и результаты. В первой главе выпускной квалификационной работы были исследованы теоретические основы обучения на уроках ритмики и танца у детей старшего дошкольного возраста.
Занятия детей ритмикой и танцами в хореографическом коллективе выступают действенным средством их обучения и развития, поскольку занятия танцами и ритмикой организуют и воспитывают детей, увеличивают их художественно-эстетический кругозор, дают возможность приучить к опрятности, собранности, исключают разболтанность, распущенность.
Проводя занятия в коллективе, дети вырабатывают в себе очень нужное качество - чувство «локтя», а также чувство ответственности за совместное дело. Занятия танцами и ритмикой помогают детям научиться четко распределять свое свободное время, более обдуманно выполнять свои планы. Занятия дают возможность обнаружить тех одаренных ребят, которые свяжут свою дальнейшую судьбу с профессиональной хореографией.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется на уроках ритмики. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений, благодаря которым становление творческих способностей у младших школьников может проходить чрезвычайно плодотворно.
Ритмика - первая неотъемлемая часть хореографических дисциплин, с которой должен познакомиться ребенок. Материал данной дисциплины развивает детей в различных направлениях: физическом, художественно - эстетическом, музыкально-ритмическом и т.д.
Специфика ритмики заключается в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений.
Успешное решение поставленных задач на уроках ритмики и танца возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения, таких как метод показа, словесный, игровой, импровизационный методы, музыкальное сопровождение как методический прием, принципы системности, доступности, сопоставления и контраста, целостного упражнения и последовательности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были раскрыты методологические аспекты построения и проведения уроков ритмики и танца с детьми старшего дошкольного возраста.
Нами была предложена Программа «Танцевальная капель», которая разработана в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования и на основе авторской программы «Театрализованная ритмопластика» И.И. Крыловой, И.В. Алексеевой. Программа рассчитана на 4 года обучения детей дошкольного возраста и разработана с учётом возрастных особенностей детей. В данном разделе также была разработана структура музыкально-ритмического развития детей старшего дошкольного возраста 3-го года обучения.
Цель программы: создание условий для воспитания творчески развитой личности ребёнка средствами музыки и движения, развитие его художественного вкуса, музыкального чувства ритма. Программа педагогически целесообразна, т.к. через данную программу дети самореализуются, происходит раскрытие их внутреннего потенциала, общих и специальных способностей через благоприятную атмосферу танца.
С целью выявления уровня музыкального, физического развития проводилось наблюдение воспитанников старших групп в процессе музыкально-ритмических занятий. Также определялся уровень освоения детьми образовательной программы, приобретения двигательных навыков и танцевальных способностей. Занятия соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени и проводились в соответствии с составленными планами. Полученные результаты выявили методические ошибки и недоработки в планировании учебного процесса, позволили скорректировать образовательную программу, содержание учебных занятий.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленная гипотеза подтверждена.
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (с изменениями по состоянию на 15.08.2017 г.): Постановление Правительства Республики Казахстан от 23.08.2012 №1080 // ИП Параграф - URL https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30382243(дата обращения 15 сентября 2018).
2. Александрова Н. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Н. Александрова. - СПб.: Лань, 2016. - 624 с.
3. Андрусенко, Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Л.С. Андрусенко // Искусство и образование. - 2008. - № 6. - С. 63-67.
4. Аркин, Е.А. Беседы о воспитании / Е.А. Аркин. - М.: Молодая гвардия, 1957. - 202 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
6. Барто, А. Детям / А. Барто. - М.: Маляш, 2017. - 240 с.
7. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания / М.С. Боголюбская.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.- 128 с.
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2015.- 400 с.
9. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - СПб.: Лань, 2016. - 192 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития личности / Л.С. Выготский.- М.: Смысл, 2015. - 1136 с.
11. Григорьева, Е. И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганыиина, И. А. Ерохина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.
Державина, 2017. - 444 с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
13. Зеер, Э. Ф. Психология становления педагога профессиональной школы / Э. Ф. Зеер. - М.: Аспект- Пресс, 2016. - 127 с.
14. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика, 2016. - 248 с.
15. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
16. Крылова, И.И. Театрализованная ритмопластика / И.И. Крылова, И.В. Алексеева. - СПб.: Центр современного образования «Дидактос», 1994. - 256 с.
17. Коменский Я.А. Учитель учителей / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2014. - 288 с.
18. Конорова Е.В. Ритмика. В 2 выпусках. Выпуск 1. Занятия по ритмике в 1 и 2 классах музыкальной школы / Е.В. Конорова. - М.: Музыка, 2012. - 116 с.
19. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 2014. - 206 с.
20. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Юрайт, 2017. - 376 с.
21. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2014. - 576 с.
22. Мацаренко Т.Н. Этапы формирования педагогической установки
будущего педагога-хореографа / Т.Н. Мацаренко // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть II. -
Новосибирск: СибАК, 2014. - С.78-85.
23. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: ИТРК, 2013. - 720 с.
24. Мануйлов Б.Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества. Дисс.канд. пед.наук: 13.00.05 / Б.Б. Мануйлов. Москва, 2013. -188 с.
25. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду / М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 256 с.
26. Мессерер, А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. - М.:
Искусство, 1990. - 265 с.
27. Мухина В.С. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2013. - 624 с.
28. Пасютинская В.М. Путешествие в мир танца / В.М. Пасютинская. - М.: Алетейя, 2015. - 416 с.
29. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова С.А. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2015. - 512 с.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
31. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов / Г.Н. Прибылов. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
32. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2014. - 224 с.
33. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. - 80 с.
34. Пуртурова, Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие / Т.В. Пуртурова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Владос, 2013. - 256 с.
35. Реан А. А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Лань, 2013. - 288 с.
36. Спарджер С. Телосложение и балет / С. Спарджер. - Лондон, 1958
37. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Учебное пособие /
В.С. Селиванов - М.: Академия, 2014. - 336 с.
38. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2000. - 282 с.
39. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981.- 378 с.
40. Тарасов Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2015. - 496 с.: ил.
41. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2015.-230 с.
42. Физиология и основы анатомии / под ред. А.В. Котова. - М.: Академия, 2016. - 1056 с.
43. Фирилёва, Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ» / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г.
Сайкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 302 с.
44. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство, 2015.
- 756 с.
45. Цвет Е.В. Теория искусства хореографии. Курс лекций / Е.В. Цвет. - Уфа: Узорица, 2013. - 36 с.
46. Череднякова, А. Б. Формирование имиджа будущего педагога-
хореографа в вузе культуры: дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / А.Б.
Череднякова. - Екатеринбург, 2016. - 208 с.
47. Шарова Н.И. Детский танец / Н.И. Шарова. - М.: Планета музыки.
- 2017. - 72 с.
48. Энциклопедический словарь / гл. ред. Введенский Б.А. - М. Советская энциклопедия, 1963. - 656 с.
49. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы / Н.Н. Янаева. - М.: Релиз. - 2014. - 340 с.
50. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо / О.Н. Янковская // Начальная школа. - 2000. - №2. - С. 34-37.