Содержание коррекционной работы при дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к условиям дошкольной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Дезадаптация детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
1.1 Теоретические аспекты проблемы дезадаптации детей к дошкольной
образовательной организации в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением
интеллекта 10
1.3 Особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста 17
Вывод по главе 1 23
Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по проблеме дезадаптации к
условиям ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы, методики изучения проблемы дезадаптации к условиям
ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3 Проектная деятельность по проблеме дезадаптации детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта к ДОО 31
Вывод по главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Глава 1. Дезадаптация детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
1.1 Теоретические аспекты проблемы дезадаптации детей к дошкольной
образовательной организации в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением
интеллекта 10
1.3 Особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста 17
Вывод по главе 1 23
Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по проблеме дезадаптации к
условиям ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы, методики изучения проблемы дезадаптации к условиям
ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3 Проектная деятельность по проблеме дезадаптации детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта к ДОО 31
Вывод по главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики Российской Федерации является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди основных функций образовательного образования появляется функция реализации права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья. «Включение» ребенка с ОВЗ в систему образования необходится без адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения.
Адаптация любого ребенка-сложный период вхождения в новые социальные условия. Ребенку трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального переживания при адаптации к условиям дошкольного учреждения. Дети, имеющие особенности развития, не исключением, а, наоборот, имеют несколько больше трудностей в этот важный период своей жизни - включения в общество сверстников и взрослых. Это обусловлено не только физическими и психическими особенностями, но и отсутствием опыта взаимодействия со сверстниками и чужими взрослыми.
Адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса. Для детей с нарушениями интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, имеют недостатки координации движений, плохо развитую мелкую моторику, повышенную утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Цель работы: теоретически обосновать содержание коррекционной работы при дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста .
Объект: дети с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности дезадаптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО .
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта обладают специфическими особенностями адаптации к условиям ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу дезадаптации детей дошкольного возраста к ДОО.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать особенности процесса дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы ,методики по проблеме дезадоптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
5. Проанализировать результаты исследования дезадаптации к условиям ДОО.
6. Разработать проект по проблеме дезадаптации детей старшего дошкольного с нарушением интеллекта к ДОО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования; эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проблемы дезадаптации старших дошкольников с нарушением интеллекта проводилось на базе МБДОУ №452 г.Челябинска. В исследованиях принимали участия 15 детей с нарушением интеллекта ( 11 мальчиков и 4 девочек)
Адаптация любого ребенка-сложный период вхождения в новые социальные условия. Ребенку трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального переживания при адаптации к условиям дошкольного учреждения. Дети, имеющие особенности развития, не исключением, а, наоборот, имеют несколько больше трудностей в этот важный период своей жизни - включения в общество сверстников и взрослых. Это обусловлено не только физическими и психическими особенностями, но и отсутствием опыта взаимодействия со сверстниками и чужими взрослыми.
Адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса. Для детей с нарушениями интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, имеют недостатки координации движений, плохо развитую мелкую моторику, повышенную утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Цель работы: теоретически обосновать содержание коррекционной работы при дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста .
Объект: дети с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности дезадаптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО .
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта обладают специфическими особенностями адаптации к условиям ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу дезадаптации детей дошкольного возраста к ДОО.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать особенности процесса дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы ,методики по проблеме дезадоптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
5. Проанализировать результаты исследования дезадаптации к условиям ДОО.
6. Разработать проект по проблеме дезадаптации детей старшего дошкольного с нарушением интеллекта к ДОО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования; эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проблемы дезадаптации старших дошкольников с нарушением интеллекта проводилось на базе МБДОУ №452 г.Челябинска. В исследованиях принимали участия 15 детей с нарушением интеллекта ( 11 мальчиков и 4 девочек)
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты проблемы дезадаптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО в психолого -педагогической литературе можно сделать вывод, что дезадаптация протекает в 3-х формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной(психосоматические болезни и нарушения поведения). Адаптивность находится в зависимости от персональных индивидуальностей личности малыша.
К психолого-педагогическим особенностям детей с нарушением интеллекта относится стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально -волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Нарушение интеллекта влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.
Основная проблема особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста заключается в отсутствии психологической готовности к инклюзии всех участников процесса - воспитателей, других специалистов ДОУ, самих детей с ОВЗ и их семей. умственно отсталый ребенок, с которым не проводили раннюю психодиагностическую и психокоррекционную работу по снижению дезадаптации, выпадает из детского коллектива и у него могут возникать трудности в усвоении программы дошкольного материала
Этапы, методы и методики подобраны по возрастам, физическим и психическим особенностей детей. Целью которых является выявления уровня адаптации к ДОО
На основе полученных данных, мы выявили, что дети с умственной отсталостью имеют более длительную адаптацию. У 7 детей (50%) была тяжелой степень адаптации к детскому саду, у детей сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. Наблюдение показало серьезные изменения в поведении у 6 дошкольников (40%). В ходе исследования психического состояния детей, высокий уровень НПС выявлен у 40% детей, что проявляется в пониженном настроении, состоянии тревоги, страхах, низкой адаптации в социальной среде и преобладании высокого уровня тревожности. Детей в инклюзивных группах, подтвердило предположение, что адаптация детей с умственной отсталостью более длительна и сопровождается значительными изменениями в поведении.
В ходе реализации проекта предполагается благоприятное прохождение периода адаптации у детей, привлечение родителей детей дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в период адаптации. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
К психолого-педагогическим особенностям детей с нарушением интеллекта относится стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально -волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Нарушение интеллекта влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.
Основная проблема особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста заключается в отсутствии психологической готовности к инклюзии всех участников процесса - воспитателей, других специалистов ДОУ, самих детей с ОВЗ и их семей. умственно отсталый ребенок, с которым не проводили раннюю психодиагностическую и психокоррекционную работу по снижению дезадаптации, выпадает из детского коллектива и у него могут возникать трудности в усвоении программы дошкольного материала
Этапы, методы и методики подобраны по возрастам, физическим и психическим особенностей детей. Целью которых является выявления уровня адаптации к ДОО
На основе полученных данных, мы выявили, что дети с умственной отсталостью имеют более длительную адаптацию. У 7 детей (50%) была тяжелой степень адаптации к детскому саду, у детей сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. Наблюдение показало серьезные изменения в поведении у 6 дошкольников (40%). В ходе исследования психического состояния детей, высокий уровень НПС выявлен у 40% детей, что проявляется в пониженном настроении, состоянии тревоги, страхах, низкой адаптации в социальной среде и преобладании высокого уровня тревожности. Детей в инклюзивных группах, подтвердило предположение, что адаптация детей с умственной отсталостью более длительна и сопровождается значительными изменениями в поведении.
В ходе реализации проекта предполагается благоприятное прохождение периода адаптации у детей, привлечение родителей детей дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в период адаптации. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Формирование адекватной самоидентификации у дошкольников с
задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ С ИНТЕРЕСАМИ СВЕРСТНИКОВ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАЦИОННЫХ КАРТ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



