Содержание коррекционной работы при дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к условиям дошкольной образовательной организации
Введение 3
Глава 1. Дезадаптация детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
1.1 Теоретические аспекты проблемы дезадаптации детей к дошкольной
образовательной организации в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением
интеллекта 10
1.3 Особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего
дошкольного возраста 17
Вывод по главе 1 23
Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по проблеме дезадаптации к
условиям ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы, методики изучения проблемы дезадаптации к условиям
ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3 Проектная деятельность по проблеме дезадаптации детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта к ДОО 31
Вывод по главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики Российской Федерации является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди основных функций образовательного образования появляется функция реализации права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья. «Включение» ребенка с ОВЗ в систему образования необходится без адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения.
Адаптация любого ребенка-сложный период вхождения в новые социальные условия. Ребенку трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Все дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального переживания при адаптации к условиям дошкольного учреждения. Дети, имеющие особенности развития, не исключением, а, наоборот, имеют несколько больше трудностей в этот важный период своей жизни - включения в общество сверстников и взрослых. Это обусловлено не только физическими и психическими особенностями, но и отсутствием опыта взаимодействия со сверстниками и чужими взрослыми.
Адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса. Для детей с нарушениями интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, имеют недостатки координации движений, плохо развитую мелкую моторику, повышенную утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Цель работы: теоретически обосновать содержание коррекционной работы при дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста .
Объект: дети с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности дезадаптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО .
Гипотеза исследования: дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта обладают специфическими особенностями адаптации к условиям ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу дезадаптации детей дошкольного возраста к ДОО.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать особенности процесса дезадаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы ,методики по проблеме дезадоптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
5. Проанализировать результаты исследования дезадаптации к условиям ДОО.
6. Разработать проект по проблеме дезадаптации детей старшего дошкольного с нарушением интеллекта к ДОО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования; эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
Исследование проблемы дезадаптации старших дошкольников с нарушением интеллекта проводилось на базе МБДОУ №452 г.Челябинска. В исследованиях принимали участия 15 детей с нарушением интеллекта ( 11 мальчиков и 4 девочек)
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты проблемы дезадаптации детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста к условиям ДОО в психолого -педагогической литературе можно сделать вывод, что дезадаптация протекает в 3-х формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной(психосоматические болезни и нарушения поведения). Адаптивность находится в зависимости от персональных индивидуальностей личности малыша.
К психолого-педагогическим особенностям детей с нарушением интеллекта относится стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально -волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Нарушение интеллекта влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.
Основная проблема особенности адаптации к ДОО детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста заключается в отсутствии психологической готовности к инклюзии всех участников процесса - воспитателей, других специалистов ДОУ, самих детей с ОВЗ и их семей. умственно отсталый ребенок, с которым не проводили раннюю психодиагностическую и психокоррекционную работу по снижению дезадаптации, выпадает из детского коллектива и у него могут возникать трудности в усвоении программы дошкольного материала
Этапы, методы и методики подобраны по возрастам, физическим и психическим особенностей детей. Целью которых является выявления уровня адаптации к ДОО
На основе полученных данных, мы выявили, что дети с умственной отсталостью имеют более длительную адаптацию. У 7 детей (50%) была тяжелой степень адаптации к детскому саду, у детей сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. Наблюдение показало серьезные изменения в поведении у 6 дошкольников (40%). В ходе исследования психического состояния детей, высокий уровень НПС выявлен у 40% детей, что проявляется в пониженном настроении, состоянии тревоги, страхах, низкой адаптации в социальной среде и преобладании высокого уровня тревожности. Детей в инклюзивных группах, подтвердило предположение, что адаптация детей с умственной отсталостью более длительна и сопровождается значительными изменениями в поведении.
В ходе реализации проекта предполагается благоприятное прохождение периода адаптации у детей, привлечение родителей детей дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в период адаптации. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
1. Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2002
2. Аксарина, Н. Ш. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977
3. Белкина, Л.В.- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;2006
4. Голубева, Г.Г.;Пантюхина, Г.В.,Печора, К.Л.
5. Гордеева, И. Инклюзия: плюсы и минусы [Текст] / И. Гордеева, М. Лисицын//Здоровье дошкольника. - 2014 - № 2 - С. 2-17.
6. Гагаев, А.А. Педагогика Махабхараты: Монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. - М.: Риор, 2015
7. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016
8. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017
9 Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения
10 Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49
11. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-7б
12 Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с.
13 Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. 79 с.
14 Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - Спб: Речь, 2003. - 400 с. ения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова // Дефектология. - 2000. - №6 - С.25.
15 Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника. / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - М.: Карапуз, 1997
16 Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с
17 Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 200б. - № 1 - С.34 - 37.
18 Козленко, Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно - воспитательной работы вспомогательной школы / Н.А. Козленко // Дефектология. - 2001. - №2 - С. 33.
19 Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.
- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112 с
20 Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. -1998.- № 4.
21 Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С.34 - 37.
22 оррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой - М.: Педагогика, 2009. - 273 с
23 Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
24 Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2015
24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. - М., 2007.- С. 310.
25 Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер // Дефектология.
- 2004. - №3 - С.28.
26. Муссен, П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М., 2007.- С.156.
27. Морозов, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11.
- С.10 - 14.
28. Мачихина, В.Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Ф. Мачихина // Дефектология. - 2002. - №4 - С.19
29. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - №8. - С. 13-16.
30. Немов, Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - С. 608.
31.Остроухова, А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.
32. Павлова, Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. - 1999. - №2. - С.17-22.
33. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с.
34. Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / Савушкин Сергей Николаевич. - М.: Сфера, 2016.
35. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - М.: Учитель, 2017.