Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА

Работа №80948

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА 8
1.1. Особенности физического развития детей, занимающихся
хореографией 8
1.2. Специфика обучения детей младшего школьного возраста
народному танцу 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КЛАССА 22
2.1. Принципы, формы построения, средства и содержание занятий
по народному танцу 22
2.2. Организация и методы исследования. Анализ полученных
результатов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. В первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами.
Во время занятий танцем в организме человека происходит ряд адаптационных процессов, которые помогают ему приспособиться к регулярной нагрузке, если она не превышает физиологически допустимую. Степень физической нагрузки не должна превышать физический потенциал человека, так как могут возникнуть различные нарушения здоровья. Недостаток движения так же опасен (гиподинамия), это один из основных факторов (наряду с ожирением, неправильным питанием и вредными привычками) возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и диабета. Таким образом, занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно-сосудистая система.
Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.
К гармоничному физическому развитию младшего школьника посвящены работы по психологии (Р.С. Немова, Н.А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н.Б. Тарсова и др.), физиологии, физической культуре (М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкой и др.), обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков, на основе чего определилась проблема исследования; формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик. Особый вклад в развитие хореографии, а особенно в развитие народного танца внесли А.Н. Блатов, А.И. Бочаров, А.В. Лопухов, Н.С. Надеждина, Г.Х. Тагиров, Т.С. Ткаченко, А.В. Ширяева, В.И. Уральская, Т.А. Устинова, Ю.М. Чурка и др.
Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность представленного исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей шести-семи лет и недостаточным количеством развивающих методик с другой.
В то же время, анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения предметов образовательной области «Искусство», научной литературы позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников и подростков, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области «Искусство» и практически не использует возможности хореографии.
Несомненно, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.
Таким образом, одной из важнейших задач народной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога-хореографа является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков. Таким образом, навыки использования элементов развивающей и коррекционной гимнастики, направленной на подготовку учащихся хореографических классов к профессиональной деятельности танцовщика являются важным профессиональным составляющим педагога-хореографа.
Исходя из актуальности обозначенной выше проблемы, мною выбрана настоящая тема выпускной квалификационной работы «Физическое развитие детей младшего школьного возраста средствами народного танца».
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: физическое развитие детей средствами народного танца.
Цель - охарактеризовать роль, функции, содержание и средства народного танца в процессе физического развития детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования и определить ключевые понятия и структурировать их.
2. Раскрыть особенности физического развития младших школьников, занимающихся хореографией.
3. Охарактеризовать некоторые элементы из народного танца, используемые для развития физических качеств у юных танцовщиков.
4. Опытно-экспериментальным путем показать эффективность упражнений и элементов народного танца, используемых для физического развития младших школьников.
Методологическую основу исследования составили работы А.И. Бочарова, М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкой, А.В. Лопухова, Н.С. Надеждиной, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, Н.А. Фомина и др.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, эксперимент, методы математической обработки.
Научная новизна исследования:
• Изучены условия эффективной реализации педагогического убеждения, при воспитании выносливости в структуре отдельного тренировочного занятия;
• Определены взаимосвязи между исполнительскими качествами и психическим состоянием перед выступлениями и во время отдельного занятия;
• Разработана технология занятия по хореографии, имеющая инвариантную структуру, сущность которой составляет творческий процесс познания самим участником коллектива профессионального опыта в личностно-значимой деятельности, в межсубъектном общении.
Теоретическая значимость проблемы исследования определяются тем, что его результаты позволяют сформулировать новые подходы к анализу проблемы физического развития детей младшего школьного возраста средствами народного танца и могут служить научно-теоретической основой для разработки инновационных форм методов.
Практическая значимость заключается в разработке принципов, форм построения, средств и содержания занятий по народному танцу, в повышении эффективности физического развития детей младших школьников на основе реализации разработанной методики преподавания народного танца младшим школьникам.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературных источников показал, что в основе развивающего воздействия физических упражнений лежат физиологические механизмы тренирующего и оздоровляющего эффекта движений.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Для успешного овладения танцевальными движениями младшим школьникам важно их гармоничное физическое развитие. Занятия танцем способствуют более гармоничному физическому развитию. Однако, часто дети нуждаются в коррекции двигательных качеств. В данной работе нами рассматривается физическое развитие детей средствами народного танца.
Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. С этих позиций совершенно неправомерно рассматривать отдельные периоды детства как неполноценные, несовершенные. Следует понимать, что без изменений жизненных функций на этом этапе онтогенеза характеристики взрослого организма не могут быть достигнутыми.
Нормальное физическое развитие у детей в младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на свежем воздухе. Важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.
Народный танец - один из древнейших видов фольклора, тесно связанный с жизнью и бытом народа. Народный танец - народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Народные танцы являются неотъемлемой частью национальной культуры.
Движения народного танца являются обобщённым выражением бытовых и ритуальных движений человека. Они образно воплощают трудовой процесс, ритуальные действа, поэтические символы, сложившиеся в культуре того или иного народа. Лексика народного танца представляет собой наиболее сконцентрированную форму телодвижений с ярко выраженным национальным колоритом. По лексике можно определить какому региону, области, району, селу принадлежит танец. Лексика в народном танце бывает образная, естественно-пластическая, традиционная.
Таким образом, формирование танцевальной техники невозможно без правильно построенного учебного процесса. В первую очередь, необходимо планировать тематику каждого отдельного урока.
В процессе работы были определены минимальный (дающий общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующий оздоровлению ребёнка) и оптимальный (позволяющий говорить о начале формирования танцевальной культуры) набор движений народного танца, которые могут усвоить учащиеся в условиях ограниченного времени и которые смогут наиболее повлиять на постановку корпуса, рук, ног, головы ученика, научить приёмам правильного дыхания, развить свободу и грациозность движений, улучшить их координацию.
В практической части работы нами рассмотрены методы, формы, средства народного танца и организация занятий с использованием коррекционной гимнастики, а также изложены их содержание.
Контрольное тестирование стало основанием для проведения дополнительных занятий по народному танцу.
В ходе опытно-экспериментальной работы проводилась коррекция осанки и плоскостопия в группе с использованием различных методов и средств на занятиях народного танца. Также было проведено тестирование физических качеств детей младшего школьного возраста посредством контрольных упражнений, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Полученные результаты подвергались статистической обработке.
Опытно-экспериментальная работа показала, что занятия народным танцем способствуют более позитивному физическому развитию. Более того, проведенная коррекционная гимнастика поспособствовала более выраженному оздоровлению детей. Поэтому в итоге опытно-экспериментальной работы произошли существенные изменения: нарушения осанки уже не наблюдались, а лишь у двух детей сохранились признаки плоскостопия.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы показал, что лишь у 3х детей (15 %) наблюдался низкий уровень развития физических качеств, у 4х детей (20 %) - средний уровень и у 13 детей младшего школьного возраста (65 %) - высокий уровень развития физических качеств.
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1) Интенсивные нагрузки на занятиях хореографии с одной стороны способствуют гармонизации физического развития, но с другой - могут стать причиной нарушения осанки. В такой ситуации важна роль народного танца как основного фактора развития физических качеств у детей.
2) Разработанная система упражнений способствует повышению уровня физического развития учащихся. Более того, проводимые занятия народным танцем способствуют более выраженному оздоровлению детей.
Таким образом, доказана эффективность занятий народного танца, как в гармонизации физического развития, так и в формировании физических качеств, необходимых для успешного овладения детьми, занимающихся в системе дополнительного образования хореографией, сложными танцевальными движениями.



1 Барышникова Т. Основы хореографии. - М., 2001. - 272 с.
2 Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - С. 393-398.
3 Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. - №7, 1999.-е. 142-151.
4 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с.
5 Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. - Самара, 2003.
6 Ваганова А.Я. Основы классического танца. - М., 1984. - 342 с.
7 Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: «Академия», 2002
8 Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. - С 42-43.
9 Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г.
10 Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой - № 6, 1998.-С. 23-27.
11 Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. - М.: Просвещение, С .175¬186.
12 Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.:
СпортАкадемПресс, 2001. -444 с.
13 Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. - М.: Медицина, 1987. - с. 27-29.
14 Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. - М., 1985.
15Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 2008.
16 Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. - Л., 1986.
17Крутецкий В.А. Возрастная психология. - М., 1984 с.45Минск; Полымя, 2007.
18 Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: ФИС, 1984.
19 Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. - М., 1979.
20 Макарова Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2002.
21 Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М., Изд-во Эйдос, 1997.
22 Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. - Т. 3. - М.: ВЛАДОС, 2000. - с.143.
23 Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., -Педагогическое общество России. - 1998.
24 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
25 Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. - М.: Медицина, 1996.
26 Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
27 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2008.
28 Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996.
29 Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. - М., 1981.-с. 44-45.
30 Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - М., 2004. - с. 64-69.
31 Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2001. - с. 175-178.
32 Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1995. - с. 48-54
33 Шамина Jl. Работа с самодеятельным коллективом. - М.: Музыка, 1983. - 184 с.
Электронные ресурсы
34 Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего B03pacTa//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij—30-1 -2008/
35 Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http: //www. admhmao. ru/culture/naz kult. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ