ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Технология конструирования проектной деятельности обучающихся как инновационный процесс изучения отдельных вопросов математики 7
§1.1 История развития и становления проектного метода обучения: идеи, задачи, достоинства 7
§1.2 Сущность проектной деятельности: принципы, функции, уровни, виды, этапы проектирования, оценка результатов 14
§1.3 Организация проектной деятельности обучающихся на занятиях по
математике на основе инновационных методов 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
Глава II. Изучение и повторение учащимися темы «Проценты» на основе метода проектов 39
§ 2.1 Анализ содержания темы «Проценты» с точки зрения требований новых
стандартов к предметным, метапредметным и личностным результатам
освоения образовательной программы по математике 39
§ 2.2 Методика формирования понятия «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся 45
§ 2.3 Педагогический эксперимент: задачи, организация, критерии и показание, методика проведения, результаты 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глава I. Технология конструирования проектной деятельности обучающихся как инновационный процесс изучения отдельных вопросов математики 7
§1.1 История развития и становления проектного метода обучения: идеи, задачи, достоинства 7
§1.2 Сущность проектной деятельности: принципы, функции, уровни, виды, этапы проектирования, оценка результатов 14
§1.3 Организация проектной деятельности обучающихся на занятиях по
математике на основе инновационных методов 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
Глава II. Изучение и повторение учащимися темы «Проценты» на основе метода проектов 39
§ 2.1 Анализ содержания темы «Проценты» с точки зрения требований новых
стандартов к предметным, метапредметным и личностным результатам
освоения образовательной программы по математике 39
§ 2.2 Методика формирования понятия «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся 45
§ 2.3 Педагогический эксперимент: задачи, организация, критерии и показание, методика проведения, результаты 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
С введением новых стандартов (ФГОС), закона «Об образовании в РФ» изменяется структура и содержание результатов познавательной деятельности, программ и технологий их реализации, методологии учебного познания, процедур оценивания учебных достижений обучаемых. Реализация образовательных программ в условиях современной образовательной инфрасреды изменяет требования к результатам обучения. Достижение нового качества обучения в современных условиях может быть обеспечено с помощью инновационных процессов, требований, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ООО). Компетентность выпускника средних общеобразовательных организаций зависит не только от качества освоения предметных, метапредметных и личностных результатов, но и от умения применять их на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования в соответствии с современными представлениями о целях школьного образования. Новые образовательные программы, уделяют особое внимание личности ученика, его интересам и предпочтениям. Личностно-деятельностный подход в обучении математике становится ведущим. Выбор современных технологий обучения (форм, методов и приемов, средств) способствует реализации новых требований к освоению образовательных программ, описанных выше. Технологии проектного обучения приобретают особую значимость, потому что направлены на развитие у учащихся исследовательских способностей, на основе практико-ориентированных знаний и умений.
Метод проектов с точки зрения истории его развития и становления не является «новшеством». Его использовали в разных сферах деятельности человека, еще в XVIII веке. В 30-х годах ХХ века он активно применяется в России. Однако, в следствии объективных и субъективных причин от него
отказываются и вновь возвращаются к проектам в XXI веке, уже рассматривая их в новом качестве, в соответствии с требованиями современных нормативных образовательных документах. В связи с модернизацией образовательных программ на основе закона «Об образовании в РФ» и современного стандарта (ФГОС ООО) проектная деятельность принимает статус инновационного процесса.
Несмотря на то, что проблема включения проектного метода в образовательном процессе актуальна и в настоящие время опубликовано достаточное количество работ по этой проблеме, однако остаются неразрешенными противоречия как на социальном и общенаучном уровнях, так и на методическом. Например, противоречия между стремлением ученика к творческому саморазвитию, самоорганизации, самореализации, которое может быть реализовано в процессе проектной деятельности и недостаточной разработанностью технологических аспектов этой деятельности, как для учащихся, так и для учителя - организатора и руководителя этого процесса. Это противоречие между должным и существующим позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поисках ответа на вопрос: как можно обучать учащихся математике в условиях проектной деятельности.
Объектом исследования послужил процесс обучения математике в основной школе на основе требований стандарта второго поколения.
Предметом исследования является процесс формирования понятий темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности применения метода проектов при изучении темы «Проценты» учащимися основной школы.
Гипотеза исследования: если в процессе изучения и повторения темы «Проценты» в курсе математики использовать метод проектов, то качество усвоения учащимися понятий этой темы повысится , изменится мотивация учения школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. На основе изученной литературы по педагогике, психологии, методике; новых программ по математике; современных нормативных документов (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО) выявить математические понятия, имеющие большое практическое значение, с целью разработки методики их формировании на основе метода проектов.
2. Осуществить анализ структуры и содержания метода проектов, выявить сущность, виды, уровни, условия его реализации с целью обоснованного использования в основной школе при обучении учащихся математике.
3. Осуществить анализ структуры и содержания темы «Проценты» в рабочих программах по математике разных авторов;
4. Разработать методику повторения одной из тем курса математики «Проценты» на основе проектного метода.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики, изучения и повторения темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования (теоретические, эмпирические):
- анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование и планирование;
- наблюдение за учебным процессом;
- обработка результатов педагогического исследования.
Новизна исследования:
1. Обосновано, что на основе метода проектов целесообразно осуществлять повторение изученного ранее учебного материала по математике.
2. Обосновано, что современные технологии обобщающего повторения способствуют повышению качества усвоения математических понятий.
3. Доказано, что ранее сформированные математические понятия можно развивать в процессе повторения на основе проектного метода, который позволяет мотивировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к повторению вопросов изученных ранее.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе проектов: «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах».
Практическая значимость квалификационного исследования заключается в апробации на практике повторения вопросов темы по математике на основе метода проектов; обоснованном доказательстве в использовании разных подходов в разработки методики организации проектной деятельности учащихся в зависимости от темы проекта.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на базе 8 «Б» класса, «МАОУ СОШ № 153 г. Челябинска».
Результаты диссертационного исследования прошли апробацию на студенческой конференции по представлению квалификационных работ (г. Пермь, 2015 г.). Опубликованы в печати статьи:
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе / И.А.Ческидова// Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: «Край Ра»,2016. - С.50-54.
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математике в основной школе / И.А.Ческидова// Учебные записки: сборник научных статей. - Уфа: Изд-во БГПУ,2015. - С.203-207.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования в соответствии с современными представлениями о целях школьного образования. Новые образовательные программы, уделяют особое внимание личности ученика, его интересам и предпочтениям. Личностно-деятельностный подход в обучении математике становится ведущим. Выбор современных технологий обучения (форм, методов и приемов, средств) способствует реализации новых требований к освоению образовательных программ, описанных выше. Технологии проектного обучения приобретают особую значимость, потому что направлены на развитие у учащихся исследовательских способностей, на основе практико-ориентированных знаний и умений.
Метод проектов с точки зрения истории его развития и становления не является «новшеством». Его использовали в разных сферах деятельности человека, еще в XVIII веке. В 30-х годах ХХ века он активно применяется в России. Однако, в следствии объективных и субъективных причин от него
отказываются и вновь возвращаются к проектам в XXI веке, уже рассматривая их в новом качестве, в соответствии с требованиями современных нормативных образовательных документах. В связи с модернизацией образовательных программ на основе закона «Об образовании в РФ» и современного стандарта (ФГОС ООО) проектная деятельность принимает статус инновационного процесса.
Несмотря на то, что проблема включения проектного метода в образовательном процессе актуальна и в настоящие время опубликовано достаточное количество работ по этой проблеме, однако остаются неразрешенными противоречия как на социальном и общенаучном уровнях, так и на методическом. Например, противоречия между стремлением ученика к творческому саморазвитию, самоорганизации, самореализации, которое может быть реализовано в процессе проектной деятельности и недостаточной разработанностью технологических аспектов этой деятельности, как для учащихся, так и для учителя - организатора и руководителя этого процесса. Это противоречие между должным и существующим позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поисках ответа на вопрос: как можно обучать учащихся математике в условиях проектной деятельности.
Объектом исследования послужил процесс обучения математике в основной школе на основе требований стандарта второго поколения.
Предметом исследования является процесс формирования понятий темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности применения метода проектов при изучении темы «Проценты» учащимися основной школы.
Гипотеза исследования: если в процессе изучения и повторения темы «Проценты» в курсе математики использовать метод проектов, то качество усвоения учащимися понятий этой темы повысится , изменится мотивация учения школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. На основе изученной литературы по педагогике, психологии, методике; новых программ по математике; современных нормативных документов (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО) выявить математические понятия, имеющие большое практическое значение, с целью разработки методики их формировании на основе метода проектов.
2. Осуществить анализ структуры и содержания метода проектов, выявить сущность, виды, уровни, условия его реализации с целью обоснованного использования в основной школе при обучении учащихся математике.
3. Осуществить анализ структуры и содержания темы «Проценты» в рабочих программах по математике разных авторов;
4. Разработать методику повторения одной из тем курса математики «Проценты» на основе проектного метода.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики, изучения и повторения темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования (теоретические, эмпирические):
- анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование и планирование;
- наблюдение за учебным процессом;
- обработка результатов педагогического исследования.
Новизна исследования:
1. Обосновано, что на основе метода проектов целесообразно осуществлять повторение изученного ранее учебного материала по математике.
2. Обосновано, что современные технологии обобщающего повторения способствуют повышению качества усвоения математических понятий.
3. Доказано, что ранее сформированные математические понятия можно развивать в процессе повторения на основе проектного метода, который позволяет мотивировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к повторению вопросов изученных ранее.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе проектов: «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах».
Практическая значимость квалификационного исследования заключается в апробации на практике повторения вопросов темы по математике на основе метода проектов; обоснованном доказательстве в использовании разных подходов в разработки методики организации проектной деятельности учащихся в зависимости от темы проекта.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на базе 8 «Б» класса, «МАОУ СОШ № 153 г. Челябинска».
Результаты диссертационного исследования прошли апробацию на студенческой конференции по представлению квалификационных работ (г. Пермь, 2015 г.). Опубликованы в печати статьи:
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе / И.А.Ческидова// Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: «Край Ра»,2016. - С.50-54.
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математике в основной школе / И.А.Ческидова// Учебные записки: сборник научных статей. - Уфа: Изд-во БГПУ,2015. - С.203-207.
Поиск путей совершенствования процесса формирования понятий вообще и математических в частности у учащихся в организациях среднего общего образования является одной из актуальных проблем дидактики (методики обучения). В ходе научно-практического исследования проблемы изучения и повторения математических понятий на основе проектного метода получены следующие результаты:
1. Выявлены возможности использования проектного метода при изучении и повторении отдельных тем курса математики. На примере темы «Проценты», изученной учащимися в 5-6 классах, обоснована возможность организации и проведения инновационной деятельности по повторению понятий, процесс формирования которых осуществлялся ранее.
2. Разработан и апробирован авторский подход в повторении темы «Проценты» на основе проектного метода.
3. На основе изученной литература по включению проектного метода в процессе обучения учащихся математике выявлены его возможности в организации и проведения инновационной деятельности обучающихся при изучении темы «Проценты» в курсе математики основной школы.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе практико-ориентированных проектов.
5. На примере разработанных проектов «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах», обоснованы разные подходы в организации деятельности учащихся по сбору информации и защите проекта на итоговом занятии: «Защита проекта».
6. Процесс выполнения проектов предлагает включение обучаемых в разные виды деятельности, связанные не только с изучением технологических особенностей организации и проведения проектной деятельности, но и организацию занятий по повторению вопросов темы «Проценты» на основе новых форм и методов обучения (проектного метода).
7. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики повторения изученной ранее темы на основе проектного метода.
Проведенное исследование раскрыло возможности метода проектов в формировании математических понятий. Результаты работы позволили выявить круг проблем, обозначить направления дальнейшего исследования, а именно: изучение дидактических возможностей использования метода проектов при изучении отдельных вопросов математике; установление преемственных связей при изучении одних и тех же вопросов математики в основной и средней школе, например, преемственность в изучении вопросов тем «Векторы» (9 класс) и «Векторы в пространстве» (10 класс).
1. Выявлены возможности использования проектного метода при изучении и повторении отдельных тем курса математики. На примере темы «Проценты», изученной учащимися в 5-6 классах, обоснована возможность организации и проведения инновационной деятельности по повторению понятий, процесс формирования которых осуществлялся ранее.
2. Разработан и апробирован авторский подход в повторении темы «Проценты» на основе проектного метода.
3. На основе изученной литература по включению проектного метода в процессе обучения учащихся математике выявлены его возможности в организации и проведения инновационной деятельности обучающихся при изучении темы «Проценты» в курсе математики основной школы.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе практико-ориентированных проектов.
5. На примере разработанных проектов «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах», обоснованы разные подходы в организации деятельности учащихся по сбору информации и защите проекта на итоговом занятии: «Защита проекта».
6. Процесс выполнения проектов предлагает включение обучаемых в разные виды деятельности, связанные не только с изучением технологических особенностей организации и проведения проектной деятельности, но и организацию занятий по повторению вопросов темы «Проценты» на основе новых форм и методов обучения (проектного метода).
7. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики повторения изученной ранее темы на основе проектного метода.
Проведенное исследование раскрыло возможности метода проектов в формировании математических понятий. Результаты работы позволили выявить круг проблем, обозначить направления дальнейшего исследования, а именно: изучение дидактических возможностей использования метода проектов при изучении отдельных вопросов математике; установление преемственных связей при изучении одних и тех же вопросов математики в основной и средней школе, например, преемственность в изучении вопросов тем «Векторы» (9 класс) и «Векторы в пространстве» (10 класс).
Подобные работы
- Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Использование технологии проектной деятельности при изучении элементов статистики в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Развитие проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019



