Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №80946

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Технология конструирования проектной деятельности обучающихся как инновационный процесс изучения отдельных вопросов математики 7
§1.1 История развития и становления проектного метода обучения: идеи, задачи, достоинства 7
§1.2 Сущность проектной деятельности: принципы, функции, уровни, виды, этапы проектирования, оценка результатов 14
§1.3 Организация проектной деятельности обучающихся на занятиях по
математике на основе инновационных методов 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
Глава II. Изучение и повторение учащимися темы «Проценты» на основе метода проектов 39
§ 2.1 Анализ содержания темы «Проценты» с точки зрения требований новых
стандартов к предметным, метапредметным и личностным результатам
освоения образовательной программы по математике 39
§ 2.2 Методика формирования понятия «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся 45
§ 2.3 Педагогический эксперимент: задачи, организация, критерии и показание, методика проведения, результаты 55
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

С введением новых стандартов (ФГОС), закона «Об образовании в РФ» изменяется структура и содержание результатов познавательной деятельности, программ и технологий их реализации, методологии учебного познания, процедур оценивания учебных достижений обучаемых. Реализация образовательных программ в условиях современной образовательной инфрасреды изменяет требования к результатам обучения. Достижение нового качества обучения в современных условиях может быть обеспечено с помощью инновационных процессов, требований, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ООО). Компетентность выпускника средних общеобразовательных организаций зависит не только от качества освоения предметных, метапредметных и личностных результатов, но и от умения применять их на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования в соответствии с современными представлениями о целях школьного образования. Новые образовательные программы, уделяют особое внимание личности ученика, его интересам и предпочтениям. Личностно-деятельностный подход в обучении математике становится ведущим. Выбор современных технологий обучения (форм, методов и приемов, средств) способствует реализации новых требований к освоению образовательных программ, описанных выше. Технологии проектного обучения приобретают особую значимость, потому что направлены на развитие у учащихся исследовательских способностей, на основе практико-ориентированных знаний и умений.
Метод проектов с точки зрения истории его развития и становления не является «новшеством». Его использовали в разных сферах деятельности человека, еще в XVIII веке. В 30-х годах ХХ века он активно применяется в России. Однако, в следствии объективных и субъективных причин от него
отказываются и вновь возвращаются к проектам в XXI веке, уже рассматривая их в новом качестве, в соответствии с требованиями современных нормативных образовательных документах. В связи с модернизацией образовательных программ на основе закона «Об образовании в РФ» и современного стандарта (ФГОС ООО) проектная деятельность принимает статус инновационного процесса.
Несмотря на то, что проблема включения проектного метода в образовательном процессе актуальна и в настоящие время опубликовано достаточное количество работ по этой проблеме, однако остаются неразрешенными противоречия как на социальном и общенаучном уровнях, так и на методическом. Например, противоречия между стремлением ученика к творческому саморазвитию, самоорганизации, самореализации, которое может быть реализовано в процессе проектной деятельности и недостаточной разработанностью технологических аспектов этой деятельности, как для учащихся, так и для учителя - организатора и руководителя этого процесса. Это противоречие между должным и существующим позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поисках ответа на вопрос: как можно обучать учащихся математике в условиях проектной деятельности.
Объектом исследования послужил процесс обучения математике в основной школе на основе требований стандарта второго поколения.
Предметом исследования является процесс формирования понятий темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности применения метода проектов при изучении темы «Проценты» учащимися основной школы.
Гипотеза исследования: если в процессе изучения и повторения темы «Проценты» в курсе математики использовать метод проектов, то качество усвоения учащимися понятий этой темы повысится , изменится мотивация учения школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. На основе изученной литературы по педагогике, психологии, методике; новых программ по математике; современных нормативных документов (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО) выявить математические понятия, имеющие большое практическое значение, с целью разработки методики их формировании на основе метода проектов.
2. Осуществить анализ структуры и содержания метода проектов, выявить сущность, виды, уровни, условия его реализации с целью обоснованного использования в основной школе при обучении учащихся математике.
3. Осуществить анализ структуры и содержания темы «Проценты» в рабочих программах по математике разных авторов;
4. Разработать методику повторения одной из тем курса математики «Проценты» на основе проектного метода.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики, изучения и повторения темы «Проценты» в условиях проектной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования (теоретические, эмпирические):
- анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование и планирование;
- наблюдение за учебным процессом;
- обработка результатов педагогического исследования.
Новизна исследования:
1. Обосновано, что на основе метода проектов целесообразно осуществлять повторение изученного ранее учебного материала по математике.
2. Обосновано, что современные технологии обобщающего повторения способствуют повышению качества усвоения математических понятий.
3. Доказано, что ранее сформированные математические понятия можно развивать в процессе повторения на основе проектного метода, который позволяет мотивировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к повторению вопросов изученных ранее.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе проектов: «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах».
Практическая значимость квалификационного исследования заключается в апробации на практике повторения вопросов темы по математике на основе метода проектов; обоснованном доказательстве в использовании разных подходов в разработки методики организации проектной деятельности учащихся в зависимости от темы проекта.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на базе 8 «Б» класса, «МАОУ СОШ № 153 г. Челябинска».
Результаты диссертационного исследования прошли апробацию на студенческой конференции по представлению квалификационных работ (г. Пермь, 2015 г.). Опубликованы в печати статьи:
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности на уроках математике в средней школе / И.А.Ческидова// Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: «Край Ра»,2016. - С.50-54.
• Ческидова, И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математике в основной школе / И.А.Ческидова// Учебные записки: сборник научных статей. - Уфа: Изд-во БГПУ,2015. - С.203-207.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поиск путей совершенствования процесса формирования понятий вообще и математических в частности у учащихся в организациях среднего общего образования является одной из актуальных проблем дидактики (методики обучения). В ходе научно-практического исследования проблемы изучения и повторения математических понятий на основе проектного метода получены следующие результаты:
1. Выявлены возможности использования проектного метода при изучении и повторении отдельных тем курса математики. На примере темы «Проценты», изученной учащимися в 5-6 классах, обоснована возможность организации и проведения инновационной деятельности по повторению понятий, процесс формирования которых осуществлялся ранее.
2. Разработан и апробирован авторский подход в повторении темы «Проценты» на основе проектного метода.
3. На основе изученной литература по включению проектного метода в процессе обучения учащихся математике выявлены его возможности в организации и проведения инновационной деятельности обучающихся при изучении темы «Проценты» в курсе математики основной школы.
4. Разработана методика повторения темы «Проценты» на основе практико-ориентированных проектов.
5. На примере разработанных проектов «Временные затраты ученика на выполнение домашнего задания и досуговых мероприятий, выраженные в процентах», «Расходы бюджета семьи, выраженные в процентах», обоснованы разные подходы в организации деятельности учащихся по сбору информации и защите проекта на итоговом занятии: «Защита проекта».
6. Процесс выполнения проектов предлагает включение обучаемых в разные виды деятельности, связанные не только с изучением технологических особенностей организации и проведения проектной деятельности, но и организацию занятий по повторению вопросов темы «Проценты» на основе новых форм и методов обучения (проектного метода).
7. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики повторения изученной ранее темы на основе проектного метода.
Проведенное исследование раскрыло возможности метода проектов в формировании математических понятий. Результаты работы позволили выявить круг проблем, обозначить направления дальнейшего исследования, а именно: изучение дидактических возможностей использования метода проектов при изучении отдельных вопросов математике; установление преемственных связей при изучении одних и тех же вопросов математики в основной и средней школе, например, преемственность в изучении вопросов тем «Векторы» (9 класс) и «Векторы в пространстве» (10 класс).



1. Андрианова, С.А. Использование метода проектов в обучении школьников / С.А. Андрианова // Технология. - 2015. - №1. - С. 7-11.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли / А.Г. Асмолов: пособ. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 158 с.
3. Асмолов, А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 106 с.
4. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А.Г. Асмолов / Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
5. Бауэр, Н.М. Инновационная деятельность как фактор развития образовательного учреждения / Н.М. Бауэр, М.Ю. Школьникова: учеб.- метод. пособие. - Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ 2012. - 76 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Боева, Л. Проектное развитие / Л. Боева // Библиополе. - 2010. - № 3. - С. 37-40.
8. Воронцова, А.Б. Задачи в средней школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
9. Воюшина, М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности / М.П. Воюшина // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. - СПб.: Северная звезда, 2010. - С. 49-55.
10. Гузеев, В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. Гузеев //Директор школы. - 1995. - №6. - С. 23-30.
11. Джонс, Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс. - М.: Мир, 1986. - 326 с.
12. Глазков, Ю.А. Математика. 6 класс. Контрольные измерительные материалы / Ю.А. Глазков, В.И. Ахременкова, М.Я. Гаиашвили. - М.: Мнемозина, 2014. - 96 с.
13. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова / Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - N 2. - C. 36-43.
14. Данилина, В.Ю. Дидактическая игра как средство формирования логических УУД у школьников / В.Ю. Данилина: Дипломная работа / [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ 2014/11/02/diplomnaya-rabota- Режим доступа. Дата обращения 3.05.2015.
15. Еремеева, О.В. Проектная деятельность как одно из средств
повышения мотивации к обучению / О.В. Еремеева: Дипломная работа / [Электронный ресурс]: http://mir-olimpiad.ru/files/publications /1823/
file/proektnaya-deyatelnost-kak-odno-iz-sredstv-pov ysheniya-motivatsii-k-
obucheniyu.doc - Режим доступа Дата обращения 3.05.2015.
16. Кальней, В.С. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / В.С. Кальней // Молодой ученый - 2006. - №6. - С. 8-12.
17. Кальней, В.С. Перспективы проектной деятельности учащихся в
современных условиях развития инновационных процессов в обществе / В.С. Кальней //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. -№ 6 / [Электронный ресурс]:http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-proektnoy-deyatelnosti-uchas chihsya-v- sovremennyh-usloviyah-razvitiya-
innovatsionnyh-protsessov-v-obschestve - Режим доступа Дата обращения
21.10.2015.
18. Карпенко, К.А. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности / К.А. Карпенко, Е.Л. Королева, Г.М. Недялкова, И.И. Соколова // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 130-134.
19. Килпатрик, В.Х. Метод проектов / В.Х. Килпатрик / Пер. с англ. - Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
20. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова: учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 288 с.
21. Козликина, О.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе / О.Г. Козликина, А.Б. Мелешко, Л.А. Хайбулина // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 201-215.
22. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова: учеб. пособие для высш. учеб. заведений - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 288 с.
23. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс. - М.: Новая Москва, 1976. - 23 с.
24. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский: Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1989. - 416 с.
25. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии / Н.М. Конышева: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. - 104 с.
26. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова // Завуч. - 1999. - №6. - С. 15-20.
27. Крюкова, Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование / Е.А. Крюкова. - Волгоград: ВЛАД, 1998. - 106 с.
28. Крючков, Ю.А. Теория и методы социального проектирования / Ю.А. Крючков. - М.: Союз, 1992. - 244 с.
29. Матяш, Н.В. Проектная деятельность старших школьников / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко: Кн. для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 109 с.
30. Минюк, Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю.Н. Минюк // Инновационные педагогические технологии: Материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 6-8.
31. Пелагейченко, Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований / Н.Л. Пелагейченко // Педагогическая мастерская. - 2012. - №7. - С. 6-10.
32. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников /
К.Н. Поливанова: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
33. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
34. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках математики / Е.С. Полат // Математика в школе. - 2000. - №1. - С. 14-21.
35. Сибирская, М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования / М.П. Сибирская: Дис. д-ра пед. наук. - СПБ., 1998. - 357 с.
36. Турчен, Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий / Д.Н. Турчен // Науковедение. - 2013. - ноябрь - декабрь. - №6. - С. 34-39.
37. Усова, А.В. Методология научных исследований: Курс лекций / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПУ, 204. - 130 с.
38. Усова, А.В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2004. - 53 с.
39. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1988. - 89 с.
40. Универсальные учебные действия. Формирование и развитие на
уроке / [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagog icheskie-tekhnologii/library/universalnye-uchebnye-deystviyaformirovanie-i -
http: //www.ug.ru/method article/260- Режим доступа Дата обращения
21.11.2015.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) / [Электронный ресурс]:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=6408. - Режим доступа Дата
обращения 21.01.2015.
42. ФГОС. Математика. / [Электронный ресурс]: http: //npavlovsksoh. ucoz.org/- Режим доступа Дата обращения 21.01.2015.
43. Формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики / [Электронный ресурс]: http: //www. scienceforum.ru/2014/pdf/2367.pdf. - Режим доступа Дата обращения 21.01.2015.
44. Ягодовский, К.П. Исследовательский метод в школьном обучении / К.П. Ягодовский. - М.: Учпедгиз, 1929. - 64 с.
45. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном
учреждении / Н.Ф. Яковлева: учеб. пособ. для обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении» 2-е издание. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014. - 145 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ