МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ОСНОВЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 7
1.1. Концепция геоэкологического подхода 7
1.2. Роль географии в экологическом воспитании и
формировании экологической культуры 11
1.3. Возможности реализации геоэкологического подхода в
курсе школьной географии 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1. Место темы в школьном курсе географии 21
2.2. Изучение региональных геоэкологических проблем в курсе
школьной географии 28
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА3.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА Г.ЧЕЛЯБИНСКА В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
3.1 Региональные проблемы загрязнения воздуха на примере
г.Челябинска 35
3.3 Организация исследовательской деятельности по изучению
региональных экологических проблем во внеурочной работе
Челябинского колледжа Комитент 51
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 7
1.1. Концепция геоэкологического подхода 7
1.2. Роль географии в экологическом воспитании и
формировании экологической культуры 11
1.3. Возможности реализации геоэкологического подхода в
курсе школьной географии 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1. Место темы в школьном курсе географии 21
2.2. Изучение региональных геоэкологических проблем в курсе
школьной географии 28
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА3.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА Г.ЧЕЛЯБИНСКА В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
3.1 Региональные проблемы загрязнения воздуха на примере
г.Челябинска 35
3.3 Организация исследовательской деятельности по изучению
региональных экологических проблем во внеурочной работе
Челябинского колледжа Комитент 51
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном мире изучение взаимодействия общества и природы носит обязательный междисциплинарный характер. Школьникам должен быть доступен комплекс естественнонаучных и социально - экономических знаний как методологическая база геоэкологических исследований. В данном аспекте нельзя недооценивать роль экологии, географии, социологии и экономики в процессе выявления и изучения геоэкологических ситуаций и проблем.
По мнению Винокуровой Н.В., Грушиной Т.П., Кротовой Е.А., Матвеевой А.В., Сафроновой Л.Е., Егоровой Д.С. глобальные экологические проблемы, которые должны быть рассмотрены в курсе географии это: энергетическая, водная, демографическая, загрязнение атмосферного воз-духа, продовольственная, проблема истощения земельных и лесных ресурсов мира и другие.
В результате изучения геоэкологических проблем обучающиеся должны: знать истоки возникновения проблем экологии, последующее развитие геоэкологических систем в зависимости от социальных, национальных, природно-ресурсных, культурно-исторических, экономических и других факторов; уметь анализировать системы, экосистемы и их функции, рассчитывать индексы и показатели, отражающие антропогенное воздействие на природные геосистемы; владеть методами оценки ландшафтно - геоэкологических систем.
Современный этап экологизации географического образования напрямую связан с различными составляющими основ жизнеобеспечения человека. К такого рода процессам относится состояние атмосферного воздуха.
Актуальность исследования. В связи с обострением экологической ситуации в промышленных регионах, с ухудшением качества окружающей среды и атмосферного воздуха в частности, низким уровнем экологической культуры и недостаточным изучением данной области в курсе географии возрастает актуальность изучения геоэкологических проблем в средней школе.
Отличительной чертой школьной географии является комплексный подход к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из основных школьных предметов, где проявляется интеграция естественнонаучных и социально-экономических знаний. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического образования и воспитания. Однако анализ предлагаемых общеобразовательной школе программ данного предмета, позволяет говорить о том, что их содержание не в полной мере нацелено на развитие экологического образования школьников. В современных программах по географии недостаточно отражены идеи взаимосвязи и взаимозависимости природных и антропогенных объектов и процессов, что значительно снижает экологический потенциал данного предмета.
Цель: разработать методику изучения региональных проблем загрязнения воздуха с позиций геоэкологического подхода в курсе школьной географии
Задачи исследования:
1) Изучить концепцию геоэкологического подхода в организации учебной деятельности школьников;
2) Проанализировать программы школьного курса географии с целью выявления возможности изучения проблем загрязнения атмосферы;
3) Охарактеризовать проблему загрязнения атмосферного воздуха г. Челябинска;
4) Разработать методику изучения региональных проблем загрязнения воздуха на основе геоэкологического подхода в курсе школьной географии Челябинского колледжа Комитент.
Объект: методика изучения региональных геоэкологических проблем.
Предмет: геоэкологический подход в изучении проблем загрязнения атмосферного воздуха.
Гипотеза: предполагается, что изучение региональных геоэкологических проблем с позиции геоэкологического подхода, способствует раз-витию экологической культуры и воспитания среди школьников.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ педагогической, методической и научно-теоретической, литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по курсу «География» с 6 по 11 класс, обобщения, моделирования;
3) эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы с учителями географии;
4) статистические: интерпретация табличных данных.
Научная новизна: впервые с позиции геоэкологического подхода разработана методика изучения региональных проблем загрязнения воздуха в курсе географии для Челябинского колледжа Комитент.
Практическая значимость: полученная методика может быть использована в учебных организациях для более эффективного изучения региональных проблем загрязнения воздуха и устойчивого развития региона.
Результаты проведенных работ были апробированы и опубликованы в сборниках:
1. . Пронина К. А. К вопросу о загрязнении воздушного бассейна города Челябинска /И.Н. Лиходумова, А.В. Малаев, К. А. Пронина // Национальная научно-практическая конференция с международным участием, проводимой в рамках Сибирского экологического форума «Эко-BOOM» 2016: материалы Международной научно-практической конференции "Всемирный день охраны окружающей среды"- Омск, 2017г. С.165-170 (прил.1).
2. Пронина К.А. Метеорологические условия как фактор, влияющий на состояние воздушного бассейна города Челябинска» /Пронина К.А. // Экологические чтения - 2017: материалы Международной научно-практической конференции "Всемирный день охраны окружающей среды"- Омск: 2017. С.-232-234
3. Пронина К.А. Использование проектной деятельности школь-ников в изучении региональных проблем загрязнения атмосферного воздуха /Лиходумова И.Н., Файзрахманова Д.Э., Пронина К.А.// Экологические чтения - 2018: материалы Международной научно-практической конференции - Омск: Литера 2018. -С. 172-175.-380 с.
По мнению Винокуровой Н.В., Грушиной Т.П., Кротовой Е.А., Матвеевой А.В., Сафроновой Л.Е., Егоровой Д.С. глобальные экологические проблемы, которые должны быть рассмотрены в курсе географии это: энергетическая, водная, демографическая, загрязнение атмосферного воз-духа, продовольственная, проблема истощения земельных и лесных ресурсов мира и другие.
В результате изучения геоэкологических проблем обучающиеся должны: знать истоки возникновения проблем экологии, последующее развитие геоэкологических систем в зависимости от социальных, национальных, природно-ресурсных, культурно-исторических, экономических и других факторов; уметь анализировать системы, экосистемы и их функции, рассчитывать индексы и показатели, отражающие антропогенное воздействие на природные геосистемы; владеть методами оценки ландшафтно - геоэкологических систем.
Современный этап экологизации географического образования напрямую связан с различными составляющими основ жизнеобеспечения человека. К такого рода процессам относится состояние атмосферного воздуха.
Актуальность исследования. В связи с обострением экологической ситуации в промышленных регионах, с ухудшением качества окружающей среды и атмосферного воздуха в частности, низким уровнем экологической культуры и недостаточным изучением данной области в курсе географии возрастает актуальность изучения геоэкологических проблем в средней школе.
Отличительной чертой школьной географии является комплексный подход к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из основных школьных предметов, где проявляется интеграция естественнонаучных и социально-экономических знаний. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического образования и воспитания. Однако анализ предлагаемых общеобразовательной школе программ данного предмета, позволяет говорить о том, что их содержание не в полной мере нацелено на развитие экологического образования школьников. В современных программах по географии недостаточно отражены идеи взаимосвязи и взаимозависимости природных и антропогенных объектов и процессов, что значительно снижает экологический потенциал данного предмета.
Цель: разработать методику изучения региональных проблем загрязнения воздуха с позиций геоэкологического подхода в курсе школьной географии
Задачи исследования:
1) Изучить концепцию геоэкологического подхода в организации учебной деятельности школьников;
2) Проанализировать программы школьного курса географии с целью выявления возможности изучения проблем загрязнения атмосферы;
3) Охарактеризовать проблему загрязнения атмосферного воздуха г. Челябинска;
4) Разработать методику изучения региональных проблем загрязнения воздуха на основе геоэкологического подхода в курсе школьной географии Челябинского колледжа Комитент.
Объект: методика изучения региональных геоэкологических проблем.
Предмет: геоэкологический подход в изучении проблем загрязнения атмосферного воздуха.
Гипотеза: предполагается, что изучение региональных геоэкологических проблем с позиции геоэкологического подхода, способствует раз-витию экологической культуры и воспитания среди школьников.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ педагогической, методической и научно-теоретической, литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по курсу «География» с 6 по 11 класс, обобщения, моделирования;
3) эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы с учителями географии;
4) статистические: интерпретация табличных данных.
Научная новизна: впервые с позиции геоэкологического подхода разработана методика изучения региональных проблем загрязнения воздуха в курсе географии для Челябинского колледжа Комитент.
Практическая значимость: полученная методика может быть использована в учебных организациях для более эффективного изучения региональных проблем загрязнения воздуха и устойчивого развития региона.
Результаты проведенных работ были апробированы и опубликованы в сборниках:
1. . Пронина К. А. К вопросу о загрязнении воздушного бассейна города Челябинска /И.Н. Лиходумова, А.В. Малаев, К. А. Пронина // Национальная научно-практическая конференция с международным участием, проводимой в рамках Сибирского экологического форума «Эко-BOOM» 2016: материалы Международной научно-практической конференции "Всемирный день охраны окружающей среды"- Омск, 2017г. С.165-170 (прил.1).
2. Пронина К.А. Метеорологические условия как фактор, влияющий на состояние воздушного бассейна города Челябинска» /Пронина К.А. // Экологические чтения - 2017: материалы Международной научно-практической конференции "Всемирный день охраны окружающей среды"- Омск: 2017. С.-232-234
3. Пронина К.А. Использование проектной деятельности школь-ников в изучении региональных проблем загрязнения атмосферного воздуха /Лиходумова И.Н., Файзрахманова Д.Э., Пронина К.А.// Экологические чтения - 2018: материалы Международной научно-практической конференции - Омск: Литера 2018. -С. 172-175.-380 с.
В ходе исследования получены следующие основные результаты.
1) Установлено, что геоэкологический подход обеспечивает единство
идей гуманизации и экологизации за счет специфики содержания школьного курса географии. Реализация данного подхода при изучении региональных экологических проблем позволяет ориентировать образовательный процесс в направлении развития идей экологического образования как части педагогической реальности, в рамках которой возможно решение экологических проблем средствами образования.
2) Проведенный анализ программ с 6-го по 11-й классы школьного курса географии показал, что вопросы региональных проблем загрязнения атмосферного воздуха затрагиваются и изучаются в течение всего обучения. Это даёт возможность систематически и регулярно осуществлять деятельность по формированию знаний обучающихся о проблемах загрязнения воздуха с целью выявления возможности изучения проблем загрязнения атмосферы;
3) Проблема атмосферного воздуха города Челябинска вызывает тревогу как у специалистов в области охраны окружающей среды, так и у населения в целом. Степень антропогенного загрязнения города зависит не только от количества выбросов вредных веществ в атмосферу и их состава, и от способности накапливаться в воздушном бассейне. ИЗА как комплексный показатель, позволяет учесть влияние всех загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе.
4) По результатам исследования была достигнута сформулированная в его начале цель: разработка методики изучения региональных проблем загрязнения воздуха с позиций геоэкологического подхода в курсе школьной географии. Данная методика была составлена и описана с использованием лекционно - семинарской формы обучения и организации внеурочной деятельности. Результаты данного подхода в изучении региональных проблем были апробированы на уроках географии в Челябинском колледже Комитент.
5) Цель работы была достигнута за счет решения таких задач: проанализированы научные источники по данной проблематике; изучено качество атмосферно воздуха города Челябинска; составлена модель лекционно - семинарской системы обучения; составлены технологические карты уроков, по которым проведены учебные занятия.
Поколение современной молодёжи, в основном осведомленно об экологическом состоянии окружающей среды, но как решить эти вопросы, какие действия стоит предпринимать им известно лишь поверхностно.
Экологическая грамотность и культура обучающихся формируется также посредством прямого участия их во внеурочной, исследовательской деятельности, с выходом на самостоятельные решения по защите и охране окружающей среды, в частности атмосферы. Поэтому внеурочная, исследовательская деятельность должна активно использоваться в образовательном процессе, как действенный способ приобщения школьников к созидательной, творческой деятельности.
1) Установлено, что геоэкологический подход обеспечивает единство
идей гуманизации и экологизации за счет специфики содержания школьного курса географии. Реализация данного подхода при изучении региональных экологических проблем позволяет ориентировать образовательный процесс в направлении развития идей экологического образования как части педагогической реальности, в рамках которой возможно решение экологических проблем средствами образования.
2) Проведенный анализ программ с 6-го по 11-й классы школьного курса географии показал, что вопросы региональных проблем загрязнения атмосферного воздуха затрагиваются и изучаются в течение всего обучения. Это даёт возможность систематически и регулярно осуществлять деятельность по формированию знаний обучающихся о проблемах загрязнения воздуха с целью выявления возможности изучения проблем загрязнения атмосферы;
3) Проблема атмосферного воздуха города Челябинска вызывает тревогу как у специалистов в области охраны окружающей среды, так и у населения в целом. Степень антропогенного загрязнения города зависит не только от количества выбросов вредных веществ в атмосферу и их состава, и от способности накапливаться в воздушном бассейне. ИЗА как комплексный показатель, позволяет учесть влияние всех загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе.
4) По результатам исследования была достигнута сформулированная в его начале цель: разработка методики изучения региональных проблем загрязнения воздуха с позиций геоэкологического подхода в курсе школьной географии. Данная методика была составлена и описана с использованием лекционно - семинарской формы обучения и организации внеурочной деятельности. Результаты данного подхода в изучении региональных проблем были апробированы на уроках географии в Челябинском колледже Комитент.
5) Цель работы была достигнута за счет решения таких задач: проанализированы научные источники по данной проблематике; изучено качество атмосферно воздуха города Челябинска; составлена модель лекционно - семинарской системы обучения; составлены технологические карты уроков, по которым проведены учебные занятия.
Поколение современной молодёжи, в основном осведомленно об экологическом состоянии окружающей среды, но как решить эти вопросы, какие действия стоит предпринимать им известно лишь поверхностно.
Экологическая грамотность и культура обучающихся формируется также посредством прямого участия их во внеурочной, исследовательской деятельности, с выходом на самостоятельные решения по защите и охране окружающей среды, в частности атмосферы. Поэтому внеурочная, исследовательская деятельность должна активно использоваться в образовательном процессе, как действенный способ приобщения школьников к созидательной, творческой деятельности.
Подобные работы
- Экология города. Проблемы и пути решения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



