Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Договор коммерческой концессии

Работа №80919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 7
1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора коммерческой
концессии 7
1.2. Субъекты договора коммерческой концессии 16
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ ... 21
2.1. Существенные и иные условия договора коммерческой концессии 21
2.2. Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии 27
2.3. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии 39
ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 48
3.1. Особенности заключения договора коммерческой концессии 48
3.2. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65


Институт коммерческой концессии оформляет отношения, позволяющие содействовать продвижению на рынок отдельных товаров, работ, услуг коммерческих организаций с широко известной репутацией.
Научный и практический интерес к договору коммерческой концессии обусловлен тем, что данная договорная форма является оптимальным средством расширения бизнеса крупных фирм и иных коммерческих организаций-правообладателей, обеспечивающих с помощью такого договора поддержание высоких стандартов результатов соответствующей предпринимательской деятельности. При этом использование коммерческой концессии избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, расширять штаты работников. В то же время коммерческие организации-пользователи вливаются в единую интегрированную систему правообладателя и находятся в значительной экономической зависимости от последнего. Подобная схема взаимоотношений позволяет создавать в довольно короткие сроки разветвленную сеть бизнеса правообладателя.
Договор коммерческой концессии представляет иностранным фирмам оптимальную форму вхождения на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Стороны данного договора сталкиваются с достаточно существенными трудностями как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения взятых на себя обязательств. Некоторые положения гл. 54 ГК РФ, регулирующей коммерческую концессию, не в полной мере сбалансированы с другими законодательными нормами. Содержание отдельных правовых категорий, употребляемых в нормах исследуемой главы, не раскрыто, что создает определенные трудности для правоприменителей.
Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке нет единого подхода к пониманию юридической природы данного договора, а также к терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Формировались различные точки зрения относительно сущности, признаков и элементов договора коммерческой концессии.
Именно тот факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науки. В этой связи для отечественной правовой науки может представлять интерес и международный опыт регулирования франчайзинга. До принятия второй части ГК РФ договор коммерческой концессии в России не являлся предметом специальных исследований в науке гражданского права. Необходимость исследования нового для отечественного законодательства договорного института - коммерческой концессии - предопределила выбор автором темы дипломного исследования и его актуальность.
До недавнего времени различные аспекты правового регулирования договора коммерческой концессии в отечественной науке рассматривались в большей степени специалистами в области экономики, организации и управления производством - В.В. Довганем, И.В. Рыковой, М.С. Шаховой, С.А. Силингом, И.Н. Герчиковой, СЮ. Лебедевой и некоторыми другими.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в формировании комплексного представления о понятиии договора коммерческой концессии. Для достижения поставленной цели в работе предпринята попытка решить следующие задачи;
- дать определение понятию «договора коммерческой концессии», а также выделить его основные признаки;
- определить субъекты договора коммерческой концессии;
- исследовать существенные и иные условия договора коммерческой концессии;
- описать права, обязанности и ответственность сторон, заключивших договор коммерческой концессии;
- изучить динамику заключенного договора коммерческой концессии, выявить основания и порядок расторжения и изменения договора коммерческой концессии, изучить особенности ответственности сторон по названному договору.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами договора коммерческой концессии при ее заключении, исполнении его условии и расторжении указанного соглашения.
Предметом исследовании является договор коммерческой концессии, а также нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие по поводу указанного договора.
Методологическая основа исследования базируется на положениях науки гражданского права и общей теории права. В качестве методов исследования применялись как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, диалектический и исторический методы, а также специальные юридические методы - сравнительно-правовой, технико-юридический, лингвистический.
Теоретической базой исследования, представленного в настоящей выпускной квалификационной работе, являются труды ведущих дореволюционных, советских и современных ученых, таких как А.Е. Авилова, М.И Брагинский, ММ, Богуславский, Н.А. Баринов, В.В. Витрянский, А.А. Иванов, А.П. Белов, Н.С. Малеин, Г.С. Матвеев, В.А. Хохлов, М. Мендельсон, М.И. Кулагин, В.А. Тархов, Е.А. Суханов, С.А. Сосна, JLA. Трахтенгерц, И.В. Месяшная, АЛ. Сергеев, О.Н. Садиков, В. Евдокимова, ИЛ. Янушкевич, А. Цират, и др,
В процессе выполнения работы был изучен и проанализирован ряд литературных источников, в числе которых научные труды, диссертационные исследования, статьи ведущих отечественных и зарубежных специалистов, договорная и судебная практика, а также законодательные акты, посвященные вопросам правового регулирования коммерческой концессии.
Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию теоретических и практических вопросов, связанных с договором коммерческой концессии. Самостоятельный характер носят предложения, направленные на совершенствование норм действующего законодательства в области коммерческой концессии.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена общей характеристике договора коммерческой концессии. Во второй главе исследуется правовая природа данного договора, в том числе элементы, существенные условия, а также права и обязанности сторон. Третья глава раскрывает вопросы динамики заключенного договора, непосредственно основания и порядок изменения и прекращения договора коммерческой концессии, ответственность по договору коммерческой концессии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания данной выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи, а соответственно достигнута цель, что позволяет привести следующие основные выводы.
Коммерческая концессия представляет собой систему организации предпринимательской деятельности. Понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке Гражданского кодекса как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising».
Понятие договора коммерческой концессии закреплено в ст. 1027 ГК РФ. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор является концессуальным, взаимным и возмездным. Также его следует отнести к предпринимательским договорам, так как в соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами данного договора могут быть исключительно предприниматели - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Особенностью правового регулирования данного договора является то, что к договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 и существу договора коммерческой концессии.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными условиями договора признаются:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;
- условия, необходимые для договоров данного вида;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В гл. 54 ГК РФ отсутствует норма, определяющая круг существенных условий данного договора.
По моему мнению, к числу существенных условий договора коммерческой концессии относится, во-первых, как и в любом, другом договоре, предмет, а, во-вторых, цена (вознаграждение).
Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных пав, в частности на коммерческое обозначение.
Следует отметить, что до введения в действие части четвертой ГК РФ по договору коммерческой концессии в составе комплекса исключительных прав допускалась передача права на фирменное наименование правообладателя. В настоящее время согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность, такой договор считается ничтожным.
В соответствии с п. 1 ст. 1036 ГК РФ договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами гл. 29 ГК РФ. Указанное положение означает, что при изменении договора коммерческой концессии стороны должны руководствоваться общими положениями об изменении договора, в том числе относящимися к основаниям и порядку изменения договора.
Кроме того, в ГК РФ установлен ряд специфических оснований прекращения договора коммерческой концессии:
1. Односторонний отказ от договора. В соответствии с п. 1 ст. 1037 ГК каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
2. Односторонний отказ пользователя в случае его нежелания сохранять договор при изменении правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии (ст. 1039 ГК РФ)
3. Прекращение договора в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом (п. 3 ст. 1037 ГК РФ).
4. При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 1037 ГК РФ.
5. В случае смерти правообладателя, если наследник в течение шести месяцев со дня открытия наследства не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 1038 ГК). Данное положение закона обусловлено специфическим субъектным составом сторон договора коммерческой концессии.



I. Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 54-ФЗ; в ред. Федер. закона от 17 января 2017 г. № 245-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2017 - № 32. - ст. 3301; 2017. - № 30 (Часть I), ст. 4078.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; в ред. Федер. закона от 23 февраля 2017 г. № 251-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2017 - № 5. - ст. 410; 2017 - № 30 (Часть I), ст. 4084.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ; в ред. Федер. закона от 16 декабря 2016 г. // Собрание законодательства РФ. - 2017 - № 5. - ст. 410; 2017 - № 30 (Часть I), ст. 1225-1551.
4. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (в ред. 26.07.2006 № 135-Ф3) // Бюллетень нормативных актов. - № 2-3. - 1992.
5. О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии): Приказ Минфина РФ от 12.08.2005 № 105н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2005 № 6997) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 38. - 19.09.2005.
6. О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных: Приказ Роспатента от 29.04.2003 № 64 (в ред. от 11.12.2003 №163)//Российская газета. -№ 106. - 03.06.2003.
7. Об утверждении правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации: Приказ Роспатента от 17.03.2000 № 38 (в ред. от 05.03.2004 № 33) // Российская газета. - № 109. - 07.06.2000.
II. Материалы судебной практики
1. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2010 г. № ВАС- 13836/10. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2013 г. № ВАС-3422/13. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2013 г. № ВАС- 3422/13 ; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2010 г. № ВАС- 13836/10
4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2013 г. № ВАС- 10862/13. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 г. по делу № А64-4427/2010
6. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 февраля 2014 г. N С01-399/2013 по делу N А56-6914/2013 // Консультант Плюс
7. Решение по делу 33-5703/2017 (06.04.2017, Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан))
8. Решение по делу 33-2119/2017 (02.03.2017, Кемеровский областной суд (Кемеровская область))
9. Решение по делу 2-1989/2016 (09.11.2016, Новоильинский районный суд г. Новокузнецка (Кемеровская область))
10. Решение по делу 2-2390/2016 (27.10.2016, Советский районный суд г.Тулы (Тульская область))
11. Решение по делу 33-8214/2016 (21.10.2016, Хабаровский краевой суд (Хабаровский край))
12. Решение по делу 2-8289/2016 ~ М-7803/2016 (29.08.2016, Верх-
Исетский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область))
13. Решение по делу 2-8289/2016 ~ М-7803/2016 (29.08.2016, Верх- Исетский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область))
14. Решение по делу 2-1554/2016 ~ М-1716/2016 (11.08.2016, Каневской районный суд (Краснодарский край))
15. Решение по делу 2-4183/2016 ~ М-2758/2016 (08.08.2016,
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край))
16. Решение по делу 2-7207/2016 ~ М-7073/2016 (27.07.2016, Верх-
Исетский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область))
III. Специальная литература
1. Бекетова Т.Н. Договор коммерческой концессии в предпринимательском праве // Вестник магистратуры. 2015. - № 1-3 (40). - С. 56-59
2. Богданов А.В. Правовой статус правообладателя по договору коммерческой концессии // Юриспруденция. 2016. - № 12. - С. 91-94.
3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. - Кн. 3. - М. : Статут, 2012. - С. 950.
4. Гаркуша И.В. Особенности заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии // В книге: Аспекты развития науки, образования и модернизации промышленности Материалы XIII региональной научно-практической конференции учреждений высшего и среднего профессионального образования. - 2015. - С. 94-96.
5. Гражданское право: Учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2016. - Т.
2. - с. 608
6. Гражданское право : учебник : в 3 т. - Т. 2 / под ред. С. А. Степанова. - М. : Проспект, 2011. - С. 415-416.
7. Гражданское право : учебник / под ред. С. С. Алексеева. - М. : Проспект, 2011. - С. 209.
8. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ // Хоз-во и право. 2016. - № 2. - С. 120.
9. Емелина Ю.В. Договор коммерческой концессии // В сборнике: Актуальные проблемы права Сборник научных трудов. под ред. Е. В. Протас. Москва, 2010. - С. 123-145.
10. Каткова М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления
предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы //
Предпринимательское право. 2011. № 2.
11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е. Абовой,
М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - М.:
Юрайт-Издат, 2005. - С. 649.
12. Корлякова Н. В. Сущность и особенности ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Налоги, 2010. - № 13. - С. 25.
13. Кравцова С.В. Сущность и проблемы ответственности по договору коммерческой концессии // В сборнике: Законность в современном обществе сборник статей международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2017. С. 196-200.
14. Лермонтов Ю. М. Коммерческая концессия: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты // Административное право. - 2011. - № 2. - С. 57-62
15. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. № 14. С. 10-14.
16. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4-3 (31). - С. 66-71.
17. Митрофанова Г.А. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии // Отечественная юриспруденция. 2016. № 6 (8). С. 50-52.
18. Панюкова В.В. Уверенные шаги франчайзинга в России // Торговое право. 2012. -№ 3.-с. 51
19. Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю. Образцы договоров (По гражданскому законодательству Российской Федерации) / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2003. - С. 83.
20. Паулова Е.О. Особенности договора коммерческой концессии в гражданском праве России // В сборнике: Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 82¬92.
21. Райников А.С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009. - с. 199
22. Райников А. С. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными гражданско-правовыми институтами // Вестник гражданского права. - 2008. - № 3. - С. 70-72.
23. Российское гражданское право : учебник : в 2 т. - Т. 2 / под ред. Е. А. Суханова. - М. : Статут, 2011. - С. 628.
24. Сланова А.В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве Российской Федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2016
25. Соломонов Е.В., Юрицин А.А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. - № 3 (44). - С. 113-116.
26. Табалинова К.Ю. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 109-111.
27. Тоскин Р.Е. Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии // В сборнике: Актуальные проблемы права Межвузовский сборник научных трудов. под ред. Е. В. Протас. Москва, 2014. - С. 134-143.
28. Трахтенгерц Л.А. Квалификация договора о предоставлении права на использование охраняемой коммерческой информации // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2004. Вып. 10.
29. Фархутдинов И.З. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие / И.З Фархутдинов, В.Л.Трапезников. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 95.
30. [Электронный ресурс]: Прекращение договора коммерческой концессии. Режим доступа: http://lib.sale/avtorskoe-pravo-nauka/prekraschenie- dogovorakommercheskoy-84453.html/ (дата обращения: 24.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ