Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ

Работа №80914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты постановки голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным
вокалом
9
1.1. Постановка голоса у детей на занятиях эстрадным вокалом как педагогическая проблема
1.2. Анализ методических разработок по постановке голоса у детей 23
Выводы по I главе 31
Глава II. Практический опыт постановки голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом 34
2.1. Разработка авторской программы «Звонкие голоса» для детей младшего школьного возраста
2.2. Реализация авторской программы «Звонкие голоса» для детей младшего школьного возраста в МБУДО «ЦТ Зеленодольского муниципального района РТ» и обобщение результатов опытно-экспериментального
исследования 54
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 75
Приложение

Актуальность исследования. Искусство эстрады представляет собой огромный пласт музыки, который к настоящему времени принято рассматривать как явление массовой культуры, с одной стороны, и как феномен музыкального искусства, с другой. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. За последние двадцать лет появилось множество всевозможных вокальных конкурсов, эстрадных вокальных студий. Сегодня время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.Актуальность проблемы постановки и развития детского голоса в эстрадном пении состоит в недостаточной изученности этой темы.
Эстрадная вокальная педагогика - самая молодая и в связи с этим недостаточно разработана в методиках квалифицированных специалистов, педагогов по эстрадному вокалу.Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать эстрадную музыку во всём богатстве её форм и жанров. Особенно нуждаются в методологическом исследовании и разработке основные аспекты постановки голоса на занятиях эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Современная база дополнительного образования создает условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Среди разнообразных форм организации музыкально-творческой деятельности детей наибольшую популярность получила вокальная эстрадная студия, которая позволяет реализовать музыкальные потребности детей, развить их способности в различных видах деятельности. Методика вокально-эстрадного воспитания детей в школах, центрах творчества должна, прежде всего, опираться на научные данные о возможностях детей разного возраста.
В последние годы государство уделяет повышенное внимание талантливой молодежи. Об этом свидетельствует принятие ряда основополагающих документов, таких как: Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» [58] и Распоряжение Кабинета Министров РТ №672 -р от 26.05.2003 г. о создании на базе Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык» [56].
Степень разработанности проблемы.
Закономерности возрастной психологии и её влияние на развитие творчества изучены в трудах: Л.С. Выготского [12], Б.М.Теплова [46],
B. Д.Шадрикова[48].
Методические аспекты вокальной педагогики отражены в разработках:
C. Риггса [41],[57], Е.Н.Сокольской [45], Г.П. Стуловой [44].
История вокальной педагогики зарубежных стран представлена в трудах: М. Гарсиа [13], Ж. Дюпре [21], Ф.Ламперти [33], Л.К. Ярославцевой [51].
Вопросы постановки эстрадного голоса нашли освещение в трудах: Н.Б. Гонтаренко [17], Р.Ж. Кузьгова [32], В.В. Медушевского [36], В.П. Морозова [38], Т.В.Охомуш [40].
Особенности работы с детскими голосами представлены в работах: В.А. Багадурова,Л.Г. Дмитриевой [19], И.О. Исаевой [25], Д.Е Огородникова [39], Н.Д. Орловой [5], Г.П.Стуловой [44], И.С. Шачневой [60].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие особенности постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста остаются недостаточно разработанными.
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста?
Тема исследования: «Особенности постановки голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом».
Объект исследования: вокально-певческое воспитание у детей.
Предмет исследования: процесс постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность авторской программы по постановке голоса у детей «Звонкие голоса» в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей как педагогическую проблему.
2. Проанализировать методические разработки по постановке голоса у детей.
3. Разработать авторскую программу «Звонкие голоса» по постановке голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом.
4. Реализовать авторскую программу «Звонкие голоса» и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: постановка голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста будет успешной, если:
- разработана авторская программа по постановке голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом;
- в образовательном процессе детей младшего школьного возраста будут использованы следующие приемы:беседы, творческие игры, инсценировки, вокальные импровизации, пластическое интонирование, авторские вокальные упражнения, формирующие опору звука, дикцию, и авторские аранжировки современных эстрадных песен, а также участие в концертах, знакомство с отечественными и мировыми образцами эстрадного вокального исполнительства.
Методологическая основа исследования:
- работы в области теории и практики вокального исполнительства и педагогики (Ю.А. Барсов [6],Д.Б. Кабалевский [26], В.П. Морозов [38]);
- педагогические теории (Т.В. Охомуш [40], Е.Н. Сокольская [45], В.Н. Шацкая [49]);
- концепции по психологии (Л.С. Выготский [12], Б.М. Теплов [46]);
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез специальной и научно - методической литературы, обобщение педагогического опыта, направленного на изучение приемов вокальной работы с детьми младшего школьного возраста, конкретизация, изучение опыта постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом в учреждении дополнительного образования, прогнозирование результатов);
- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа,
сравнение, педагогический эксперимент).
Этапы исследования.
Первый этап - (2014 г.) изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап - (2015 г.) изучение современных методических
разработок в области постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка концепции исследования.
Третий этап - (2016 - 2017 гг.) уточнение теоретических и
методических установок работы; разработка и реализация авторской программы «Звонкие голоса» по постановке голоса у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом.
База исследования: эксперимент проводился на базе МБУ ДО «Центр Творчества» г. Зеленодольска. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа по постановке голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста «Звонкие голоса», направленная на развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом (певческое дыхание, опора звука, артикуляция, звукообразование, слуховые навыки, эмоциональная выразительность исполнения), освоение практических исполнительских умений, воспитание интереса к вокальному искусству, а также на знакомство детей с вокальным репертуаром отечественных и зарубежных композиторов и лучшими образцами эстрадно¬песенного творчества. В программе представлены авторские разработки вокальных упражнений, формирующие опору звука, дикцию, и авторские аранжировки современных эстрадных песен.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в ходе разработки занятий, программ в учреждениях дополнительного образования; в рамках профессиональной подготовки студентов-музыкантов, учащихся музыкальных школ и студий.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия в творческих конкурсах, фестивалях, семинарах:
1. «Университет Талантов» Сертификат участника программы «Тренинг для организаторов сетевых проектов Государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 гг.»
2. Свидетельство о публикации на сайте методической разработки «Основные навыки в постановке певческого аппарата» Эл №ФС77-60625. №ДВ-293312.
3. Сертификат участника Межрегионального семинара «Построение инновационной образовательной среды с использованием технологий практико-ориентированного обучения.
4. Сертификат участника круглого стола на тему: «Развитие системы дополнительного образования в 2016-17 учебном году; новые реалии»г.Казань.
5. Свидетельство о публикации на сайте методической разработки «Рекомендации вокалистам, учителям - как справиться со страхом сцены» Эл №ФС77-60625. № ДБ-188723
6. Диплом Лауреата I степени студенческого конкурса на лучшее исполнение фортепианного произведения КФУ ИФиМК им. Л.Толстого.
7. Диплом муниципального этапа республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
8. Диплом участника 1У Всероссийского конкурса студенческих работ в области искусства и художественного образования в номинации «Педагогика музыкального искусства».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме постановки голоса детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом.
В своем исследовании мы опирались на работы в области теории и практики вокального исполнительства и педагогики (В.П. Морозов, Т.В. Охомуш, С. Риггс и др.) а также на труды в области возрастной психологии (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.Д. Шадрикова, и др).
Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что:
Основные аспекты постановки голоса у детей младшего школьного возраста, такие как дыхание, резонирование, являются основополагающими и неизменными. Они выработаны в процессе многолетней педагогической практики. Дифференцированной является проблема с репертуаром и голосовыми нагрузками на занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Нами были выделены особенности постановки голоса на занятиях эстрадным вокалом с детьми младшего школьного возраста:
1. Диафрагмальное дыхание
2. Правильная артикуляция
3. Правильное резонирование
4. Применение речевой позиции
5. Снятие мышечных зажимов
6. Привлечение игровых ситуаций
7. Бережное отношение к детскому голосовому аппарату
Изучив методические разработки известных педагогов-вокалистов, мы пришли к следующим выводам:
1. Т.В. Охомуш акцентирует на постановке правильного
диафрагмального дыхания. Она использует в своей практике дыхание по системе А.Н. Стрельниковой, дыхательную гимнастику Л.Ю. Казарновской.
2. В.П. Морозов Большое внимание в вокальной практике придает резонаторам. Им изучена резонансная система в природе и в человеке, что послужило основой его педагогического принципа добиваться громкости звучания голоса за счет правильного резонирования, не травмируя голосовые связки.
3. Ф.Ф. Витт рекомендует в своей методике правильные распевки от удобного для детей звука среднего диапазона. Он большое значение уделяет кантиленному пению, считая что развивать его нужно правильно сочетая гласные и согласные звуки.
4. И.В. Новикова, занимаясь эстрадным вокалом с детьми, утверждает, что очень важно подобрать правильный репертуар, на который ребенок эмоционально откликнется, расширять кругозор учащихся в области стилей эстрадного вокала, обучить правильному владению микрофоном.
Вокальная методика должна учитывать то, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Посредством сольного пения дети вовлекаются в творческий процесс, отличающийся необыкновенными возможностями, которые выражаются в развитии музыкальных способностей, формировании вокально-певческих навыков, культуры детей, морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей.
В опытно-экспериментальной работе нами разработана и реализована авторская программа «Звонкие голоса», направленная на развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом, освоение практических исполнительских умений и навыков, воспитание интереса к вокальному искусству, а также на знакомство детей с вокальным репертуаром отечественных и зарубежных композиторов и лучшими образцами эстрадно-песенного творчества.
Данная авторская программа была апробирована в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр творчества» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Педагогический эксперимент состоял трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление уровня вокальных навыков детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным пением в учреждении дополнительного образования. В ходе эксперимента были организованы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). В состав каждой группы вошли по десять учащихся. Возраст участников составил 7 - 10 лет. Сам эксперимент и проверка его результатов в группе проходила с учетом специфики учебного учреждения, где и проводилось исследование. Контингент учащихся специально не отбирался, а определялся в рабочем порядке
Из полученных результатов констатирующего этапа очевидно, что в целом, обе группы примерно одинаковы. Большинство детей показали средний уровень вокальных навыков (15 детей), низкий уровень показало 5 учащихся, высокий уровень не проявился ни у одного учащегося.
Содержание формирующего этапа эксперимента представляло собой реализацию авторской программы «Звонкие голоса».
Дети экспериментальной группой (ЭГ) вокальной студии «Антошки Гаиб» город Зеленодольск занимались по авторской программе «Звонкие голоса», включающей в себя следующие методы и приёмы учебно¬воспитательного процесса: беседы, творческие игры, инсценировки,
вокальные импровизации, пластическое интонирование, авторские разработки вокальных упражнений, формирующие опору звука, дикцию, авторские аранжировки эстрадных песен, участие в концертах, знакомство с отечественными и мировыми образцами эстрадного вокального исполнительства.
С контрольной группой (КГ) вокальной студии «АнтошкиГаид» занятия проводились по программе ФГОС.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления изменений уровня развития вокальных навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом в учреждении дополнительного образования.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в результате реализации авторской программы «Звонкие голоса», уровень развития вокальных навыков у детей младшего школьного возраста улучшился. Высокий уровень в экспериментальной группе достигли пять человек, тогда как в контрольной группе высокий уровень проявился только у одного учащегося. На констатирующем этапе качественный показатель (средний и высокий уровни) составил 80%, а после реализации программы в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента он составил 100%. Отрицательный показатель на констатирующем этапе составил 20%, в контрольном он уменьшился на 20%, что свидетельствует об его отсутствии после реализации авторской программы.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления изменений уровня вокальных навыков детей. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что большинство учащихся проявили средний уровень развития вокальных навыков, низкий уровень проявил один человек, высокий уровень также один человек.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что постановка голоса на занятиях эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста будет успешной, если:
- разработана авторская программа по постановке голоса на занятиях эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста;
- в образовательном процессе детей младшего школьного возраста будут использованы следующие приемы:беседы, творческие игры, инсценировки, вокальные импровизации, пластическое интонирование, авторские вокальные упражнения, формирующие опору звука, дикцию, и авторские аранжировки современных эстрадных песен, а также участие в концертах, знакомство с отечественными и мировыми образцами эстрадного вокального исполнительства.
В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что разработанная авторская программа «Звонкие голоса» будет способствовать более эффективному развитию вокальных навыков в постановке голоса на занятиях эстрадным вокалом у детей младшего школьного возраста.
Данная программа может быть использована педагогами -вокалистами в учреждениях дополнительного образования.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336с.
2. Абт Ф. Человеческий голос как музыкальный инструмент. - М.: Композитор, 2001. - 67 с.
3. Аникеева З.И., Аникеев Ф.М. Как развить певческий голос. - Кишинёв: Штиинца, 1981. - 120 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 224с.
5. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 43с.
6. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики. В кн. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. - М.: Музыка, 1982. - 184с.
7. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое
руководство к изучению предмета. Сценическая речь. - СПб.: Гос. Академия театрального искусства, 1997. - 24с.
8. Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. 3-е изд, испр. - СПб.: Лань, 2008. - 120 с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь для детей младшего возраста.- М.: Музыка, 1987. - 120 с.
10. Вербов А.М. Техника постановки голоса. — М.: Музгиз, 1961. - 52 с.
11. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению. Под редакцией Ю. А. Барсова. - Л.: Музыка, 1968. - 64 с.
12. Выготский Л.С. Детская психология - М.: Просвещение, 1984. - 433 с.
13. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения / пер. с франц. под ред. В.А. Багадурова. — М.: Музгиз, 1957. — 258 с.
14. Гарипова Г.А. Воспитание музыкального слуха на занятиях хорового сольфеджио методические рекомендации. - Казань: КГПУ, 2003. - 156с.
15. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 239 с.
16. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.:
Музгиз, 1963. - 87 с.
17. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 155с.
18. Денисова Г.М. Основные постулаты Российской вокальной школы на современном этапе развития музыкального искусства // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. - №1 (9). - С. 120 - 129.
19. Дмитриева Л.Г.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр Академия, 1998. - 240с.
20. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972. - 30с.
21. Дюпре Ж. Школа пения / пер. с франц. Н.Г. Райского, под ред. Н.Г.Райского. — М.: Музгиз, 1955. — 284 с.
22. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей.— М.: Владос, 2004. — 349 с.
23. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. -СПб.: Лань, 2015. - 176с.
24. Зиатдинова Л.А. Воспитание голоса. - Казань: Научно-популярное издание, 1998. - 107с.
25. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 320 с.
26. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. - М.: Книга, 2004. - 192с.
27. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. - М.: Просвещение, 1998. - 112с.
28. Кидл М. Сценический костюм. - М.: Арт-родник, 2004. - 98с.
29. Коллиер Д.Л. Становление джаза. - М.: Радуга, 1984. - 260с.
30. Кочнева И, Яковлева А. Вокальный словарь.Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1988. -70с.
31. Кольцова В.А,Ждан А.Н. Учение И.М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии // Вестник МГУ.- 2015. - Т. 36, №2. - С 65 - 70.
32. Кузьгов Р.Ж. Основы вокального мастерства учебное пособие для педагогов дополнительного образования. - Павлодар: Артекс, 2012. - 256 с.
33. Ламперти Ф. Искусство пения. — М.; Пг.: Госиздат, 1923. - 268с.
34. Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. - Л.: Музыка, 1972. - 48с.
35. Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса. - Киев: Муз.Украйина, 1988. - 138с.
36. Медушевский В.В. Пластическое интонирование: Метод.пособие для учит. - СПб.: Юность. 1988. - 254с.
37. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М.: Просвещение, 1987. - 22с.
38. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967. - 204 с.
39. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972. - 152с.
40. Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос». - Иваново:[Б. и.], 2008. - 76 с.
41. Риггс С. Пойте как звезды / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло. - СПб.: Питер, 2007. - 286с.
42. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2007. - 40 с.
43. Струве Г.А. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. - М.: Просвещение, 1981. - 193с.
44. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 1992.- 270с.
45. Сокольская Е.Н. Практическая школа эстрадно-джазового пения.
- Ярославль: ДШИ им Собинова, 2010. - 32с.
46. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Просвещение. - 2011. - № 4
- 5. - С. 146-155.
47. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. - СПб.: Скифия, 2008. - 696с.
48. Шадриков В.Д, Кузнецова М.Д, Зиновьева Н.А Развитие младших школьников в различных образовательных системах. М.: Логос, 2011.- 310 с.
49. Шацкая В.Н. Детский голос. Экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 2000. - 90с.
50. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: Астрель, 2011. - 158с.
51. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб.пос. по курсу истории вокал. искусства. - М.: ГМПИ, 1981. - 90 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ