РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ АППЛИКАТУРНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историко-теоретические основания применения аппликатурных формул для развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«творческая индивидуальность» и особенности ее развития у учащихся в учреждении дополнительного образования 9
1.2. Эволюция аппликатурных принципов в истории фортепианной
педагогики и их значение для развития творческой индивидуальности школьников в учреждении дополнительного образования 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано 30
2.1 Методические аспекты изучения аппликатурных навыков игры
на фортепиано учащимися старших классов 30
2.2 Разработка и апробация комплекса методических рекомендаций
по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе изучения аппликатурных принципов игры на фортепиано детской музыкальной школы 42
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения 62
Глава 1. Историко-теоретические основания применения аппликатурных формул для развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«творческая индивидуальность» и особенности ее развития у учащихся в учреждении дополнительного образования 9
1.2. Эволюция аппликатурных принципов в истории фортепианной
педагогики и их значение для развития творческой индивидуальности школьников в учреждении дополнительного образования 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано 30
2.1 Методические аспекты изучения аппликатурных навыков игры
на фортепиано учащимися старших классов 30
2.2 Разработка и апробация комплекса методических рекомендаций
по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе изучения аппликатурных принципов игры на фортепиано детской музыкальной школы 42
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения 62
Актуальность исследования, направленного на решение проблемы развития творческой индивидуальности учащихся класса фортепиано в учреждениях дополнительного образования обусловлена ее тесной взаимосвязью с художественной деятельностью и эстетическим освоением действительности. Сама по себе художественная деятельность, включающая занятия разными видами искусства, в силу своей специфики является сугубо творческим процессом. Кроме того, умения и навыки творческого подхода к освоению окружающей действительности и конкретного вида художественного творчества, которые были сформированы на художественных занятиях, с легкостью могут быть перенесены на любой другой вид деятельности после того, как станут характерологическими чертами личности, способствуя успешности в профессиональной деятельности и решении жизненных ситуаций личности.
Значимость данной проблемы обозначена в ряде документов РФ, одним из которых является «Концепция художественного образования». В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим воспитанием дошкольников, среди них: вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования может быть достигнута путем модернизации содержания образования и его связи с
практикой, предоставления условий для развития творческой личности учащихся
Степень научной разработанности проблемы
Различные аспекты обозначенной проблемы были рассмотрены разными авторами. Так, сущность, структура и основные задачи системы дополнительного образования были изучены В.А.Бухваловым, Л.Н.Буйловой, Е.Б. Евладовой, Т.И. Петраковой. Вопросы эстетического воспитания детей были раскрыты в работах Н.И. Киященко, Г.А. Петровой, Б.П. Рожденственского и др. Вопросами художественного воспитания занимались такие авторы как В.С. Кукушин и др.
В психологических и педагогических исследованиях раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий готовности личности к творчеству такими авторами как И.Я. Лернер, М.П. Пальянов, М.Н. Скаткин и др. Выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества личности в работах авторов X. Алиева, К.К. Платонова, П.В.Симонова, И.Е. Шварца.
Исследовали различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности такие ученые, как Т.Г. Браже, А.Л. Гайжутис,
В.И.Гинецинский, С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, М.В.Колосова, П.Ф. Кравчук, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мартынюк,
М.Г.Мерзлякова, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичева, В.Ф. Овчинников,
Г.Л.Пихтовников, В.П. Ушачев, А.И. Щетинская, E.JI. Яковлева и др. Отдельные аспекты развития творческого потенциала учащихся были выявлены как в отечественных исследованиях Г.С. Альтшуллера, И.П.Волкова, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховской, В.В. Давыдова, И.В.Дубровина, А.Ю. Козырева, B.C. Кузин, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновским, B.C. Шубинский и др., так и за рубежом ДЖ. Гилфордом, П. Торренсом и др.
Исследованию проблем творческой индивидуальности посвящены работы таких ученых, как Е.А.Барахсанова, Е.П.Гончарова и др. Исследованию музыкальной педагогики и искусства посвятили свои работы Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.И.Голубовская, А.И.Лагутин,
О.В.Михайличенко, В.А.Сластенин, А.Н.Серов, С.Е.Фейнберг и др. Проблемами истории фортепианного искусства занимались А.Д.Алексеев,
С.Г. Белоглазов, В.М. Спиридонова и др. В трудах А.Д Алексеева, Л.А.Баренбойма, Г. М. Когана, С.И. Савшинского и др. педагогов можно найти вопросы фортепианной педагогики. Исследованию проблемам техники игры на фортепиано посвящены работы авторов А.Д.Алексеева, Г.Р.Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана. Вопросами методики освоения аппликатуры занимались разные авторы, в числе которых Д.С. Сапельников.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы развития творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано средствами развития аппликатурных навыков остаются недостаточно разработанными.
Таким образом, в процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью понятия «творческая индивидуальность» и недостаточной его научно-методической разработанностью в процессе освоения аппликатурных навыков в фортепианной педагогике.
Данное противоречие ставит проблему исследования: Комплекс каких методических рекомендаций будет способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования в процессе освоения аппликатурных навыков?
Выявленное противоречие и поставленная проблема исследования были положены в основу формулировки его темы: «Развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Процесс развития творческой
индивидуальности учащихся старших классов в учреждениях дополнительного образования будет проходить более эффективно, если:
- будет изучена сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая индивидуальность» и выявлены особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
- будет рассмотрена история развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявлена их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
- будут проанализированы методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
- разработан и апробирован комплекс методических рекомендаций, с целью обеспечения наиболее комфортных условий для развития творческой индивидуальности учащихся выпускного класса в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано.
Задачи исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая индивидуальность» и выявить особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
2. Рассмотреть историю развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявить их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
3. Проанализировать методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
4. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования, с целью обеспечения наиболее комфортные условия для развития творческой индивидуальности.
Теоретико-методологическую основу исследования составил системный и личностно-деятельностный подходы, труды по художественному воспитанию А.В.Бакушинского, Т.Ф.Кореневой, В.С.Кукушина; работы, рассматривающие проблемы развития личности Л.В.Куликова, Г.В. Степановой, И.В.Терелянской, а также вопросы творчества Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, В.С.Шубинского; учебные материалы по истории фортепианного искусства А.Д. Алексеева, С.Г. Белоглазова, В.М. Спиридоновой; исследования по различным вопросам развития техники игры на фортепиано посвящены А.Д Алексеева, Г. Р. Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана; и методика освоения аппликатуры Д.С. Сапельникова.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (июнь - август 2016) был разработан комплекс методических приемов по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков на фортепиано, проведен констатирующий этап эксперимента, осуществлен анализ результатов.
3. На третьем этапе (2016-2017) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнен анализ полученных результатов, оформлен текст работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна заключается в том, что был предложен комплекс методических приемов по выбору аппликатуры с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, способствующей наиболее эффективному развитию их творческой индивидуальности в процессе занятий в классе фортепиано в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет достичь высокого уровня развитости творческой индивидуальности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы в музыкальных школах и школах искусств, центрах детского творчества, в процессе профессиональной подготовки в сфере музыкального образования.
Апробация исследования состоялась в рамках научно-методического семинара в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» г. Казани.
Значимость данной проблемы обозначена в ряде документов РФ, одним из которых является «Концепция художественного образования». В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим воспитанием дошкольников, среди них: вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования может быть достигнута путем модернизации содержания образования и его связи с
практикой, предоставления условий для развития творческой личности учащихся
Степень научной разработанности проблемы
Различные аспекты обозначенной проблемы были рассмотрены разными авторами. Так, сущность, структура и основные задачи системы дополнительного образования были изучены В.А.Бухваловым, Л.Н.Буйловой, Е.Б. Евладовой, Т.И. Петраковой. Вопросы эстетического воспитания детей были раскрыты в работах Н.И. Киященко, Г.А. Петровой, Б.П. Рожденственского и др. Вопросами художественного воспитания занимались такие авторы как В.С. Кукушин и др.
В психологических и педагогических исследованиях раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий готовности личности к творчеству такими авторами как И.Я. Лернер, М.П. Пальянов, М.Н. Скаткин и др. Выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества личности в работах авторов X. Алиева, К.К. Платонова, П.В.Симонова, И.Е. Шварца.
Исследовали различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности такие ученые, как Т.Г. Браже, А.Л. Гайжутис,
В.И.Гинецинский, С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, М.В.Колосова, П.Ф. Кравчук, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мартынюк,
М.Г.Мерзлякова, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичева, В.Ф. Овчинников,
Г.Л.Пихтовников, В.П. Ушачев, А.И. Щетинская, E.JI. Яковлева и др. Отдельные аспекты развития творческого потенциала учащихся были выявлены как в отечественных исследованиях Г.С. Альтшуллера, И.П.Волкова, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховской, В.В. Давыдова, И.В.Дубровина, А.Ю. Козырева, B.C. Кузин, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновским, B.C. Шубинский и др., так и за рубежом ДЖ. Гилфордом, П. Торренсом и др.
Исследованию проблем творческой индивидуальности посвящены работы таких ученых, как Е.А.Барахсанова, Е.П.Гончарова и др. Исследованию музыкальной педагогики и искусства посвятили свои работы Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.И.Голубовская, А.И.Лагутин,
О.В.Михайличенко, В.А.Сластенин, А.Н.Серов, С.Е.Фейнберг и др. Проблемами истории фортепианного искусства занимались А.Д.Алексеев,
С.Г. Белоглазов, В.М. Спиридонова и др. В трудах А.Д Алексеева, Л.А.Баренбойма, Г. М. Когана, С.И. Савшинского и др. педагогов можно найти вопросы фортепианной педагогики. Исследованию проблемам техники игры на фортепиано посвящены работы авторов А.Д.Алексеева, Г.Р.Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана. Вопросами методики освоения аппликатуры занимались разные авторы, в числе которых Д.С. Сапельников.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы развития творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано средствами развития аппликатурных навыков остаются недостаточно разработанными.
Таким образом, в процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью понятия «творческая индивидуальность» и недостаточной его научно-методической разработанностью в процессе освоения аппликатурных навыков в фортепианной педагогике.
Данное противоречие ставит проблему исследования: Комплекс каких методических рекомендаций будет способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования в процессе освоения аппликатурных навыков?
Выявленное противоречие и поставленная проблема исследования были положены в основу формулировки его темы: «Развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Процесс развития творческой
индивидуальности учащихся старших классов в учреждениях дополнительного образования будет проходить более эффективно, если:
- будет изучена сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая индивидуальность» и выявлены особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
- будет рассмотрена история развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявлена их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
- будут проанализированы методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
- разработан и апробирован комплекс методических рекомендаций, с целью обеспечения наиболее комфортных условий для развития творческой индивидуальности учащихся выпускного класса в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано.
Задачи исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая индивидуальность» и выявить особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
2. Рассмотреть историю развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявить их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
3. Проанализировать методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
4. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования, с целью обеспечения наиболее комфортные условия для развития творческой индивидуальности.
Теоретико-методологическую основу исследования составил системный и личностно-деятельностный подходы, труды по художественному воспитанию А.В.Бакушинского, Т.Ф.Кореневой, В.С.Кукушина; работы, рассматривающие проблемы развития личности Л.В.Куликова, Г.В. Степановой, И.В.Терелянской, а также вопросы творчества Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, В.С.Шубинского; учебные материалы по истории фортепианного искусства А.Д. Алексеева, С.Г. Белоглазова, В.М. Спиридоновой; исследования по различным вопросам развития техники игры на фортепиано посвящены А.Д Алексеева, Г. Р. Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана; и методика освоения аппликатуры Д.С. Сапельникова.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (июнь - август 2016) был разработан комплекс методических приемов по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков на фортепиано, проведен констатирующий этап эксперимента, осуществлен анализ результатов.
3. На третьем этапе (2016-2017) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнен анализ полученных результатов, оформлен текст работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна заключается в том, что был предложен комплекс методических приемов по выбору аппликатуры с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, способствующей наиболее эффективному развитию их творческой индивидуальности в процессе занятий в классе фортепиано в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет достичь высокого уровня развитости творческой индивидуальности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы в музыкальных школах и школах искусств, центрах детского творчества, в процессе профессиональной подготовки в сфере музыкального образования.
Апробация исследования состоялась в рамках научно-методического семинара в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» г. Казани.
В исследовании было определено, что творческая индивидуальность - интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в своих, как бы личных целях. Данное качество можно воспитать, что делается посредством воспитания: духовной самостоятельности, обеспечивающей
проницательность ума и способность выйти из привычного; интуиции и продуктивного воображения, наделяющих мышление оригинальностью и эвристической силой; эстетического вкуса; эрудиции; нравственности личности.
На основе проведенной работы было установлено, что творческая индивидуальность - это особое качество личности, которое проявляется как способность превращать свои индивидуальные задатки и иные возможности в новые формы поведения и новые личностные качества. Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в соответствии с новыми условиями, переносить имеющиеся умения и навыки в новые виды деятельности, ранее незнакомые. Благодаря творческой индивидуальности личности становятся непохожими друг на друга, а также она обеспечивает свое саморазвитие и самовоспитание. Именно это качество позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более эффективно осуществлять свою деятельность, обогащать свою жизнь и жизнь других людей. Кроме того, творческая индивидуальность представляет собой интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в своих, как бы личных целях.
В процессе проведенного исследования было выявлено 4 этапа развития аппликатурных принципов на протяжении всей истории становления искусства игры на клавишных инструментах:
1 этап (XV-XVI вв.) - первые упоминания в специальной литературе обучения игре на клавире понятия аппликатура.
2 этап (XVII-XVIII вв.) - развитие представлений об аппликатуре, обусловленное становлением музыкального инструмента - клавесина.
3 этап (XIX в.) - усложнение аппликатурных приемов (появление современного фортепиано).
4 этап (XX-XXI вв.) - дифференциация представлений об аппликатуре.
Был сделан вывод, что на протяжении всей истории развития фортепианной педагогики существовали разные аппликатурные принципы, но несмотря на это, понимание и ощущение индивидуальности оставалось для многих педагогов и исполнителей одним из лучших советчиков в выборе наиболее подходящей аппликатуры.
Анализ методического обеспечения для обучения игре на фортепиано показал, что несмотря на разнообразие методических рекомендаций известных опытных преподавателей, можно сделать вывод, что в целом выбор аппликатуры остается за педагогом и самим исполнителем, поэтому очень важно в этом вопросе не следовать каким-либо раз и навсегда усвоенным стереотипам, но каждый раз искать новые и верные решения пианистических задач, целью которых является создание выразительного и яркого художественного образа.
Экспериментальная работа была организована на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г.Казани была организована экспериментальная работа, в процессе организации которой был охвачен контингент школьников с 5 по 7 класс. Экспериментальную группу составило 15 чел., а контрольную - 16 чел. Для проведения
исследования были выделены критерии развития творческой индивидуальности, охарактеризованы уровни ее проявления. Была разработана карточка экспертной оценки, которая заполнялась ведущими
преподавателями школы в процессе прослушивания учеников на
констатирующем и контрольном этапах.
По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что в практике ДМШ существует проблема в выборе оптимальной аппликатуры для учащихся, помогающей каждому из них максимально полно выражать себя в процессе исполнения на фортепиано.
Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться педагогу при выборе аппликатуры, способствующей развитию творческой индивидуальности начинающего пианиста, заключаются в следующем:
1. Учитывать физиологические особенности строения руки, ее размер, длину пальцев, качество растяжки и природную пластичность.
2. Принимать во внимание природный темперамент ученика, который проявляется в силе и интенсивности нажатия на клавиши, фразировке, качестве штриха, динамике.
3. Подбирать аппликатуру, позволяющую ученику наиболее полно и комфортно передать собственное восприятие музыкальной мысли и художественного содержания.
4. Корректировать аппликатурные формулы с учетом особенностей музыкального слуха ученика, степени развитости его мелодического, тембрового, гармонического, полифонического и др. видов слуха.
5. Использовать разные аппликатурные принципы в зависимости от степени овладения навыками пианизма у учащихся, проявляющихся в качестве звука, например, его ровности.
6. Допускать смену аппликатуры в процессе разучивания произведения на разных его стадиях при возникающей необходимости, обусловленной художественными задачами.
По итогам контрольного эксперимента было установлено, что уровень развития творческой индивидуальности в экспериментальной группе стал значительно выше, тогда как динамика изменений в контрольной группе оказалась не значительна. На этом основании был сделан вывод об эффективности разработанного комплекса методических рекомендаций, внедрение которых в учебный процесс в системе дополнительного образования позволит существенно повысить качество развития творческой индивидуальности учащихся средствами выбора аппликатуры в классе фортепиано.
проницательность ума и способность выйти из привычного; интуиции и продуктивного воображения, наделяющих мышление оригинальностью и эвристической силой; эстетического вкуса; эрудиции; нравственности личности.
На основе проведенной работы было установлено, что творческая индивидуальность - это особое качество личности, которое проявляется как способность превращать свои индивидуальные задатки и иные возможности в новые формы поведения и новые личностные качества. Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в соответствии с новыми условиями, переносить имеющиеся умения и навыки в новые виды деятельности, ранее незнакомые. Благодаря творческой индивидуальности личности становятся непохожими друг на друга, а также она обеспечивает свое саморазвитие и самовоспитание. Именно это качество позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более эффективно осуществлять свою деятельность, обогащать свою жизнь и жизнь других людей. Кроме того, творческая индивидуальность представляет собой интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в своих, как бы личных целях.
В процессе проведенного исследования было выявлено 4 этапа развития аппликатурных принципов на протяжении всей истории становления искусства игры на клавишных инструментах:
1 этап (XV-XVI вв.) - первые упоминания в специальной литературе обучения игре на клавире понятия аппликатура.
2 этап (XVII-XVIII вв.) - развитие представлений об аппликатуре, обусловленное становлением музыкального инструмента - клавесина.
3 этап (XIX в.) - усложнение аппликатурных приемов (появление современного фортепиано).
4 этап (XX-XXI вв.) - дифференциация представлений об аппликатуре.
Был сделан вывод, что на протяжении всей истории развития фортепианной педагогики существовали разные аппликатурные принципы, но несмотря на это, понимание и ощущение индивидуальности оставалось для многих педагогов и исполнителей одним из лучших советчиков в выборе наиболее подходящей аппликатуры.
Анализ методического обеспечения для обучения игре на фортепиано показал, что несмотря на разнообразие методических рекомендаций известных опытных преподавателей, можно сделать вывод, что в целом выбор аппликатуры остается за педагогом и самим исполнителем, поэтому очень важно в этом вопросе не следовать каким-либо раз и навсегда усвоенным стереотипам, но каждый раз искать новые и верные решения пианистических задач, целью которых является создание выразительного и яркого художественного образа.
Экспериментальная работа была организована на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г.Казани была организована экспериментальная работа, в процессе организации которой был охвачен контингент школьников с 5 по 7 класс. Экспериментальную группу составило 15 чел., а контрольную - 16 чел. Для проведения
исследования были выделены критерии развития творческой индивидуальности, охарактеризованы уровни ее проявления. Была разработана карточка экспертной оценки, которая заполнялась ведущими
преподавателями школы в процессе прослушивания учеников на
констатирующем и контрольном этапах.
По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что в практике ДМШ существует проблема в выборе оптимальной аппликатуры для учащихся, помогающей каждому из них максимально полно выражать себя в процессе исполнения на фортепиано.
Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться педагогу при выборе аппликатуры, способствующей развитию творческой индивидуальности начинающего пианиста, заключаются в следующем:
1. Учитывать физиологические особенности строения руки, ее размер, длину пальцев, качество растяжки и природную пластичность.
2. Принимать во внимание природный темперамент ученика, который проявляется в силе и интенсивности нажатия на клавиши, фразировке, качестве штриха, динамике.
3. Подбирать аппликатуру, позволяющую ученику наиболее полно и комфортно передать собственное восприятие музыкальной мысли и художественного содержания.
4. Корректировать аппликатурные формулы с учетом особенностей музыкального слуха ученика, степени развитости его мелодического, тембрового, гармонического, полифонического и др. видов слуха.
5. Использовать разные аппликатурные принципы в зависимости от степени овладения навыками пианизма у учащихся, проявляющихся в качестве звука, например, его ровности.
6. Допускать смену аппликатуры в процессе разучивания произведения на разных его стадиях при возникающей необходимости, обусловленной художественными задачами.
По итогам контрольного эксперимента было установлено, что уровень развития творческой индивидуальности в экспериментальной группе стал значительно выше, тогда как динамика изменений в контрольной группе оказалась не значительна. На этом основании был сделан вывод об эффективности разработанного комплекса методических рекомендаций, внедрение которых в учебный процесс в системе дополнительного образования позволит существенно повысить качество развития творческой индивидуальности учащихся средствами выбора аппликатуры в классе фортепиано.



