Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ АППЛИКАТУРНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО

Работа №80910

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историко-теоретические основания применения аппликатурных формул для развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе обучения игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«творческая индивидуальность» и особенности ее развития у учащихся в учреждении дополнительного образования 9
1.2. Эволюция аппликатурных принципов в истории фортепианной
педагогики и их значение для развития творческой индивидуальности школьников в учреждении дополнительного образования 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано 30
2.1 Методические аспекты изучения аппликатурных навыков игры
на фортепиано учащимися старших классов 30
2.2 Разработка и апробация комплекса методических рекомендаций
по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе изучения аппликатурных принципов игры на фортепиано детской музыкальной школы 42
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения 62

Актуальность исследования, направленного на решение проблемы развития творческой индивидуальности учащихся класса фортепиано в учреждениях дополнительного образования обусловлена ее тесной взаимосвязью с художественной деятельностью и эстетическим освоением действительности. Сама по себе художественная деятельность, включающая занятия разными видами искусства, в силу своей специфики является сугубо творческим процессом. Кроме того, умения и навыки творческого подхода к освоению окружающей действительности и конкретного вида художественного творчества, которые были сформированы на художественных занятиях, с легкостью могут быть перенесены на любой другой вид деятельности после того, как станут характерологическими чертами личности, способствуя успешности в профессиональной деятельности и решении жизненных ситуаций личности.
Значимость данной проблемы обозначена в ряде документов РФ, одним из которых является «Концепция художественного образования». В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим воспитанием дошкольников, среди них: вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования может быть достигнута путем модернизации содержания образования и его связи с
практикой, предоставления условий для развития творческой личности учащихся
Степень научной разработанности проблемы
Различные аспекты обозначенной проблемы были рассмотрены разными авторами. Так, сущность, структура и основные задачи системы дополнительного образования были изучены В.А.Бухваловым, Л.Н.Буйловой, Е.Б. Евладовой, Т.И. Петраковой. Вопросы эстетического воспитания детей были раскрыты в работах Н.И. Киященко, Г.А. Петровой, Б.П. Рожденственского и др. Вопросами художественного воспитания занимались такие авторы как В.С. Кукушин и др.
В психологических и педагогических исследованиях раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий готовности личности к творчеству такими авторами как И.Я. Лернер, М.П. Пальянов, М.Н. Скаткин и др. Выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества личности в работах авторов X. Алиева, К.К. Платонова, П.В.Симонова, И.Е. Шварца.
Исследовали различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности такие ученые, как Т.Г. Браже, А.Л. Гайжутис,
В.И.Гинецинский, С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, М.В.Колосова, П.Ф. Кравчук, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мартынюк,
М.Г.Мерзлякова, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичева, В.Ф. Овчинников,
Г.Л.Пихтовников, В.П. Ушачев, А.И. Щетинская, E.JI. Яковлева и др. Отдельные аспекты развития творческого потенциала учащихся были выявлены как в отечественных исследованиях Г.С. Альтшуллера, И.П.Волкова, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховской, В.В. Давыдова, И.В.Дубровина, А.Ю. Козырева, B.C. Кузин, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновским, B.C. Шубинский и др., так и за рубежом ДЖ. Гилфордом, П. Торренсом и др.
Исследованию проблем творческой индивидуальности посвящены работы таких ученых, как Е.А.Барахсанова, Е.П.Гончарова и др. Исследованию музыкальной педагогики и искусства посвятили свои работы Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.И.Голубовская, А.И.Лагутин,
О.В.Михайличенко, В.А.Сластенин, А.Н.Серов, С.Е.Фейнберг и др. Проблемами истории фортепианного искусства занимались А.Д.Алексеев,
С.Г. Белоглазов, В.М. Спиридонова и др. В трудах А.Д Алексеева, Л.А.Баренбойма, Г. М. Когана, С.И. Савшинского и др. педагогов можно найти вопросы фортепианной педагогики. Исследованию проблемам техники игры на фортепиано посвящены работы авторов А.Д.Алексеева, Г.Р.Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана. Вопросами методики освоения аппликатуры занимались разные авторы, в числе которых Д.С. Сапельников.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы развития творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано средствами развития аппликатурных навыков остаются недостаточно разработанными.
Таким образом, в процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью понятия «творческая индивидуальность» и недостаточной его научно-методической разработанностью в процессе освоения аппликатурных навыков в фортепианной педагогике.
Данное противоречие ставит проблему исследования: Комплекс каких методических рекомендаций будет способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования в процессе освоения аппликатурных навыков?
Выявленное противоречие и поставленная проблема исследования были положены в основу формулировки его темы: «Развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков игры на фортепиано».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие творческой индивидуальности старших школьников в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Процесс развития творческой
индивидуальности учащихся старших классов в учреждениях дополнительного образования будет проходить более эффективно, если:
- будет изучена сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая индивидуальность» и выявлены особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
- будет рассмотрена история развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявлена их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
- будут проанализированы методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
- разработан и апробирован комплекс методических рекомендаций, с целью обеспечения наиболее комфортных условий для развития творческой индивидуальности учащихся выпускного класса в процессе освоения аппликатурных навыков в классе фортепиано.
Задачи исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая индивидуальность» и выявить особенности ее развития у учащихся в учреждениях дополнительного образования;
2. Рассмотреть историю развития фортепианной педагогики в аспекте эволюции аппликатурных принципов и выявить их роль в процессе формирования творческой индивидуальности учащихся;
3. Проанализировать методические пособия по обучению игре на фортепиано с позиции предлагаемых в них аппликатурных принципов;
4. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций, способствующих развитию творческой индивидуальности старших школьников в процессе изучения аппликатурных навыков игры на фортепиано в учреждениях дополнительного образования, с целью обеспечения наиболее комфортные условия для развития творческой индивидуальности.
Теоретико-методологическую основу исследования составил системный и личностно-деятельностный подходы, труды по художественному воспитанию А.В.Бакушинского, Т.Ф.Кореневой, В.С.Кукушина; работы, рассматривающие проблемы развития личности Л.В.Куликова, Г.В. Степановой, И.В.Терелянской, а также вопросы творчества Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, В.С.Шубинского; учебные материалы по истории фортепианного искусства А.Д. Алексеева, С.Г. Белоглазова, В.М. Спиридоновой; исследования по различным вопросам развития техники игры на фортепиано посвящены А.Д Алексеева, Г. Р. Гинзбурга, И.Гофмана, Н.Г Драча, Е.Я. Либермана; и методика освоения аппликатуры Д.С. Сапельникова.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (июнь - август 2016) был разработан комплекс методических приемов по развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе освоения аппликатурных навыков на фортепиано, проведен констатирующий этап эксперимента, осуществлен анализ результатов.
3. На третьем этапе (2016-2017) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнен анализ полученных результатов, оформлен текст работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна заключается в том, что был предложен комплекс методических приемов по выбору аппликатуры с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, способствующей наиболее эффективному развитию их творческой индивидуальности в процессе занятий в классе фортепиано в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет достичь высокого уровня развитости творческой индивидуальности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы в музыкальных школах и школах искусств, центрах детского творчества, в процессе профессиональной подготовки в сфере музыкального образования.
Апробация исследования состоялась в рамках научно-методического семинара в МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 20» г. Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании было определено, что творческая индивидуальность - интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в своих, как бы личных целях. Данное качество можно воспитать, что делается посредством воспитания: духовной самостоятельности, обеспечивающей
проницательность ума и способность выйти из привычного; интуиции и продуктивного воображения, наделяющих мышление оригинальностью и эвристической силой; эстетического вкуса; эрудиции; нравственности личности.
На основе проведенной работы было установлено, что творческая индивидуальность - это особое качество личности, которое проявляется как способность превращать свои индивидуальные задатки и иные возможности в новые формы поведения и новые личностные качества. Творческая индивидуальность выражается в умении выбирать поведение в соответствии с новыми условиями, переносить имеющиеся умения и навыки в новые виды деятельности, ранее незнакомые. Благодаря творческой индивидуальности личности становятся непохожими друг на друга, а также она обеспечивает свое саморазвитие и самовоспитание. Именно это качество позволяет личности действовать активно, самостоятельно, творчески, более эффективно осуществлять свою деятельность, обогащать свою жизнь и жизнь других людей. Кроме того, творческая индивидуальность представляет собой интегральное качество, направляющее творчество личности на «делание» самой себя, на использование творческой активности в своих, как бы личных целях.
В процессе проведенного исследования было выявлено 4 этапа развития аппликатурных принципов на протяжении всей истории становления искусства игры на клавишных инструментах:
1 этап (XV-XVI вв.) - первые упоминания в специальной литературе обучения игре на клавире понятия аппликатура.
2 этап (XVII-XVIII вв.) - развитие представлений об аппликатуре, обусловленное становлением музыкального инструмента - клавесина.
3 этап (XIX в.) - усложнение аппликатурных приемов (появление современного фортепиано).
4 этап (XX-XXI вв.) - дифференциация представлений об аппликатуре.
Был сделан вывод, что на протяжении всей истории развития фортепианной педагогики существовали разные аппликатурные принципы, но несмотря на это, понимание и ощущение индивидуальности оставалось для многих педагогов и исполнителей одним из лучших советчиков в выборе наиболее подходящей аппликатуры.
Анализ методического обеспечения для обучения игре на фортепиано показал, что несмотря на разнообразие методических рекомендаций известных опытных преподавателей, можно сделать вывод, что в целом выбор аппликатуры остается за педагогом и самим исполнителем, поэтому очень важно в этом вопросе не следовать каким-либо раз и навсегда усвоенным стереотипам, но каждый раз искать новые и верные решения пианистических задач, целью которых является создание выразительного и яркого художественного образа.
Экспериментальная работа была организована на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г.Казани была организована экспериментальная работа, в процессе организации которой был охвачен контингент школьников с 5 по 7 класс. Экспериментальную группу составило 15 чел., а контрольную - 16 чел. Для проведения
исследования были выделены критерии развития творческой индивидуальности, охарактеризованы уровни ее проявления. Была разработана карточка экспертной оценки, которая заполнялась ведущими
преподавателями школы в процессе прослушивания учеников на
констатирующем и контрольном этапах.
По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что в практике ДМШ существует проблема в выборе оптимальной аппликатуры для учащихся, помогающей каждому из них максимально полно выражать себя в процессе исполнения на фортепиано.
Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться педагогу при выборе аппликатуры, способствующей развитию творческой индивидуальности начинающего пианиста, заключаются в следующем:
1. Учитывать физиологические особенности строения руки, ее размер, длину пальцев, качество растяжки и природную пластичность.
2. Принимать во внимание природный темперамент ученика, который проявляется в силе и интенсивности нажатия на клавиши, фразировке, качестве штриха, динамике.
3. Подбирать аппликатуру, позволяющую ученику наиболее полно и комфортно передать собственное восприятие музыкальной мысли и художественного содержания.
4. Корректировать аппликатурные формулы с учетом особенностей музыкального слуха ученика, степени развитости его мелодического, тембрового, гармонического, полифонического и др. видов слуха.
5. Использовать разные аппликатурные принципы в зависимости от степени овладения навыками пианизма у учащихся, проявляющихся в качестве звука, например, его ровности.
6. Допускать смену аппликатуры в процессе разучивания произведения на разных его стадиях при возникающей необходимости, обусловленной художественными задачами.
По итогам контрольного эксперимента было установлено, что уровень развития творческой индивидуальности в экспериментальной группе стал значительно выше, тогда как динамика изменений в контрольной группе оказалась не значительна. На этом основании был сделан вывод об эффективности разработанного комплекса методических рекомендаций, внедрение которых в учебный процесс в системе дополнительного образования позволит существенно повысить качество развития творческой индивидуальности учащихся средствами выбора аппликатуры в классе фортепиано.



1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев.
— М.: Музыка, 1978. — 288с.
2. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики / А.Д. Алексеев.
— Киев: Музична Украша , 1974. — 163 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев, под ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 382 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / О.А. Апраксина.— Москва: Просвещение, 1983. — 222 с.
5. Асафьев Б. В. Артур Шнабель / Б.В. Асафьев. Критические статьи и рецензии. — М.: Просвещение, 1967. — 265 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
7. Бах И. С. Инвенции для фортепиано/ И. С. Бах. — Москва.: Музыка, 1991. — 96 с.
8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Искусство, 2000.— 937с.
9. Барахсанова Е.А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования : диссертация ... доктора педагогических наук/ Е.А.Барахсанова. — Якутск.: Просвещение, 2004. —367 с.
10. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. — Ленинград: Музыка, 1969. — 282 с.
11. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов./ Г.И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Школьная пресса, 2003. — 144 с.
12. Белоглазов С.Г История фортепианного искусства: Учебная программа. Направление «Музыкальное искусство», специализация «Фортепиано» / Сост. О.В. Косенкова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2003 - 20 с.
13. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994. — 542с.
14. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
15. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в
современной школе / М.: Сентябрь, 2005. - 192 с
16. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования/
В.А.Бухвалов. — Рига: Эксперимент, 2001. — 96с.
17. Вартанов С. Я. Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца Х1Х - первой половины ХХ века / С. Я. Вартанов Автореф. дисс. канд. иск. — Ленинград, 1980. - 28 с.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — Санкт-Петербург: Союз, 1997 — 96 с.
19. Голубовская Н. И. Искусство исполнителя / Н. И. Голубовская. Ред.- сост. Т. А. Зайцева. — СПб: Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2007. — 448 с.
20. Гончарова Е.П. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях профильного музыкально-педагогического обучения / Е.П. Гончарова. — Минск: 2007. — 416 с.
21. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ И. Гофман. — Москва: Музгиз,1961. — 222 с.
22. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика / Г.А.Давыдова. — Москва: Наука,1976. - 175 с.
23. Драч Н.Г. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения / Саратов. Консерватория. Саратов, 2006. - 25 с.
24. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
25. Евладова Е.Б, Л. Г, Логинова Л.Г, Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М. : Владос, 2002. — 352 с.
26. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и образование - важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н.И. Киященко. — М.: ИФ РАН, 1998. — 302 с.
27. Коган Г. Работа пианиста/ Г.Коган—М.: Классика-XXI, 2004. — 204 с.
28. Коган Г.М. Вопросы пианизма / Г.М. Коган — М.: Сов. Композитор, 1968. - 462 с.
29. Копчевский Н. Вступительная статья к изданию: Бетховен Л. 32 сонаты.Ред. А. Шнабеля. Т. 1./ Н.Копчевский — М.: Музыка, 1967. — 65 с.
30. Копчевский Н. Шнабель исполнитель и педагог. Вопросы
фортепианной педагогики. - Вып. 3. / Н. Копчевский. — М.: Музыка, 1970. — 200 с.
31. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники /А. Корто — М.: Музыка, 1966. —108 с.
32. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского /ред. -составитель Л.А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.
33. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учеб. пособие. — изд. 3-е / В.С. Кукушин — Ростов: Издательский центр "МарТ"; Феникс, 2010. — 352 с.
34. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных
психологов: 2-е изд./ Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2009. - 236 с.
35. Кульневич С.В. Педагогика личности: ч.1. Стратегия и тактика личностного воспитания / С.В. Кульневич. — Ростов-на Дону: Изд-во Рост, пед.ун-та, 1995. - 168 с.
36. Лебедев И.В. К вопросу о техническом развитии пианиста.
Методические рекомендации // Фортепианное искусство на рубеже XX XXI веков. — СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена, 2004. — 53-84 с.
37. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. — М.: Классика-XXI, 2003 — 148 с.
38. Лорка Г. Об искусстве / Г. Лорка. — М.: Искусство, 1971. - 310 с.
39. Людвиг Ван Бетховен. 32 сонаты для фортепиано. Редакция Артура Шнабеля / Вступительная статья, перевод предисловия и примечаний, подготовка издания Н. Копчевского. М.,1970. — 30 с.
40. Маргулис В.И. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена / В.И. Маргулис — Л.: Музыка, 1991. — 91 с.
41. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К.А. Мартинсен — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
42. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-Пашаев. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
43. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб: ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
44. Мурашковска И.Н. Формирование творческой личности как проблема содержания образования. // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тезисы докл. VII междунар. науч.- практ. конф. - Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2004. - 23-38с.
45. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/ Г.Г.Нейгауз. — М.: Музыка, 1987. — 240 с.
46. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания/
Т.И.Петракова. — Москва: ИМПЭТО, 1997. — 46 с
47. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А Петров. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. — 200 с.
48. Рождественский Б.П., Петрова Г.А., Шуртакова Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. — Казань: Изд-во Казан. ун-та,1960. - 120 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002. — 712 с.
50. Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса. - Искусство, 1998 . - № 1. - С.195-212.
51. Савшинский С. И. Пианист и его работа / С.И. Савшинский. — Л.: Музыка, 1961. - 270 с.
52. Спиридонова В.М. Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани: Конец XIX -первая половина XX века: Вып. 1. / Казанская гос. консерватория. Казань, 2008-190 с.
53. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
54. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М.Теплов М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
55. Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития
творческой конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе ВУЗа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Нижний Новгород - 2012. - 25 с.
56. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - Изд. 2-е, доп. - М., 1969. - С. 286.
57. Швейцер А. Бах./а.Швейцер- М.: Музыка, 1961. -146 с.
58. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков./
А.А.Шмидт-Шкловская. — Ленинград: Музыка, 1985. — 70 с.
59. Шнабель А. — исполнитель и педагог // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. М., 1971
60. Шубинский В.С.Педагогика творчества учащихся /В.С. Шубинский. — М.: Знание, —1998 г. — 80 с.
61. Юнг К. Г. Психологические типы./ К.Г.Юнг - М.: Прогресс - Универс, 1995. — 120 с.
62. Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142-154.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ