РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДМШ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Развитие музыкальных способностей дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Формы, виды и методы организации музыкальной деятельности
дошкольников на подготовительных занятиях в ДМШ 17
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО В
ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Авторская программа для детей старшего дошкольного
возраста «Музицирование» 32
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской
программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование» 53
Выводы по главе II 58
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Развитие музыкальных способностей дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Формы, виды и методы организации музыкальной деятельности
дошкольников на подготовительных занятиях в ДМШ 17
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО В
ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Авторская программа для детей старшего дошкольного
возраста «Музицирование» 32
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской
программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование» 53
Выводы по главе II 58
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение
Музыкальное искусство имеет свойство влиять на духовное, нравственно-эстетическое воспитание, поскольку оно всегда служило символом добра и красоты. Музыка играет совершенно особую роль в развитии ребенка, благодаря своей особенности воздействовать на человека с самых первых дней жизни.
Развитие творческих способностей детей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами в работе с дошкольниками. Ребенок дошкольного возраста в силу психических особенностей считается наиболее восприимчивым к приобретению различных знаний и навыков. Поэтому данный период жизни ребенка считается весьма благоприятным для развития способностей, в том числе и музыкальных.
Степень изученности проблемы. Процесс развития музыкальных способностей средствами музыкальной деятельности привлекал внимание различных ученых и педагогов. Так, различными вопросами развития музыкальных способностей занимались Н.А.Ветлугина, И.Г.Галянт, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др. Исследованию видов и форм музыкальной деятельности дошкольников посвящены труды
Н.А.Ветлугиной, Л.В.Гориной, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунской, И.Ю.Дьяченко, А.И.Чернышева, А.Ф.Яфальян и др.
Не смотря на достаточное количество работ, направленных на изучение музыкальных способностей и методы их развития у дошкольников, важность этого вопроса продолжает существовать в современном обществе, что определяет проблему исследования: какие виды и формы организации музыкальной деятельности будут способствовать развитию музыкальных способностей дошкольников? Особенно эта проблема актуальна для детей 6¬7 лет, готовящихся поступать в учреждение дополнительного образования - детскую музыкальную школу или школу искусств. Именно в этот возрастной период процесс развития музыкальных задатков вступает в свою активную
фазу. Весь год с дошкольниками интенсивно занимаются педагоги, стремясь максимально подготовить маленьких абитуриентов к непростому пути получения музыкального образования. В свою очередь, Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года предусматривает обновление содержания детского дополнительного образования в соответствии с интересами учащихся, потребностями семьи и общества, что, как следствие, ставит перед педагогами задачу поиска новых методов обучения детей. Образовательные инновации затрагивают и сферу развития музыкальных способностей ребенка. Стремление найти новые способы работы, позволяющие эффективно влиять на развитие природных
музыкальных данных детей, обусловливает актуальность данной работы.
Цель исследования состоит в изучении процесса развития
музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
средствами музыкальной деятельности на подготовительных занятиях в ДМШ.
Объектом исследования является музыкальное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях в ДМШ.
Задачами исследования стали:
1. Рассмотреть процесс развития музыкальных способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить формы, виды и методы организации музыкальной деятельности дошкольников.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить экспериментальное исследование по апробации авторской программы с детьми старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях ДМШ и описать его результаты.
Гипотезой работы явилось предположение, что развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста будет проходить намного продуктивнее и качественней, если:
- организовывать музыкальные занятия с учетом психолого-возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- применять игровые формы работы;
- использовать интеграцию всех видов музыкальной деятельности.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные труды.
Общенаучную базу составляют труды по психологии музыкальных способностей К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова.
Частнонаучный уровень методологической основы составили труды по методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, И.Г.Галянт, А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской, Л.В.Гориной и А.И.Чернышева, И.Ю.Дьяченко, А.Ф.Яфальян.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение, педагогический эксперимент.
Научной новизной исследования является разработка и внедрение в образовательный процесс авторской программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование», которая содержит собственные формы организации музыкальной деятельности, влияющие на развитие музыкальных способностей учащихся.
Экспериментальной базой для исследования стала Детская музыкальная школа №2 эстрадно-духового оркестра Елабужского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы на музыкальных занятиях с учащимися подготовительных отделений детских музыкальных школ.
Апробация работы осуществлялась в ходе педагогической работы автора в Детской музыкальной школе №2 эстрадно-духового оркестра.
Развитие творческих способностей детей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами в работе с дошкольниками. Ребенок дошкольного возраста в силу психических особенностей считается наиболее восприимчивым к приобретению различных знаний и навыков. Поэтому данный период жизни ребенка считается весьма благоприятным для развития способностей, в том числе и музыкальных.
Степень изученности проблемы. Процесс развития музыкальных способностей средствами музыкальной деятельности привлекал внимание различных ученых и педагогов. Так, различными вопросами развития музыкальных способностей занимались Н.А.Ветлугина, И.Г.Галянт, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др. Исследованию видов и форм музыкальной деятельности дошкольников посвящены труды
Н.А.Ветлугиной, Л.В.Гориной, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунской, И.Ю.Дьяченко, А.И.Чернышева, А.Ф.Яфальян и др.
Не смотря на достаточное количество работ, направленных на изучение музыкальных способностей и методы их развития у дошкольников, важность этого вопроса продолжает существовать в современном обществе, что определяет проблему исследования: какие виды и формы организации музыкальной деятельности будут способствовать развитию музыкальных способностей дошкольников? Особенно эта проблема актуальна для детей 6¬7 лет, готовящихся поступать в учреждение дополнительного образования - детскую музыкальную школу или школу искусств. Именно в этот возрастной период процесс развития музыкальных задатков вступает в свою активную
фазу. Весь год с дошкольниками интенсивно занимаются педагоги, стремясь максимально подготовить маленьких абитуриентов к непростому пути получения музыкального образования. В свою очередь, Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года предусматривает обновление содержания детского дополнительного образования в соответствии с интересами учащихся, потребностями семьи и общества, что, как следствие, ставит перед педагогами задачу поиска новых методов обучения детей. Образовательные инновации затрагивают и сферу развития музыкальных способностей ребенка. Стремление найти новые способы работы, позволяющие эффективно влиять на развитие природных
музыкальных данных детей, обусловливает актуальность данной работы.
Цель исследования состоит в изучении процесса развития
музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
средствами музыкальной деятельности на подготовительных занятиях в ДМШ.
Объектом исследования является музыкальное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях в ДМШ.
Задачами исследования стали:
1. Рассмотреть процесс развития музыкальных способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить формы, виды и методы организации музыкальной деятельности дошкольников.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить экспериментальное исследование по апробации авторской программы с детьми старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях ДМШ и описать его результаты.
Гипотезой работы явилось предположение, что развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста будет проходить намного продуктивнее и качественней, если:
- организовывать музыкальные занятия с учетом психолого-возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- применять игровые формы работы;
- использовать интеграцию всех видов музыкальной деятельности.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные труды.
Общенаучную базу составляют труды по психологии музыкальных способностей К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова.
Частнонаучный уровень методологической основы составили труды по методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, И.Г.Галянт, А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской, Л.В.Гориной и А.И.Чернышева, И.Ю.Дьяченко, А.Ф.Яфальян.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение, педагогический эксперимент.
Научной новизной исследования является разработка и внедрение в образовательный процесс авторской программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование», которая содержит собственные формы организации музыкальной деятельности, влияющие на развитие музыкальных способностей учащихся.
Экспериментальной базой для исследования стала Детская музыкальная школа №2 эстрадно-духового оркестра Елабужского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы на музыкальных занятиях с учащимися подготовительных отделений детских музыкальных школ.
Апробация работы осуществлялась в ходе педагогической работы автора в Детской музыкальной школе №2 эстрадно-духового оркестра.
В первой главе исследования были рассмотрены понятия «музыкальные способности» и «музыкальность». Изучение литературы по этому вопросу показало, что они представляют собой совокупность индивидуально-психологических свойств личности, необходимых для осуществления музыкальной деятельности. Мы выяснили, что к музыкальным способностям можно отнести:
• Эмоциональную отзывчивость на музыку;
• Способность к слуховому восприятию;
• Наличие образно-художественного мышления;
• Сенсорные способности (координация слуха и голоса, ладовое и ритмическое чувство, музыкальная память).
Изучение различных видов музыкальной деятельности, используемых на занятиях с дошкольниками, выявило, что каждый из них определенным образом влияет на развитие музыкальных способностей. Так, слушание произведений активизирует воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкально-образные представления детей. С помощью хорового пения и игры на детских инструментах развиваются музыкальный слух и музыкальная память. Выполнение музыкально-ритмических упражнений вырабатывает чувство ритма. Детское музыкальное творчество способствует развитию креативного мышления. Совокупное применение всех видов музыкальной деятельности позволяет оказывать разностороннее воздействие на процесс развития музыкальных способностей.
Опытно-экспериментальная часть выпускной квалификационной работы включала в себя написание авторской программы «Музицирование» для детей старшего дошкольного возраста, предназначенной для развития их музыкальных способностей, и описание результатов ее апробации. Ход педагогического эксперимента продемонстрировал, что музыкальные занятия, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста по предлагаемой программе, помогают процессу развития музыкальных способностей.
• Эмоциональную отзывчивость на музыку;
• Способность к слуховому восприятию;
• Наличие образно-художественного мышления;
• Сенсорные способности (координация слуха и голоса, ладовое и ритмическое чувство, музыкальная память).
Изучение различных видов музыкальной деятельности, используемых на занятиях с дошкольниками, выявило, что каждый из них определенным образом влияет на развитие музыкальных способностей. Так, слушание произведений активизирует воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкально-образные представления детей. С помощью хорового пения и игры на детских инструментах развиваются музыкальный слух и музыкальная память. Выполнение музыкально-ритмических упражнений вырабатывает чувство ритма. Детское музыкальное творчество способствует развитию креативного мышления. Совокупное применение всех видов музыкальной деятельности позволяет оказывать разностороннее воздействие на процесс развития музыкальных способностей.
Опытно-экспериментальная часть выпускной квалификационной работы включала в себя написание авторской программы «Музицирование» для детей старшего дошкольного возраста, предназначенной для развития их музыкальных способностей, и описание результатов ее апробации. Ход педагогического эксперимента продемонстрировал, что музыкальные занятия, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста по предлагаемой программе, помогают процессу развития музыкальных способностей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



