Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДМШ

Работа №80886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Развитие музыкальных способностей дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Формы, виды и методы организации музыкальной деятельности
дошкольников на подготовительных занятиях в ДМШ 17
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО В
ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Авторская программа для детей старшего дошкольного
возраста «Музицирование» 32
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации авторской
программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование» 53
Выводы по главе II 58
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение

Музыкальное искусство имеет свойство влиять на духовное, нравственно-эстетическое воспитание, поскольку оно всегда служило символом добра и красоты. Музыка играет совершенно особую роль в развитии ребенка, благодаря своей особенности воздействовать на человека с самых первых дней жизни.
Развитие творческих способностей детей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами в работе с дошкольниками. Ребенок дошкольного возраста в силу психических особенностей считается наиболее восприимчивым к приобретению различных знаний и навыков. Поэтому данный период жизни ребенка считается весьма благоприятным для развития способностей, в том числе и музыкальных.
Степень изученности проблемы. Процесс развития музыкальных способностей средствами музыкальной деятельности привлекал внимание различных ученых и педагогов. Так, различными вопросами развития музыкальных способностей занимались Н.А.Ветлугина, И.Г.Галянт, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др. Исследованию видов и форм музыкальной деятельности дошкольников посвящены труды
Н.А.Ветлугиной, Л.В.Гориной, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунской, И.Ю.Дьяченко, А.И.Чернышева, А.Ф.Яфальян и др.
Не смотря на достаточное количество работ, направленных на изучение музыкальных способностей и методы их развития у дошкольников, важность этого вопроса продолжает существовать в современном обществе, что определяет проблему исследования: какие виды и формы организации музыкальной деятельности будут способствовать развитию музыкальных способностей дошкольников? Особенно эта проблема актуальна для детей 6¬7 лет, готовящихся поступать в учреждение дополнительного образования - детскую музыкальную школу или школу искусств. Именно в этот возрастной период процесс развития музыкальных задатков вступает в свою активную
фазу. Весь год с дошкольниками интенсивно занимаются педагоги, стремясь максимально подготовить маленьких абитуриентов к непростому пути получения музыкального образования. В свою очередь, Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года предусматривает обновление содержания детского дополнительного образования в соответствии с интересами учащихся, потребностями семьи и общества, что, как следствие, ставит перед педагогами задачу поиска новых методов обучения детей. Образовательные инновации затрагивают и сферу развития музыкальных способностей ребенка. Стремление найти новые способы работы, позволяющие эффективно влиять на развитие природных
музыкальных данных детей, обусловливает актуальность данной работы.
Цель исследования состоит в изучении процесса развития
музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
средствами музыкальной деятельности на подготовительных занятиях в ДМШ.
Объектом исследования является музыкальное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях в ДМШ.
Задачами исследования стали:
1. Рассмотреть процесс развития музыкальных способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить формы, виды и методы организации музыкальной деятельности дошкольников.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Осуществить экспериментальное исследование по апробации авторской программы с детьми старшего дошкольного возраста на подготовительных занятиях ДМШ и описать его результаты.
Гипотезой работы явилось предположение, что развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста будет проходить намного продуктивнее и качественней, если:
- организовывать музыкальные занятия с учетом психолого-возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- применять игровые формы работы;
- использовать интеграцию всех видов музыкальной деятельности.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные труды.
Общенаучную базу составляют труды по психологии музыкальных способностей К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова.
Частнонаучный уровень методологической основы составили труды по методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, И.Г.Галянт, А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской, Л.В.Гориной и А.И.Чернышева, И.Ю.Дьяченко, А.Ф.Яфальян.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение, педагогический эксперимент.
Научной новизной исследования является разработка и внедрение в образовательный процесс авторской программы для детей старшего дошкольного возраста «Музицирование», которая содержит собственные формы организации музыкальной деятельности, влияющие на развитие музыкальных способностей учащихся.
Экспериментальной базой для исследования стала Детская музыкальная школа №2 эстрадно-духового оркестра Елабужского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы на музыкальных занятиях с учащимися подготовительных отделений детских музыкальных школ.
Апробация работы осуществлялась в ходе педагогической работы автора в Детской музыкальной школе №2 эстрадно-духового оркестра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе исследования были рассмотрены понятия «музыкальные способности» и «музыкальность». Изучение литературы по этому вопросу показало, что они представляют собой совокупность индивидуально-психологических свойств личности, необходимых для осуществления музыкальной деятельности. Мы выяснили, что к музыкальным способностям можно отнести:
• Эмоциональную отзывчивость на музыку;
• Способность к слуховому восприятию;
• Наличие образно-художественного мышления;
• Сенсорные способности (координация слуха и голоса, ладовое и ритмическое чувство, музыкальная память).
Изучение различных видов музыкальной деятельности, используемых на занятиях с дошкольниками, выявило, что каждый из них определенным образом влияет на развитие музыкальных способностей. Так, слушание произведений активизирует воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкально-образные представления детей. С помощью хорового пения и игры на детских инструментах развиваются музыкальный слух и музыкальная память. Выполнение музыкально-ритмических упражнений вырабатывает чувство ритма. Детское музыкальное творчество способствует развитию креативного мышления. Совокупное применение всех видов музыкальной деятельности позволяет оказывать разностороннее воздействие на процесс развития музыкальных способностей.
Опытно-экспериментальная часть выпускной квалификационной работы включала в себя написание авторской программы «Музицирование» для детей старшего дошкольного возраста, предназначенной для развития их музыкальных способностей, и описание результатов ее апробации. Ход педагогического эксперимента продемонстрировал, что музыкальные занятия, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста по предлагаемой программе, помогают процессу развития музыкальных способностей.



1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. — 220 с.
2. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. — М.: Изд. «Музыка», 1986. —110 с.
4. Виноградов, Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.В. Виноградов. — СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009. — 142 с.
5. Виноградов, Л.В. Элементарное музицирование / Л.В. Виноградов. — М.: Полири, 2001. — 80 с.
6. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: метод.пособие для специалистов ДОО / И.Г. Галянт. — М.: Просвещение, 2015. — 120 с.
7. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
8. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему / А.Г. Гогоберидзе. — Детский сад от А до Я. —2010. — 105 с.
9. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
10. Горина, Л.В. Теория и методика музыкального воспитания младших школьников / Л.В. Горина, А.И. Чернышев. — Саратов, 2011. — 66с.
11. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни / Е.А. Дубровская.
— М.: Просвещение, 2006. — 111 с.
12. Дьяченко, И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие / И.Ю. Дьяченко. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 92 с.
13. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. — СПб.: Лань, 2000. — 180 с.
14. Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 64. Дошкольное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob- obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/ (Дата обращения 22.01.2017).
15. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. — М.: Мозаика- Синтез, 2006. — 45 с.
16. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб. Заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с: ноты.
17. Каплунова, И.М. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. — Изд. Композитор- Санкт-Петербург, 2000. — 80 с.
18. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская.
— М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 10-е изд., стер.
— М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 416 с.
20. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. — Изд. 3-е, испр. и доп.
— М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
21. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду / Т.С. Комарова, М.А. Васильева, В.В.Гербова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
22. Королёва, Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках / Е.А. Королева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
23. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.С. Осеннева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
24. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. пед.вузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
25. Пилипенко, Л.В. Постановка слуха / Л.В. Пилипенко. — Пособие для начинающих. М.; Изд. В. Катанский, 2013. — 28 с.
26. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. — Дубна: Феникс+, 2011. — 352 с.
27. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошк. воспитания высш. и сред.пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
28. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации до 2020 г.
№ 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного
образования детей / [Электронный ресурс]. — URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/4429/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3414/%D0%9A%D0 %BE%D0%BD%D 1 %86%D0%B5%D0%BF%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20% D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F%20 %D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82 %D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0 %BE%D0%B1 %D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%B4%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D0%B9.pdf (Дата обращения 18.12.2016).
30. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет / Т.А Рокитянская. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. — 128 с.
31. Тагильцева, Н.Г. Учимся слушать музыку в школе развития / Н.Г. Тагильцева. — Искусство в школе. — 2007. — с. 32.
32. Тагильцева, Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни: метод.пособие / Н.Г. Тагильцева. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2005. — 40 с.
33. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку: Методические
рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. — 128 с.
34. Тарасова, К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении / К.В. Тарасова. — Музыкальный руководитель. — 2007. — с. 18.
35. Тарасова, К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности / К.В.Тарасова. — Музыкальный руководитель. — 2009. — с. 12.
36. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. — М.: Наука, 2003. — 228 с.
37. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1- %D0%94%D0%9E.pdfTЭлектронный ресурс]. — (Дата обращения 22.01.2017).
39. Шадриков, В.Д. Психологическая деятельность и способности человека / В.Д. Шадриков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
40. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / А.Ф. Яфальян. — Ростов н/д: Феникс, 2008. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ