Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности

Работа №80884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности
1.1. Творческая деятельность дошкольников как психолого-педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности 17
Выводы по главе 1 25
Глава II. Практический опыт развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности
2.1. Разработка авторской программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной
деятельности 27
2.2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению программы и обобщение ее результатов 32
Выводы по главе II 55
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 62

Актуальность исследования. В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Современная педагогическая наука смотрит на образование, как на систему развития духовного потенциала человека, всестороннего воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинськая и др.).
Искусством театра является органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, оно соединяет в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Музыкально-театральную деятельность необходимо включать в дошкольные образовательные учреждения, поскольку она помогает сформировать правильную модель поведения детей в современном мире, повысить общую культуру ребенка, развивать его духовный мир и мышление; познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями; совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний и новых образов.
Кроме того, музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Кратчайший путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия замкнутости, развития его художественного воображения - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. С театральной деятельностью тесно связано и совершенствование языка, поскольку в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Участвуя в музыкально-театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к музыкальному театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Музыкально-театральная деятельность создает все условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, питая его жизнью. Однако, сам процесс этой деятельности должен быть грамотно и методически верно организован педагогом. Только тогда он принесет хорошие результаты.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития творческих способностей дошкольников, в том числе и средствами театрального искусства рассматривались в трудах Л.В.Артемовой, Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинськой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я.Михайленко,
Б.М. Теплова, Е.Л.Трусовой и др. Музыкально-театральной деятельности дошкольников посвящены работы (М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Однако еще не все аспекты развития творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-театральной деятельности исследованы. Возникает противоречие между значимостью методического оснащения по данной проблеме и недостаточностью его разработки и внедрения в реальную музыкально-педагогическую практику. Это обуславливает выбор темы исследования - «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности».
Цель исследования - разработать программу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально¬театральной деятельности и проверить ее эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Объект исследования - процесс художественного развития дошкольников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театральной деятельности.
Гипотеза - развитие творческих способностей дошкольников будет более результативным, если использовать авторскую программу, основанную на специальных методах и приемах их развития в музыкально-театральной деятельности.
Для решения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему развития творческих способностей дошкольников в художественной деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности;
3. Разработать программу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации программы и обобщить ее результаты.
Методологической базой исследования стали работы о детском творчестве таких отечественных ученых, как Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и другие.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также результатов эксперимента и обобщение его результатов; практические - наблюдение творческих проявлений детей в музыкально-театральной деятельности, анкетирование, эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: Город Набережные Челны МАДОУ №110 «Курочка Ряба»
Новизна исследования: разработана программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности, которая показала свою эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость исследования: материалы данного
исследования могут быть использованы педагогами-музыкантами при работе с дошкольниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - театральной деятельности остается актуальной для изучения. В ходе написания нашей работы, мы:
1. Изучили теоретические основы проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально¬театральной деятельности;
2. Описали условия для успешного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности;
3. Разработали авторскую программу по развитию у детей творческих способностей в процессе музыкально-театральной деятельности;
6. Провели опытно-экспериментальную работу по внедрению программы и обобщили ее результаты.
Результаты данного исследования позволяют дать рекомендации о необходимости активной работы со специальными программами и методиками, так как происходящие личностные изменения можно назвать позитивными.
Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.
Подводя итог работы, можем заключить, что уровень развития творческих способностей экспериментальной группы в ходе проведенного опытно-экспериментального исследования значительно повысился, в отличие от детей контрольной группы. Проводилась работа по развитию таких творческих способностей, как: представление картинки к музыке, придумывание стихотворной строки к данной музыке, выразительное и внимательное чтение, рассказ по характеру музыки и другие.
Таким образом, программы показала свою эффективность, тем самым наша гипотеза подтвердилась. Материалы исследования могут быть успешно использованы музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений.



1. Ахметова Д.З., Габдулхаков В.Ф. Теория и методика воспитания: учеб.пособ. - Казань: Познание, 2007. - 321 с.
2. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова. - Ставрополь: Ставроп.гос.ун-т,
2000. - 273 с.
3. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 2000.- 231 с.
4. Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2004. - 60 с.
5. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). -Москва: Дошкольное воспитание. - 1994. - №1.- С. 17-19.
6. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Москва: Дошкольное воспитание. - 2001. - №11. - С. 32-38.
7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии. - Москва: Просвещение. -2000. - №4. - С. 5-9.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - Москва: Просвещение, 2001. - 341 с.
9. Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2011.- 250 с.
10. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 2007. - 350 с.
11. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2010. - С. 92.
12. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - Москва: Мир, 2012. - С. 435-442.
13. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / А.Л. Готсдинер, В.Н. Мясищев // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 2013. - С.14-29.
14. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. - Москва: Знание, 2014. -157с.
15. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. -2007. - №12. - С. 73-75.
16. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2007. -55 с.
17. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2001. - 56 с.
18. Лук А.Н. Психология творчества. - Москва: Наука, 2008. - 125 с.
19. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших
школьников. - Москва: Просвещение, 2009. - 244 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва,
2001. - 329 с.
21. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. - Москва, 2010 - 278 с.
22. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - Москва: Педагогика, 2000. - 176 с.
23. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. - Москва, 2002. - 341 с.
24. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - М.:
Просвещение, 2004. - 62 с.
25. Никитин Б. Развивающие игры. - М.: Знание, 2004. - 178 с.
26. Никитин Б. Мы, наши дети и внуки. - Москва: Молодая гвардия, 2009. - С. 255-299.
27. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
28. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -2009. - №6. - С. 69-72.
29. Полуянов Д. Воображение и способности.
Просвещение, 2005. - 50 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 208 с.
31. Пройслер О. Игровые площадки фантазии // Дошкольное
воспитание. - 2002. - № 9. - С. 12-16.
32. Руберг, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. - М.: Просвещение, 2005. - 132 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т 1. - М.: Наука. - 2009. - 320 с.
34. Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. - 2012. - №3. - С. 78¬82.
35. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 167 с.
36. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.:Наука.-2001.-536с
37. Тютюнникова Т.Э. Буренина А. И. Мир открытий. Примерная образовательная программа для ДОУ. Раздел «Музыка». — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 134 с.
38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.:
Наука, 2013. - 125 с.
39. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель.- 2013. - №5. - С. 98-101.
40. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении // Музыкальный руководитель. - 2012. - №.1. - С. 56-60.
41. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 276 с.
42. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. / Г. А. Урунтаева - М.: Академия, 2009. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ