СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Формирование системы менеджмента качества в организациях
профессионального образования 12
1.2 Аналитическое исследование существующей системы
менеджмента качества в организациях профессионального образования 23
1.3 Управление качеством в организациях профессионального образования 29
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» 42
2.1 Идентификация системы менеджмента качества в ГБПОУ
«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 42
2.2 Реструктуризация системы менеджмента качества
образовательной организации ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 55
2.3 Методы повышения эффективности системы менеджмента
качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 64
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Формирование системы менеджмента качества в организациях
профессионального образования 12
1.2 Аналитическое исследование существующей системы
менеджмента качества в организациях профессионального образования 23
1.3 Управление качеством в организациях профессионального образования 29
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» 42
2.1 Идентификация системы менеджмента качества в ГБПОУ
«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 42
2.2 Реструктуризация системы менеджмента качества
образовательной организации ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 55
2.3 Методы повышения эффективности системы менеджмента
качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 64
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Актуальность темы исследования. Сформулированная Государственной программой Российской Федерации концепция модернизации российского образования в качестве главной задачи государственной политики рассматривает доступность качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В условиях беспрерывного изменения структуры, формы и функций учебных заведений, качество образования является одной из тех важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных профессиональных организаций. Качество призвано помочь профессиональным образовательным организациям выйти на стабильную позицию, сберечь и приумножить их потенциал, поэтому задача обеспечения качества занимает одно из центральных мест в образовательной политике.
В 2018 г. в Российской Федерации насчитывалось 2682 образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам профессионального обучения. В настоящее время средний контингент в организациях профессионального образования составляет 1 тыс. учащихся, несколько лет назад этот показатель составлял 350-400 учащихся [96]. По прогнозам BusinesStat [5], к 2020 г. ожидается незначительный рост численности учащихся учреждений среднего профессионального образования - до 2,1 млн. чел. По данным мониторинга трудоустройства выпускников организаций
профессионального образования по образовательным программам СПО составил 55,5%, по образовательным программам высшего образования - 72,21%. Неудивительно, что в условиях резкого повышения спроса необходимо обеспечить высокие показатели качества, в связи с чем и появляется необходимость в выработке индивидуальной стратегии введённой системы качества в профессиональные образовательные организации являлось то, что она была универсальна, так как ее можно было внедрить в любую образовательную организацию в любой отрасли подготовки специалистов. Однако прежде чем принять решение о совершенствовании системы менеджмента качества необходимо оценить ее возможности в современных условиях. Руководитель профессиональной организации должен хорошо понимать, с какими трудностями он может столкнуться, как их исправить и какую в итоге пользу он получит от внедрения новшеств в систему
Принцип «непрерывного улучшения» является одним из основных моментов деятельности системы менеджмента качества в организациях профессионального образования (далее, ПОО). Поскольку требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2000 [13-15;17], внедренные в работу ПОО, предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, не исключая проведение комплексной самооценки.
Ситуация побудившая внедрить в образовательные профессиональные организации систему менеджмента качества (далее, СМК) заключалась в несформированности и неоднозначности понятия «качество» в области профессионального образования и, как следствие, отсутствием критериев его оценки.
Мерами по изменению ситуации стали действия по реформе системы образования. В течение последних лет был принят целый ряд документов [18, 24, 39, 85], призванных в корне изменить ситуацию в сфере образования - проблема качества образования вышла за рамки педагогического сообщества и приобрела государственный статус.
Необходимость государственного контроля качества образования определило и вступление России во Всемирную торговую организацию, вхождение в Болонский процесс: создание Европейской сети организаций контроля качества (ENQA), что подразумевает сертификацию образовательных организаций независимыми экспертами.
Теоретические подходы к понятию «качество» при оценке профессионального образования были неоднозначны, в связи с чем стала активно внедрятся система менеджмента качества в образовательных профессиональных организациях, на основе рассмотренных ранее стандартов МС ИСО серии 9000. Наиболее популярной среди ПОО стала модель СМК, основанная на ГОСТ Р ИСО 9001-2008, так как подходит для формирования СМК организаций, оказывающих услуги. Так как с периода внедрения данного документа произошли изменения, то требуется усовершенствовать внедренную раннее систему качества в соответствии с новыми требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015.
«Работа по повышению качества профессионального образования основывается на традиционном понимании оценки качества как уровня освоения предметных знаний и компетенций, включенных в профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. Параметры оценки качества профессионального образования, сложившиеся в РФ, не в полной мере отражают многообразие составляющих рассматриваемого понятия. Проводимая сегодня оценка качества профессионального образования выявляет только соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, делая упор на процедурных моментах и оценивая формальные показатели организации образовательного процесса. Актуальным является анализ и совершенствование концепции ориентации профессионального образования на рынок труда, поскольку на практике ориентация происходит на региональные рынки труда, исходя из сегодняшнего, а не перспективного уровня экономического и технологического развития», - следует из информации, имеющейся в распоряжении агентства АГН «Москва» о создании группы экспертно - аналитического исследования [4].
В сообщении отмечается, что целью экспертно - аналитического исследования является анализ современного правового регулирования системы управления качеством профессионального образования в России, исследований сложившихся систем менеджмента качества образования и формирование рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством профессионального образования.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления СМК.
Среди зарубежных исследователей значительный вклад в изучение теоретических и практических аспектов управления организацией на основе принципов качества внесли А. Стефен, Т. Конти, Р.Дж. Крейг, Жан- Жак Ламбещ, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А. Митчел, У.Оучи, Ф.У. Тейлор, и др.
Вопросы системы управления качеством рассматривался в работах В.И. Байденко, И.С. Плаксий, В.М. Кожухар, Г.А. Лукичева, Ю.П. Адлер, А.И. Кочетова, А.А. Акматова, А. Фейгенбаума и др.
В настоящее время ведется активная работа в области исследования качества в организациях профессионального образования, что отражается в возросшем количестве публикаций, затрагивающих проблемы измерения удовлетворенности потребителей, а также оценки удовлетворенности и вовлеченности сотрудников в сфере предоставления образовательных услуг. Таким образом, необходимость разработки методических инструментов для совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования стоит по прежнему приоритетной задачей в масштабах сообщества профессионального образования, что и определило выбор темы магистерской диссертации, ее цели и задачи, предмет и объект исследования.
Объектом исследования выступает система менеджмента качества профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Предметом являются методы повышения эффективности системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Целью исследования является совершенствование системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить формирование системы качества в организациях профессионального образования;
2) определить основные методы оценки процессов системы менеджмента качества в организациях профессионального образования;
3) определить методы управления качеством в организациях профессионального образования;
4) дать характеристику СМК в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
5) разработать методы повышения эффективности системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Решение поставленных задач основывалось на использовании комплекса научно-педагогических методов исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный, методологический анализ предмета исследования, теоретическое обобщение, прогнозирование;
эмпирические: опросно-диагностические (тестирование, обобщение независимых характеристик, оценивание).
Гипотеза научного исследования заключается в том, что организации профессионального образования могут достичь преимущества в усиливающейся конкуренции за счет совершенствования системы менеджмента качества при условии:
- качественного управления образовательными системами и процессами;
- создания эффективной системы независимой экспертизы и контроля качества с учетом оптимальных для ПОО форм и методов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили материалы и труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента качества, теории управления качеством в профессиональном образовании, исследования, посвященного проблемам внедренной ранее СМК в организациях профессионального образования: М.А. Коджешау, Л.В. Курзаевой, В.И. Байденко, С.А. Чичилановой, Б.Голд, Э. Коулмэн, О. Моун, Н.Ш. Никитиной, М.С. Антропова, И.Г Овчинниковой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет существующие концепции управления качеством подготовки специалистов. В нем определены принципы построения системы управления качеством подготовки специалистов, выявлены тенденции развития профессионального образования, обуславливающие необходимость создания систем управления качеством и методов экспертизы уровня подготовки специалистов в образовательных профессиональных организациях.
Практическая значимость. Результаты исследований в области совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования могут быть использованы при управлении профессиональной образовательной организацией, позволяющие обеспечивать эффективность работы, с целью расширения и/или изменения занимаемой рыночной ниши на рынке образовательных услуг с сохранением высоких показателей качества.
Апробация результатов исследования, его основные результаты, были изложены и получили одобрение в ходе выступлений: I научно-практическая конференция преподавателей «Современные тенденции, направления и подходы в развитии среднего профессионального образования» (г. Челябинск, ГБПОУ «ЧТТЛП», 23.01.2019 г.), Заседания областного методического объединения по УГС 29.00.00 (г. Челябинск, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», 2018 - 2019 гг.), конференции между представителями сетевого партнерства по вопросам непрерывного профессионального образования и самоопределения студентов СПО и ВО (г. Челябинск, ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ/ППИ» - ГБПОУ «ЧТТЛП», 2018 г.).
Научная новизна работы состоит в развитии теоретических и методических положений для организаций профессионального образования связанных с совершенствованием системы менеджмента качества с точки зрения удовлетворения требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Положения, выносимые на защиту:
1. аналитическое исследование научных понятий: «качество образования», «планирование качества», «менеджмент образования», «объект и субъект менеджмента», «объект и субъект управления».
2. идентифицированный уровень реализуемой системы менеджмента качества в условиях профессиональной образовательной организации.
3. обоснована необходимость реструктуризации действующей системы менеджмента качества базы исследования на соответствие требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с формулировкой новой миссии, целей и задач ПОО.
4. предложенный комплекс авторских подходов повышения эффективности действующей системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Этапы проведенных исследований:
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2018 г.) производилось осмысление темы исследования, определялось состояние проблемы существующей системы качества в организациях профессионального образования в научной литературе и педагогической практике. В процессе изучения проблемы были определены позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.).
На втором этапе (январь - июль 2019 г.) уточнялись задачи, гипотеза исследования, выявлялись специфика и особенности существующих систем менеджмента качества в организациях профессионального образования и конкретно в профессиональной образовательной организации, послужившей базой для исследования.
Анализировалась внешняя и внутренняя среда образовательной профессиональной организации по теме исследования, формировались предложения по реструктуризации существующей системы менеджмента качества базы исследования.
Третий этап (июль - декабрь 2019 г.) включал разработку авторских подходов по совершенствованию существующей системы менеджмента качества и уточнение установленных раннее теоретико-поисковых гипотез, итоговую обработку результатов исследования и их обобщение.
Базой исследования является: ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности». Юридический адрес: 454106, г. Челябинск, ул. Речная, 1-А.
Публикации результатов исследования. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научных статьи в рецензируемых научных изданиях определенных ВАК при Минобрнауки России. Все публикации по теме диссертации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключение, списка литературы, приложения.
Во введении представлены актуальность темы исследования, цели и задачи по проблеме исследования, выделены объект и предмет.
Первая глава посвящена теоретическим основам совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования.
Вторая глава посвящена результатам экспериментальной работы по совершенствованию системы менеджмента качества в организации профессионального образования ГБПОУ «ЧТТЛП».
В заключении приводятся выводы, сделанные в процессе работы. Основной объем магистерской диссертации составляет 92 страницы основного текста и приложения, в том числе 13 рисунков и 4 таблиц. Список литературы содержит 97 источников.
В 2018 г. в Российской Федерации насчитывалось 2682 образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам профессионального обучения. В настоящее время средний контингент в организациях профессионального образования составляет 1 тыс. учащихся, несколько лет назад этот показатель составлял 350-400 учащихся [96]. По прогнозам BusinesStat [5], к 2020 г. ожидается незначительный рост численности учащихся учреждений среднего профессионального образования - до 2,1 млн. чел. По данным мониторинга трудоустройства выпускников организаций
профессионального образования по образовательным программам СПО составил 55,5%, по образовательным программам высшего образования - 72,21%. Неудивительно, что в условиях резкого повышения спроса необходимо обеспечить высокие показатели качества, в связи с чем и появляется необходимость в выработке индивидуальной стратегии введённой системы качества в профессиональные образовательные организации являлось то, что она была универсальна, так как ее можно было внедрить в любую образовательную организацию в любой отрасли подготовки специалистов. Однако прежде чем принять решение о совершенствовании системы менеджмента качества необходимо оценить ее возможности в современных условиях. Руководитель профессиональной организации должен хорошо понимать, с какими трудностями он может столкнуться, как их исправить и какую в итоге пользу он получит от внедрения новшеств в систему
Принцип «непрерывного улучшения» является одним из основных моментов деятельности системы менеджмента качества в организациях профессионального образования (далее, ПОО). Поскольку требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2000 [13-15;17], внедренные в работу ПОО, предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, не исключая проведение комплексной самооценки.
Ситуация побудившая внедрить в образовательные профессиональные организации систему менеджмента качества (далее, СМК) заключалась в несформированности и неоднозначности понятия «качество» в области профессионального образования и, как следствие, отсутствием критериев его оценки.
Мерами по изменению ситуации стали действия по реформе системы образования. В течение последних лет был принят целый ряд документов [18, 24, 39, 85], призванных в корне изменить ситуацию в сфере образования - проблема качества образования вышла за рамки педагогического сообщества и приобрела государственный статус.
Необходимость государственного контроля качества образования определило и вступление России во Всемирную торговую организацию, вхождение в Болонский процесс: создание Европейской сети организаций контроля качества (ENQA), что подразумевает сертификацию образовательных организаций независимыми экспертами.
Теоретические подходы к понятию «качество» при оценке профессионального образования были неоднозначны, в связи с чем стала активно внедрятся система менеджмента качества в образовательных профессиональных организациях, на основе рассмотренных ранее стандартов МС ИСО серии 9000. Наиболее популярной среди ПОО стала модель СМК, основанная на ГОСТ Р ИСО 9001-2008, так как подходит для формирования СМК организаций, оказывающих услуги. Так как с периода внедрения данного документа произошли изменения, то требуется усовершенствовать внедренную раннее систему качества в соответствии с новыми требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015.
«Работа по повышению качества профессионального образования основывается на традиционном понимании оценки качества как уровня освоения предметных знаний и компетенций, включенных в профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. Параметры оценки качества профессионального образования, сложившиеся в РФ, не в полной мере отражают многообразие составляющих рассматриваемого понятия. Проводимая сегодня оценка качества профессионального образования выявляет только соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, делая упор на процедурных моментах и оценивая формальные показатели организации образовательного процесса. Актуальным является анализ и совершенствование концепции ориентации профессионального образования на рынок труда, поскольку на практике ориентация происходит на региональные рынки труда, исходя из сегодняшнего, а не перспективного уровня экономического и технологического развития», - следует из информации, имеющейся в распоряжении агентства АГН «Москва» о создании группы экспертно - аналитического исследования [4].
В сообщении отмечается, что целью экспертно - аналитического исследования является анализ современного правового регулирования системы управления качеством профессионального образования в России, исследований сложившихся систем менеджмента качества образования и формирование рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством профессионального образования.
Степень разработанности темы исследования. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления СМК.
Среди зарубежных исследователей значительный вклад в изучение теоретических и практических аспектов управления организацией на основе принципов качества внесли А. Стефен, Т. Конти, Р.Дж. Крейг, Жан- Жак Ламбещ, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А. Митчел, У.Оучи, Ф.У. Тейлор, и др.
Вопросы системы управления качеством рассматривался в работах В.И. Байденко, И.С. Плаксий, В.М. Кожухар, Г.А. Лукичева, Ю.П. Адлер, А.И. Кочетова, А.А. Акматова, А. Фейгенбаума и др.
В настоящее время ведется активная работа в области исследования качества в организациях профессионального образования, что отражается в возросшем количестве публикаций, затрагивающих проблемы измерения удовлетворенности потребителей, а также оценки удовлетворенности и вовлеченности сотрудников в сфере предоставления образовательных услуг. Таким образом, необходимость разработки методических инструментов для совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования стоит по прежнему приоритетной задачей в масштабах сообщества профессионального образования, что и определило выбор темы магистерской диссертации, ее цели и задачи, предмет и объект исследования.
Объектом исследования выступает система менеджмента качества профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Предметом являются методы повышения эффективности системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Целью исследования является совершенствование системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить формирование системы качества в организациях профессионального образования;
2) определить основные методы оценки процессов системы менеджмента качества в организациях профессионального образования;
3) определить методы управления качеством в организациях профессионального образования;
4) дать характеристику СМК в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
5) разработать методы повышения эффективности системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Решение поставленных задач основывалось на использовании комплекса научно-педагогических методов исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный, методологический анализ предмета исследования, теоретическое обобщение, прогнозирование;
эмпирические: опросно-диагностические (тестирование, обобщение независимых характеристик, оценивание).
Гипотеза научного исследования заключается в том, что организации профессионального образования могут достичь преимущества в усиливающейся конкуренции за счет совершенствования системы менеджмента качества при условии:
- качественного управления образовательными системами и процессами;
- создания эффективной системы независимой экспертизы и контроля качества с учетом оптимальных для ПОО форм и методов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили материалы и труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента качества, теории управления качеством в профессиональном образовании, исследования, посвященного проблемам внедренной ранее СМК в организациях профессионального образования: М.А. Коджешау, Л.В. Курзаевой, В.И. Байденко, С.А. Чичилановой, Б.Голд, Э. Коулмэн, О. Моун, Н.Ш. Никитиной, М.С. Антропова, И.Г Овчинниковой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет существующие концепции управления качеством подготовки специалистов. В нем определены принципы построения системы управления качеством подготовки специалистов, выявлены тенденции развития профессионального образования, обуславливающие необходимость создания систем управления качеством и методов экспертизы уровня подготовки специалистов в образовательных профессиональных организациях.
Практическая значимость. Результаты исследований в области совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования могут быть использованы при управлении профессиональной образовательной организацией, позволяющие обеспечивать эффективность работы, с целью расширения и/или изменения занимаемой рыночной ниши на рынке образовательных услуг с сохранением высоких показателей качества.
Апробация результатов исследования, его основные результаты, были изложены и получили одобрение в ходе выступлений: I научно-практическая конференция преподавателей «Современные тенденции, направления и подходы в развитии среднего профессионального образования» (г. Челябинск, ГБПОУ «ЧТТЛП», 23.01.2019 г.), Заседания областного методического объединения по УГС 29.00.00 (г. Челябинск, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», 2018 - 2019 гг.), конференции между представителями сетевого партнерства по вопросам непрерывного профессионального образования и самоопределения студентов СПО и ВО (г. Челябинск, ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ/ППИ» - ГБПОУ «ЧТТЛП», 2018 г.).
Научная новизна работы состоит в развитии теоретических и методических положений для организаций профессионального образования связанных с совершенствованием системы менеджмента качества с точки зрения удовлетворения требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Положения, выносимые на защиту:
1. аналитическое исследование научных понятий: «качество образования», «планирование качества», «менеджмент образования», «объект и субъект менеджмента», «объект и субъект управления».
2. идентифицированный уровень реализуемой системы менеджмента качества в условиях профессиональной образовательной организации.
3. обоснована необходимость реструктуризации действующей системы менеджмента качества базы исследования на соответствие требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с формулировкой новой миссии, целей и задач ПОО.
4. предложенный комплекс авторских подходов повышения эффективности действующей системы менеджмента качества в ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Этапы проведенных исследований:
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2018 г.) производилось осмысление темы исследования, определялось состояние проблемы существующей системы качества в организациях профессионального образования в научной литературе и педагогической практике. В процессе изучения проблемы были определены позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.).
На втором этапе (январь - июль 2019 г.) уточнялись задачи, гипотеза исследования, выявлялись специфика и особенности существующих систем менеджмента качества в организациях профессионального образования и конкретно в профессиональной образовательной организации, послужившей базой для исследования.
Анализировалась внешняя и внутренняя среда образовательной профессиональной организации по теме исследования, формировались предложения по реструктуризации существующей системы менеджмента качества базы исследования.
Третий этап (июль - декабрь 2019 г.) включал разработку авторских подходов по совершенствованию существующей системы менеджмента качества и уточнение установленных раннее теоретико-поисковых гипотез, итоговую обработку результатов исследования и их обобщение.
Базой исследования является: ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности». Юридический адрес: 454106, г. Челябинск, ул. Речная, 1-А.
Публикации результатов исследования. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научных статьи в рецензируемых научных изданиях определенных ВАК при Минобрнауки России. Все публикации по теме диссертации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключение, списка литературы, приложения.
Во введении представлены актуальность темы исследования, цели и задачи по проблеме исследования, выделены объект и предмет.
Первая глава посвящена теоретическим основам совершенствования системы менеджмента качества в организациях профессионального образования.
Вторая глава посвящена результатам экспериментальной работы по совершенствованию системы менеджмента качества в организации профессионального образования ГБПОУ «ЧТТЛП».
В заключении приводятся выводы, сделанные в процессе работы. Основной объем магистерской диссертации составляет 92 страницы основного текста и приложения, в том числе 13 рисунков и 4 таблиц. Список литературы содержит 97 источников.
Цель исследования, которая в совершенствовании системы менеджмента качества образовательной профессиональной организации на примере ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» достигнута, путем решения поставленных задач.
Осуществив теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных системе менеджмента качества, в которых рассматривались основные понятия качества образования, существующие методы повышения эффективности СМК, можно констатировать, что сегодня явственно наметилась тенденция к признанию качества в единстве его двух сторон - процессуальной и результатирующей. Данную систему предлагается рассматривать как часть управления, направленного применительно к качеству результатов деятельности организации профессионального образования и ее бизнес- единиц, процессов и менеджмента в целом, направленную на обеспечение баланса между удовлетворением требований различных групп заинтересованных сторон и успешности результатов при оказании образовательных услуг. Это позволяет рассматривать СМК в ПОО как единую, но мобильную систему.
Сложившиеся системы оценки качества образования в РФ отличаются подходами с принятыми в прошлом. Особенностью оценки качества профессионального образования в России является то, что, в последние годы наметилась тенденция для улучшения своей деятельности процесса самооценки.
В контексте проведенного исследования существенным является процессуальная сторона качества, а именно - разработка системы управления качеством подготовки специалистов. Под системой управления качеством подготовки специалистов понимается совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для удовлетворения установленных и ожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей.
При разработке систем управления качеством подготовки специалистов наиболее эффективным и комплексным, выявлено, что более адаптирован системный подход, основанный на создании системы управления качеством, соответствующей стандартам серии ИСО, предполагающий установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Например, учет негосударственного сектора в системе профессионального образования России способствует решению разнообразных социальных задач, в частности, расширяет возможности доступа к образованию для граждан, позволяет создавать новые рабочие места, в определенной мере разгружает бюджеты различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения.
Очевидным фактом остается необходимость учитывать «самобытность» в содержании и организации учебного процесса и сохранение главного конкурентного преимущества - гибкости, быстроты адаптации к изменяющимся потребностям рынка.
Совершенствование системы управления качеством подготовки специалистов возможно при наличии определенных организационно - педагогических условий: мотивация персонала, совершенствование организационной структуры управления, административно-общественный мониторинг.
Совершенствование организационной структуры управления качеством предполагает введение в структуру управления профессиональной образовательной организации соответствующих органов, в частности, руководителя по качеству (руководитель сектором СМК), с последующим делегированием ему полномочий в сфере административно-общественного мониторинга качества подготовки специалистов.
В результате реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности профессиональной образовательной организации путем совершенствования системы менеджмента качества, по предполагаемым прогнозам возможно получить увеличение контингента обучающихся, создание новых возможностей для конкуренции на рынке образовательных услуг, ориентирование на социальное партнерство с привлечением независимых экспертов для оценки качества.
Вследствие этого, принята и реализована следующая логика создания системы качества техникума:
голос потребителя - требования потребителя - политика техникума в области качества - цели в области качества и показатели их достижения - совокупность процессов для достижения целей в области качества - улучшение показателей процессов (показателей достижения целей) с помощью системы качества.
Осуществив теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных системе менеджмента качества, в которых рассматривались основные понятия качества образования, существующие методы повышения эффективности СМК, можно констатировать, что сегодня явственно наметилась тенденция к признанию качества в единстве его двух сторон - процессуальной и результатирующей. Данную систему предлагается рассматривать как часть управления, направленного применительно к качеству результатов деятельности организации профессионального образования и ее бизнес- единиц, процессов и менеджмента в целом, направленную на обеспечение баланса между удовлетворением требований различных групп заинтересованных сторон и успешности результатов при оказании образовательных услуг. Это позволяет рассматривать СМК в ПОО как единую, но мобильную систему.
Сложившиеся системы оценки качества образования в РФ отличаются подходами с принятыми в прошлом. Особенностью оценки качества профессионального образования в России является то, что, в последние годы наметилась тенденция для улучшения своей деятельности процесса самооценки.
В контексте проведенного исследования существенным является процессуальная сторона качества, а именно - разработка системы управления качеством подготовки специалистов. Под системой управления качеством подготовки специалистов понимается совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для удовлетворения установленных и ожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей.
При разработке систем управления качеством подготовки специалистов наиболее эффективным и комплексным, выявлено, что более адаптирован системный подход, основанный на создании системы управления качеством, соответствующей стандартам серии ИСО, предполагающий установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Например, учет негосударственного сектора в системе профессионального образования России способствует решению разнообразных социальных задач, в частности, расширяет возможности доступа к образованию для граждан, позволяет создавать новые рабочие места, в определенной мере разгружает бюджеты различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения.
Очевидным фактом остается необходимость учитывать «самобытность» в содержании и организации учебного процесса и сохранение главного конкурентного преимущества - гибкости, быстроты адаптации к изменяющимся потребностям рынка.
Совершенствование системы управления качеством подготовки специалистов возможно при наличии определенных организационно - педагогических условий: мотивация персонала, совершенствование организационной структуры управления, административно-общественный мониторинг.
Совершенствование организационной структуры управления качеством предполагает введение в структуру управления профессиональной образовательной организации соответствующих органов, в частности, руководителя по качеству (руководитель сектором СМК), с последующим делегированием ему полномочий в сфере административно-общественного мониторинга качества подготовки специалистов.
В результате реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности профессиональной образовательной организации путем совершенствования системы менеджмента качества, по предполагаемым прогнозам возможно получить увеличение контингента обучающихся, создание новых возможностей для конкуренции на рынке образовательных услуг, ориентирование на социальное партнерство с привлечением независимых экспертов для оценки качества.
Вследствие этого, принята и реализована следующая логика создания системы качества техникума:
голос потребителя - требования потребителя - политика техникума в области качества - цели в области качества и показатели их достижения - совокупность процессов для достижения целей в области качества - улучшение показателей процессов (показателей достижения целей) с помощью системы качества.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы менеджмента качества на промышленном предприятии на примере ООО «Таргин Механосервис»
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ИНСТРУМЕНТАРИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2021 - Управление качеством продукции (на материалах ТОО «Белорусская шина»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - НЕПРЕРЫВНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ( НА ПРИМЕРЕ МБУ «СЦОКО»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Управление качеством образования в ВУЗе
на примере Института Управления, Экономики и Финансов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование мониторинга результативности процессов системы менеджмента качества на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



