ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ 9
1.1. Научно-педагогический анализ этнокультурного развития
личности в образовательном процессе 9
1.2. Потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии
студентов-хореографов 14
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-
ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТАТАРСКИХ
НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ 24
2.1. Диагностика этнокультурного развития студентов-хореографов 24
2.2. Авторская программа этнокультурного развития студентов-
хореографов «Чудесный мир - татарский танец» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ 9
1.1. Научно-педагогический анализ этнокультурного развития
личности в образовательном процессе 9
1.2. Потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии
студентов-хореографов 14
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-
ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТАТАРСКИХ
НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ 24
2.1. Диагностика этнокультурного развития студентов-хореографов 24
2.2. Авторская программа этнокультурного развития студентов-
хореографов «Чудесный мир - татарский танец» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Обращение к идее этнокультурного развития как одной из важнейших задач образовательной деятельности обретает особую значимость в современных условиях активизации процессов глобализации, стирания языковых, географических и культурных границ. Этнокультурное развитие выступает центральной проблемой современного этнокультурного образования, т.к. от того, насколько глубоко человек знаком со своей родной культурой зависит не только его готовность постигать, сохранять и развивать уникальные национальные традиции, но и способность принимать культуру другого народа, ценить самобытность его народного художественного наследия.
Этнокультурное развитие осуществляется на протяжении всей жизни человека, зависит от множества внутренних психологических и внешних социально-педагогических факторов, однако особую роль в данном процессе играет система образования, позволяющая организовать его по научно обоснованным принципам, в соответствии с закономерностями этнокультурного развития общества и личности.
В Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года» указывается на необходимость внедрения эффективных отечественных и зарубежных образовательных технологий, методов и приемов в учебно-воспитательный процесс с целью формирования интереса учащихся к предметам этнокультурной составляющей образовательной программы; важность совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для системы национального образования, в том числе для содействия образовательным организациям с этнокультурным (татарским) компонентом за пределами Республики Татарстан в удовлетворении кадровых потребностей.
Ярким воплощением духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, передаваемых от поколения к поколению, является этнокультурное наследие, включающее этнохудожественное творчество, традиционные народные праздники, музыкальный и танцевальный фольклор.
Этнокультурное развитие студентов-хореографов в
Татарстане осуществляется в процессе изучения целого ряда дисциплин, представляющих богатство национальных художественных традиций республики и составляющих национально-региональный компонент образовательной программы.
Богатейший потенциал в аспекте этнокультурного развития заложен в татарском танцевальном искусстве, отображающем традиционные элементы национальной культуры татар средствами хореографической
пластики.Перспективным направлением в организации этнокультурного развития студентов-хореографов в учебном процессе является изучение этнического своеобразия народных танцев различных субэтносов татар, проживающих не только в Татарстане, но и за его пределами.
Степень изученности проблемы.Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены труды культурологов, этнологов JI.H. Гумилева, Г.Д. Гачева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьеваи др.
Теоретическое обоснование роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека представлено в работах Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева и др.
Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, JI.A. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других авторов.
Особенности народной хореографии и методические основы преподавания народно-сценического танца представлены в трудах Л.Д. Блока, Ф.В. Лопуховой, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.
Вопросам татарской культуры и народной хореографии отдельных этнических групп татар посвящены работы Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, В.Н. Горшкова, Г.Х. Тагирова, Д.И. Умерова, Р.К. Уразмановойи др.
Однако специальных трудов, посвященных проблеме этнокультурного развития студентов-хореографов в процессе освоения татарских народных танцев разных этнических групп, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная разработанность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: каков потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии студентов- хореографов?
Цель исследования-провести научно-теоретический анализ проблемы этнокультурного развития студентов-хореографов, разработать авторскую программу этнокультурного развития студентов-хореографов в процессе освоения татарских народных танцев разных этнических групп«Чудесный мир - татарский танец».
Объект исследования:профессиональная подготовка студентов-
хореографов.
Предмет исследования: этнокультурное развитие студентов-
хореографов в процессе освоения татарских народных танцев.
Гипотеза исследования: этнокультурное развитие студентов- хореографов будет осуществляться более эффективно:
- при организации профессиональной подготовки студентов- хореографов с учетом особенностей этнокультурного развития личности;
5
- при реализации в процессе подготовки студентов-хореографов авторской программы этнокультурного развития «Чудесный мир - татарский танец», основанной на изучении народных танцев различных субэтносов татар.
Задачи исследования:
1. Провести научно-педагогический анализ этнокультурного развития личности в образовательном процессе.
2. Раскрыть потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии студентов-хореографов.
3. Провести диагностику этнокультурного развития студентов- хореографов.
4. Разработать и апробировать авторскую программу этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец».
Методы исследования.В работе использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных и интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование,
педагогический эксперимент.
Методологическая основа работы: теоретические положения, раскрывающие основы этнокультурного образования; научно-методические и творческие работы в области татарской народной хореографии (Г.Х. Тагиров, Д.И. Умеров и др.); методические основы преподавания народно-сценического танца (Т.С. Ткаченко, Г.П. Гусев и др.)
Новизна исследования заключается в том, что:
- расширено представление об особенностях татарских народных танцев разных этнических групп (поволжских, крымских, сибирских и др.), традициях в аспекте их хореографической лексики, бытования в контексте национальной культуры, сценографии и костюма;
- на основе сравнительного анализа народных танцев различных субэтносов татар выявлены черты, отражающие художественное своеобразие и сходство их хореографической лексики;
- разработано содержание авторской программы этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования расширено представление о многообразии и художественной самобытности хореографической культуры татар разных этнических групп (поволжских, крымских, сибирских и др.), особенностях татарских народных танцев в аспекте хореографической лексики, сценографии и костюма.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования данного исследовательского опыта в дальнейшей разработке проблематики, связанной с татарской хореографической культурой. Материалы исследования могут быть использованы в рамках профессиональной подготовки студентов-хореографов, учащихся хореографических школ и студий; применяться в практической деятельности хореографов - руководителей самодеятельных коллективов.
Этапы исследования.
Первый этап (2015) - осмысление основных теоретических положений, касающихся проблемы исследования.
Второй этап (2016) - изучение литературы по проблемам народного танцевального исполнительства; обогащение исполнительских навыков в области татарской хореографии; изучение особенностей исполнения татарских народных танцев разных этнических групп.
Третий этап (2017) - уточнение теоретических и методических
установок работы; разработка авторской программы этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец»; оформление текста исследования.
Этнокультурное развитие осуществляется на протяжении всей жизни человека, зависит от множества внутренних психологических и внешних социально-педагогических факторов, однако особую роль в данном процессе играет система образования, позволяющая организовать его по научно обоснованным принципам, в соответствии с закономерностями этнокультурного развития общества и личности.
В Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года» указывается на необходимость внедрения эффективных отечественных и зарубежных образовательных технологий, методов и приемов в учебно-воспитательный процесс с целью формирования интереса учащихся к предметам этнокультурной составляющей образовательной программы; важность совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для системы национального образования, в том числе для содействия образовательным организациям с этнокультурным (татарским) компонентом за пределами Республики Татарстан в удовлетворении кадровых потребностей.
Ярким воплощением духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, передаваемых от поколения к поколению, является этнокультурное наследие, включающее этнохудожественное творчество, традиционные народные праздники, музыкальный и танцевальный фольклор.
Этнокультурное развитие студентов-хореографов в
Татарстане осуществляется в процессе изучения целого ряда дисциплин, представляющих богатство национальных художественных традиций республики и составляющих национально-региональный компонент образовательной программы.
Богатейший потенциал в аспекте этнокультурного развития заложен в татарском танцевальном искусстве, отображающем традиционные элементы национальной культуры татар средствами хореографической
пластики.Перспективным направлением в организации этнокультурного развития студентов-хореографов в учебном процессе является изучение этнического своеобразия народных танцев различных субэтносов татар, проживающих не только в Татарстане, но и за его пределами.
Степень изученности проблемы.Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены труды культурологов, этнологов JI.H. Гумилева, Г.Д. Гачева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьеваи др.
Теоретическое обоснование роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека представлено в работах Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева и др.
Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, JI.A. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других авторов.
Особенности народной хореографии и методические основы преподавания народно-сценического танца представлены в трудах Л.Д. Блока, Ф.В. Лопуховой, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.
Вопросам татарской культуры и народной хореографии отдельных этнических групп татар посвящены работы Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, В.Н. Горшкова, Г.Х. Тагирова, Д.И. Умерова, Р.К. Уразмановойи др.
Однако специальных трудов, посвященных проблеме этнокультурного развития студентов-хореографов в процессе освоения татарских народных танцев разных этнических групп, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная разработанность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: каков потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии студентов- хореографов?
Цель исследования-провести научно-теоретический анализ проблемы этнокультурного развития студентов-хореографов, разработать авторскую программу этнокультурного развития студентов-хореографов в процессе освоения татарских народных танцев разных этнических групп«Чудесный мир - татарский танец».
Объект исследования:профессиональная подготовка студентов-
хореографов.
Предмет исследования: этнокультурное развитие студентов-
хореографов в процессе освоения татарских народных танцев.
Гипотеза исследования: этнокультурное развитие студентов- хореографов будет осуществляться более эффективно:
- при организации профессиональной подготовки студентов- хореографов с учетом особенностей этнокультурного развития личности;
5
- при реализации в процессе подготовки студентов-хореографов авторской программы этнокультурного развития «Чудесный мир - татарский танец», основанной на изучении народных танцев различных субэтносов татар.
Задачи исследования:
1. Провести научно-педагогический анализ этнокультурного развития личности в образовательном процессе.
2. Раскрыть потенциал татарских народных танцев в этнокультурном развитии студентов-хореографов.
3. Провести диагностику этнокультурного развития студентов- хореографов.
4. Разработать и апробировать авторскую программу этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец».
Методы исследования.В работе использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных и интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование,
педагогический эксперимент.
Методологическая основа работы: теоретические положения, раскрывающие основы этнокультурного образования; научно-методические и творческие работы в области татарской народной хореографии (Г.Х. Тагиров, Д.И. Умеров и др.); методические основы преподавания народно-сценического танца (Т.С. Ткаченко, Г.П. Гусев и др.)
Новизна исследования заключается в том, что:
- расширено представление об особенностях татарских народных танцев разных этнических групп (поволжских, крымских, сибирских и др.), традициях в аспекте их хореографической лексики, бытования в контексте национальной культуры, сценографии и костюма;
- на основе сравнительного анализа народных танцев различных субэтносов татар выявлены черты, отражающие художественное своеобразие и сходство их хореографической лексики;
- разработано содержание авторской программы этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования расширено представление о многообразии и художественной самобытности хореографической культуры татар разных этнических групп (поволжских, крымских, сибирских и др.), особенностях татарских народных танцев в аспекте хореографической лексики, сценографии и костюма.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования данного исследовательского опыта в дальнейшей разработке проблематики, связанной с татарской хореографической культурой. Материалы исследования могут быть использованы в рамках профессиональной подготовки студентов-хореографов, учащихся хореографических школ и студий; применяться в практической деятельности хореографов - руководителей самодеятельных коллективов.
Этапы исследования.
Первый этап (2015) - осмысление основных теоретических положений, касающихся проблемы исследования.
Второй этап (2016) - изучение литературы по проблемам народного танцевального исполнительства; обогащение исполнительских навыков в области татарской хореографии; изучение особенностей исполнения татарских народных танцев разных этнических групп.
Третий этап (2017) - уточнение теоретических и методических
установок работы; разработка авторской программы этнокультурного развития студентов-хореографов «Чудесный мир - татарский танец»; оформление текста исследования.
В результате проведенного сравнительного анализа татарских народных танцев с целью выявления художественного своеобразия и сходства их хореографической лексики, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования татарских народных танцев обусловлена научной неразработанностью данного пласта национальной культуры России в области фольклористики и этнографии, этнохореографии и методики преподавания народно-сценического танца. Хореография татарского народа - одна из наименее исследованных областей фольклористики России. Научное изучение татарских народных танцев перспективно с хореографической точки зрения (в аспекте повышения профессионального уровня постановщиков и исполнителей танцев народов России), в плане дальнейшего выявления этнокультурных особенностей развития региона, педагогической целесообразности их изучения в контексте фольклора народов России.
Танцевальная культура народов России очень разнообразна: своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений танца каждого народа. У каждого субэтноса есть своя манера и отличительные черты исполнения народного танца, которые являются ярким проявлением его духовной жизни, достоянием национальной культуры региона. Специфические особенности танца проявляются как в композиции танца, пластике движений, так и танцевальных мелодиях, национальном костюме.
В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных особенностей в танцах поволжских народов много общего, интернационального, что является результатом этнокультурного взаимодействия народов. Народная хореография татар имеет много общего с народными танцами других регионов России: она синкретична по своей природе, поскольку связана с декоративно-прикладным, словесным, музыкальным и театральным творчеством; отражает исконные пространственно-временные ориентиры, сложившиеся в этнокультурном сознании народа под влиянием мифологических, природных и социально-исторических условий жизни этноса.
Этническое мировоззрение, характеризующее духовную и социально¬культурную жизнь народа, облекается в народном танце в канонические знаки хореографической пластики: лексику, танцевальные движения, жестикуляцию, мимику танцора.
Наличие универсальных движений в лексике татарской хореографии связано с результатом этнического и культурного взаимодействия народов. Так, движения многих женских танцев пластически изображают трудовой процесс девушек и женщин: прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье, ручную уборку урожая при помощи серпа. Трудовые процессы татары показывали в танце похожими способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковый смысловой текст и имеют одинаковую смысловую характеристику.
Свою стеснительность одинаково показывали, как бы прикрывая рукой лицо. Но в татарском танце лицо прикрывалось накидкой от калфака, либо шалью. Скромность давала еще больший интерес со стороны юношей. Вызывающее поведение считалось вульгарным тоном.
Однако есть различия в танцевальной лексике женских танцев. К примеру, в чувашском женском танце ладони рук всегда направлены вниз, либо полу сжаты в кулак. Это объясняется тем, что женщины и девушки старались скрывать трудовые мозолистые ладони. И этими «рабочими» ладонями чувашские девушки никогда не поднимали подол платья, в отличие от татарок, которые демонстрировали красоту своего наряда, в частности платья и фартука.
Как было показано в работе, в татарском городском танце девушки старались показать свои многочисленные украшения на руках. Поэтому движения кистей рук были более пластичными и демонстративными. Они также «хвастались» накосными украшениями из серебра или позолоты («чулпы»).
Движения ног татарских девушек также акцентированы на показ «ичигов», богато украшенных красивой национальной вышивкой, мастерства и ловкости движений ног (этому способствовала длина танцевального костюма - она была не ниже середины икры ног).
женский танец характеризуется отсутствием вольности движений рук, свободы и простора пластики. Украшения женского костюма (нагрудник «чаклама» и головной убор «тухья» или «хушпу») из монеток во время дробных движений и покачиваний гремели, и тем самым, по поверию, отпугивали злых духов и нечистую силу.
Многие мужские татарские танцы, также как и женские, возникли на основе трудовой деятельности. В татарском танце «Урак есте» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. В танцах «Тракторист», «Картошка», «Золотая пшеница», «Птичница и дояр», «На колхозной ферме», «Веревочка», «Влюбленные строители» раскрываются особенности трудового процесса.
Танцевальные элементы, например, изображающие бег коня или имитирующие повадки различных животных, присутствуют в танцах близких по духу праздников «Науруз» и «Сабантуй».
Отличие мужского танца проявляется в хлопках танцоров в ладоши, движениях рук с хлыстом, мелких выстукиваниях - переборах ног («тыпырдык»), наклонах корпуса, множестве присядок по выворотной и по шестой позициям. В мужском татарском танце ноги не поднимались выше колен, а в чувашском есть элементы, напоминающие «Русские» батманы.
На основе анализа композиции национального татарского танца «Веселый праздник», а также ярких примеров татарской национальной хореографии, представленных в сценическом творчестве ведущих российских хореографических коллективов, были выявлены общие и уникальные черты, характерные для татарских народных танцев, разработано содержание авторской хореографической композиции «Казано-крымско- 58
астрахано-сибирский танец “Единство”», основанной на традиционных элементах татарских народных танцев. В процессе разработки и постановки татарских народных танцев были раскрыты методические особенности, которые необходимо учитывать в ходе разработки танцевальной композиции народно-сценических жанров.
Актуальность исследования татарских народных танцев обусловлена научной неразработанностью данного пласта национальной культуры России в области фольклористики и этнографии, этнохореографии и методики преподавания народно-сценического танца. Хореография татарского народа - одна из наименее исследованных областей фольклористики России. Научное изучение татарских народных танцев перспективно с хореографической точки зрения (в аспекте повышения профессионального уровня постановщиков и исполнителей танцев народов России), в плане дальнейшего выявления этнокультурных особенностей развития региона, педагогической целесообразности их изучения в контексте фольклора народов России.
Танцевальная культура народов России очень разнообразна: своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений танца каждого народа. У каждого субэтноса есть своя манера и отличительные черты исполнения народного танца, которые являются ярким проявлением его духовной жизни, достоянием национальной культуры региона. Специфические особенности танца проявляются как в композиции танца, пластике движений, так и танцевальных мелодиях, национальном костюме.
В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных особенностей в танцах поволжских народов много общего, интернационального, что является результатом этнокультурного взаимодействия народов. Народная хореография татар имеет много общего с народными танцами других регионов России: она синкретична по своей природе, поскольку связана с декоративно-прикладным, словесным, музыкальным и театральным творчеством; отражает исконные пространственно-временные ориентиры, сложившиеся в этнокультурном сознании народа под влиянием мифологических, природных и социально-исторических условий жизни этноса.
Этническое мировоззрение, характеризующее духовную и социально¬культурную жизнь народа, облекается в народном танце в канонические знаки хореографической пластики: лексику, танцевальные движения, жестикуляцию, мимику танцора.
Наличие универсальных движений в лексике татарской хореографии связано с результатом этнического и культурного взаимодействия народов. Так, движения многих женских танцев пластически изображают трудовой процесс девушек и женщин: прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье, ручную уборку урожая при помощи серпа. Трудовые процессы татары показывали в танце похожими способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковый смысловой текст и имеют одинаковую смысловую характеристику.
Свою стеснительность одинаково показывали, как бы прикрывая рукой лицо. Но в татарском танце лицо прикрывалось накидкой от калфака, либо шалью. Скромность давала еще больший интерес со стороны юношей. Вызывающее поведение считалось вульгарным тоном.
Однако есть различия в танцевальной лексике женских танцев. К примеру, в чувашском женском танце ладони рук всегда направлены вниз, либо полу сжаты в кулак. Это объясняется тем, что женщины и девушки старались скрывать трудовые мозолистые ладони. И этими «рабочими» ладонями чувашские девушки никогда не поднимали подол платья, в отличие от татарок, которые демонстрировали красоту своего наряда, в частности платья и фартука.
Как было показано в работе, в татарском городском танце девушки старались показать свои многочисленные украшения на руках. Поэтому движения кистей рук были более пластичными и демонстративными. Они также «хвастались» накосными украшениями из серебра или позолоты («чулпы»).
Движения ног татарских девушек также акцентированы на показ «ичигов», богато украшенных красивой национальной вышивкой, мастерства и ловкости движений ног (этому способствовала длина танцевального костюма - она была не ниже середины икры ног).
женский танец характеризуется отсутствием вольности движений рук, свободы и простора пластики. Украшения женского костюма (нагрудник «чаклама» и головной убор «тухья» или «хушпу») из монеток во время дробных движений и покачиваний гремели, и тем самым, по поверию, отпугивали злых духов и нечистую силу.
Многие мужские татарские танцы, также как и женские, возникли на основе трудовой деятельности. В татарском танце «Урак есте» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. В танцах «Тракторист», «Картошка», «Золотая пшеница», «Птичница и дояр», «На колхозной ферме», «Веревочка», «Влюбленные строители» раскрываются особенности трудового процесса.
Танцевальные элементы, например, изображающие бег коня или имитирующие повадки различных животных, присутствуют в танцах близких по духу праздников «Науруз» и «Сабантуй».
Отличие мужского танца проявляется в хлопках танцоров в ладоши, движениях рук с хлыстом, мелких выстукиваниях - переборах ног («тыпырдык»), наклонах корпуса, множестве присядок по выворотной и по шестой позициям. В мужском татарском танце ноги не поднимались выше колен, а в чувашском есть элементы, напоминающие «Русские» батманы.
На основе анализа композиции национального татарского танца «Веселый праздник», а также ярких примеров татарской национальной хореографии, представленных в сценическом творчестве ведущих российских хореографических коллективов, были выявлены общие и уникальные черты, характерные для татарских народных танцев, разработано содержание авторской хореографической композиции «Казано-крымско- 58
астрахано-сибирский танец “Единство”», основанной на традиционных элементах татарских народных танцев. В процессе разработки и постановки татарских народных танцев были раскрыты методические особенности, которые необходимо учитывать в ходе разработки танцевальной композиции народно-сценических жанров.



