Педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением средствами хип- хоп культуры
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий 10 исследования: девиантное поведение, педагогическая реабилитация
1.2 История возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России 25
1.3 Особенности педагогической реабилитации подростков с 40
девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
Выводы по главе I 54
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по педагогической реабилитации младших подростков в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ
2.1 Педагогические условия педагогической реабилитации 58 подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по 80 проверке эффективности процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
Выводы по главе II 89
Заключение 93
Список литературы 99
Приложение 107
Глава I. Теоретические аспекты педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением средствами хип- хоп культуры
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий 10 исследования: девиантное поведение, педагогическая реабилитация
1.2 История возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России 25
1.3 Особенности педагогической реабилитации подростков с 40
девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
Выводы по главе I 54
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по педагогической реабилитации младших подростков в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ
2.1 Педагогические условия педагогической реабилитации 58 подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по 80 проверке эффективности процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры
Выводы по главе II 89
Заключение 93
Список литературы 99
Приложение 107
Актуальность исследования. Значительные деформационные процессы в социально-экономической и духовной жизни российского общества заметно увеличивают спектр проблем детства, усиливают влияние на подрастающие поколение криминогенных факторов, стимулируют беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство, ухудшение здоровья детей, появление различных форм девиантного поведения.
Сложившаяся ситуация требует от общества переоценки используемых технологий работы с трудными детьми, изучения потенциалов различных социальных институтов в коррекции и педагогической реабилитации их отклоняющегося поведения, в снижении деформирующего воздействия негативных влияний окружающей среды.
Трудные подростки в большей степени нуждаются в помощи и поддержке государства. На сегодняшний день принято ряд нормативно-законодательных актов на международном, федеральном, региональном уровнях: Конвенция ООН о правах ребёнка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30.09.2000 г., Конституция РФ (от 12.12.1993 г.), Семейный Кодекс РФ (ред. от
01.05.2017г.), Гражданский Кодекс РФ (ред. от 28.03.2017 г.), Уголовный Кодекс РФ (ред. от 17.04.2017 г.), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 28.12.2016 г.), ФЗ «Об образовании» (ред. от 12.11.2012г.), ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 28.12.2013 г.), Указ Президента РФ «Об
уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка (от 01.09.2009 г.), Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» (от 21.03.2007 г.) [64,65,66,67,74,75,78,79,80,82].
Воспитанию культуры высоких общественных чувств, становлению духовного мира личности признано помочь искусство, которое воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание с помощью специфических средств, помогает преодолеть внутреннею дисгармонию, воспринять общечеловеческие ценности. Искусство, таким образом, является посредником между обществом и человеком, способствует превращению ценностей общества в систему ценностей личности, благодаря чему осуществляется развитие ее социальных и нравственных качеств.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблема педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением рассматривается в исследованиях ученых из различных областей наук и относится к межпредметной категории.
Проблема дезадаптации подростков рассматривается в исследованиях психологов, педагогов Б.Н.Алмазова, М.А.Алемаскиной, А.С.Белкина, С.А.Беличевой, Н.Н.Верцинской, А.Г.Ковалева, А.И.Кочетова,
Э.Ш.Натанзона, А.А.Реан, В.Г.Степанова, и др. Учеными рассмотрена проблема коррекции поведения и методики перевоспитания девиантных подростков.
Особенности развития несовершеннолетнего правонарушителя рассмотрены в исследованиях юристов Ю.М.Антоняна, В.Н.Кудрявцева и др.
Основы социологии девиантного поведения были исследованы в трудах Э.Дюркгейма, получили развитие в исследованиях Р.Мертона. В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И.Гилинского.
Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассмотрены в работах таких ученых как Л.С.Выготский, Б.МТеплов, Д.Б.Эльконин и др.; исследованием комплексного влияния различных видов искусств на нравственное формирование личности занимались Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.
Интерес для нашего исследования представляют труды Р.В.Захарова, Л.Н.Сляднеевой, Т.С.Ткаченко, и др. в них рассмотрены возможности формирования личности ребенка средствами хореографического искусства.
Педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся с использованием потенциала хип-хоп культуры раскрывается в диссертационных исследованиях Л.И.Мельник, С.В.Иванова и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением подтверждается рядом противоречий, которые фиксируются между:
- возросшей необходимостью организации педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением и недостаточной разработанностью ее теоретических основ, научно-методического обеспечения, практических разработок применительно к воспитательной работе в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
- востребованностью социализирующего и реабилитационного потенциала творческой деятельности как важнейшего ресурса воспитания, и недостаточным использованием на практике;
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры определили выбор темы исследования: «Педагогическая реабилитация младших подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры».
Объект исследования: педагогическая реабилитации подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: педагогические условия педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс педагогической реабилитации подростков с
девиантным поведением средствами хип-хоп культуры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- учет особенностей подростков с девиантным поведением в процессе педагогической реабилитационной деятельности;
- опора на принцип фасилитации педагогического взаимодействия, обеспечивающая мотивацию подростков с девиантным поведением к познавательной, творческой деятельности;
- разработка комплекса внеурочных занятий хореографией с использованием потенциала хип-хоп культуры.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику базовых понятий исследования: девиантное поведение, педагогическая реабилитация;
2. Изучить историю возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России;
3. Выявить особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры;
4. Теоретически обосновать педагогические условия
педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Методологической основой исследования явились:
- положения о сущности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский,
В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин и др.); концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.Б.Елканов,
АЛ.Журкина, А.В.Хуторский, И.С.Якиманская и др.);
- научные исследования зарубежных и отечественных авторов в области психологии развития личности ребенка и формирования его Я- концепции (Р.Бернс, У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн и др.);
- теории отклоняющегося поведения (В.А.Балцевич, С.А.Беличева, И.С.Кон, А.П.Краковский, В.А.Крутецкий, В.Ф.Лелюх, А.С.Макаренко, Л.Ф.Обухова, Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, Б.А.Титов, М.В.Целуйко, Д.В.Шамсутдинова, Д.Б.Эльконин, М.Г.Лрошевский и др.);
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ г. Казани и Республиканской специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением, п. Левченко, г. Казань. В эксперименте принимало участие 20 подростков.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с сентября 2016 по май 2017 гг.
Первый этап включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированных общеобразовательных школы для детей с отклонениями в поведении; изучение отечественного опыта организации работы по коррекции и педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры, осуществлялся анализ его эффективности; уточнялись, корректировались содержательно¬методические стороны исследуемого процесса.
На третьем этапе была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о процессе педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры; выявлены особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением; определены педагогические условия процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт процесса педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями учреждений дополнительного образования, воспитателями центров времен¬ного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ, студентами педагогических вузов и ссузов.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждение на ежегодной научно-практической конференции студентов КФУ:
• Доклад на тему: История возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России (2017);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
• Диплом 1 и 2 степени Фестивалей «День первокурсника КФУ» в номинации «Фристайл» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом 1,2,3 степени Фестиваля «Студенческая весна РТ» в номинации «Уличные танцы» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом 3 степени Фестиваля «Сила искусств» в номинации «Best team show» (2015);
• Диплом 1 степени на Евразийском фестивале студенческого творчества «НА НИКОЛАЕВСКОЙ 2015», г.Оренбург;
• Диплом 1,2 степени Фестиваля «Студенческая весна КФУ » в номинации «Фристайл» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом участника в номинации танец всероссийского фестиваля молодежной культуры «АРТ Квадрат», (2015).
Сложившаяся ситуация требует от общества переоценки используемых технологий работы с трудными детьми, изучения потенциалов различных социальных институтов в коррекции и педагогической реабилитации их отклоняющегося поведения, в снижении деформирующего воздействия негативных влияний окружающей среды.
Трудные подростки в большей степени нуждаются в помощи и поддержке государства. На сегодняшний день принято ряд нормативно-законодательных актов на международном, федеральном, региональном уровнях: Конвенция ООН о правах ребёнка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30.09.2000 г., Конституция РФ (от 12.12.1993 г.), Семейный Кодекс РФ (ред. от
01.05.2017г.), Гражданский Кодекс РФ (ред. от 28.03.2017 г.), Уголовный Кодекс РФ (ред. от 17.04.2017 г.), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 28.12.2016 г.), ФЗ «Об образовании» (ред. от 12.11.2012г.), ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 28.12.2013 г.), Указ Президента РФ «Об
уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка (от 01.09.2009 г.), Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» (от 21.03.2007 г.) [64,65,66,67,74,75,78,79,80,82].
Воспитанию культуры высоких общественных чувств, становлению духовного мира личности признано помочь искусство, которое воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание с помощью специфических средств, помогает преодолеть внутреннею дисгармонию, воспринять общечеловеческие ценности. Искусство, таким образом, является посредником между обществом и человеком, способствует превращению ценностей общества в систему ценностей личности, благодаря чему осуществляется развитие ее социальных и нравственных качеств.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблема педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением рассматривается в исследованиях ученых из различных областей наук и относится к межпредметной категории.
Проблема дезадаптации подростков рассматривается в исследованиях психологов, педагогов Б.Н.Алмазова, М.А.Алемаскиной, А.С.Белкина, С.А.Беличевой, Н.Н.Верцинской, А.Г.Ковалева, А.И.Кочетова,
Э.Ш.Натанзона, А.А.Реан, В.Г.Степанова, и др. Учеными рассмотрена проблема коррекции поведения и методики перевоспитания девиантных подростков.
Особенности развития несовершеннолетнего правонарушителя рассмотрены в исследованиях юристов Ю.М.Антоняна, В.Н.Кудрявцева и др.
Основы социологии девиантного поведения были исследованы в трудах Э.Дюркгейма, получили развитие в исследованиях Р.Мертона. В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И.Гилинского.
Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассмотрены в работах таких ученых как Л.С.Выготский, Б.МТеплов, Д.Б.Эльконин и др.; исследованием комплексного влияния различных видов искусств на нравственное формирование личности занимались Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.
Интерес для нашего исследования представляют труды Р.В.Захарова, Л.Н.Сляднеевой, Т.С.Ткаченко, и др. в них рассмотрены возможности формирования личности ребенка средствами хореографического искусства.
Педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся с использованием потенциала хип-хоп культуры раскрывается в диссертационных исследованиях Л.И.Мельник, С.В.Иванова и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением подтверждается рядом противоречий, которые фиксируются между:
- возросшей необходимостью организации педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением и недостаточной разработанностью ее теоретических основ, научно-методического обеспечения, практических разработок применительно к воспитательной работе в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
- востребованностью социализирующего и реабилитационного потенциала творческой деятельности как важнейшего ресурса воспитания, и недостаточным использованием на практике;
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры определили выбор темы исследования: «Педагогическая реабилитация младших подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры».
Объект исследования: педагогическая реабилитации подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: педагогические условия педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс педагогической реабилитации подростков с
девиантным поведением средствами хип-хоп культуры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- учет особенностей подростков с девиантным поведением в процессе педагогической реабилитационной деятельности;
- опора на принцип фасилитации педагогического взаимодействия, обеспечивающая мотивацию подростков с девиантным поведением к познавательной, творческой деятельности;
- разработка комплекса внеурочных занятий хореографией с использованием потенциала хип-хоп культуры.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику базовых понятий исследования: девиантное поведение, педагогическая реабилитация;
2. Изучить историю возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России;
3. Выявить особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры;
4. Теоретически обосновать педагогические условия
педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Методологической основой исследования явились:
- положения о сущности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский,
В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин и др.); концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.Б.Елканов,
АЛ.Журкина, А.В.Хуторский, И.С.Якиманская и др.);
- научные исследования зарубежных и отечественных авторов в области психологии развития личности ребенка и формирования его Я- концепции (Р.Бернс, У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн и др.);
- теории отклоняющегося поведения (В.А.Балцевич, С.А.Беличева, И.С.Кон, А.П.Краковский, В.А.Крутецкий, В.Ф.Лелюх, А.С.Макаренко, Л.Ф.Обухова, Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, Б.А.Титов, М.В.Целуйко, Д.В.Шамсутдинова, Д.Б.Эльконин, М.Г.Лрошевский и др.);
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ г. Казани и Республиканской специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением, п. Левченко, г. Казань. В эксперименте принимало участие 20 подростков.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с сентября 2016 по май 2017 гг.
Первый этап включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированных общеобразовательных школы для детей с отклонениями в поведении; изучение отечественного опыта организации работы по коррекции и педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры, осуществлялся анализ его эффективности; уточнялись, корректировались содержательно¬методические стороны исследуемого процесса.
На третьем этапе была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о процессе педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры; выявлены особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением; определены педагогические условия процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт процесса педагогической реабилитации младших подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями учреждений дополнительного образования, воспитателями центров времен¬ного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ, студентами педагогических вузов и ссузов.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждение на ежегодной научно-практической конференции студентов КФУ:
• Доклад на тему: История возникновения хип-хоп культуры за рубежом и в России (2017);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
• Диплом 1 и 2 степени Фестивалей «День первокурсника КФУ» в номинации «Фристайл» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом 1,2,3 степени Фестиваля «Студенческая весна РТ» в номинации «Уличные танцы» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом 3 степени Фестиваля «Сила искусств» в номинации «Best team show» (2015);
• Диплом 1 степени на Евразийском фестивале студенческого творчества «НА НИКОЛАЕВСКОЙ 2015», г.Оренбург;
• Диплом 1,2 степени Фестиваля «Студенческая весна КФУ » в номинации «Фристайл» (2014, 2015, 2016, 2017);
• Диплом участника в номинации танец всероссийского фестиваля молодежной культуры «АРТ Квадрат», (2015).
Представленная выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая реабилитация младших подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры» позволила определить актуальность педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры и подтвердить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
1. Первая глава выпускной квалификационной работы, посвящена раскрытию теоретических основ педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры; характеристике основных понятий исследования; рассмотрению психолого-педагогических особенностей подростков с девиантным поведением, а также воздействию воспитательного потенциала хип-хоп культуры. На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
2. Обращение к проблеме педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением прослеживается в деятельности многих мыслителей: философов, педагогов, общественных деятелей (А.Н.Алмазов, М.А. Алемаскина А.С.Белкин, С.А.Беличева, И.П.Верцинский, А.Г.Ковалев,
A. И.Кочетов, Э.Ш.Натанзон, А.А.Реан, В.Г. Степанов, З.Г. Ягудин и др.)
3. Вопросы психологии искусства и художественного воспитания
рассмотрены в работах таких ученых как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др.; исследованием комплексного влияния различных видов искусств на нравственное формирование личности занимались Р.А.Ахмадеева, Б.Т.Лихачев, М.А.Налбандьян, Б.М.Неменский,
B. А.Разумный и др.
4. Возможности формирования личности ребенка средствами хореографического искусства рассмотрены в трудах Н.П.Базаровой, Р.В.Захарова, Г. А.Настюков, Л.Н.Сляднеевой И.В.Смирнов, Т.С.Ткаченко и др.
5. Для проведения теоретического анализа содержания основных понятий исследования «педагогическая реабилитация», «девиантное поведение» нами осмыслена сущность понятий «девиация», «реабилитация» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
6. Обобщив различные точки зрения, мы пришли к рабочему определению ключевых понятий нашего исследования «девиантное поведение», «педагогическая реабилитация».
Опираясь на основные положения, выдвинутые философами, психологами и педагогами мы пришли к выводу, что понятие педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации
Под девиантным поведением понимаются отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.
7. Исследованы психологические аспекты подростков с девиантным
поведением среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают следующие: эмоциональная неустойчивость,
внутренние проблемы переходного возраста, неопределённость своего социального положения, недостатки правового и высоконравственного сознания; отсутствие интереса к учебной деятельности; нарастание дисциплинарных проблем, уклонение повиноваться школьным уставам и т.д.
8. Выявлены особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают следующие:
- формирование благоприятной среды, комфортной, безопасной обстановки, позволяющей личности раскрепоститься, раскрыться;
- развитие творческих способностей и воображения обучающихся;
- вовлечение подростков с девиантным поведением в групповую- творческую деятельность;
- сочетание различных видов хип-хоп культуры и художественно-творческой деятельности на занятиях с девиантными подростками;
- учет возрастных особенностей подростков с девиантным поведением и уровня их духовно-нравственного развития при отборе информационного материала.
9. В ходе исследования выявлен определенный воспитательный потенциал хип-хоп культуры.
10. Выяснили определяющую роль хип-хоп культуры в решении задач взаимодействия с подростками девиантного поведения и их реабилитации. Хип-хоп культура предоставляет безграничные возможности для развития интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей.
11. Воздействие хип-хоп культуры на человека сопряжена с определенными отличительными чертами ,которые содержат последующие свойства:
• В данной культурно-досуговой деятельности подростки знакомятся с историей, современным искусством, нравственными и эстетическими ценностями, присущими данной культурной единицы.
• Подростки с девиантным поведением вовлекаются в
музыкальное, хореографическое, изобразительное творчество, при этом создается безоценочная безопасная площадка для самораскрытия и самовыражения личности.
• Свободный выбор форм и средств деятельности подростками с девиантным поведением, использование их по своему усмотрению, руководствуясь внутренними мотивами.
• Девиантные подростки вовлекаются в групповую деятельность.
11. Воспитательные возможности хип-хоп культуры заключаются в том, что хип - хоп культура предлагает богатый набор средств по передачи опыта от поколения к поколению с помощью художественных практик. При этом внутренняя система такого образования, в соответствии с особым индивидуальным подходом, является соответствующей современным реалиям, где личный опыт каждого ученика является уникальным и неповторимым. При этом во главу угла ставятся основные принципы гуманистической направленности.
12. Исходя из рассмотренного, был сделан вывод, что воспитательная функция хип-хоп культуры реализуется в процессе взаимодействия музыкального, хореографического, изобразительного, речевого искусства с общественным и личным сознанием человека.
13. Осуществление опытно-экспериментальной работы по педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры позволило нам сделать следующие выводы.
14. Для успешной апробации процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры были определены следующие педагогические условия:
- учет особенностей подростков с девиантным поведением в процессе педагогической реабилитационной деятельности;
- опора на принцип фасилитации педагогического взаимодействия, обеспечивающая мотивацию подростков с девиантным поведением к познавательной, творческой деятельности;
- разработка комплекса внеурочных занятий хореографией с использованием потенциала хип-хоп культуры.
15. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы по педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ г. Казани.
16. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. В
эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте от 11 до 16 лет, из них 10, дети, находящиеся в Центре временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) Ново-Савиновского района г. Казани (ЭГ - экспериментальная группа) и 10 детей, посещающих Республиканскую специальную общеобразовательную школу для детей с девиантным поведением, г. Казань.
17. В ходе эксперимента нами была использована специально составленная анкета на основе диагностической методики коммуникативной толерантности В.В.Бойко и методики ценностных ориентаций М.Рокича, направленная на выявление жизненных ценностных ориентаций подростков; были выделены критерии жизненных ценностей подростков с девиантным поведением, определены уровни развития жизненных ценностных ориентаций: высокий, средний, низкий.
18. На констатирующем этапе с помощью диагностик была получена первоначальная информация о жизненных ценностях ребят, как в ЭГ, так и в КГ. На данном этапе эксперимента учащиеся были примерно в равных условиях.
19. Логика проведения формирующего этапа эксперимента определялась общей гипотезой нашего исследования. Целью данного этапа была реализация педагогических условий, содействующих успешному осуществлению процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры в рамках проведения в ЦВСНП внеурочных занятий по хип-хоп культуре и различных мероприятий, таких как мастер-классы, тематические праздники, концерты и др. Формирующий этап осуществлялся только в ЭГ.
20. На контрольном этапе эксперимента был осуществлен итоговый срез. Для получения данных была использована аналогичная методика использованная на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными.
21. Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в развитии уровня жизненных ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры произошли позитивные изменения.
22. Результаты опытно-экспериментальной проверки отразили определенную тенденцию к повышению уровня жизненных ценностных ориентаций подростков, входящих в экспериментальную группу, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования, подтверждает эффективность уроков музыкального искусства с детьми ЦВСНП и позволяет считать проведенное исследование успешным.
23. Результаты участников ЭГ проявилась в следующих показателях:
• самоопределение, нахождение своего смысла жизни;
• способность к самоорганизации, саморегуляции;
• позитивное отношение со стороны окружающих, доверие;
• удовлетворение потребностей в любви и дружбе, причастности к группе, социальном статусе;
• благоприятная социальная ситуация развития (объективные обстоятельства жизни, положение человека в обществе, в семье, условия развития;)
• успехи и достижения личности в различных видах творческой деятельности;
• право на выбор личностно-значимых видов деятельности;
• познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое диалогическое общение.
1. Первая глава выпускной квалификационной работы, посвящена раскрытию теоретических основ педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры; характеристике основных понятий исследования; рассмотрению психолого-педагогических особенностей подростков с девиантным поведением, а также воздействию воспитательного потенциала хип-хоп культуры. На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
2. Обращение к проблеме педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением прослеживается в деятельности многих мыслителей: философов, педагогов, общественных деятелей (А.Н.Алмазов, М.А. Алемаскина А.С.Белкин, С.А.Беличева, И.П.Верцинский, А.Г.Ковалев,
A. И.Кочетов, Э.Ш.Натанзон, А.А.Реан, В.Г. Степанов, З.Г. Ягудин и др.)
3. Вопросы психологии искусства и художественного воспитания
рассмотрены в работах таких ученых как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др.; исследованием комплексного влияния различных видов искусств на нравственное формирование личности занимались Р.А.Ахмадеева, Б.Т.Лихачев, М.А.Налбандьян, Б.М.Неменский,
B. А.Разумный и др.
4. Возможности формирования личности ребенка средствами хореографического искусства рассмотрены в трудах Н.П.Базаровой, Р.В.Захарова, Г. А.Настюков, Л.Н.Сляднеевой И.В.Смирнов, Т.С.Ткаченко и др.
5. Для проведения теоретического анализа содержания основных понятий исследования «педагогическая реабилитация», «девиантное поведение» нами осмыслена сущность понятий «девиация», «реабилитация» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
6. Обобщив различные точки зрения, мы пришли к рабочему определению ключевых понятий нашего исследования «девиантное поведение», «педагогическая реабилитация».
Опираясь на основные положения, выдвинутые философами, психологами и педагогами мы пришли к выводу, что понятие педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации
Под девиантным поведением понимаются отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.
7. Исследованы психологические аспекты подростков с девиантным
поведением среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают следующие: эмоциональная неустойчивость,
внутренние проблемы переходного возраста, неопределённость своего социального положения, недостатки правового и высоконравственного сознания; отсутствие интереса к учебной деятельности; нарастание дисциплинарных проблем, уклонение повиноваться школьным уставам и т.д.
8. Выявлены особенности педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают следующие:
- формирование благоприятной среды, комфортной, безопасной обстановки, позволяющей личности раскрепоститься, раскрыться;
- развитие творческих способностей и воображения обучающихся;
- вовлечение подростков с девиантным поведением в групповую- творческую деятельность;
- сочетание различных видов хип-хоп культуры и художественно-творческой деятельности на занятиях с девиантными подростками;
- учет возрастных особенностей подростков с девиантным поведением и уровня их духовно-нравственного развития при отборе информационного материала.
9. В ходе исследования выявлен определенный воспитательный потенциал хип-хоп культуры.
10. Выяснили определяющую роль хип-хоп культуры в решении задач взаимодействия с подростками девиантного поведения и их реабилитации. Хип-хоп культура предоставляет безграничные возможности для развития интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей.
11. Воздействие хип-хоп культуры на человека сопряжена с определенными отличительными чертами ,которые содержат последующие свойства:
• В данной культурно-досуговой деятельности подростки знакомятся с историей, современным искусством, нравственными и эстетическими ценностями, присущими данной культурной единицы.
• Подростки с девиантным поведением вовлекаются в
музыкальное, хореографическое, изобразительное творчество, при этом создается безоценочная безопасная площадка для самораскрытия и самовыражения личности.
• Свободный выбор форм и средств деятельности подростками с девиантным поведением, использование их по своему усмотрению, руководствуясь внутренними мотивами.
• Девиантные подростки вовлекаются в групповую деятельность.
11. Воспитательные возможности хип-хоп культуры заключаются в том, что хип - хоп культура предлагает богатый набор средств по передачи опыта от поколения к поколению с помощью художественных практик. При этом внутренняя система такого образования, в соответствии с особым индивидуальным подходом, является соответствующей современным реалиям, где личный опыт каждого ученика является уникальным и неповторимым. При этом во главу угла ставятся основные принципы гуманистической направленности.
12. Исходя из рассмотренного, был сделан вывод, что воспитательная функция хип-хоп культуры реализуется в процессе взаимодействия музыкального, хореографического, изобразительного, речевого искусства с общественным и личным сознанием человека.
13. Осуществление опытно-экспериментальной работы по педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры позволило нам сделать следующие выводы.
14. Для успешной апробации процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры были определены следующие педагогические условия:
- учет особенностей подростков с девиантным поведением в процессе педагогической реабилитационной деятельности;
- опора на принцип фасилитации педагогического взаимодействия, обеспечивающая мотивацию подростков с девиантным поведением к познавательной, творческой деятельности;
- разработка комплекса внеурочных занятий хореографией с использованием потенциала хип-хоп культуры.
15. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы по педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ г. Казани.
16. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. В
эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте от 11 до 16 лет, из них 10, дети, находящиеся в Центре временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) Ново-Савиновского района г. Казани (ЭГ - экспериментальная группа) и 10 детей, посещающих Республиканскую специальную общеобразовательную школу для детей с девиантным поведением, г. Казань.
17. В ходе эксперимента нами была использована специально составленная анкета на основе диагностической методики коммуникативной толерантности В.В.Бойко и методики ценностных ориентаций М.Рокича, направленная на выявление жизненных ценностных ориентаций подростков; были выделены критерии жизненных ценностей подростков с девиантным поведением, определены уровни развития жизненных ценностных ориентаций: высокий, средний, низкий.
18. На констатирующем этапе с помощью диагностик была получена первоначальная информация о жизненных ценностях ребят, как в ЭГ, так и в КГ. На данном этапе эксперимента учащиеся были примерно в равных условиях.
19. Логика проведения формирующего этапа эксперимента определялась общей гипотезой нашего исследования. Целью данного этапа была реализация педагогических условий, содействующих успешному осуществлению процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры в рамках проведения в ЦВСНП внеурочных занятий по хип-хоп культуре и различных мероприятий, таких как мастер-классы, тематические праздники, концерты и др. Формирующий этап осуществлялся только в ЭГ.
20. На контрольном этапе эксперимента был осуществлен итоговый срез. Для получения данных была использована аналогичная методика использованная на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными.
21. Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в развитии уровня жизненных ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением средствами хип-хоп культуры произошли позитивные изменения.
22. Результаты опытно-экспериментальной проверки отразили определенную тенденцию к повышению уровня жизненных ценностных ориентаций подростков, входящих в экспериментальную группу, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования, подтверждает эффективность уроков музыкального искусства с детьми ЦВСНП и позволяет считать проведенное исследование успешным.
23. Результаты участников ЭГ проявилась в следующих показателях:
• самоопределение, нахождение своего смысла жизни;
• способность к самоорганизации, саморегуляции;
• позитивное отношение со стороны окружающих, доверие;
• удовлетворение потребностей в любви и дружбе, причастности к группе, социальном статусе;
• благоприятная социальная ситуация развития (объективные обстоятельства жизни, положение человека в обществе, в семье, условия развития;)
• успехи и достижения личности в различных видах творческой деятельности;
• право на выбор личностно-значимых видов деятельности;
• познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое диалогическое общение.



